Летние банты для жаркого лета.
Телегу немного трясло и Леська нашла местечко по- мягче у борта, что бы наблюдать, как поросшая трава возле колеи дороги шелестит, касаясь колес. И сразу можно было увидеть, как высокие колосья трав оставались позади, и тут же закрывали две наезжие колеи лесной дороги.
Неделин ранним утром запряг лошадь и еще спящую внучку, прямо из кровати взял на руки и положил ее сзади на телегу, поближе к борту, где было настелено свежее сено. Еще с вечера дед задумал отправиться на станцию к ветеринарам, чтобы взять вакцину для молодых жеребят. И ему очень хотелось взять с собой Леську, и как он только не заманивал ее отправиться с ним ранним утром в путешествие через лес. Но Леська отказывалась ехать и жалобно приговаривала «Деда, ты же -уколы острые привезешь моим лошадкам, а им водичка нужна, они пить хотят всегда!- и совсем им не хочется, что бы их кололи и щипали!» Дед все же не сдавался и заверил внучку отправиться с ним, потому что молодым лошадкам, нужно было не болеть, и они вместе для них возьмут маленькие пузырьки. И в них будут очень вкусные витамины, которые она сама выльет в поилки и у жеребят будет блестящая и шелковистая шерстка.
-Ладно, деда я поеду за витаминами, но с собой мне надо взять мои алые банты
-А зачем -алые?
-Лето!-дедушка, и все на каникулах должны радоваться. Вот и я буду нарядная -для лета…
Внучка росла- и это уже был не комочек белых бантов, с завитушками волос по бокам, как когда- то. Теперь ее косы становились толще и взрослее, и словно облик внучки от них то же становился краше и серьезнее. « Да и вправду- девица красная подрастает, вот и банты уже нарядные, как у невесты…» Неделин согласился на условие внучки и Леська бережно положила в свою сумочка два алых банта.
Утренняя прохлада леса, еще словно плелась где то рядом с телегой, и было приятно понежиться на солнце сразу, как только лесная колея вывела на пустырь. Неделин решил зайти в диспетчерскую гражданской авиации, и конечно прогноз погоды самый точный ,можно было узнать только там. Летний зной, казалось-щадил только лесной папоротник, а все остальные растения превратились в одну подушку набитую порохом. Старый лесник очень надеялся на весточку о смене циклона, тем более от « небесных» работников-диспетчеров. Здание было деревянным и одноэтажным, но по важности -несомненно не уступало самому правлению совхоза. Там ведь шел непрерывный контроль- за гражданской авиацией, и Неделин зашел в открытую деревянную дверь
-Милые дамы, что там -нам с неба нанесет?
-Ой, гляньте -сам заводчик лошадей к нам пожаловал! Все ждешь, что с неба ? Как девицу красную, ведь все один!- со своими лошадями…А ведь ждешь -что принесет?
Неделина хорошо знали на станции и не упускали повод посмеяться над его одиночеством. И он тоже любил пошутить
-А девица красная- всегда со мной!
И Неделин показал рукой в сторону телеги. Все поднялись из -за своих столов и вышли посмотреть, что там за красна девица
-Ай –Леночка! какая невестушка подрастает!
У Неделина- то же расширились глаза от удивления. Он никак не мог понять, когда его внучка успела вплести в свои косы алые банты. Диспетчера бросились к телеге и стали целовать и дарить девочке все, что было в карманах. А кто- то побежал в магазин за сладкой газировкой и печеньями. Леська обрадовалась такому вниманию к себе, и дала -строгий наказал деду, что теперь на станцию всегда с ним будет ездить, даже и если без своих нарядов. Леська тоже захотела оставить свой подарок, и она достала из своей сумочки маленькую куколку, с размером не больше ладони. И торжественно вручила ее строгому директору, которая стояла на пороге диспетчерской, и с интересом наблюдала за происходящим. Женщина с пушистым снопом на голове- расчувствовалась, и пригласила Леську во внутрь, где работали диспетчера. Там повсюду были экраны, на которых были сплошь зеленые линии и круги.
-Ну, куда поставишь свою куколку?-директор дала возможность девочке самой выбрать место для сувенира
-А где тут видно моих лошадок с неба
-Ах, ты ! Ее- лошадок…а? Вот здесь ваша с дедом деревня, а где-то тут рядом и конюшня
-А у нас жеребятки отдельно живут
Да уж слышала, слышала, что там- за базок у вас. Поить деду помогаешь?
-Ой, я даже с лошадками на утиный хвост хожу
Неделин решил то же похвалить свою внучку и рассказать, какая она уже взрослая
-Она на пруд водит сама, с десяток молодняка, прямо к оврагу. К тому самому- утиному хвосту
Директор взяла девочку на руки и поцеловала ее в обе щеки
-Какая же ты заботливая! Это все твой дедушка тебя учит, как надо управляться
-Нет, это я подсказываю, как лучше нужно! И что б пользы, было больше!
Все в диспетчерской рассмеялись, и директор стала смотреть на нее, почти как на равного руководителя. Неделин опять решил поддержать свою непоседу
-Это все- за правда! Это- все так и на самом деле. Она и научила к оврагу водить табун . И ведь сколько пользы, от такой родниковой воды для жеребят!
Директор, совсем уже смотрела на девочку, как на родную. И сделала ей предложение
-Так вот -значит так! Давай ты свою куклу поставишь- вот рядом с этим экраном, где как раз на этом месте, вы живете с дедом и ты руководишь своим хозяйством. Теперь, кто будет проситься полететь на вертолете в вашу деревню, будет знать- кто там хозяйка!
И она поставила Леськину куклу перед экраном, где на мониторе были видны контуры ее деревни.
-Да- милые мои…-директор достала стенограмму и прочитала прогноз погоды до конца недели
-Неделин! Два дня еще будет зной… ни одной тучки. А там после завтра все небо в грозах и гром –даст, так даст. Все небо тучами закроет
Дед опустил голову, о чем -то подумал и ответил
-Да, такое пекло что и не знаешь, как и один час табуну продержаться
Все с порога махали руками алым бантам и бородатому лесничему. Махала в ответ и Леська своими ладошками, и только Неделин, что -то бурчал себе в бороду и приговаривал :«Что- ж, я к ночи запамятовал, вот старый- совсем из головы вон!» Леська заметила, что дед волнуется и заторопился
-Деда, ты куда -так торопишься?
-Ай, внучка!- с вечера, я же тебе сказал, что сам попою жеребят. А все провозился с покосом. Эх, все тороплюсь с запасами на зиму, да и сушь какая, и полежало бы еще сено в снопах... Да ведь нет, все надо прям, срочно от леса долой, вроде кто как- утащит!
Неделин горевал от своей же прыти. До поздней ночи он прятал сено и совсем забыл про хлопоты с водой. Так и до темна, провозился с амбаром. Где верхушки скирда, нужно было надежно укрепить высокими горбылями. Леська как всегда решила успокоить своего деда
-Нет, ты все правильно вчера приготовил корм на зиму моим лошадкам!
Леська немного помолчала и добавила
-А то про воду стал забывать, так и без корма бы зимой –оставил коней!
Неделин только махнул головой вниз и вожжами пришпорил свою кобылу по бокам.
Оставалось только заехать на ветеринарную станцию, где его уже ждали и подготовили ему ларь с вакцинами и шприцами. Неделин, почти на ходу спрыгнул с телеги, и быстро зашагал на животноводческий баз, к ветеринарам. Они уже на пороге вручили ему широкий ящик, забитый весь многочисленными пузырьками накрытый марлей. И велели положить сверху еще и брезент. Старик уже никого не слышал и торопился на постой, где табун уже наверняка осушил все свои поилки и в такой зной, жаждал спасительной влаги.
Середина леса, словно спрятала утреннюю прохладу в свои овраги. И туда- по всей видимости сбежала и дневная тень. Всюду жаркие лучи солнца намагничивали воздух, и макушки деревьев трещали стоном, требуя живительных капель с неба, чтобы свежестью пуститься с ветром шелестящей листвой. Оставалось проехать березняк, и вот он –простор, по лугам вниз все скакунам и кобылицам с жеребятами. Неделин еще с весны хлопотал в совхозе отдать ему на летний постой молодых кобылиц с жеребятами. На пригорке луга, всегда обдувало ветром, и лошадям лесная прохлада дарило спасение от кусачих шершней и оводьев. Причем разнотравье лугов, давала силы молодым скакунам, и лесная обитель хранила безмятежность и дарила покой молодому табуну.
И вот она наезжая песчаная колея, которая вела прямо к летней конюшне. Все вроде бы было спокойно, и только Неделин приговаривал «Ах щелкнет, где за кустом, так и стрельнет огнем вверх!» Колеса, казалось стали стучать по накатанному песчанику, и воздух застыл, наверно от зноя даже небо спряталось в луга, и сушь стелилась повсюду
-Деда, что за черный столб -возле леса? На живую трубу- похожая.
-Извивается внучка –так, враг наш! Ишь, язык огненный и борода черная! Леська беда над лесом, не пойму только откуда огненная колесница гонит. Похоже -магистраль набезобразила, там разжижка случилась!
Через лес, когда то была проложена дорога, и всегда края приходилось опахивать, чтобы ничего от проезжающих не попадало в березняк. В этот раз, видать не усмотрели…
-Леська !Давай так-ты к жеребяткам спеши там только воротину отвари и они сами за тобой поскачут и лучше к пруду, прямо в овраг на «утиный хвост». Неделин распряг кобылу и дал команду
-Леська, берись за узду, и шагайте к загону. Если лошадь будет отворачивать обратно- не держи ее, и тогда сама спасайся. Кобыла знает где будет не опасно, держись ее рядом
Сам Неделин побежал спасать взрослое стадо, где поверху макушек огонь сгибал искрящиеся ветки к низу. Особая песня у огня: сильная, разрывающая все в разные стороны и безжалостная.
-Так, Шуська- так звали старую кобылу, которая когда то была через чур шустрой, и с годами она стала только « Шуська»…-пошли за жеребятками с тобой вместе!
Леська шла косолапыми шагами, и все сильнее прижималось к своей лошадке. «Как там деда? Кого позвать к нему на помощь?-сейчас бы добрые тети из диспетчерской нам точно помогли! Только сигнал им надо подать»
-Так Шуська -наклони голову!
И кобылка чуть пригнула свою гриву вниз
-Сейчас на экране там в диспетчерской на станции увидят дым и пришлют к нам вертолет с неба он нас обязательно должен за метить!
И девочка стянула два алых банта с белесых кос и повязала на гриву свое лошадке
-Качай головой- кому сказала! Надо- Шуська, чтобы нас заметили. Дедушке нужна очень помощь. Он ведь там борется с огнем, совсем один.
И кобыла пошла вперед, качая головой по энерции- вниз, вверх и Леська успокоилась. «Теперь алые лоскуточки увидит летчик и спуститься прямо к деду»…Леська переживала за своего деда а за себя ни сколичка и она была уверена чтобы ни случилось Шуська ее одну в беде не оставит.
Неделин тем временем переступал черту пожарища и хуже всего, что некоторых кобыл надо было распутать. Копыта. Так он делал их смеренными и оседлыми, но сейчас надо всех отпускать на волю, на луга, где ветер подхватит скрученные в косы гривы и погонит их на простор.
Через дым, что казалось он уже напускается ото всюду, еще была видна Шуськина грива. Вдруг прямо перед Леськой возникла воротина, и девочка удивилась, как точно лошадка привяла ее к загону. Но кобыла воротилась всей головой вбок и топала беспрерывно своими копытами. Леська отпустила уздечку и навалилась на тяжелую завереть чтоб ее сдвинуть. Она немного зашаталась в разные стороны, но низ оставался неподвижным «Как же мне тебя отпереть»?-подумала Леська. Дым щипал ее за лицо и слезы ручьями заливали глаза. Неожиданно она услышала звук колокольчика- «Музька –колокольчик, где ты сюда !-сюда!» Любимый жеребенок, с которым девочка ластилась с самого рождения побежал к не послушной воротине, которая все никак не отворялась. Следом подбежали и другие жеребята .Леська опустила щеколду вниз про которую она совсем забыла, и маленькие лошадки смогли напором пробить себе выход. «Музька- колокольчик» остался рядом с Леськой. И терся своим носом об плечи девочки «Музька -бежим к оврагу! Там наверно -нас Шуська ждет». И вправду, кобыла Неделина расстворилась в темных клубах едкого дыма. «Шуся -Шуся –где ты?» Девочка верила, что добрая лошадка не оставит ее в биде, с жеребятами. Так оно и было- Шуська стояла возле глубокого оврага, в котором небольшое болотце, тянулось треугольником в луга и сам овраг был похож на хвост, Отсюда и прозвище «утиный хвост». Девочка увидела, как кобыла чуть подпрыгивала на передних копытах и жеребячим кличем собирала возле себя стао. А еще были хорошо видны на гриве алые банты. Их и заметил сверху вертолет, который уже давно кружил над деревней.
Неделину было худо. Он распутал всех своих молодых кобылок и сам бес сил пал на траву. И ползком на пузе пробирался подальше от красных полчищ всюду снующих обжигающих языков острого пламени.
Вертолет словно накручивал дым на свои лопасти и пожарный десант, бегом спрыгивая с трапа, бежал к темному кругу, в котором Леська сидела посередине с жеребятами, и вплетала обратно в косы свои алые банты
-Девочка, где ты?- мы здесь!
Леська не отвлекалась, и ей нужно было выглядеть нарядно, перед такими бравыми спасателями, а главное вместе с ними она хотела пойти на помощь деду. Пожарный отряд из десятка дюженных парней выстроились почти на весь «утиный хвост» и все приготовились идти ближе к лесу -на поиски Неделина
-Возьмите Шуську, она знает- где мой дед, залег
-Что ты девочка! С ним все хорошо, старые они хитрые и запасливые, вот он наверно и привязал к кобыле твои банты, чтобы мы увидели сверху алые лоскутки
-Да, только я сама захотела взять с собой свой наряд на лето, а оказалось как маячок…-Леська немного подумала и выкрикнула-Лошадиный!
Спасатели облачились в золотистые шлема, и пошли из оврага к верху, где на лугах растекалась огненная лава. Все же местами еще понизу к земле зеленела луговая трава, на которую припал пепел берез, и казалось, она засеребрилось, сверкающей волной и светилась, как фосфор.
Неделина нашли всего обсыпанным обожженной листвой. Ему хватило сил доползти до сухих поилок, которые он еще с вечера забыл наполнить водой. И не дай бог! Если бы он оставил сено в снопах еще с вечера возле леса, тогда уже наверняка летний загон для кобылиц превратился в обожженный пепел, и земля бы вся истлела, от такого огненного- истязающего котла…
Пожарники заночевали прямо у оврага недалеко от вертолета. Над Неделиным потешались до самого рассвета
-Тебя теперь в сметане надо отмачивать. Такого загара и на океане не раздобудешь…А бороду поджарил до карамелей!...
И все смеялись так, что никто не мог никак уснуть. И только Леська, накрыла своими косичками подбородок и громко сопела. Ей снилась, что она наряженная в свои алые банты кружила над лесом, и жеребята шли всегда за ней, и чуть алый рассвет красил просторы летнего, бескрайнего неба…
Юлия Васильевна Воробьева