12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Байбабаева Гульмира Закиржановна72 |
Аналитическая справка по результатам оценки методических компетенций учителей начальных классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»
Центр оценки качества образования и аттестации
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
Аналитическая справка
по результатам оценки методических компетенций
учителей начальных классов
Анадырь, 2023 г.
Составитель: Байбабаева Г.З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования и аттестации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации».
В целях развития и совершенствования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения адресности, персонификации повышения квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций и формирования методических активов в 2022 году в субъектах Российской Федерации проводилась оценка предметных и методических компетенций учителей по следующим предметам: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, литературе, истории, обществознанию, географии, информатике, иностранному языку (английскому, немецкому, французскому), технологии, а также учителей начальной школы (информационное письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.02.2022 г. №АЗ-186/08 «О направлении информации».
Оценка предметных и методических компетенций учителей начальных классов (далее – ОКУ) общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа проводилась 20 сентября 2022 года. В диагностике принимали участие 29 учителей начальных классов из двух общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.
Средний процент выполнения диагностической работы составил 60,5%, из них средний процент за выполнение предметной части диагностической работы составил 86%, средний процент за выполнение методической части диагностической работы составил 40%.
Результаты оценки предметных и методических компетенций в разрезе образовательных организаций представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование ОО | Средний процент выполнения всей работы | Средний процент выполнения предметной части работы | Средний процент выполнения методической части работы |
МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» | 38,6 | 83,4 | 40 |
МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» | 39,5 | 86,6 | 40,1 |
27 января 2023 года в ГАУ ДПО ЧИРОиПК было проведено заседание регионального методического объединения руководителей общеобразовательных организаций (в рамках деятельности РМО секции «Руководители ОО») по итогам оценки предметных и методических компетенций учителей начальных классов общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.
На заседании был представлен анализ результатов ОКУ и принято решение (Протокол №3 заседания РМО):
Провести организационно-методическую работу по разработке индивидуальных образовательных маршрутов (далее – ИОМ) для учителей, участников ОКУ.
Разработать совместный план мероприятий трех уровней (внутришкольное, муниципальное и региональное) по восполнению, выявленных в ходе оценки предметных и методических компетенций, дефицитов у учителей начальных классов.
В период с февраля по сентябрь 2023 года организовать и провести мероприятия согласно разработанному плану.
На осенних каникулах 2023 года провести диагностику методических компетенций для участников ОКУ.
Сотрудники ЦНППМ ГАУ ДПО ЧИРОиПК совместно с руководителями школ составили и утвердили индивидуальные образовательные маршруты для педагогов, участников ОКУ.
В таблице 2 представлены мероприятия, включенные в ИОМ каждого участника ОКУ.
Таблица 2
№п/п | Мероприятия | Дата проведения | |
МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» | МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» | ||
Школьный уровень | |||
1 | Семинар на тему «Проблемы разработки и применения современных психолого-педагогических технологий» | Практический семинар по теме «Организация внеурочной деятельности: изменения, требования, алгоритм разработки рабочей программы внеурочной деятельности» (ФГОС 2021 г.) | Февраль 2023 г. |
2 | Семинар на тему «Эффективные формы организации сотрудничества с коллегами с целью повышения качества образования» | Практический семинар по теме «Особенность структуры личностных, метапредметных и предметных результатов, а также требований, предъявляемых ФГОС НОО к достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов». | Март 2023 г. |
3 | Открытый урок в начальной школе | | Апрель 2023 г. |
Муниципальный уровень | |||
4 | Практический семинар «Применение инструментария объективной оценки образовательных результатов в процессе реализации педагогического оценивания деятельности обучающихся» | 31.03.2023 г. | |
Региональный уровень | |||
5 | Обучение в форме очного семинара «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса» | 15.05.2023 -22.05.2023 | |
6 | Обучение в форме очного семинара «Современные образовательные технологии деятельностного типа. Проблемное обучение» | 23.10.2023 -27.10.2023 |
Нормативно-правовым основанием для проведения мероприятий по восполнению выявленных, в ходе процедуры оценки методических компетенций учителей начальных классов, профессиональных дефицитов стали следующие локальные акты ГАУ ДПО ЧИРОиПК:
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 19.01.2023 г. №01-03/12 «Об утверждении макета карты индивидуального образовательного маршрута».
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 10.05.2023 г. № 01-03/114 «О зачислении на обучение в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации) «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса».
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 19.10.2023 г. № 01-03/120 «О зачислении на обучение в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации) «Современные образовательные технологии деятельностного типа. Проблемное обучение».
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 26.10.2023 г. № 01-03/ 123 «О проведении итоговой диагностической процедуры оценки методических компетенций учителей начальных классов в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов».
Региональная оценка методических компетенций учителей начальных классов общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа проводилась 1 ноября 2023 года. В диагностике приняли участие 21 учитель начальных классов из двух общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.
1. Характеристика диагностической работы
по оценке методической компетенций
1.1. Назначение диагностической работы
Назначение диагностической работы – оценить методические компетенции учителей.
Результаты диагностической работы могут быть использованы:
- организациями дополнительного профессионального образования, Центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) – для совершенствования программ повышения квалификации учителей, а также построения индивидуальных образовательных маршрутов при организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»;
- муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, – для развития механизмов управления качеством образования, в том числе, путем проведения анализа и мониторинга текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития в части повышения профессионального мастерства педагогических работников и организации методической работы.
1.2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе следующих документов:
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н);
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426);
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 91);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
1.3.Структура диагностической работы
Работа состояла из 18 заданий, из которых 10 заданий предполагали краткий ответ в виде комбинации цифр; 8 заданий с развернутым ответом.
На выполнение работы отводилось 120 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не требовались.
В основе отбора содержания для заданий диагностической работы – понимание того, что успешность учебной деятельности обучающихся зависит от умения учителя организовать процесс обучения с учетом их психологических особенностей и возможностей, знания и готовности использовать современные технологии обучения. Учитель должен владеть всеми компонентами дидактической системы начального общего образования:
- ставить цели учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной рабочей программы по учебным предметам;
- конструировать и организовывать процесс обучения (в том числе и для лиц с ОВЗ) с использованием современных информационно- коммуникационных технологий;
- осуществлять контроль и оценку образовательных результатов.
При разработке заданий, оценивающих методические компетенции учителя, учитывались традиции российской системы образования и приоритетность роли тех или иных компетенций учителя в образовательном процессе.
Задания диагностической работы позволяют оценить умения учителя:
- планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов;
- учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной траектории;
- обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- объективно оценивать достижения обучающимися планируемых результатов и при необходимости осуществлять коррекцию методики и организационных аспектов обучения;
- выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями.
Объектами контроля в диагностической работе выступали:
- знание основ методики преподавания предмета, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
- владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.).
- знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;
- умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
1.4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий: 1-10, 13-15 оценивался 1 баллом.
Выполнение каждого из заданий 11, 12, 16, 17 оценивалось в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания:
- полное правильное выполнение задания – 2 балла;
- выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл;
- неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 18 оценивался 3 баллами. Ответ на это задание оценивался следующим образом:
- полное правильное выполнение задания – 3 балла;
- выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 2 балла;
- с двумя ошибками – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании трёх или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Максимальный балл за правильно выполненную диагностическую работу составил 24 балла.
2. Статистический анализ выполнения заданий диагностической работы
по оценке методической компетенций
В таблице 3 (диаграмма 1) представлены обобщённые статистические данные по выполнению заданий диагностической работы.
Таблица 3
Порядковый номер задания | Максимальный балл за задание | Средний балл | Средний процент выполнения |
1 | 1 | 17 | 70,8 |
2 | 1 | 13 | 54,2 |
3 | 1 | 20 | 83,3 |
4 | 1 | 14 | 58,3 |
5 | 1 | 3 | 12,5 |
6 | 1 | 19 | 79,2 |
7 | 1 | 14 | 58,3 |
8 | 1 | 15 | 62,5 |
9 | 1 | 18 | 75,0 |
10 | 1 | 19 | 79,2 |
11 | 2 | 19 | 45,2 |
12 | 2 | 17 | 40,5 |
13 | 1 | 11 | 45,8 |
14 | 1 | 14 | 58,3 |
15 | 1 | 18 | 75,0 |
16 | 2 | 40 | 95,2 |
17 | 2 | 18 | 42,9 |
18 | 3 | 39 | 61,9 |
Итого | 24 | 15,6 | 65 |
Диаграмма 1
Средний балл за выполнение диагностической работы составил 15,6 балла из 24 максимально возможных баллов, что составляет 65% выполнения диагностической работы в целом.
Наиболее низкий процент выполнения характерен для заданий:
- с кратким ответом №№2, 4, 5, 7, средний процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 12,5% до 58,3%;
- с развёрнутым ответом №№ 11, 12, 13, 14 и 17, средний процент выполнения указанных заданий колеблется от 40,5% до 58,3%.
В таблице 4 (диаграмм 2) представлены результаты выполнения диагностической работы в разрезе образовательных организаций городского округа Анадырь.
Таблица 4
Порядковый номер задания | Средний процент выполнения по ОО ЧАО | Средний процент выполнения по МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» | Средний процент выполнения по МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» |
1 | 70,8 | 75 | 82,4 |
2 | 54,2 | 75 | 58,8 |
3 | 83,3 | 100 | 94,1 |
4 | 58,3 | 100 | 58,8 |
5 | 12,5 | 0 | 17,6 |
6 | 79,2 | 100 | 88,2 |
7 | 58,3 | 75 | 64,7 |
8 | 62,5 | 50 | 76,5 |
9 | 75,0 | 50 | 94,1 |
10 | 79,2 | 100 | 88,2 |
11 | 45,2 | 87,5 | 35,3 |
12 | 40,5 | 87,5 | 29,4 |
13 | 45,8 | 75 | 47,1 |
14 | 58,3 | 75 | 64,7 |
15 | 75,0 | 100 | 82,4 |
16 | 95,2 | 100 | 94,1 |
17 | 42,9 | 62,5 | 38,2 |
18 | 61,9 | 50 | 64,7 |
Итого | 65 | 75 | 65 |
Диаграмма 2
Таким образом, средний процент выполнения диагностической работы в МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» составил 75%, в МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» составил 65%.
В таблице 5 представлены результаты оценки методических компетенций 2022 г. и 2023 г.
Таблица 5
№п/п | Наименование ОО | Результаты ОКУ 2022 г. (в %) | Результаты ОКУ 2023 г. (в %) | Динамика |
1 | МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» | 38,6 | 75 | +36,4 |
2 | МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» | 39,5 | 65 | +25,5 |
Анализ результатов выполнения диагностической работы по оценке методических компетенций
Для получения наиболее полного представления о качестве выполнения диагностической работы учителями начальных классов общеобразовательных организаций городского округа Анадырь были проанализированы результаты выполнения каждого задания, представленного в диагностической работе.
Для анализа результатов выполнения, а также для характеристики затруднений и учёта типичных ошибок были рассмотрены работы 21 участника оценки методических компетенций.
Подавляющее большинство участников ОКУ успешно справились с заданиями с кратким ответом №№1, 3, 6, 8, 9 и 10.
В задании 1 необходимо было установить соответствие между видами и целями обучения. С этим заданием успешно справились 70,8% участников. Форму методической работы, в которой сотрудничают педагоги одной специальности (задание 3) правильно выбирают 83,3% участников. Дают верное определение поискового (исследовательского) подхода к обучению (задание 6) 79,2% учителей. Правильно располагают этапы комбинированного урока во временной последовательности (задание 8) 62,5% учителей. Знают что такое «повышение педагогической квалификации» (задание 9) 75% участников. Дают верное определение понятию «нестандартный урок» (задание 10) 79,2% учителей.
Задания с кратким ответом №№2,4, 5 и 7 вызвали затруднения у большинства участников ОКУ.
В задании 2 необходимо было выбрать из предложенного списка требования, предъявляемые при выборе и достижении целей процесса обучения. С этим заданием не справились 45,8% учителей. Знают что такое «педагогические инновации» (задание 4) лишь 58,3% учителей. Имеют представления о методах стимулирования и мотивации поведения деятельности (задание 5) 12,5% участников. Выбрали правильное определение термина «педагогическая диагностика» (задание 7) 58,3% участников.
С заданиями с развернутым ответом №№15, 16 и 18 успешно справилось подавляющее большинство учителей. Процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 61,9% до 95,2% выполнения. С заданием на анализ педагогической ситуации (задание 15) успешно справились 75% участников. С заданием, проверяющим умение интерпретировать табличные данные (задание 16) справились 95,2% учителей. Знают рабочую программу воспитания и ориентируются в направлениях деятельности воспитательной работы (задание 18) 61,9% участников.
Однако 5 заданий с развернутым ответом вызвали затруднения у большинства участников ОКУ. Процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 40,5% до 58,3% выполнения.
Знают психологическим особенностям и возможностям младших школьников, правильно комментируют представленные примеры структуры уроков (задание 11) 45,2% участников. Знают этапы урока, правильно определяют соответствующие пункты плана (задание 12) 40,5% учителей. Умеют объективно оценивать знания обучающихся (задание 13) 45,8% участников. Умеют осуществлять контроль и оценку образовательных результатов (задание 14) 58,3% учителей. Конструировать и организовывать процесс обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий (задание 17) могут 42,9% участников ОКУ.
4. Выводы и рекомендации
К полученным результатам участников диагностической работы по оценке методической компетенций была применена шкала уровней выполнения (см. таблицу 6).
Таблица 6
Шкала уровней выполнения диагностической работы
№ п/п | Уровни выполнения диагностической работы | Баллы | Процент выполнения | Управленческое решение |
1 | «Минимальный» | 0-11 | 0-49% | требуется принятие управленческих решений |
2 | «Низкий» | 12-16 | 50-69% | требуется серьезная проработка вопроса о повышении квалификации учителя |
3 | «Средний» | 17-19 | 70-80% | требуется включение в систему профессионального развития |
4 | «Высокий» | 20-24 | 81-100% | участник может быть экспертом, преподавать на курсах повышения квалификации учителей |
Распределение результатов диагностической работы по уровням выполнения представлено в таблице 7 (диаграмма 3).
Таблица 7
Уровни выполнения диагностической работы | Количество человек | Процент от общего количества участников ОКУ | Средний балл | Средний процент диагностической работы |
Минимальный уровень | 4 | 19 | 9,5 | 39,6 |
Низкий уровень | 9 | 42,9 | 14,6 | 60,6 |
Средний уровень | 4 | 19 | 18 | 75 |
Высокий уровень | 4 | 19 | 21,8 | 90,6 |
Диаграмма 3
Распределение результатов диагностической работы в разрезе выполнения заданий по уровням выполнения представлено в таблице 8.
Таблица 8
Порядковый номер задания | Уровни выполнения (в %) | |||
Минимальный | Низкий | Средний | Высокий | |
1 | 50 | 77,8 | 100 | 100 |
2 | 75 | 55,6 | 75 | 50 |
3 | 100 | 88,9 | 100 | 100 |
4 | 50 | 66,7 | 75 | 75 |
5 | 0 | 11,1 | 25 | 25 |
6 | 75 | 88,9 | 100 | 100 |
7 | 75 | 55,6 | 100 | 50 |
8 | 50 | 77,8 | 75 | 75 |
9 | 50 | 100 | 75 | 100 |
10 | 75 | 88,9 | 100 | 100 |
11 | 12,5 | 27,8 | 62,5 | 100 |
12 | 12,5 | 16,7 | 62,5 | 100 |
13 | 25 | 33,3 | 75 | 100 |
14 | 0 | 66,7 | 100 | 100 |
15 | 75 | 100 | 50 | 100 |
16 | 100 | 88,7 | 100 | 100 |
17 | 0 | 38,9 | 37,5 | 100 |
18 | 0 | 66,7 | 75 | 100 |
Итого | 39,6 | 60,6 | 75 | 90,6 |
Таким образом, 19% участников диагностической оценки продемонстрировали минимальный уровень владения методическими компетенциями. Средний процент выполнения диагностической работы у участников с минимальным уровнем выполнения составил 39,6%. Низкий уровень владения продемонстрировали 42,9% участников. Средний процент выполнения диагностической работы у участников с низким уровнем выполнения составил 60,6%. Средний уровень владения методическими компетенциями продемонстрировали 19% участников ОКУ. Средний процент выполнения диагностической работы составил 75%. Определилась и группа с высоким уровнем владения методическими компетенциями – это 19% (4 человека) от общего количества участников. Средний процент выполнения диагностической работы составил 90,6%.
Распределение индивидуальных результатов участников диагностической работы представлено в таблице 9.
Таблица 9
Код участника | Результат выполнения методической части диагностической работы в 2022 г. | Результат выполнения диагностической работы в 2023 г. | Динамика |
8701 | 58,3 | 91,7 | |
8702 | 0 | 41,7 | |
8703 | 47,2 | 91,7 | |
8704 | 55,6 | 75,0 | |
8705 | 33,3 | 41,7 | |
8706 | 44,4 | 66,7 | |
8707 | 55,6 | 79,2 | |
8708 | 33,3 | 37,5 | |
8709 | 41,7 | 70,8 | |
8710 | 38,9 | 54,2 | |
8711 | 36,1 | 62,5 | |
8712 | 66,7 | 66,7 | |
8713 | 33,3 | 62,5 | |
8714 | 36,1 | 50,0 | |
8715 | 38,9 | 50,0 | |
8716 | 44,4 | 75,0 | |
8717 | 36,1 | 87,5 | |
8718 | 30,6 | 66,7 | |
8719 | 36,1 | 37,5 | |
8720 | 44,4 | 66,7 | |
8721 | 19,4 | 91,7 | |
Несмотря на невысокие результаты выполнения диагностической работы, определилась небольшая группа участников, не достигших пороговых значения в преодолении 80% барьера за выполнение работы, которые могли бы претендовать на высокий уровень выполнения диагностической работы. Это 3 учителя начальных классов (14,3% от общего количества участников) с процентом выполнения в диапазоне от 75% до 79%.
Кроме того, 4 учителя демонстрируют высокий уровень владения методическими компетенциями (19% от общего количества участников). Участники этой группы демонстрируют наиболее высокие результаты при выполнении заданий диагностической работы. При восполнении, выявленных в ходе диагностики, профессиональных дефицитов данной группы учителей, их потенциал можно использовать в работе методического актива учителей начальных классов региона.
Исходя из данных анализа результатов диагностической работы по оценке методических компетенций учителей начальных классов, можно сделать вывод о низком уровне сформированности методической компетенции у подавляющего большинства участников диагностики. Низкий процент выполнения характерен для заданий, проверяющих знания и умения:
- планировать учебную деятельность на основе вариативных форм её организации;
- разрабатывать и применять современные педагогически обоснованные психолого-педагогические технологии обучения; осуществлять разработку и выбор эффективных средств (инструментов) для объективной оценки образовательных результатов обучающихся; применять современные психолого-педагогические технологии обучения; владеть содержанием и развитием учебного предмета и методик обучения учебному предмету; владеть принципами и методикой разработки средств (инструментов) оценки образовательных результатов обучающихся;
- владеть содержанием ФГОС начального общего образования; содержанием примерной программы воспитания;
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся и применять инструментарий объективной оценки образовательных результатов; владеть содержанием учебного предмета.
Результаты диагностической работы по оценке методических компетенций позволили выявить наличие профессиональных дефицитов у всех учителей начальных классов, принявших участие в оценке. В таблице 10 представлены направления, по которым необходимо восполнение профессиональных дефицитов, выявленных в ходе проведения оценки методических компетенций учителей начальных классов.
Таблица 10
№ п/п | Необходимые знания | Необходимые умения |
Наименование трудовой функции: Общепедагогическая функция. Обучение | ||
1.1 | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
1.2 | Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
1.3 | Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
Наименование трудовой функции: Воспитательная деятельность | ||
2.1 | Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
2.2 | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Направление трудовой функции: Развивающая деятельность | ||
3.1 | Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
3.2 | Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
Наименование трудовой функции: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования | ||
4.1 | Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ | Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания |
4.2 | Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов | |
4.3 | Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий |
В процессе повышения уровня профессиональных компетенций и восполнения, выявленных в ходе различных диагностик, профессиональных дефицитов педагоги могут пользоваться различными ресурсами учебно-методической подготовки.
Внешние ресурсы. К ним относит обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) – это важное звено системы повышения квалификации, функция которого в периодическом обновлении знаний, умений и навыков обучающихся; в подготовке обучающихся к самообразованию, вооружению их рациональными приёмами в приобретении знаний, развитию самостоятельности в изучении педагогической теории и практики, в стимулировании творческих поисков. Формы обучения по ДПП(пк) могут быть самыми различными, от традиционных, до инновационных.
Внутренние ресурсы – это обучение и взаимообучение на уровне образовательной организации. Внутриорганизационное обучение также осуществляется в различных формах:
- традиционные формы развития профессиональной компетентности (лекции, педагогические советы, круглые столы, работа школьных методических объединений);
- инновационные технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения, с учётом выявленных профессиональных дефицитов (семинары, научно-практические конференции, педагогические советы в форме деловой игры, работа творческих групп, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги, фестиваль педагогического мастерства, участие в создании банка научно-методических разработок), которые позволят стимулировать повышение уровня преподавания предмета педагогами школы, активизировать их участие во внеурочной деятельности, критичнее подойти к самооценке собственной работы).
Инновационной формой организации профессиональной деятельности при образовательной организации становятся сетевые сообщества или объединения учителей. Сетевое взаимодействие устанавливается через проведение дистанционных и очных конкурсов и конференций, организуются обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы. Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, изучение успешного опыта педагогов школы, работа с наставником и др.).
Самообразование пронизывает все уровни повышения квалификации, все формы повышения квалификации и является фундаментом данного процесса в образовательной организации. Направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:
- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности учеников);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса) и др.
В целях совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов образовательных организаций региона, рекомендуется:
Методическим объединениям учителей начальных классов проанализировать результаты оценки методических компетенций учителей начальных классов, определить меры по восполнению полученных в ходе оценки, профессиональных дефицитов на уровне образовательной организации.
Руководителям общеобразовательных организаций:
- определить причины методических затруднений учителей начальных классов;
- создать условия для осуществления наиболее полного и всестороннего процесса информационного и методического сопровождения учителей начальных классов,
- принять меры по совершенствованию образовательной деятельности и выделение проблем, требующих методического сопровождения извне;
- определить направления методической работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров в рамках образовательной организации;
- повышать методические компетенции учителей начальных классов по освоению различных методических приемов и методик, направленных на повышения качества образования;
- обобщать опыт работы учителей, чьи обучающиеся демонстрируют высокие и (или) стабильные результаты.
Образовательным организациям при составлении плана обучения учителей начальных классов следует сделать акцент на предметно-методической и практико-ориентированной составляющей обучения по ДПП(пк).
Необходимо теснее взаимодействовать с педагогическим сообществом регионального учебно-методического объединения учителей начальных классов. Примерными темами для обсуждения в ходе проведения семинаров и ДПП(пк) для учителей начальных классов могут быть:
«Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя начальных классов»;
«Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»;
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»;
«Формирующее оценивание в начальной школе»;
«Современный русский язык и методика его преподавания в начальной школе»;
«Инновационные подходы к преподаванию математики в начальной школе»;
«Основы финансовой грамотности в начальной школе»;
«Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе»;
«Формирование математической грамотности младшего школьника»;
«Формирование языковой и читательской грамотности на уровне начального общего образования»;
«Особенности организации уроков по развитию речи в начальной школе» ;
«Современные научные подходы к систематике живых организмов»;
«Организация работы с разными типами текстов в начальной школе»;
«Основные географические понятия в начальной школе»;
«Информационно-коммуникационные технологии в обучении младших школьников»;
«Совершенствование математической и методической подготовки учителя начальных классов»;
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»;
«Теоретическая математика в решении практических задач в начальной школе»;
«Использование результатов оценочных процедур в построении индивидуальных образовательных траекторий младших школьников»;
« Вариативность обучения в начальной школе: потенциал современных УМК»;
«Представления о системности научных явлений в предметных областях начальной школы»;
«Формирующее оценивание в начальной школе как условие повышения его качества»;
«Синтаксис, фонетика и орфография в начальной школе»;
«Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»;
«Естественно-научное образование в начальной школе: содержание и современная методика»;
«Развитие речи младшего школьника на основе применения современных педагогических технологий»;
«Подготовка учителя к оценке профессиональных компетенций»;
«Формирование социальной и коммуникативной грамотности младшего школьника»;
«Технологии совершенствования профессиональных компетенций педагога начальной школы».