Аналитическая справка по результатам оценки методических компетенций учителей начальных классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»
Центр оценки качества образования и аттестации
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
Аналитическая справка
по результатам оценки методических компетенций
учителей начальных классов
Анадырь, 2023 г.
Составитель: Байбабаева Г.З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования и аттестации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации».
В целях развития и совершенствования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения адресности, персонификации повышения квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций и формирования методических активов в 2022 году в субъектах Российской Федерации проводилась оценка предметных и методических компетенций учителей по следующим предметам: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, литературе, истории, обществознанию, географии, информатике, иностранному языку (английскому, немецкому, французскому), технологии, а также учителей начальной школы (информационное письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.02.2022 г. №АЗ-186/08 «О направлении информации».
Оценка предметных и методических компетенций учителей начальных классов (далее – ОКУ) общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа проводилась 20 сентября 2022 года. В диагностике принимали участие 29 учителей начальных классов из двух общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.
Средний процент выполнения диагностической работы составил 60,5%, из них средний процент за выполнение предметной части диагностической работы составил 86%, средний процент за выполнение методической части диагностической работы составил 40%.
Результаты оценки предметных и методических компетенций в разрезе образовательных организаций представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование ОО |
Средний процент выполнения всей работы |
Средний процент выполнения предметной части работы |
Средний процент выполнения методической части работы |
МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» |
38,6 |
83,4 |
40 |
МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» |
39,5 |
86,6 |
40,1 |
27 января 2023 года в ГАУ ДПО ЧИРОиПК было проведено заседание регионального методического объединения руководителей общеобразовательных организаций (в рамках деятельности РМО секции «Руководители ОО») по итогам оценки предметных и методических компетенций учителей начальных классов общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.
На заседании был представлен анализ результатов ОКУ и принято решение (Протокол №3 заседания РМО):
Провести организационно-методическую работу по разработке индивидуальных образовательных маршрутов (далее – ИОМ) для учителей, участников ОКУ.
Разработать совместный план мероприятий трех уровней (внутришкольное, муниципальное и региональное) по восполнению, выявленных в ходе оценки предметных и методических компетенций, дефицитов у учителей начальных классов.
В период с февраля по сентябрь 2023 года организовать и провести мероприятия согласно разработанному плану.
На осенних каникулах 2023 года провести диагностику методических компетенций для участников ОКУ.
Сотрудники ЦНППМ ГАУ ДПО ЧИРОиПК совместно с руководителями школ составили и утвердили индивидуальные образовательные маршруты для педагогов, участников ОКУ.
В таблице 2 представлены мероприятия, включенные в ИОМ каждого участника ОКУ.
Таблица 2
№п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
|
МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» |
МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» |
||
Школьный уровень |
|||
1 |
Семинар на тему «Проблемы разработки и применения современных психолого-педагогических технологий» |
Практический семинар по теме «Организация внеурочной деятельности: изменения, требования, алгоритм разработки рабочей программы внеурочной деятельности» (ФГОС 2021 г.) |
Февраль 2023 г. |
2 |
Семинар на тему «Эффективные формы организации сотрудничества с коллегами с целью повышения качества образования» |
Практический семинар по теме «Особенность структуры личностных, метапредметных и предметных результатов, а также требований, предъявляемых ФГОС НОО к достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов». |
Март 2023 г. |
3 |
Открытый урок в начальной школе |
|
Апрель 2023 г. |
Муниципальный уровень |
|||
4 |
Практический семинар «Применение инструментария объективной оценки образовательных результатов в процессе реализации педагогического оценивания деятельности обучающихся» |
31.03.2023 г. |
|
Региональный уровень |
|||
5 |
Обучение в форме очного семинара «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса» |
15.05.2023 -22.05.2023 |
|
6 |
Обучение в форме очного семинара «Современные образовательные технологии деятельностного типа. Проблемное обучение» |
23.10.2023 -27.10.2023 |
Нормативно-правовым основанием для проведения мероприятий по восполнению выявленных, в ходе процедуры оценки методических компетенций учителей начальных классов, профессиональных дефицитов стали следующие локальные акты ГАУ ДПО ЧИРОиПК:
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 19.01.2023 г. №01-03/12 «Об утверждении макета карты индивидуального образовательного маршрута».
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 10.05.2023 г. № 01-03/114 «О зачислении на обучение в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации) «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса».
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 19.10.2023 г. № 01-03/120 «О зачислении на обучение в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации) «Современные образовательные технологии деятельностного типа. Проблемное обучение».
Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 26.10.2023 г. № 01-03/ 123 «О проведении итоговой диагностической процедуры оценки методических компетенций учителей начальных классов в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов».
Региональная оценка методических компетенций учителей начальных классов общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа проводилась 1 ноября 2023 года. В диагностике приняли участие 21 учитель начальных классов из двух общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.
1. Характеристика диагностической работы
по оценке методической компетенций
1.1. Назначение диагностической работы
Назначение диагностической работы – оценить методические компетенции учителей.
Результаты диагностической работы могут быть использованы:
- организациями дополнительного профессионального образования, Центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) – для совершенствования программ повышения квалификации учителей, а также построения индивидуальных образовательных маршрутов при организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»;
- муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, – для развития механизмов управления качеством образования, в том числе, путем проведения анализа и мониторинга текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития в части повышения профессионального мастерства педагогических работников и организации методической работы.
1.2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе следующих документов:
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н);
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426);
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 91);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
1.3.Структура диагностической работы
Работа состояла из 18 заданий, из которых 10 заданий предполагали краткий ответ в виде комбинации цифр; 8 заданий с развернутым ответом.
На выполнение работы отводилось 120 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не требовались.
В основе отбора содержания для заданий диагностической работы – понимание того, что успешность учебной деятельности обучающихся зависит от умения учителя организовать процесс обучения с учетом их психологических особенностей и возможностей, знания и готовности использовать современные технологии обучения. Учитель должен владеть всеми компонентами дидактической системы начального общего образования:
- ставить цели учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной рабочей программы по учебным предметам;
- конструировать и организовывать процесс обучения (в том числе и для лиц с ОВЗ) с использованием современных информационно- коммуникационных технологий;
- осуществлять контроль и оценку образовательных результатов.
При разработке заданий, оценивающих методические компетенции учителя, учитывались традиции российской системы образования и приоритетность роли тех или иных компетенций учителя в образовательном процессе.
Задания диагностической работы позволяют оценить умения учителя:
- планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов;
- учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной траектории;
- обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- объективно оценивать достижения обучающимися планируемых результатов и при необходимости осуществлять коррекцию методики и организационных аспектов обучения;
- выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями.
Объектами контроля в диагностической работе выступали:
- знание основ методики преподавания предмета, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
- владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.).
- знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;
- умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
1.4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий: 1-10, 13-15 оценивался 1 баллом.
Выполнение каждого из заданий 11, 12, 16, 17 оценивалось в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания:
- полное правильное выполнение задания – 2 балла;
- выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл;
- неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 18 оценивался 3 баллами. Ответ на это задание оценивался следующим образом:
- полное правильное выполнение задания – 3 балла;
- выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 2 балла;
- с двумя ошибками – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании трёх или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Максимальный балл за правильно выполненную диагностическую работу составил 24 балла.
2. Статистический анализ выполнения заданий диагностической работы
по оценке методической компетенций
В таблице 3 (диаграмма 1) представлены обобщённые статистические данные по выполнению заданий диагностической работы.
Таблица 3
Порядковый номер задания |
Максимальный балл за задание |
Средний балл |
Средний процент выполнения |
1 |
1 |
17 |
70,8 |
2 |
1 |
13 |
54,2 |
3 |
1 |
20 |
83,3 |
4 |
1 |
14 |
58,3 |
5 |
1 |
3 |
12,5 |
6 |
1 |
19 |
79,2 |
7 |
1 |
14 |
58,3 |
8 |
1 |
15 |
62,5 |
9 |
1 |
18 |
75,0 |
10 |
1 |
19 |
79,2 |
11 |
2 |
19 |
45,2 |
12 |
2 |
17 |
40,5 |
13 |
1 |
11 |
45,8 |
14 |
1 |
14 |
58,3 |
15 |
1 |
18 |
75,0 |
16 |
2 |
40 |
95,2 |
17 |
2 |
18 |
42,9 |
18 |
3 |
39 |
61,9 |
Итого |
24 |
15,6 |
65 |
Диаграмма 1
Средний балл за выполнение диагностической работы составил 15,6 балла из 24 максимально возможных баллов, что составляет 65% выполнения диагностической работы в целом.
Наиболее низкий процент выполнения характерен для заданий:
- с кратким ответом №№2, 4, 5, 7, средний процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 12,5% до 58,3%;
- с развёрнутым ответом №№ 11, 12, 13, 14 и 17, средний процент выполнения указанных заданий колеблется от 40,5% до 58,3%.
В таблице 4 (диаграмм 2) представлены результаты выполнения диагностической работы в разрезе образовательных организаций городского округа Анадырь.
Таблица 4
Порядковый номер задания |
Средний процент выполнения по ОО ЧАО |
Средний процент выполнения по МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» |
Средний процент выполнения по МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» |
1 |
70,8 |
75 |
82,4 |
2 |
54,2 |
75 |
58,8 |
3 |
83,3 |
100 |
94,1 |
4 |
58,3 |
100 |
58,8 |
5 |
12,5 |
0 |
17,6 |
6 |
79,2 |
100 |
88,2 |
7 |
58,3 |
75 |
64,7 |
8 |
62,5 |
50 |
76,5 |
9 |
75,0 |
50 |
94,1 |
10 |
79,2 |
100 |
88,2 |
11 |
45,2 |
87,5 |
35,3 |
12 |
40,5 |
87,5 |
29,4 |
13 |
45,8 |
75 |
47,1 |
14 |
58,3 |
75 |
64,7 |
15 |
75,0 |
100 |
82,4 |
16 |
95,2 |
100 |
94,1 |
17 |
42,9 |
62,5 |
38,2 |
18 |
61,9 |
50 |
64,7 |
Итого |
65 |
75 |
65 |
Диаграмма 2
Таким образом, средний процент выполнения диагностической работы в МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» составил 75%, в МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» составил 65%.
В таблице 5 представлены результаты оценки методических компетенций 2022 г. и 2023 г.
Таблица 5
№п/п |
Наименование ОО |
Результаты ОКУ 2022 г. (в %) |
Результаты ОКУ 2023 г. (в %) |
Динамика |
1 |
МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» |
38,6 |
75 |
+36,4 |
2 |
МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» |
39,5 |
65 |
+25,5 |
Анализ результатов выполнения диагностической работы по оценке методических компетенций
Для получения наиболее полного представления о качестве выполнения диагностической работы учителями начальных классов общеобразовательных организаций городского округа Анадырь были проанализированы результаты выполнения каждого задания, представленного в диагностической работе.
Для анализа результатов выполнения, а также для характеристики затруднений и учёта типичных ошибок были рассмотрены работы 21 участника оценки методических компетенций.
Подавляющее большинство участников ОКУ успешно справились с заданиями с кратким ответом №№1, 3, 6, 8, 9 и 10.
В задании 1 необходимо было установить соответствие между видами и целями обучения. С этим заданием успешно справились 70,8% участников. Форму методической работы, в которой сотрудничают педагоги одной специальности (задание 3) правильно выбирают 83,3% участников. Дают верное определение поискового (исследовательского) подхода к обучению (задание 6) 79,2% учителей. Правильно располагают этапы комбинированного урока во временной последовательности (задание 8) 62,5% учителей. Знают что такое «повышение педагогической квалификации» (задание 9) 75% участников. Дают верное определение понятию «нестандартный урок» (задание 10) 79,2% учителей.
Задания с кратким ответом №№2,4, 5 и 7 вызвали затруднения у большинства участников ОКУ.
В задании 2 необходимо было выбрать из предложенного списка требования, предъявляемые при выборе и достижении целей процесса обучения. С этим заданием не справились 45,8% учителей. Знают что такое «педагогические инновации» (задание 4) лишь 58,3% учителей. Имеют представления о методах стимулирования и мотивации поведения деятельности (задание 5) 12,5% участников. Выбрали правильное определение термина «педагогическая диагностика» (задание 7) 58,3% участников.
С заданиями с развернутым ответом №№15, 16 и 18 успешно справилось подавляющее большинство учителей. Процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 61,9% до 95,2% выполнения. С заданием на анализ педагогической ситуации (задание 15) успешно справились 75% участников. С заданием, проверяющим умение интерпретировать табличные данные (задание 16) справились 95,2% учителей. Знают рабочую программу воспитания и ориентируются в направлениях деятельности воспитательной работы (задание 18) 61,9% участников.
Однако 5 заданий с развернутым ответом вызвали затруднения у большинства участников ОКУ. Процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 40,5% до 58,3% выполнения.
Знают психологическим особенностям и возможностям младших школьников, правильно комментируют представленные примеры структуры уроков (задание 11) 45,2% участников. Знают этапы урока, правильно определяют соответствующие пункты плана (задание 12) 40,5% учителей. Умеют объективно оценивать знания обучающихся (задание 13) 45,8% участников. Умеют осуществлять контроль и оценку образовательных результатов (задание 14) 58,3% учителей. Конструировать и организовывать процесс обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий (задание 17) могут 42,9% участников ОКУ.
4. Выводы и рекомендации
К полученным результатам участников диагностической работы по оценке методической компетенций была применена шкала уровней выполнения (см. таблицу 6).
Таблица 6
Шкала уровней выполнения диагностической работы
№ п/п |
Уровни выполнения диагностической работы |
Баллы |
Процент выполнения |
Управленческое решение |
1 |
«Минимальный» |
0-11 |
0-49% |
требуется принятие управленческих решений |
2 |
«Низкий» |
12-16 |
50-69% |
требуется серьезная проработка вопроса о повышении квалификации учителя |
3 |
«Средний» |
17-19 |
70-80% |
требуется включение в систему профессионального развития |
4 |
«Высокий» |
20-24 |
81-100% |
участник может быть экспертом, преподавать на курсах повышения квалификации учителей |
Распределение результатов диагностической работы по уровням выполнения представлено в таблице 7 (диаграмма 3).
Таблица 7
Уровни выполнения диагностической работы |
Количество человек |
Процент от общего количества участников ОКУ |
Средний балл |
Средний процент диагностической работы |
Минимальный уровень |
4 |
19 |
9,5 |
39,6 |
Низкий уровень |
9 |
42,9 |
14,6 |
60,6 |
Средний уровень |
4 |
19 |
18 |
75 |
Высокий уровень |
4 |
19 |
21,8 |
90,6 |
Диаграмма 3
Распределение результатов диагностической работы в разрезе выполнения заданий по уровням выполнения представлено в таблице 8.
Таблица 8
Порядковый номер задания |
Уровни выполнения (в %) |
|||
Минимальный |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
1 |
50 |
77,8 |
100 |
100 |
2 |
75 |
55,6 |
75 |
50 |
3 |
100 |
88,9 |
100 |
100 |
4 |
50 |
66,7 |
75 |
75 |
5 |
0 |
11,1 |
25 |
25 |
6 |
75 |
88,9 |
100 |
100 |
7 |
75 |
55,6 |
100 |
50 |
8 |
50 |
77,8 |
75 |
75 |
9 |
50 |
100 |
75 |
100 |
10 |
75 |
88,9 |
100 |
100 |
11 |
12,5 |
27,8 |
62,5 |
100 |
12 |
12,5 |
16,7 |
62,5 |
100 |
13 |
25 |
33,3 |
75 |
100 |
14 |
0 |
66,7 |
100 |
100 |
15 |
75 |
100 |
50 |
100 |
16 |
100 |
88,7 |
100 |
100 |
17 |
0 |
38,9 |
37,5 |
100 |
18 |
0 |
66,7 |
75 |
100 |
Итого |
39,6 |
60,6 |
75 |
90,6 |
Таким образом, 19% участников диагностической оценки продемонстрировали минимальный уровень владения методическими компетенциями. Средний процент выполнения диагностической работы у участников с минимальным уровнем выполнения составил 39,6%. Низкий уровень владения продемонстрировали 42,9% участников. Средний процент выполнения диагностической работы у участников с низким уровнем выполнения составил 60,6%. Средний уровень владения методическими компетенциями продемонстрировали 19% участников ОКУ. Средний процент выполнения диагностической работы составил 75%. Определилась и группа с высоким уровнем владения методическими компетенциями – это 19% (4 человека) от общего количества участников. Средний процент выполнения диагностической работы составил 90,6%.
Распределение индивидуальных результатов участников диагностической работы представлено в таблице 9.
Таблица 9
Код участника |
Результат выполнения методической части диагностической работы в 2022 г. |
Результат выполнения диагностической работы в 2023 г. |
Динамика |
8701 |
58,3 |
91,7 |
|
8702 |
0 |
41,7 |
|
8703 |
47,2 |
91,7 |
|
8704 |
55,6 |
75,0 |
|
8705 |
33,3 |
41,7 |
|
8706 |
44,4 |
66,7 |
|
8707 |
55,6 |
79,2 |
|
8708 |
33,3 |
37,5 |
|
8709 |
41,7 |
70,8 |
|
8710 |
38,9 |
54,2 |
|
8711 |
36,1 |
62,5 |
|
8712 |
66,7 |
66,7 |
|
8713 |
33,3 |
62,5 |
|
8714 |
36,1 |
50,0 |
|
8715 |
38,9 |
50,0 |
|
8716 |
44,4 |
75,0 |
|
8717 |
36,1 |
87,5 |
|
8718 |
30,6 |
66,7 |
|
8719 |
36,1 |
37,5 |
|
8720 |
44,4 |
66,7 |
|
8721 |
19,4 |
91,7 |
|
Несмотря на невысокие результаты выполнения диагностической работы, определилась небольшая группа участников, не достигших пороговых значения в преодолении 80% барьера за выполнение работы, которые могли бы претендовать на высокий уровень выполнения диагностической работы. Это 3 учителя начальных классов (14,3% от общего количества участников) с процентом выполнения в диапазоне от 75% до 79%.
Кроме того, 4 учителя демонстрируют высокий уровень владения методическими компетенциями (19% от общего количества участников). Участники этой группы демонстрируют наиболее высокие результаты при выполнении заданий диагностической работы. При восполнении, выявленных в ходе диагностики, профессиональных дефицитов данной группы учителей, их потенциал можно использовать в работе методического актива учителей начальных классов региона.
Исходя из данных анализа результатов диагностической работы по оценке методических компетенций учителей начальных классов, можно сделать вывод о низком уровне сформированности методической компетенции у подавляющего большинства участников диагностики. Низкий процент выполнения характерен для заданий, проверяющих знания и умения:
- планировать учебную деятельность на основе вариативных форм её организации;
- разрабатывать и применять современные педагогически обоснованные психолого-педагогические технологии обучения; осуществлять разработку и выбор эффективных средств (инструментов) для объективной оценки образовательных результатов обучающихся; применять современные психолого-педагогические технологии обучения; владеть содержанием и развитием учебного предмета и методик обучения учебному предмету; владеть принципами и методикой разработки средств (инструментов) оценки образовательных результатов обучающихся;
- владеть содержанием ФГОС начального общего образования; содержанием примерной программы воспитания;
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся и применять инструментарий объективной оценки образовательных результатов; владеть содержанием учебного предмета.
Результаты диагностической работы по оценке методических компетенций позволили выявить наличие профессиональных дефицитов у всех учителей начальных классов, принявших участие в оценке. В таблице 10 представлены направления, по которым необходимо восполнение профессиональных дефицитов, выявленных в ходе проведения оценки методических компетенций учителей начальных классов.
Таблица 10
№ п/п |
Необходимые знания |
Необходимые умения |
Наименование трудовой функции: Общепедагогическая функция. Обучение |
||
1.1 |
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
1.2 |
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
1.3 |
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
Наименование трудовой функции: Воспитательная деятельность |
||
2.1 |
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
2.2 |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Направление трудовой функции: Развивающая деятельность |
||
3.1 |
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
3.2 |
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
Наименование трудовой функции: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
||
4.1 |
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ |
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания |
4.2 |
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов |
|
4.3 |
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий |
В процессе повышения уровня профессиональных компетенций и восполнения, выявленных в ходе различных диагностик, профессиональных дефицитов педагоги могут пользоваться различными ресурсами учебно-методической подготовки.
Внешние ресурсы. К ним относит обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) – это важное звено системы повышения квалификации, функция которого в периодическом обновлении знаний, умений и навыков обучающихся; в подготовке обучающихся к самообразованию, вооружению их рациональными приёмами в приобретении знаний, развитию самостоятельности в изучении педагогической теории и практики, в стимулировании творческих поисков. Формы обучения по ДПП(пк) могут быть самыми различными, от традиционных, до инновационных.
Внутренние ресурсы – это обучение и взаимообучение на уровне образовательной организации. Внутриорганизационное обучение также осуществляется в различных формах:
- традиционные формы развития профессиональной компетентности (лекции, педагогические советы, круглые столы, работа школьных методических объединений);
- инновационные технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения, с учётом выявленных профессиональных дефицитов (семинары, научно-практические конференции, педагогические советы в форме деловой игры, работа творческих групп, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги, фестиваль педагогического мастерства, участие в создании банка научно-методических разработок), которые позволят стимулировать повышение уровня преподавания предмета педагогами школы, активизировать их участие во внеурочной деятельности, критичнее подойти к самооценке собственной работы).
Инновационной формой организации профессиональной деятельности при образовательной организации становятся сетевые сообщества или объединения учителей. Сетевое взаимодействие устанавливается через проведение дистанционных и очных конкурсов и конференций, организуются обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы. Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, изучение успешного опыта педагогов школы, работа с наставником и др.).
Самообразование пронизывает все уровни повышения квалификации, все формы повышения квалификации и является фундаментом данного процесса в образовательной организации. Направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:
- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности учеников);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса) и др.
В целях совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов образовательных организаций региона, рекомендуется:
Методическим объединениям учителей начальных классов проанализировать результаты оценки методических компетенций учителей начальных классов, определить меры по восполнению полученных в ходе оценки, профессиональных дефицитов на уровне образовательной организации.
Руководителям общеобразовательных организаций:
- определить причины методических затруднений учителей начальных классов;
- создать условия для осуществления наиболее полного и всестороннего процесса информационного и методического сопровождения учителей начальных классов,
- принять меры по совершенствованию образовательной деятельности и выделение проблем, требующих методического сопровождения извне;
- определить направления методической работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров в рамках образовательной организации;
- повышать методические компетенции учителей начальных классов по освоению различных методических приемов и методик, направленных на повышения качества образования;
- обобщать опыт работы учителей, чьи обучающиеся демонстрируют высокие и (или) стабильные результаты.
Образовательным организациям при составлении плана обучения учителей начальных классов следует сделать акцент на предметно-методической и практико-ориентированной составляющей обучения по ДПП(пк).
Необходимо теснее взаимодействовать с педагогическим сообществом регионального учебно-методического объединения учителей начальных классов. Примерными темами для обсуждения в ходе проведения семинаров и ДПП(пк) для учителей начальных классов могут быть:
«Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя начальных классов»;
«Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»;
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»;
«Формирующее оценивание в начальной школе»;
«Современный русский язык и методика его преподавания в начальной школе»;
«Инновационные подходы к преподаванию математики в начальной школе»;
«Основы финансовой грамотности в начальной школе»;
«Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе»;
«Формирование математической грамотности младшего школьника»;
«Формирование языковой и читательской грамотности на уровне начального общего образования»;
«Особенности организации уроков по развитию речи в начальной школе» ;
«Современные научные подходы к систематике живых организмов»;
«Организация работы с разными типами текстов в начальной школе»;
«Основные географические понятия в начальной школе»;
«Информационно-коммуникационные технологии в обучении младших школьников»;
«Совершенствование математической и методической подготовки учителя начальных классов»;
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»;
«Теоретическая математика в решении практических задач в начальной школе»;
«Использование результатов оценочных процедур в построении индивидуальных образовательных траекторий младших школьников»;
« Вариативность обучения в начальной школе: потенциал современных УМК»;
«Представления о системности научных явлений в предметных областях начальной школы»;
«Формирующее оценивание в начальной школе как условие повышения его качества»;
«Синтаксис, фонетика и орфография в начальной школе»;
«Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»;
«Естественно-научное образование в начальной школе: содержание и современная методика»;
«Развитие речи младшего школьника на основе применения современных педагогических технологий»;
«Подготовка учителя к оценке профессиональных компетенций»;
«Формирование социальной и коммуникативной грамотности младшего школьника»;
«Технологии совершенствования профессиональных компетенций педагога начальной школы».