Аналитическая справка по результатам оценки методических компетенций учителей начальных классов

3
0
Материал опубликован 29 March

t1711667993aa.png

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

 

Центр оценки качества образования и аттестации

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства

 

 

 

Аналитическая справка

по результатам оценки методических компетенций

учителей начальных классов

 

 

 

 

t1711667993ab.jpg

 

 

 

 

Анадырь, 2023 г.

 

 

Составитель: Байбабаева Г.З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования и аттестации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целях развития и совершенствования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения адресности, персонификации повышения квалификации на основе диагностики профессиональных компетенций и формирования методических активов в 2022 году в субъектах Российской Федерации проводилась оценка предметных и методических компетенций учителей по следующим предметам: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, литературе, истории, обществознанию, географии, информатике, иностранному языку (английскому, немецкому, французскому), технологии, а также учителей начальной школы (информационное письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.02.2022 г. №АЗ-186/08 «О направлении информации».

Оценка предметных и методических компетенций учителей начальных классов (далее – ОКУ) общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа проводилась 20 сентября 2022 года. В диагностике принимали участие 29 учителей начальных классов из двух общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.

Средний процент выполнения диагностической работы составил 60,5%, из них средний процент за выполнение предметной части диагностической работы составил 86%, средний процент за выполнение методической части диагностической работы составил 40%.

Результаты оценки предметных и методических компетенций в разрезе образовательных организаций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование ОО

Средний процент выполнения всей работы

Средний процент выполнения предметной части работы

Средний процент выполнения методической части работы

МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря»

38,6

83,4

40

МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря»

39,5

86,6

40,1

 

27 января 2023 года в ГАУ ДПО ЧИРОиПК было проведено заседание регионального методического объединения руководителей общеобразовательных организаций (в рамках деятельности РМО секции «Руководители ОО») по итогам оценки предметных и методических компетенций учителей начальных классов общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.

На заседании был представлен анализ результатов ОКУ и принято решение (Протокол №3 заседания РМО):

Провести организационно-методическую работу по разработке индивидуальных образовательных маршрутов (далее – ИОМ) для учителей, участников ОКУ.

Разработать совместный план мероприятий трех уровней (внутришкольное, муниципальное и региональное) по восполнению, выявленных в ходе оценки предметных и методических компетенций, дефицитов у учителей начальных классов.

В период с февраля по сентябрь 2023 года организовать и провести мероприятия согласно разработанному плану.

На осенних каникулах 2023 года провести диагностику методических компетенций для участников ОКУ.

Сотрудники ЦНППМ ГАУ ДПО ЧИРОиПК совместно с руководителями школ составили и утвердили индивидуальные образовательные маршруты для педагогов, участников ОКУ.

В таблице 2 представлены мероприятия, включенные в ИОМ каждого участника ОКУ.

Таблица 2

п/п

Мероприятия

Дата

проведения

МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря»

МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря»

Школьный уровень

1

Семинар на тему «Проблемы разработки и применения современных психолого-педагогических технологий»

Практический семинар по теме «Организация внеурочной деятельности: изменения, требования, алгоритм разработки рабочей программы внеурочной деятельности» (ФГОС 2021 г.)

Февраль 2023 г.

2

Семинар на тему «Эффективные формы организации сотрудничества с коллегами с целью повышения качества образования»

Практический семинар по теме «Особенность структуры личностных, метапредметных и предметных результатов, а также требований, предъявляемых ФГОС НОО к достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов».

Март 2023 г.

3

Открытый урок в начальной школе

 

Апрель 2023 г.

Муниципальный уровень

4

Практический семинар «Применение инструментария объективной оценки образовательных результатов в процессе реализации педагогического оценивания деятельности обучающихся»

31.03.2023 г.

Региональный уровень

5

Обучение в форме очного семинара «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

15.05.2023 -22.05.2023

6

Обучение в форме очного семинара «Современные образовательные технологии деятельностного типа. Проблемное обучение»

23.10.2023 -27.10.2023

 

Нормативно-правовым основанием для проведения мероприятий по восполнению выявленных, в ходе процедуры оценки методических компетенций учителей начальных классов, профессиональных дефицитов стали следующие локальные акты ГАУ ДПО ЧИРОиПК:

Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 19.01.2023 г. №01-03/12 «Об утверждении макета карты индивидуального образовательного маршрута».

Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 10.05.2023 г. № 01-03/114 «О зачислении на обучение в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации) «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса».

Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 19.10.2023 г. № 01-03/120 «О зачислении на обучение в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации) «Современные образовательные технологии деятельностного типа. Проблемное обучение».

Приказ ГАУ ДПО ЧИРОиПК от 26.10.2023 г. № 01-03/ 123 «О проведении итоговой диагностической процедуры оценки методических компетенций учителей начальных классов в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов».

Региональная оценка методических компетенций учителей начальных классов общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа проводилась 1 ноября 2023 года. В диагностике приняли участие 21 учитель начальных классов из двух общеобразовательных организаций городского округа Анадырь.

1. Характеристика диагностической работы

по оценке методической компетенций

1.1. Назначение диагностической работы

Назначение диагностической работы оценить методические компетенции учителей.

Результаты диагностической работы могут быть использованы:

- организациями дополнительного профессионального образования, Центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) для совершенствования программ повышения квалификации учителей, а также построения индивидуальных образовательных маршрутов при организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»;

- муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для развития механизмов управления качеством образования, в том числе, путем проведения анализа и мониторинга текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития в части повышения профессионального мастерства педагогических работников и организации методической работы.

 

1.2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе следующих документов:

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 544н);

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 1426);

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 91);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 373);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 1897);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 413).

 

1.3.Структура диагностической работы

Работа состояла из 18 заданий, из которых 10 заданий предполагали краткий ответ в виде комбинации цифр; 8 заданий с развернутым ответом.

На выполнение работы отводилось 120 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не требовались.

В основе отбора содержания для заданий диагностической работы понимание того, что успешность учебной деятельности обучающихся зависит от умения учителя организовать процесс обучения с учетом их психологических особенностей и возможностей, знания и готовности использовать современные технологии обучения. Учитель должен владеть всеми компонентами дидактической системы начального общего образования:

- ставить цели учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной рабочей программы по учебным предметам;

- конструировать и организовывать процесс обучения том числе и для лиц с ОВЗ) с использованием современных информационно- коммуникационных технологий;

- осуществлять контроль и оценку образовательных результатов.

При разработке заданий, оценивающих методические компетенции учителя, учитывались традиции российской системы образования и приоритетность роли тех или иных компетенций учителя в образовательном процессе.

Задания диагностической работы позволяют оценить умения учителя:

- планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов;

- учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной траектории;

- обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- объективно оценивать достижения обучающимися планируемых результатов и при необходимости осуществлять коррекцию методики и организационных аспектов обучения;

- выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями.

Объектами контроля в диагностической работе выступали:

- знание основ методики преподавания предмета, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;

- владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.).

- знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;

- умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

1.4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильный ответ на каждое из заданий: 1-10, 13-15 оценивался 1 баллом.

Выполнение каждого из заданий 11, 12, 16, 17 оценивалось в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания:

- полное правильное выполнение задания – 2 балла;

- выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл;

- неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 18 оценивался 3 баллами. Ответ на это задание оценивался следующим образом:

- полное правильное выполнение задания – 3 балла;

- выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 2 балла;

- с двумя ошибками – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании трёх или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Максимальный балл за правильно выполненную диагностическую работу составил 24 балла.

 

2. Статистический анализ выполнения заданий диагностической работы

по оценке методической компетенций

В таблице 3 (диаграмма 1) представлены обобщённые статистические данные по выполнению заданий диагностической работы.

Таблица 3

Порядковый номер задания

Максимальный балл за задание

Средний балл

Средний процент выполнения

1

1

17

70,8

2

1

13

54,2

3

1

20

83,3

4

1

14

58,3

5

1

3

12,5

6

1

19

79,2

7

1

14

58,3

8

1

15

62,5

9

1

18

75,0

10

1

19

79,2

11

2

19

45,2

12

2

17

40,5

13

1

11

45,8

14

1

14

58,3

15

1

18

75,0

16

2

40

95,2

17

2

18

42,9

18

3

39

61,9

Итого

24

15,6

65

 

Диаграмма 1

t1711667993ac.png

Средний балл за выполнение диагностической работы составил 15,6 балла из 24 максимально возможных баллов, что составляет 65% выполнения диагностической работы в целом.

Наиболее низкий процент выполнения характерен для заданий:

- с кратким ответом №№2, 4, 5, 7, средний процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 12,5% до 58,3%;

- с развёрнутым ответом №№ 11, 12, 13, 14 и 17, средний процент выполнения указанных заданий колеблется от 40,5% до 58,3%.

В таблице 4 (диаграмм 2) представлены результаты выполнения диагностической работы в разрезе образовательных организаций городского округа Анадырь.

 

 

 

 

Таблица 4

 

Порядковый номер задания

Средний процент выполнения

по ОО ЧАО

Средний процент выполнения

по МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»

Средний процент выполнения

по МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря»

1

70,8

75

82,4

2

54,2

75

58,8

3

83,3

100

94,1

4

58,3

100

58,8

5

12,5

0

17,6

6

79,2

100

88,2

7

58,3

75

64,7

8

62,5

50

76,5

9

75,0

50

94,1

10

79,2

100

88,2

11

45,2

87,5

35,3

12

40,5

87,5

29,4

13

45,8

75

47,1

14

58,3

75

64,7

15

75,0

100

82,4

16

95,2

100

94,1

17

42,9

62,5

38,2

18

61,9

50

64,7

Итого

65

75

65

 

Диаграмма 2

 

t1711667993ad.png

 

Таким образом, средний процент выполнения диагностической работы в МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» составил 75%, в МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря» составил 65%.

В таблице 5 представлены результаты оценки методических компетенций 2022 г. и 2023 г.

Таблица 5

п/п

Наименование ОО

Результаты ОКУ 2022 г. (в %)

Результаты ОКУ 2023 г. (в %)

Динамика

1

МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря»

38,6

75

+36,4

2

МБОУ «ООШ №1 г. Анадыря»

39,5

65

+25,5

 

 

Анализ результатов выполнения диагностической работы по оценке методических компетенций

 

Для получения наиболее полного представления о качестве выполнения диагностической работы учителями начальных классов общеобразовательных организаций городского округа Анадырь были проанализированы результаты выполнения каждого задания, представленного в диагностической работе.

Для анализа результатов выполнения, а также для характеристики затруднений и учёта типичных ошибок были рассмотрены работы 21 участника оценки методических компетенций.

Подавляющее большинство участников ОКУ успешно справились с заданиями с кратким ответом №№1, 3, 6, 8, 9 и 10.

В задании 1 необходимо было установить соответствие между видами и целями обучения. С этим заданием успешно справились 70,8% участников. Форму методической работы, в которой сотрудничают педагоги одной специальности (задание 3) правильно выбирают 83,3% участников. Дают верное определение поискового (исследовательского) подхода к обучению (задание 6) 79,2% учителей. Правильно располагают этапы комбинированного урока во временной последовательности (задание 8) 62,5% учителей. Знают что такое «повышение педагогической квалификации» (задание 9) 75% участников. Дают верное определение понятию «нестандартный урок» (задание 10) 79,2% учителей.

Задания с кратким ответом №№2,4, 5 и 7 вызвали затруднения у большинства участников ОКУ.

В задании 2 необходимо было выбрать из предложенного списка требования, предъявляемые при выборе и достижении целей процесса обучения. С этим заданием не справились 45,8% учителей. Знают что такое «педагогические инновации» (задание 4) лишь 58,3% учителей. Имеют представления о методах стимулирования и мотивации поведения деятельности (задание 5) 12,5% участников. Выбрали правильное определение термина «педагогическая диагностика» (задание 7) 58,3% участников.

С заданиями с развернутым ответом №№15, 16 и 18 успешно справилось подавляющее большинство учителей. Процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 61,9% до 95,2% выполнения. С заданием на анализ педагогической ситуации (задание 15) успешно справились 75% участников. С заданием, проверяющим умение интерпретировать табличные данные (задание 16) справились 95,2% учителей. Знают рабочую программу воспитания и ориентируются в направлениях деятельности воспитательной работы (задание 18) 61,9% участников.

Однако 5 заданий с развернутым ответом вызвали затруднения у большинства участников ОКУ. Процент выполнения этих заданий колеблется в диапазоне от 40,5% до 58,3% выполнения.

Знают психологическим особенностям и возможностям младших школьников, правильно комментируют представленные примеры структуры уроков (задание 11) 45,2% участников. Знают этапы урока, правильно определяют соответствующие пункты плана (задание 12) 40,5% учителей. Умеют объективно оценивать знания обучающихся (задание 13) 45,8% участников. Умеют осуществлять контроль и оценку образовательных результатов (задание 14) 58,3% учителей. Конструировать и организовывать процесс обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий (задание 17) могут 42,9% участников ОКУ.

 

 

 

4. Выводы и рекомендации

К полученным результатам участников диагностической работы по оценке методической компетенций была применена шкала уровней выполнения (см. таблицу 6).

Таблица 6

Шкала уровней выполнения диагностической работы

 

 

п/п

Уровни выполнения диагностической работы

Баллы

Процент выполнения

Управленческое решение

1

«Минимальный»

0-11

0-49%

требуется принятие управленческих решений

2

«Низкий»

12-16

50-69%

требуется серьезная проработка вопроса о повышении квалификации учителя

3

«Средний»

17-19

70-80%

требуется включение в систему профессионального развития

4

«Высокий»

20-24

81-100%

участник может быть экспертом, преподавать на курсах повышения квалификации учителей

 

 

Распределение результатов диагностической работы по уровням выполнения представлено в таблице 7 (диаграмма 3).

Таблица 7

Уровни выполнения диагностической работы

Количество человек

Процент от общего количества участников ОКУ

Средний

балл

Средний процент диагностической работы

Минимальный уровень

4

19

9,5

39,6

Низкий уровень

9

42,9

14,6

60,6

Средний уровень

4

19

18

75

Высокий уровень

4

19

21,8

90,6

 

 

 

Диаграмма 3

t1711667993ae.png

 

Распределение результатов диагностической работы в разрезе выполнения заданий по уровням выполнения представлено в таблице 8.

Таблица 8

Порядковый номер задания

Уровни выполнения (в %)

Минимальный

Низкий

Средний

Высокий

1

50

77,8

100

100

2

75

55,6

75

50

3

100

88,9

100

100

4

50

66,7

75

75

5

0

11,1

25

25

6

75

88,9

100

100

7

75

55,6

100

50

8

50

77,8

75

75

9

50

100

75

100

10

75

88,9

100

100

11

12,5

27,8

62,5

100

12

12,5

16,7

62,5

100

13

25

33,3

75

100

14

0

66,7

100

100

15

75

100

50

100

16

100

88,7

100

100

17

0

38,9

37,5

100

18

0

66,7

75

100

Итого

39,6

60,6

75

90,6

 

 

 

Таким образом, 19% участников диагностической оценки продемонстрировали минимальный уровень владения методическими компетенциями. Средний процент выполнения диагностической работы у участников с минимальным уровнем выполнения составил 39,6%. Низкий уровень владения продемонстрировали 42,9% участников. Средний процент выполнения диагностической работы у участников с низким уровнем выполнения составил 60,6%. Средний уровень владения методическими компетенциями продемонстрировали 19% участников ОКУ. Средний процент выполнения диагностической работы составил 75%. Определилась и группа с высоким уровнем владения методическими компетенциями – это 19% (4 человека) от общего количества участников. Средний процент выполнения диагностической работы составил 90,6%.

Распределение индивидуальных результатов участников диагностической работы представлено в таблице 9.

Таблица 9

Код участника

Результат выполнения методической части диагностической работы

в 2022 г.

Результат выполнения диагностической работы в 2023 г.

Динамика

8701

58,3

91,7

8702

0

41,7

8703

47,2

91,7

8704

55,6

75,0

8705

33,3

41,7

8706

44,4

66,7

8707

55,6

79,2

8708

33,3

37,5

8709

41,7

70,8

8710

38,9

54,2

8711

36,1

62,5

8712

66,7

66,7

8713

33,3

62,5

8714

36,1

50,0

8715

38,9

50,0

8716

44,4

75,0

8717

36,1

87,5

8718

30,6

66,7

8719

36,1

37,5

8720

44,4

66,7

8721

19,4

91,7

 

Несмотря на невысокие результаты выполнения диагностической работы, определилась небольшая группа участников, не достигших пороговых значения в преодолении 80% барьера за выполнение работы, которые могли бы претендовать на высокий уровень выполнения диагностической работы. Это 3 учителя начальных классов (14,3% от общего количества участников) с процентом выполнения в диапазоне от 75% до 79%.

Кроме того, 4 учителя демонстрируют высокий уровень владения методическими компетенциями (19% от общего количества участников). Участники этой группы демонстрируют наиболее высокие результаты при выполнении заданий диагностической работы. При восполнении, выявленных в ходе диагностики, профессиональных дефицитов данной группы учителей, их потенциал можно использовать в работе методического актива учителей начальных классов региона.

Исходя из данных анализа результатов диагностической работы по оценке методических компетенций учителей начальных классов, можно сделать вывод о низком уровне сформированности методической компетенции у подавляющего большинства участников диагностики. Низкий процент выполнения характерен для заданий, проверяющих знания и умения:

- планировать учебную деятельность на основе вариативных форм её организации;

- разрабатывать и применять современные педагогически обоснованные психолого-педагогические технологии обучения; осуществлять разработку и выбор эффективных средств (инструментов) для объективной оценки образовательных результатов обучающихся; применять современные психолого-педагогические технологии обучения; владеть содержанием и развитием учебного предмета и методик обучения учебному предмету; владеть принципами и методикой разработки средств (инструментов) оценки образовательных результатов обучающихся;

- владеть содержанием ФГОС начального общего образования; содержанием примерной программы воспитания;

- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся и применять инструментарий объективной оценки образовательных результатов; владеть содержанием учебного предмета.

Результаты диагностической работы по оценке методических компетенций позволили выявить наличие профессиональных дефицитов у всех учителей начальных классов, принявших участие в оценке. В таблице 10 представлены направления, по которым необходимо восполнение профессиональных дефицитов, выявленных в ходе проведения оценки методических компетенций учителей начальных классов.

Таблица 10

п/п

Необходимые знания

Необходимые умения

Наименование трудовой функции: Общепедагогическая функция. Обучение

1.1

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

1.2

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

1.3

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Наименование трудовой функции: Воспитательная деятельность

2.1

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

2.2

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Направление трудовой функции: Развивающая деятельность

3.1

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

3.2

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Наименование трудовой функции: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

4.1

Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

4.2

Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

4.3

Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

 

 

В процессе повышения уровня профессиональных компетенций и восполнения, выявленных в ходе различных диагностик, профессиональных дефицитов педагоги могут пользоваться различными ресурсами учебно-методической подготовки.

Внешние ресурсы. К ним относит обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) – это важное звено системы повышения квалификации, функция которого в периодическом обновлении знаний, умений и навыков обучающихся; в подготовке обучающихся к самообразованию, вооружению их рациональными приёмами в приобретении знаний, развитию самостоятельности в изучении педагогической теории и практики, в стимулировании творческих поисков. Формы обучения по ДПП(пк) могут быть самыми различными, от традиционных, до инновационных.

Внутренние ресурсы – это обучение и взаимообучение на уровне образовательной организации. Внутриорганизационное обучение также осуществляется в различных формах:

- традиционные формы развития профессиональной компетентности (лекции, педагогические советы, круглые столы, работа школьных методических объединений);

- инновационные технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения, с учётом выявленных профессиональных дефицитов (семинары, научно-практические конференции, педагогические советы в форме деловой игры, работа творческих групп, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги, фестиваль педагогического мастерства, участие в создании банка научно-методических разработок), которые позволят стимулировать повышение уровня преподавания предмета педагогами школы, активизировать их участие во внеурочной деятельности, критичнее подойти к самооценке собственной работы).

Инновационной формой организации профессиональной деятельности при образовательной организации становятся сетевые сообщества или объединения учителей. Сетевое взаимодействие устанавливается через проведение дистанционных и очных конкурсов и конференций, организуются обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы. Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, изучение успешного опыта педагогов школы, работа с наставником и др.).

Самообразование пронизывает все уровни повышения квалификации, все формы повышения квалификации и является фундаментом данного процесса в образовательной организации. Направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);

- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности учеников);

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);

- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса) и др.


 

В целях совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов образовательных организаций региона, рекомендуется:

Методическим объединениям учителей начальных классов проанализировать результаты оценки методических компетенций учителей начальных классов, определить меры по восполнению полученных в ходе оценки, профессиональных дефицитов на уровне образовательной организации.

Руководителям общеобразовательных организаций:

- определить причины методических затруднений учителей начальных классов;

- создать условия для осуществления наиболее полного и всестороннего процесса информационного и методического сопровождения учителей начальных классов,

- принять меры по совершенствованию образовательной деятельности и выделение проблем, требующих методического сопровождения извне;

- определить направления методической работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров в рамках образовательной организации;

- повышать методические компетенции учителей начальных классов по освоению различных методических приемов и методик, направленных на повышения качества образования;

- обобщать опыт работы учителей, чьи обучающиеся демонстрируют высокие и (или) стабильные результаты.

Образовательным организациям при составлении плана обучения учителей начальных классов следует сделать акцент на предметно-методической и практико-ориентированной составляющей обучения по ДПП(пк).

Необходимо теснее взаимодействовать с педагогическим сообществом регионального учебно-методического объединения учителей начальных классов. Примерными темами для обсуждения в ходе проведения семинаров и ДПП(пк) для учителей начальных классов могут быть:

«Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя начальных классов»;

«Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»;

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»;

«Формирующее оценивание в начальной школе»;

«Современный русский язык и методика его преподавания в начальной школе»;

«Инновационные подходы к преподаванию математики в начальной школе»;

«Основы финансовой грамотности в начальной школе»;

«Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе»;

«Формирование математической грамотности младшего школьника»;

«Формирование языковой и читательской грамотности на уровне начального общего образования»;

«Особенности организации уроков по развитию речи в начальной школе» ;

«Современные научные подходы к систематике живых организмов»;

«Организация работы с разными типами текстов в начальной школе»;

«Основные географические понятия в начальной школе»;

«Информационно-коммуникационные технологии в обучении младших школьников»;

«Совершенствование математической и методической подготовки учителя начальных классов»;

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»;

«Теоретическая математика в решении практических задач в начальной школе»;

«Использование результатов оценочных процедур в построении индивидуальных образовательных траекторий младших школьников»;

« Вариативность обучения в начальной школе: потенциал современных УМК»;

«Представления о системности научных явлений в предметных областях начальной школы»;

«Формирующее оценивание в начальной школе как условие повышения его качества»;

«Синтаксис, фонетика и орфография в начальной школе»;

«Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»;

«Естественно-научное образование в начальной школе: содержание и современная методика»;

«Развитие речи младшего школьника на основе применения современных педагогических технологий»;

«Подготовка учителя к оценке профессиональных компетенций»;

«Формирование социальной и коммуникативной грамотности младшего школьника»;

«Технологии совершенствования профессиональных компетенций педагога начальной школы».

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации