Проект «Боевой листок»
Проект
«Боевой листок»
АЛЕКСЕЙ ШУМАВЦОВ
Авторы: учащиеся 4 класса
Координатор: Юденко Т.В.
Введение
Известно, что стенная печать активно участвует в воспитательном процессе. Она способствует всестороннему развитию личности. Она сближает и объединяет участников редакционных групп. Разновидностью стенной печати являются боевые листки. Они издавна нашли место в солдатских и курсантских казармах, отражая повседневную жизнь с её успехами и не только. В нашей школе стало традицией проводить конкурсы стенной печати к государственным праздникам и к дням воинской славы. По мере взросления моих воспитанников я решил научить их самостоятельно и регулярно выпускать боевые листки не только к праздникам, но и отражающих нашу кадетскую жизнь. Для возбуждения интереса десятилетних редакторов, я придумал бланки боевых листков в виде картинок-раскрасок, что делает наши боевые листки яркими и привлекательными. Воспитанники пишут заметки, в ходе обсуждения учатся их редактировать, самостоятельно исправляют ошибки.
Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После неё выросли новые поколения, которых не коснулись ужасы тех лет. Люди старшего поколения совершили беспримерный подвиг: в тяжёлых, кровопролитных боях отстояли свободу и независимость своей Родины, внесли решающий вклад в дело освобождения и спасения народов многих стран от фашистского порабощения, обеспечили мир на долгие годы. Этот подвиг нельзя позволить забыть! Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма советских людей на фронте и в тылу имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения, для формирования верного представления об этом историческом периоде и возможности разоблачить тех, кто пытается фальсифицировать историю. С первого дня войны он твёрдо верил в грядущую Победу. В солдатской шинели и рабочей спецовке он сделал всё, что было на пределе и сверх предела человеческих сил, чтобы приблизить этот долгожданный день.
Историческая справка.
Боевой листок – один из видов солдатских стенных газет, выпускаемых в подразделениях частей Советской Армии и ВМФ. Широкое распространение Боевые листки получили со времени боевых действий у озера Хасан (1938 г.). Во время Великой Отечественной войны (1941-45г.) в Боевых листках солдаты рассказывали о героических подвигах своих товарищей, выражали патриотические чувства, призывали к разгрому немецко – фашистских захватчиков. Боевые листки выпускались даже в период напряженных боев и обычно передавались по цепи. В мирной обстановке Боевые листки выпускаются на тактических занятиях, учениях, во время стрельб, при несении боевых дежурств и караульной службы; их содержанием являются вопросы боевой учебы и службы, быт и жизнь подразделения.
Актуальность и значимость темы заключается в том, что с каждым прожитым днём всё дальше отдаляемся мы от тех исторических событий. Всё меньше остаётся в живых солдат 1941-1945 годов, победивших грозного врага, и тружеников, ковавших победу в тылу. Но более семи прожитых от победной весны десятилетий не должны заслонить для будущих поколений мужества, патриотизма и стойкости людей военной поры
Цели и задачи проекта.
Объект: подвиг подпольщиков в Великой Отечественной Войне.
Предмет: победы над фашистами.
Цели:
- воспитание патриотизма у учащихся,
- воспитания уважения к ветеранам войны,
-оказание посильной помощи ветеранам войны.
Задачи:
-знакомство с жизнью ветеранов войны,
- изготовление боевого листка
Программа действия.
1. Учитель познакомил с исторической справкой.
2. Накануне празднования годовщины Великой Победы учащиеся решили изготовить Боевой листок.
3. Выбрали, о котором будут рассказывать в листке.
4. Весь материал разместили на листе ватмана, приклеили и оформили.
Теоретическая часть
22 июня 1941 фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Враг стремительно продвигался вглубь страны. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России. Но Великая отечественная война была страшной, тяжелой, кровопролитной и долгой. Она продолжалась более четырёх лет, с июня 1941 до мая 1945 года. В этой войне участвовали все! Почти все мужчины и многие женщины ушли на фронт, защищать страну от захватчиков.
В тылу остались женщины с детьми. Фронту нужны были боеприпасы, одежда, питание. Дети в тылу заняли место отцов за станками. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой отечественной войны. Мальчики и девочки, быстро повзрослев, наравне со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием.
Многие подростки в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения: «Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы». 27 июня 1941 года газета “Правда” сообщала, что около двух тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. В декабре 1941 года школьники города Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках. В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно, особенно прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали задания на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ.
Люди́новская подпольная комсомольская группа — молодежная подпольная организация, которая действовала в период Великой Отечественной войны в 1941—1942 в городе Людиново. Руководил группой А. С. Шумавцов. Комсомольская подпольная организация, которую возглавлял бывший заместитель секретаря комсомольского комитета средней городской школы, 16-тилетний Алексей Шумавцов (1925—1942) (конспиративная кличка «Орел») работала в оккупированном фашистами городе Людиново дольше, чем широко известная краснодонская «Молодая гвардия».
В оккупированном немцами городе Алексей был оставлен для подпольной работы. Устроился электриком на локомобильный завод. Созданная им группа подпольщиков собирала сведения о перемещениях немецких войск в прифронтовой полосе, о местах размещения вражеских складов боеприпасов и горючего, об оборонительных сооружениях и передавала эти сведения партизанам. На основании полученных сообщений советская авиация наносила прицельные удары по противнику. Кроме того, группой Шумавцова был проведен ряд диверсионных актов: взорван мост, уничтожены электростанция и склад горючего, подорваны десятки грузовых машин врага.В январе 1942 года А. С. Шумавцов получил задание разведать систему обороны фашистов северо-западнее Людиново. Алексей успешно справился с поставленной задачей, собрал необходимые данные, которые были переданы советскому командованию.
В конце 1942 г. предатель, работавший мастером на локомобильном заводе, узнал о подпольщиках, выследил и выдал членов подпольной организации врагу. В октябре 1942 года ядро организации во главе с Шумавцовым было арестовано. На допросах юные патриоты подвергались жестоким пыткам и истязаниям. Фашистов в первую очередь интересовало местонахождение партизан, фамилии членов организации. Но подпольщики молчали. 10 ноября 1942 года после зверских пыток на окраине города Людиново Шумавцов с группой подпольщиков был казнëн фашистами.
О подвиге людиновских подпольщиков и самого А. Шумавцова долгое время не знали. В ноябре 1956 года на Павелецком вокзале в Москве был арестован, а позднее приговорен к смертной казни предатель Дмитрий Иванов. Следствие и суд над предателем приоткрыли завесу забытья героев.
Они пролазили там, где взрослому не пролезть. Про героев часто говорят: «бесстрашные». Наверное, это не так – страшно бывает всем. Но приходит в жизни такая минута, когда человек побеждает страх, собирает все свои силы, во имя великой цели, во имя Родины и народа и совершает подвиг, не думая о страхе и о своей жизни. О подвиге рассказать нелегко, тем более о подвигах детей. И читать об этом трудно, потому что чаще всего герой погибает. Восхищаешься их подвигами, но и трудно сдержать слёзы.
Прошла война, пришла отрада.
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!».
2. Практическая часть
Планирование
Для решения возникшей проблемы разработал план мероприятий:
1). Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме
2). Составить план беседы с очевидцами событий.
3). Проанализировать полученные данные. выбрать главное.
Заключение
Книги, из которых мы узнали о юных героях и их подвигах, рассказы прабабушки о войне убедили нас в том, что героизм детей на войне - это не вымысел, это правда. И мы поняли, что патриотом можно быть в любом возрасте и что прошлое нужно обязательно помнить. Помнить, что и от нас в жизни может потребоваться мужество, если придёт время и судьба Родины окажется в наших руках.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Татьяна Юденко