Название работы: История боевой награды
Сведения об авторе: Гончарова Юлия Романовна, ученица 7 «В» класса, МБОУ СОШ №1
Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
(очерк)
Осиротевшие боевые награды на маленькой алой подушечке. Их держит в руках, изборожденных морщинками, Александра Федотовна Бганцева. А хозяина, солдата, учителя Петра Яковлевича Бганцева нет уже в живых более тридцати лет.
«Так уж устроена эта трудная, эта благословенная жизнь, что в ней помнишь прошлое, живешь настоящим, но не дано знать будущего, никому и никогда, - тихо говорит Александра Федотовна. -Встретившись и полюбив друг друга в юности, мы поделили на двоих годы фронтовых дорог, счастливые майские дни победного сорок пятого, тяжёлые послевоенные годы. Он воевал, а я училась, работала и ждала его ».
В жизни этой суетной становится легче среди житейских будней, когда вспоминает Александра Федотовна молодость свою, ведь в памяти друг друга они навсегда остались молодыми. И никто не повторит ни их юности, ни счастья, которое кто-то назвал «горьким». Нет, счастье, не бывает горьким, неправда это! Горьким бывает только несчастье. А несчастными для неё были те дни, когда её любимого отправляли на фронт.
Война для молоденького учителя Петра Бганцева началась осенью 1941 года. В ноябре он был призван в действующую армию, теперь уже в легендарную 83 отдельную морскую стрелковую бригаду морской пехоты. А в лютом декабре 1941 года он участвовал в морском десанте, в Крыму, по освобождению города Керчи. Это был героический десант. Среди архивных документов Петра Яковлевича (их нам показывала Александра Федотовна) есть воспоминания Героя Советского Союза, адмирала флота В.А. Касатонова об этой операции. Они повествуют: « 25 декабря 1941 года корабли Черноморского флота и Азовской военной флотилии приступили к проведению крупной десантной операции - Керченско-Феодосийской. В состав десанта было включено около 42 тысяч человек, 43 танка, 198 орудий, 256 миномётов.
К участию в операции привлекалось свыше 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера, более 660 боевых самолётов». «Операция проходила в крайне трудных условиях,- вспоминал сам Пётр Яковлевич на одной из встреч с учащимися нашей школы. На Азовском море бушевал шторм, сила ветра достигала 7-8 баллов. Подойти к берегу судам мешала кромка льда, но моряки Азовской флотилии под командованием контрадмирала С.Г. Горшкова высадили десант на восточном берегу Керченского полуострова, в районах Камыш-Бурун и Эльтиген. С исключительной отвагой десантники шли на штурм гитлеровских укреплений в районе Керчи. Сотни молодых моряков полегли там. «Меня же судьба берегла, но в марте 1942 года в боях на Крымском фронте был ранен, лечился в госпитале, служил в отдельной роте разведки. Потом уже, после излечения, направлен в Урюпинское пехотное училище, которое находилось в Нальчике» -продолжаем мы читать в его записной книжке.
А в июле сорок второго года курсант Пётр Бганцев в составе полка направлялся на Северо-Кавказкий фронт для защиты Кавказа. Довелось участвовать в боях по обороне кавказских перевалов в районе Майкопа-Туапсе. Здесь приказом по 18-й армии ему присвоено офицерское звание лейтенанта, после чего был командирован для прохождения службы в 383-ю стрелковую дивизию в качестве командира взвода разведчиков.
Как часто в минуты коротких передышек вспоминал он свою любимую Сашеньку! В мыслях она являлась ему в синеньком платье с белой кокеткой, в навощёных туфлях, причёсанная как-то так, что волосы вроде бы сами собой на плечи скатываются, но в то же время и прибраны, аккуратны. Пётр представлял себе их встречу. Эти мечты поддерживали его в трудную минуту...
Долгий путь фронтовых дорог предстояло пройти ещё молоденькому командиру. А в один из ненастных сентябрьских дней сорок второго года отважного лейтенанта опять настигла пуля. Ранение было тяжёлым, и после трёхмесячного лечения направляют его в резерв Закавказского фронта, в город Тбилиси. Опять он в строю, теперь уже в 37-ой армии, во Второй Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова Таманской дивизии имени Калинина, командир взвода автоматчиков. Довелось участвовать в боях по освобождению городов: Нальчика, Ессентуков, Черкесска. В сражении за город Черкесск он снова ранен. Каким мучительным было шестимесячное лечение в госпитале! Хотя и заметно поправился за это время, но рана на ноге не заживала. На каждом обходе лица врачей делались всё озабоченней и озабоченней. Они вертели его ногу, кололи её иглой, заставляли шевелить пальцами. Пётр напрягался, но ни один из пяти пальцев даже не вздрагивал и боли от иглы не было. «Хорошо»,- говорили врачи и уходили. Но он уже знал, что если врачи говорят «хорошо»,- это значит плохо. Так оно и вышло. Перенёс ещё одну сложнейшую операцию.
Не любил о тех днях вспоминать Пётр Яковлевич, ведь он вынужден был демобилизоваться по инвалидности. Родина не забыла о своём защитнике. Бганцев Пётр Яковлевич награждён орденом Красной Звезды. Это первая и самая высокая награда. Были и другие, но она для него самая дорогая.
Ещё в годы Великой Отечественной войны Пётр Яковлевич стал работать учителем в Арзгирском районе. Был много лет заведующим Арзгирским районным отделом народного образования, директором средней школы №1, нашей школы.
Иногда своим ученикам рассказывал седовласый фронтовик о тяжёлых военных буднях: «Война жестока, но именно жестокость войны научила нас понимать ценность человеческой жизни, ценность доброты, взаимного доверия, желания помогать друг другу. Пусть пребудет вечно это желание и в нас, и в вас, в ваших детях и внуках!»
О войне говорил, а о наградах молчал. Скромным он был человеком. Друзья, учителя рассказывают о нём, что называется, с придыханием. Его обаяние, деликатность, порядочность и обязательность отмечают все. Помнят об учителе его ученики, помнит дочь Валентина Петровна, помнят внуки, помнит жена Александра Федотовна. По нашей просьбе она достала из заветной шкатулки боевые награды Петра Яковлевича. Их много. И самая первая, и самая дорогая-орден Красной Звезды.
* * *
Время бежит неумолимо. Совсем недавно не стало и Александры Федотовны, но мы, учащиеся Арзгирской средней школы №1, вспоминаем об учителях, начавших свою деятельность ещё в годы Великой Отечественной войны, не только находясь в музее села, но и на классных мероприятиях.
В год семидесятилетия Великой Победы, Девятого мая я принимала участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», с трепетом нёс портрет Бганцева Петра Яковлевича, фронтовика, героя, знавшего правду войны. В нашей школе о нём будут помнить всегда.