Буклет о выборе профессии «Рейтинг востребованных профессий» (9 класс)
Рейтинг востребованных профессий в Республике Коми
Профессия – тот род деятельности, которым занимается человек. Дословно с латинского, переводится как доход, прибыль, выгода.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках одной профессии.
Например, профессия – психолог, специальности могут быть: Клинический психолог; Арт – терапевт; Детский психолог; Педагог – психолог; Семейный психолог; Гештальт – психолог; Коуч.
И в свою очередь, у специальности может быть еще и специализация. Это еще более узкая разновидность деятельности. Например: Профессия — врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.
ЗАДУМАЙТЕСЬ! Какие последствия могут возникнуть у человека, который долгое время занимается нелюбимой работой?
ГОУ РК «Школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Ухты
2019 год
родителей» г.Ухты
ГОУ РК «Школа – интернат №2
для детей – сирот и детей,
Самая большая потребность в кадрах в отрасли здравоохранения и соцуслуг
Органам госуправления по обеспечению военной безопасности, обязательному социальному обеспечению нужны юристы и экономисты, бухгалтера
В отрасли образования очень большая нужда в воспитателях детских садов и преподавателях начальной школы.
В промышленности больше всего требуются специалисты по добыче полезных ископаемых, а именно по добыче нефти и природного газа, по добыче угля
В сельском и лесном хозяйстве больше всего не хватает специалистов по направлению «лесоводство и лесозаготовки». Наблюдается не хватка операторов машинного доения, трактористов-машинистов, слесарей по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, машинистов трелевочной машины, станочников деревообрабатывающих станков, распиловщиков.
В обрабатывающей сфере промышленности нужны специалисты на производство бумаги, обработка древесины и производство изделий из дерева. Самые востребованные профессии: станочник деревообрабатывающих станков, станочник- распиловщик, электрослесарь, машинист трелевочных машин, слесарь-ремонтник, оператор поточно- автоматической линии, машинист и сушильщик бумагоделательной машины.
Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем !
На потребительском рынке не хватает продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, пекарей, операторов заправочных станций, водителей.
Классификация профессий и специальностей
щийся. учитывать и этот пункт.
Схема описания профессиональной деятельности (О.И.Козлова)
Цель труда 1.Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт
2. Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки
3. Изыскательская. Создавать новый, не существовавший ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.
Орудия и средства труда
1.Внешние:
а) ручные инструменты; б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;' в) автоматическое оборудование; г) приборы, измерительные устройства.
2.Внутренние
а) речь: эмоциональная, выразительная, дело б) поведение (мимика, жесты): эмоциональное, выразительное, деловое;
в) интеллектуальные средства.
Степень проблемности трудовых ситуаций
Низкая. Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.
Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.
Высокая. Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.
Социально-психологические параметры
1.Степень коллективности процесса: а) низкая (индивидуальный труд); б) высокая (коллективный труд).
б) организатор собственной деятельности; в) организатор работы других людей.
а) по количеству контактов: не многочисленные, многочисленные; б) по тику партнера: посетители, клиенты, сотрудники, группа
«ХОЧУ» профессиональные способности и интересы
«МОГУ» - состояние здоровья, способности
«НАДО» - спрос на рынке труда и возможность трудоустройства
1. Человек – человек. Профессии, при которых человек взаимодействует с социумом (менеджер, стилист, оператор на телефоне, адвокат, официант и т.д.).
2. Человек – природа. Изучение, уход, защита, создание новых видов животных и растений (ветеринар, биолог, эколог).
3. Человек – техника. Разработка, управление, ремонт разных видов техники (шахтер, электрик, слесарь, крановщик).
4. Человек – знак. Все связанное со знаковой системой – символами, формулами, языками (переводчик, бухгалтер, программист).
5. Человек – художественный образ. Сфера искусства. Все что связано с творчеством (художники, актеры, дизайнеры, стилисты).
Что нужно учесть при выборе профессии и специальности
1.Способности. Как правило, проявляют. ся в раннем возрасте на основании этого, уже можно сделать вывод, к чему у человека есть склонности.
2.Особенности характера. Обязательно нужно учитывать экстраверт человек, или интроверт. Поскольку экстраверт, выбравший себе сидячую профессию с монотонной деятельностью, просто не сможет ею заниматься в силу темперамента. И наоборот
3.Интересы. Перевести сферу своих интересов в работу – это настоящее искусство. Но именно оно сможет сделать человека довольным и счастливым. Поэтому очень важно.