Статья «Что такое технологическая карта урока?»
Технологическая карта урока – что это.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в средней школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
2.4.1. Структура технологической карты:
· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
· планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
· межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
· этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· на практике реализовать межпредметные связи;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы .
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности.
2.4.2. Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
2.4.3. Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ
Возможные методы и приёмы выполнения
· Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.
· Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы
· Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом
· Этап усвоения новых знаний и способов действий
· Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
· Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
· Работа с определением
· Использование обыденных аналогий
· Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
· Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
· Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий
· Применение знаний и способов действий
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия
· Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»
· Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
· Коррекция знаний и способов действий
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
· Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
· Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
· Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Три уровня домашнего задания:
· Стандартный минимум
· Повышенный
· Творческий
· Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
· Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»