12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедева Наталья Михайловна72



t1700981908aa.jpg

Методическая разработка

 внеклассного воспитательного мероприятия

«Что такое толерантность?»

(для учащихся 2 класса)

Актуальность выбранной темы – воспитательная компонента «Гражданско-патриотическое воспитание» на уровне начального общего образования, направленная на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, позволяет подготовить обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель – социально ­ педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных национальностей;

развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в коллективе;

развивать творческое мышление учащихся;

воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать, чувство коллективизма, сплоченности.

Место проведения - кабинет 2 класса

Форма – тематический классный час

Методы и приемы рассказ, пример, поручение, воспитывающая ситуация, беседа, творческая минутка.

Материалы и оборудование

интерактивная доска

компьютер

звуковые колонки

фотоаппарат

видеокамера

солнышко

вырезанные ладошки детей

листья для дерева

карточки с заданиями

смайлики

медальки

буквы для составления слов

плакат «дерево Толерантности»


Оформление кабинета – заготовки: «планета Земля», ладошки детей, расставленные парты в форме «круглого стола».

Музыкальное и видео сопровождение

мультфильм «Все разные, все равные!»

презентация классного часа

видеоклип «Давайте дружить!»

песня «Будьте добры», «Дорогою добра»

Подготовительная работа

определение темы и цели мероприятия, подбор материалов

разработка мероприятия

изготовление дидактического материала

разучивание стихотворений

изготовление медалей

оформление кабинета

Ход мероприятия

I.Организационный момент мероприятия

II. Актуализация внимания

Слово учителя

- что такое улыбка?

- когда человек улыбается?

(приветствие учащихся)

На нашей голубой красивой планете живут разные люди: с белым цветом кожи и чёрным, белокурые и курчавые. Говорят все на разных языках, но у всех народов есть общие понятия и представления.


III. Самоопределение к деятельности

3.1. Просмотр видеоклипа «Давайте дружить!»

Слово учителя

- о чем этот видеоклип?

- почему все люди, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Вы заметили, ребята, какие все мы разные, но мы вместе, и мы все равные. Мы живём в одной стране, ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны! Мы все разные, но мы вместе, а почему?


3.2. Ответы учащихся

(по ходу ответов учащихся учитель прикрепляет на доску рисунок планеты, дети прикрепляют заранее вырезанные ладошки из цветного картона вокруг рисунка.)


Вопросы для обсуждения:

- ребята, а давайте представим, что мы все будем одинаковыми? (слайд № 1)

- вам нравится?

- мы - разные, и это прекрасно! (слайд № 2 )

- знаете ли вы такое выражение «Белая ворона?» Что это значит?


IV. Работа по теме мероприятия

Слово учителя

Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся человечку непохожему на всех.

4.1. Просмотр мультфильма про толерантность


Вопросы для обсуждения:

- Какой был наш герой?

- Почему все смеялись и обижали его?

- Как он чувствовал себя?

- Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

- Что случилось потом?

- Чем закончилась история?

- Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему?


- Людей неинтересных в мире нет!
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, своё,
И нет планет, похожих на неё (слайд № 3)


4.2. Беседа по теме мероприятия

Слово учителя

Сейчас вы прослушаете притчу, и поймёте, что является самым важным в отношениях между людьми. При каком условии разные люди живут в мире и согласии (приложение 1).


Вопросы для обсуждения:

- какие три слова стали законом в семье, где царил мир и согласие? (На доске вывешиваются карточки со словами Любовь, терпение, прощение).


4.3. Знакомство с понятием «толерантность» (работа в парах)

Слово учителя

Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, одним словом, но каким вы узнаете, если расположите буквы в порядке возрастания чисел (дети составляют слово толерантность).


Вопросы для обсуждения:

- какое слово вы получили?

- необычное слово? Что же оно обозначает? (слайд № 4 _)

Толерантность - это уважение к человеку другой национальности (слайд № 5_)

Толерантность – это умение принимать человека таким, какой он есть (слайд № 6 - 7_)

Толерантность – это сочувствие и помощь нуждающимся (слайд № 8_)

Толерантность – это уважение и бережное отношение (слайд № 9_)

Толерантность – это умение любить все окружающее (слайд № _10)

Толерантность – это уважение, понимание и принятие многообразия мира (слайд № 11_)

Слово учителя

Люди нашей планеты поняли, что на земле должен быть мир. Даже Л.Н. Толстой говорил: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (слайд _12).

Поэтому было решено один день в году - 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности. Вот видите, какое это интересно и важное слово – ТОЛЕРАНТНОСТЬ (слайд 13_).


(учитель прикрепляет на доску надпись: 16 ноября- день Толерантности)


V. Физминутка

Поднимите все ладошки, 
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший -
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший -
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дружбе крикнем мы: Ура! 

Слово учителя

Итак, вы поняли, что все люди на земле разные. Но каждый из вас – это отдельный мир, у каждого есть свои отличительные черты, свои особенности, свой характер. В первую очередь, толерантность проявляется дома, в школе. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

4.4. Работа в парах (обсуждение материала)

Карточки № 1- 6

Задание: обсудить и ответить на вопросы:

1. Саша живет в бедной семье, он плохо одет. Ты будешь с ним дружить?

1. Я буду с ним дружить, потому что это неважно.

2. Я сделаю ему замечание.

3. Я посмеюсь над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

1. Я оттолкну ее, чтобы обогнать.

2. Я вежливо жду ее, но подумаю: «Ползет, как черепаха»

3. Я помогу ей и придержу дверь

3. Маша проболела, пропустила уроки и на вопрос учителя ответила неверно.

1. Я понимаю, что Маше надо помочь изучить новый материал и предложу свою помощь

2. Я сочувствую Маше

3.Я посмеюсь над ее неверным ответом.

4.На твоих глазах обижают твоего одноклассника.

1.Я попытаюсь защитить его.

2.Я сделаю вид, что ничего не замечаю.

5. Младший брат сломал твою любимую игрушку, как ты поступишь?

1.Я прощу его, ведь он еще маленький.

2.Я ударю его.

6.Ты поссорился со своей сестрой или братом. Как ты поступишь?

1. Я попытаюсь объясниться с ней.

2. Я обижаюсь и не разговариваю с ней

VI. Закрепление материала

Слово учителя

Ребята, помогите мне продолжить фразу: «Быть толерантным – это…. (слайд 14_)

А помогут вам в этом правила толерантности.

Правила толерантности (слайд _15)

Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

Научитесь прощать людям их слабости; умейте простить обиды.

Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

Вопросы для обсуждения:

- Вы согласны с данными правилами.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

- Можно ли мирно жить и не ссориться. Как это сделать?

- А в виде чего можно изобразить слово толерантность? (солнышко)

Солнышко обогревает весь мир, так и толерантный человек, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От него исходит добро, тепло. Вокруг него всегда есть друзья. Он понимает окружающих, всегда приходит на помощь. Благодаря солнышку на земле вырастает все живое и доброе. Давайте все вместе вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево «Толерантности».

Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве?

Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет.

Задание:

возьмите каждый по листочку

выберите и наклейте на лист качества характера толерантной личности.

листочки приклейте на дерево

назовите качество толерантного человека, которое вы выбрали.

Затем под музыку « Дорогою добра» дети выходят, приклеивают листочки и озвучивают качества: доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.

Так что же такое толерантность?

VII. Подведение итогов мероприятия

7.1. Творческая минутка (дети зачитывают стихотворения)

1.Толерантность. Что это такое? -

Коли спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Выявляют что-то, где-то,

Веселятся дружно. Нет нужды

Остерегаться, что тебя обидят.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

2.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать, Нужно терпенье

В себе воспитать.

3.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить.

4.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

5.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

6.

Значит не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

7.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

8.

Труд и вежливость - в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

9.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережёт природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

10.

Толерантность – это слово,

Словно книжка, как Букварь!

Толерантность всех научит,

Как вести себя и с кем.

Толерантны мамы, папы,

Толерантны ты и я - мы!

Толерантность – это чудо!

Пусть будет оно всюду!

11.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

Слово учителя

Мне хотелось бы вам напомнить, что наш класс – это маленькая семья, в которой должны царить доброта, уважение и взаимопонимание. Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положить руки друг другу на плечи, и по моей команде все сделаем шаг внутрь, и хором скажем: «Мы все разные, но мы равны». (слайд № 16)

7.2. Самооценка

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый смайлик, а если вам было грустно и неинтересно, то прикрепите грустный. (слайд № 17)

VIII. Рефлексия.

О чем мы сегодня разговаривали?

А что такое толерантность?

Какими качествами должен обладать толерантный человек?

- В заключении мне хотелось бы сказать, что толерантность спасет мир! Согласны?

(слайд № 18)

Под песню «Будьте добры» (учитель вручает ученикам медали «Будем толерантны»)

- Всем спасибо за внимание (слайд № 19)

Приложение 1.

Притча «Ладная семья»

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете.

Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.