12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна25
Россия, Омская обл., Омск
2

Cущностные характеристики категорий «адаптация», «дезадаптация»

Cущностные характеристики категорий «адаптация», «дезадаптация»

Адаптация относится к числу общенаучных понятий, возникающих на стыках отдельных отраслей знаний, и в дальнейшем экстраполируются на различные сферы естественных и социальных наук.

Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности, изучением которых занимаются представители многих отраслей науки. Согласно своим профессиональным интересам они акцентируют внимание на определенных видах адаптации: биологической, физиологической, психической, психофизиологической, психологической, социальной, социально-психологической, педагогической, дидактической, профессиональной и др. Определяя суть понятия «адаптация» исследователи исходят из понимания того, что она может рассматриваться как процесс, состояние, свойство или результат деятельности, который возникает при определенных условиях, длится течение определенного периода, пока не будет установлено динамического равновесия между системами, которые адаптируются/

Адаптацию в широком смысле понимают как процесс приспособления индивидных и личностных качеств человека к изменяющимся условиям существования.

Согласно с Л.Ф. Буларчук, адаптация представляет процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, происходящим в самом организме.

Аналогичной концепции придерживается С.Т. Посохова, которая рассматривает адаптацию как особую форму отражения внешнего и внутреннего окружения .

Л. В. Мардахаев рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности личности определяет степень ее интегрированности в саму среду

Исследователи Ж.Пиаже, Л. Хьелл, определяя феномен «адаптации», определяют разницу между адаптацией как процессом, и адаптированностью как её результатом. По их мнению, хорошо адаптированный человек — это человек, у которого психическое равновесие, производительность и способность наслаждаться жизнью не нарушены. Ж. Пиаже впервые рассмотрел адаптацию как двусторонний процесс, как единство процессов активного изменения личностью окружающей среды и изменения собственного внутреннего мира, то есть единство процессов ассимиляции и аккомодации.

В современной педагогике и психологии проблемы адаптации вызывают повышенный интерес ученых, который связан с происходящими изменениями в современном обществе.

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации».

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека: семьи, группы в детском саду, школы, университетской группы, компании друзей, трудового коллектива и так далее .

Как отмечает С.Т. Посохова, психологическое понимание феномена «адаптация» у различных авторов имеет свою конкретизацию: как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования (Р.М. Баевский, И.Г. Беспалько, Н.Н. Василевский, Ф.З Меерсон и др.); как достижение устойчивости в измененной среде (Ф.Б. Березин, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю Коржова, В.И Медведьев, и др.); как поиск личностью необходимых способов самораскрытия (Г.А. Балл, Е.В. Виттенберг, Е.К Завьялова, А.Г. Маклаков, А.А. Реан, Т.И. Ронгинская, С.Т. Посохова, Н.С. Хрусталева и др.); как процесс становления (и восстановления) динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» (М.А. Дмитриева, Л.М. Митина и др.) .

Социальная адаптация, по мнению С.Т. Посоховой представляет сложный процесс, который осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека .

По мнению А.А. Реана адаптация является одной из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды» . Данный процесс направлен на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

В словаре по социальной педагогике указано, что социальная адаптация – это процесс, в результате которого личность или социальная группа приспосабливается к постоянно изменяющейся социальной среде .

При попадании в определённую группу и выполняя установленные нормы этой группы, человек в процессе адаптации может быть принят группой, но при разрушении этих норм, при его не подчинении правилам, может быть ей отвергнут.

Ф.Б. Березин адаптацию определяет как «активное творческое приспособление». Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

По мнению А.А. Налчаджян, «Адаптация проявляется в виде адекватных изменений собственной психической системы». Аутопластическая адаптация представляет собой изменения личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде .

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности и поведения человека требованиям среды. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Выделяются различные степени психической адаптации человека – от высшей степени проявления творческой активности до крайних проявлений психической дезадаптации – психотических расстройств и пр.

С. Т. Посохова отмечает, что в глубине воззрений на адаптацию как на способ жизнедеятельности и приспособления в изменяющейся среде кроется понимание ее как противоречивого единства процесса сохранения и развития.

Каждый процесс преодоления личностью проблемных ситуаций в социальной среде можно считать процессом социально-психологической адаптации личности. В ходе этого процесса личность использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов.

Т.К. Кончанин выделяет такие стратегии адаптации личности, как приспособление к среде, преобразование среды и изменение себя .

С. Т. Посохова, анализируя совокупность научных представлений о стратегиях адаптации, приходит к заключению, что они могут быть объединены в два больших класса: стратегии самосохранения личности и стратегии самораскрытия личности. Стратегия самосохранения заключается в таком взаимодействии с изменяющейся окружающей реальностью, которое обеспечивает сохранение личности в неизменном виде, ее сложившегося образа жизни и ранее эффективных стереотипов отношений с общественными институтами, окружающими людьми, самим собой. Ядро стратегии самосохранения составляют негативные эмоциональные переживания, тревога, фрустрации, депрессии

Стратегия самораскрытия – это стратегия преобразования себя, условий, прежнего образа жизни. Суть данной стратегии заключается в том, что при изменении привычных внешних и внутренних условий существования личность отказывается от устаревших, переставших быть эффективными стереотипов взаимодействия с обществом, культурой, предметами, природой и собой. Ее ядро составляют совершаемые самой личностью внутренние и внешние трансформации, преодоление трудностей, неудовлетворяющих отношений. При этом личность ориентирована исключительно на собственные резервы, собственный внутренний потенциал. Адаптационная стратегия самораскрытия, с одной стороны, актуализируется конкретными личностными свойствами, с другой – формирует определенный психологический тип личности. Лицам с преобладанием стратегии самораскрытия свойственны социальная направленность действий и решений, социальная уверенность и уверенность в себе, высокая личностная ответственность, коммуникативность, высокий уровень притязаний и высокая самооценка, эмоциональная устойчивость .

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

согласовывает свои цели с ценностями общества,

научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,

приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,

получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,

устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме.

Социальная адаптация, по мнению М. В. Шакуровой, представляет собой непрерывный процесс, она связана с периодами смены деятельности индивида. В раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, что связано с развитием психических процессов. Она отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, коммуникативных связей, умений решать межличностные проблемы.

В педагогике социальная адаптация – явление, которое характеризует наибольшую приспособленность человека к условиям обучения и воспитания. Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек, для него наиболее оптимальны с позиции обучения и воспитания. Признаками данного процесса, считает Л. П. Баданина являются:

удовлетворённость ребёнка учебным процессом;

отсутствие у него страха и неуверенности;

самостоятельность при выполнении учебных заданий;

удовлетворённость от межличностных отношений со сверстниками .

А.Л. Венгер рассматривал адаптацию как систему качеств личности, которые обеспечивают успешность последующей жизнедеятельности, выделяя три уровня адаптированности младшего школьника .

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Дезадаптация – это нарушение приспособляемости и процесс неуспешного приспособления человека к новым и сложным для него жизненным обстоятельствам.

О дезадаптации можно говорить, когда человеку не удается справиться с требованиями и трудностями новых социальных условий, утвердиться во взаимоотношениях и самоутвердиться в определенном статусе, роли или комфортной позиции .

Дезадаптацию могут вызывать 2 основных группы факторов:

1) внешние, средовые факторы, то есть само общество,

2) внутриличностные особенности индивида.

Внешних факторов, мешающих успешно приспособиться к конкретной группе или обществу, может быть сколько угодно много и они часто не зависят от воли человека. А вот внутренние факторы это, как правило, всегда какие-то конкретные психологические проблемы, это могут быть:

завышенная или заниженная самооценка,

тревожность, мнительность,

агрессивность, конфликтность,

слишком сильная или недостаточная мотивация к достижению целей,

завышенный или заниженный уровень притязаний и иные психические особенности личности и явления, дисгармонирующие личность.

Наличие психопатологии также приводит к дезадаптированности.

При наличии различных отклонений и негативных процессов возникает дезадаптация.

Но точно также как дезадаптацию могут вызывать различные психологические проблемы, она сама может породить множество проблем с психикой, вплоть до серьезного ее расстройства. Признаки низкой адаптационной способности человека позволяют предполагать у него наличие проблем физического или психологического характера.

Верный признак дезадаптации это болезненное переживание длительных межличностных или внутриличностных конфликтов, которое приводит к невозможности удовлетворять собственные потребности и/или отвечать требованиям социума .

Дезадаптация, школьника, по мнению Н. С. Крамаренко - (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования, признаками которой выступают:

нарушение успеваемости;

неконтролируемое поведение;

повышенная утомляемость;

снижение работоспособности;

высокое требование к окружающим;

тревожность и боязнь общения;

замкнутость .

Для того, чтобы корректировать социальную дезадаптацию личности, считает Н. С. Крамаренко, необходимо формировать навык общения и гармонизировать отношение ребенка со сверстниками, а также устранить те негативные социальные отношения, которые стали причиной имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера, отсутствие специальных корректирующих программ, приводят не только к отставанию в усвоении школьных знаний и снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении ребёнка. Ребёнок, который не прошёл стадию адаптации и не усвоил основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в дальнейшем .

Таким образом, понятие "адаптация" - одно из ключевых в исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в меняющихся условиях среды. Психологическая адаптация - это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды, и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых цепей. Процесс взаимодействия личности и среды заключается в поиске и использовании адекватных способов удовлетворения основных потребностей. Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.