Статья «Современные подходы к обучению школьников»
Современные подходы к обучению школьников.
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. И поэтому особое значение приобретает совершенствование процедур оценки знания обучающихся.
Основные изменения в системе оценивания учеников младших классов связаны
- с индивидуализацией, и в то же время существенным повышением объективности благодаря введению многокритериальности;
- с реализацией приоритета самоконтроля, самооценки и взаимоконтроля, взаимооценки учащихся перед оценкой учителя .
Новые формы оценивания позволяют как учителям, так и детям получать более развернутую и содержательную обратную связь и на ее основе вносить необходимые поправки в учебный процесс.
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к внедрению ФГОС связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки учащихся в образовательном процессе.
Каким образом реализовать эти идеи в своей работе – над этим задумываются многие практикующие учителя. Ведь традиционные отметки пока не отменены и являются основным измерителем учебной деятельности. Я применяю на своих уроках такие формы оценивания как «Лист успеха».
Предлагаю просмотреть конспект урока с использованием «Листа успеха»:
Сегодня – 7 апреля. Что вы знаете об этой дате? Да, сегодня – День Здоровья. И девиз нашего урока «Здоровым быть здорово!». Прочтите его ещё раз и запишите по памяти в тетрадь. Теперь проверьте. Поставьте себе заработанные за эту работу баллы в свой «Лист успеха»: нет ошибок – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, более 1 ошибки – 1 балл.
Сегодня на уроке предстоит работа в группах. Какие правила нужно при этом соблюдать? (выслушивать все мнения, принимать общее решение, работать сообща).
Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было составить слова из «рассыпанных» букв. Какие слова у вас получились? Правильные ответы – спорт, штанга (вывешиваются на доску). В «Лист успеха»: оба слова составлены верно – 2 балла, 1 слово – 1 балл и т.д.
Как называются люди, занимающиеся спортом? Спортсмен, поднимающий штангу? На доске СПОРТ – СП . РТСМЕНЫ
ШТАНГА – ШТ . НГИСТ
Я не уверена, какие буквы следует писать в этих словах. А вы? Почему у меня возникли сомнения? (здесь «опасное место» в слове – безударный гласный звук).
Какова тема урока? (На доску – «Безударные гласные в корне слова» )
Какие же буквы следует написать в этих словах? Посовещайтесь в группе и приготовьтесь доказывать.(« Мозговая атака» после выслушивания доказательств: )
Значит, я могу доказать так – в слове паспорт следует писать букву О в безударном положении, потому что в слове спорт под ударением пишется О, и соответственно штаны – штанга ? Как же доказать правильность написания этой орфограммы, назовите 2 условия. (Совещание в группах). Сравнивание своих версий с правилом – стр. 87.
Попробуйте применить это правило в практической работе – спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы. Работайте в группе, совещайтесь.
Б . ГУН
СТР . ЛОК
Б . КСЁР
ФУТБ . ЛИСТ
Л . ЖНИК
Проверка с коллективным объяснением – по одному слову от группы. Коллизия при объяснении написания слова лыжник – это слово не требует проверки.
Физминутка -
давайте изобразим вышеупомянутых спортсменов.
Что ещё, кроме занятий спортом, важно для соблюдения здоровья? Нужно употреблять витамины.
Работа по карточке: вставить пропущенные буквы.
Без витаминов ж_ть нельзя! _ни – надёжные друз_я!
_ни сп_сают от б_лезней, нет ничего дл_ нас п_лезней!
Проверка с доски. «Лист успеха»: нет ошибок – 5 балла, 1- 2 ошибки – 4 балла, более 2 ошибок – 3 балла, более 6 ошибок – 2 балла.
Откройте учебник – стр.88, упр. 419.
Творческая работа – прочтите предложения. Подумайте, какую пользу для здоровья можно получить из содержания этих предложений? (Совещание в группах и ответ – защита).
Найдите предложение, в котором 4 имени существительных и запишите его порядковый номер в «Лист успеха» рядом с заданием «Выбор предложения».
В «Лист успеха»: выбран ответ №3 – 2 балла, другой ответ – 0 баллов.
А полностью это упражнение выполните дома.
Для здоровья немаловажно правильное питание. Что из предложенных продуктов вы считаете наиболее полезным?
чипсы – котлета
кофе – компот
Запишите эти слова (котлета, компот) в тетрадь.Дома выделите в них орфограмму по теме урока и попробуйте подобрать проверочные слова.
А теперь вернёмся к девизу нашего урока - «Здоровым быть здорово!» В каких словах есть безударный гласный, требующий проверки? Какое слово будет проверочным? Почему?
В «Листе успеха» осталась незаполненной строка «Бонус». Подумайте, кому вы сегодня его отдаёте – кто, на ваш взгляд, работал наиболее успешно. Посчитайте свои заработанные баллы и выставите отметку. Урок окончен. Спасибо за работу и будьте здоровы!
На уроке использовано оборудование:
1.Учебник А.В.Поляковой , 2 класс, часть вторая, М.: Просвещение, 2005 г.
2.Карточки для индивидуальной работы:
Карточка №1
1 . Собери слова из букв: Р,П,Т,О,С _______________ Г,А,Ш,Н,Т,А ____________
2. Составь и запиши предложения с этими словами
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подчеркни «лишнее» слово:
спортсмен, паспорт, спорт
штангист, штаны, штанга
Карточка №2
Без витаминов ж_ть нельзя! _ни – надёжные друз_я!
_ни сп_сают от б_лезней, нет ничего дл_ нас п_лезней!
. «Лист успеха»
Ф.И. |
|
1.Письмо по памяти |
|
2. Домашнее задание |
|
3. Пропущенные буквы |
|
4. Выбор предложения |
|
5. Бонус |
|
Всего баллов: Отметка: Роспись учителя ______________ |
Ключ к «Листу успеха»:
12 – 13 баллов – «5»
9 – 11 баллов – «4»
6- 8 баллов – «3»
Менее 6 баллов – « 2»
Применяя «Лист успеха», я пытаюсь ввести дифференциацию оценки по видам работ на уроке, создаю предпосылки для выработки у детей критериев оценивания, развиваю навыки самоконтроля и оценивания работы одноклассников.
Таким образом идёт проектирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, что и является основным концептуальным положением ФГОС.