Сочинение «Давайте мусорить правильно!»

3
1
Материал опубликован 7 April 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Давайте мусорить правильно!

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету".

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Москва. Стоял самый разгар зимы – начало января.Наступал новый день, готовый стать чемпионом из тех дней, которые наполнялись различными и столь значимыми для одних представителей семейства и столь не важными – для других,вопросами «что», «где», «когда» и «почему». Солнце только вставало, и большая семья из четырех человек и одной собаки еще не открывало глаз, видя сладкие сны. Первым у кого они закончились был мальчик по имени Артем. Проснувшись, он понял, что утро еще не настало – было темно, – и включил свой ночник.Смотря на потолок и разглядывая тени от своего силуэта, он мысленно размышлял чем будет сегодня заниматься.

Артему было всего 8 лет,он учился во втором классе, и, как у всех мальчишек, любимым его занятием, в отличие от школы и домашних уроков, было ничегонеделание, как любила говорить его мама: поиграть во дворе с друзьями, покататься на велосипеде, позлить младшую сестру и, конечно, послоняться без дела по дому, чем и не преминул воспользоваться. Встав с кровати, он прокрался в коридор, полминуты побродил в темноте, ударился ногой о какой-то предмет и прошмыгнул в ванную.

- Так-с, - проговорил Артем, рукой нащупав выключатель. Найдявзглядом свою зубную щетку, он вспомнил слова мамы, что день нужно начинать с умывания и чистки зубов.Выдавив на нее детскую пасту и на мгновенье задумавшись, он показал своему отражению язык и тихонько захихикал. Засунув щетку в рот, он начал кривляться и строить гримасы, радуясь, как истинный ребенок, занятию, которое не одобрили бы ни одни родители. На мгновенье Артему послышались какие-то шорохи около двери ванной, обернувшись, он увидел заспанного Снупи, который зевая, чесал задней лапой правое ухо.

- Супи, - только и смог проговорить Артем с набитым ртом. – Просулся?

Снупи был еще не повзрослевшим щенком породы джек-рассел, и в семью Артема он попал скорее случайно, чем обдуманно. Просто одним утром проснувшись и подумав, глава семейства решил, что этой семье для полноценности не хватает только одного – собаки! Причем именно джек-рассела. «За» эту идею были все, кроме здравомыслящей мамы. Но как бы долги не были ее сопротивления, окончательно она сдалась после первых двух недель с появления взбалмошного питомца.

Снупи замахал хвостом и забежал в ванную навстречу обернувшемуся Артему, который улыбался щенку во весь свой, пенящейся от пасты, рот. Не успев понять что произошло, Артем увидел лишь скрывающейся хвост щенка, убегающего с его зубной щеткой. Он уже было хотел закричать «Снупииии!», как услышал звук телефонного будильника, который просто забыли отключить на время выходных. «Ура!» - мысленно крикнул Артем, это означало, что скоро все проснуться. Выплюнув остатки пасты, он вприпрыжку побежал в комнату к родителям, натыкаясь в темноте на различные предметы. 

- Мама, папа! – ворвавшись в комнату, воскликнул Артем. – Снупи стащил мою зубную щетку. Я даже не успел одуматься. Вот теперь мне нужна новая щетка!

- Для начала – доброе утро! – ответила, зевая мама.

- Доброе утро, мам!

- И кто в этом виноват? – спросила мама, накрывая одеялом прыгнувшего под бок родителям Артема.

- Конечно, не я! Теперь щетка вся в микробах.

- Чья щетка в микробах? – послышалось в дверях.

Мама с сыном обернулись: на пороге комнаты стояла заспанная Настя – младшая,пятилетняя сестра Артема. Медленно пройдя через весь зал, она залезла на кровать и с немым вопросом «Эта?» отдала микробную щетку брату.

- Мама, а почему она микробная? – спросила Настя

- Ну… - задумалась мама. Сама еще не проснувшись, она попыталась разбудить свой разум и найти доступное для понимания детей объяснение. - Понимаешь, у всех у нас разная микрофлора во рту. Это касается не только людей, но и животных. Например, наш Снупи гуляет на природе, валяется в траве, бегает по грязи, может украдкой что-то съесть не хорошее. И его микрофлора может быть не совсем идеально чистая.

- Микролора? – удивилась Настя.

- Микролора! – передразнивая сестру, захихикал Артем.

- Да, микрофлора, – подтвердила мама. – Поэтому-то мы и моем нашего Снупи каждый раз после прогулки. Если же говорить о людях, то у некоторых микрофлора чистая, у других - грязная с бактериями. Особенно у тех, кто не чистит зубы, - чуть повысив голос, проговорила мама, смотря на Артема.

- Я почистил! – негодующе воскликнул Артем.

- Поэтому, - продолжала мама, –  у всех у нас разные щетки для зубов. И именно поэтому не стоит пить из чужих стаканов и бутылок.

- Мам, но ты же пьешь из моей кружки, - утвердительно ответила Настя.

- Ммм… - опять задумалась мама, – понимаешь, мы живем в одной семье и все следим за гигиеной, и еслиу тебя, предположим, нет бактерий, и у всей семье нет бактерий, то им просто не откуда взяться. А значит, если я попью из твоей кружки, то ничего не произойдет.

- Ага, значит у нас одна микролора! – воскликнула радостная Настя. – А у других – другая!

- Да, все верно! – утвердительно кивнула мама.

- Значит я могу чистить зубы твоей щеткой? - спросила Настя

- Почему? – удивилась мама, вконец обескураженная и запутанная не только вопросами дочери, но и собственными мыслями, впрочем, как и дети. – Нет… - но не успела закончить фразу.

-Ну как всегда! Выходной день! Дали бы поспать нормально! – начал возмущаться проснувшийся папа. – Каждые, каждые выходные одно и тоже!

Встав с кровати и почесав за ухом щенка, который прибежал на голос любимого хозяина, отец подошел к телевизору, чтобы включить детский канал. Своих детей, впрочем, как и других, заставить на короткое время замолчать можно было исключительно просмотром детских мультфильмов. Долгожданная тишина заполнила комнату. Освободив место около стены для желавшего еще часок другой вздремнуть отца семейства, дети с мамой и, улегшемся в ногахСнупи,устроились поудобнее, с интересом вглядываясь в экран телевизораи предугадывая, поймает наконец-то Том Джери, или как всегда кота ждет неудача. Солнце потихоньку вставало, и сумрак комнаты медленно растворялся под натиском наступавшего света нового дня. Артем любил такие моменты единения с семьей. Что-то было уютное и неповторимо-детское в этих утренних и умиротворенных просмотрах…до того мгновения пока окончательно не просыпалась Настя.

- Ну Настя! – в тишине крикнул Артем.

- Что опять случилось? – спросила мама.

- Она пихается! – ответил сын.

- Ты все врешь, - парировала младшая сестра, - я ничего не делаю.

- Делаешь!

- Не делаю!

- Делаешь!

Такой диалог между детьми мог продолжаться сравнительно долго, поэтому мама поняла, что утро наступило окончательно и пора вставать. Умывшись и приведя себя в порядок после сна, мама прошла на кухню, чтобы приготовить завтрак для семьи. Но не торопилась - утренний ритуал пробуждения был неотъемлемой частью каждого дня. Налив свой любимый утренний напиток – кофе с молоком, - мама смотрела в окно и вела внутренний диалог сама с собой, размышляя на тему собственных детей: какими они вырастут, какой им уготован жизненный путь, и что он преподнесет. Важным пунктом в задачах у любящей матери было не просто дать им образование, но вложить в них основы морали, этики и добродетели. Ей важно было, чтобы в любой ситуации ее дети оставались человечными и добропорядочными, и относились гуманно не только к ближнему, но и к окружающему миру в целом. Допив чашку кофе, мама обвела взглядом кухню: на полу валялись игрушки, на стуле остались следы разлитого сока, огрызки яблок горочкой лежали в раковине, на столе открытая коробка конфет соседствовала с пустыми фантиками.Мама была достаточно сдержанным человеком и практически вовремя могла контролировать свои эмоции, поэтому, понимая, что теряет самообладание, увидев хаос на кухне после вечерних игр детей, она взяла себя в руки и принялась за уборку и готовку. Постепенно на запах еды начали подтягиваться все домочадцы. За круглым столом собрались все, не исключая верного друга человечества -Снупи, разместившегося под столом с любимым теннисным мячиком в зубах. Этот завтрак не стал исключительным, а напомнил все предыдущие: папа ел и вглядывался в телевизор, мама наблюдала за детьми, а они в это время, шумно споря и жестикулируя, обсуждали просмотренный мультик. Спор двух упрямых детей порой доходил до жестких мер отстаивания своей правоты: Артем, похожий характером на отца, доказывал свою истину спокойно и флегматично, чем дико раздражал свою младшую сестру, которая жила по принципу «после меня хоть потоп»,она могла, не раздумывая, отвесить брату такую звонкую пощечину, что звенело бы не только в ушах Артема. Зная насколько разные дети и чем это может обернуться, мама решила увести разговор в другое русло.  Как только дети осилили свой завтрак и приступили к чаю, мама спросила:

- Итак…кто-нибудь что-нибудь замечает сегодня на кухне?

Дети с папой переглянулись и начали обводить взглядом пространство кухни.

- Мама! Новые шторы! – вскрикнула Настя.

- Нет! – был ответ мамы.

- Новая посуда! – крикнул Артем.

- Нет! – еще раз четко отчеканила мама.

- У тебя новая прическа? – спросил все еще заспанный папа.

Мама закатила глаза и встала.

- Нет, нет и еще раз нет! Самое удивительное, что вы настолько к этому привыкли, что даже не замечаете! – расхаживая по кухне, говорила мама. – Оглянитесь вокруг! Вы должны были увидеть чистоту и порядок. Утром, заходя на кухню, я увидела настоящий хаос – все это осталось после вашей вчерашней игры, - посмотрев укоризненно на детей, продолжала мама. - Это ваш дом, и вы должны заботиться о нем и поддерживать чистоту.

-Да, Артем! Понял? Ты должен поддерживать чистоту! А то у нас будет грязная микролора! – вскочив со стула, заговорила Настя. Вид у нее был настолько угрожающе-комичен, что мама чуть не расхохоталась, но сдержалась, решив, что этим утром надо уже до конца доиграть роль строгого родителя, чтобы данная тема была полностью усвоена ее детьми. Она была приятно удивлена, что Настя запомнила утренний разговор и сделала свои собственные выводы о чистоте и гигиене, но данное обстоятельство не смягчило положение дочери.

- Тебя это тоже касается! – посмотрев на дочь, сказала мама.

Настя присела на стул и насупилась.

- Вы же не ведете себя так на улице?! Не разбрасываете мусор на землю? Не оставляете где попало фантики и бутылки?Есть определенные места,куда вы все это выбрасываете, правильно?

- Да, - хором ответили дети.

- И у нас есть такое место в доме, верно?

- Да! – еще раз ответили дети.

- Да, это пол! – не удержался папа, но подавил свой смешок под строгим взглядом мамы.

- Мама, мама! А я, а я видела, как тетя на улице выкидывает фантик прямо на землю. Получается она плохая? – спросила Настя.

- Не плохая, но не культурная и не воспитанная. Надо просто понять, что окружающий мир – тоже наш дом. И своим небрежным отношением мы наносим непоправимый вред не только ей самой, но и себе.

- Почему себе? – спросил заинтересовавшийся Артем.

- Ну, смотрите, - начала мама, – ни для кого не секрет, что сама природа – это слаженный организм, в котором все развивается правильно и гармонично; в ней нет ненужных отходов и всего того, что могло бы считаться угрозой для нее самой. С приходом же человека все поменялось. Люди стали производить много вещей, предметов, и продуктов, с приходом которых, стал образовываться мусор. Он долгое время накапливается на свалках и медленно разлагается в земле. При разложении он может выделять тяжелые химические соединения, которые попадают в воду, в землю. На такой земле почва становится очень грязной, зараженной, и на ней тяжело вырастить какие-либо растения, в том числе и те, благодаря которым мы не остаемся голодными. Бывает, что такой мусор сжигают, но это тоже не лучший вариант. Весь дым, который исходит от сжигаемого мусора, идет вверх, в небо, в атмосферу, которая как легкие впитывает все вредные вещества, чтобы потом вернуть их же обратно проливными дождями, снегом и другими осадками, которые в свою очередь уходят в почву. Такой вот не очень хороший круговорот мусора в природе. Поэтому люди, которые так беззаботно относятся к миру и выкидывают на улице мусор, к сожалению, не задумываясь, причиняют огромный ущерб природе. Например, пластиковая бутылка от воды, выкинутая в парке или в лесу, может разлагаться до миллиона лет!!! Вдумайтесь! А обычный пакет из магазинов – до 500 лет. Так было, конечно, не всегда. Еще когда люди жили в деревнях, в избах, единственным источником их отходов были продукты, которые разлагаются достаточно быстро. А часть из них вообще отдавалась на корм животным. В моем детстве так же было намного меньше отходов. Молоко, кефир, даже растительное масло продавали в стеклянных бутылочках, которые потом сдавали в специально отведенные места, после чего они обратно возвращались на прилавки магазинов. Газированная вода продавалась в похожих на холодильники автоматах: вода из специального крана попадала в стеклянный стакан, из которого потом пили. А вместо пакетов, кстати, в каждой семье были сумки, под названием авоськи, или как их еще называли – дырявое чудо.

- Авоськи, - засмеялся Артем.

- Дырявое чудо, - подхватилаНастя, улыбаясь.

- Мам, а продукты разве не выпадали из такой сумки? – спросилАртем.

- Мммм, - задумалась мама, - вроде нет.

- Мам, а что все ходили со своими стаканами за газировкой? – спросила дочка.

- Нет, в автоматах всегда стоял чистый стакан.

- Подожди-ка, - встала недоуменная Настяс чувством, что ее где-то обманули. Она вопросительном взглядом всматривалась в маму, упершись руками в бока.– То есть все газировку пили из одного стакана?

- Да, - ответила мама.

- Ты же говорила, что нельзя пить из чужих кружек?Ммм? – не унималась дочь.

- Нельзя! Но раньше меньше болели и было как-то более чище, - ничего другого не придумала мама. Уже не первый раз за день дети ставили ее в непростое положение: вроде быесть четкое понимание устройства вещей и предметов, но отсутствие аргументированных доказательств не дает возможности предоставить, а уж тем более объяснить это детям на понятном им языке.

Все это время Артем сидел и о чем-то жадно думал, наконец он спросил:

- Мам, если мусорные свалки – это плохо, а сжигать мусор – вредно, то что же тогда остается? Куда девать мусор?

- В наше время все чаще стали появляться центры по переработке мусора и всяческих отходов, - ответила мама. - Там этот мусор и утилизируют. Ты никогда не обращал внимание на небольшие контейнеры, которые стоят на улицах нашего города?

- Нет, - ответил Артем.

- На каждом из них написано, что можно выбрасывать в тот или иной контейнер: бумагу, пластик, стекло и так далее.

- И что потом с ними происходит? – спросил Артем.

- Потом…, задумалась мама, - потом происходит…

- А это мы узнаем из других источников информации, - вскочил возбужденный папа, придя на помощь маме. – Решено! Едем! Едем в музей!

- В какой? – заинтересовались дети.

- В музей? – удивилась мама.

Инициатива папы ее удивила, так как рабочая неделя давала о себе знать, и главе семьи периодами хотелось просто отдохнуть дома и уж тем более никуда не ездить.

- Ну, в какой музей, пап? – дети ждали ответа.

- В какой? И правда в какой? - скорее сам себя спросил папа. – Неважно. Решим по дороге! По коням!!!

И отец вылетел с кухни. Следом побежали радостные дети.

- По коням, по коням! – кричала Настя.

Начались сборы. Майки, футболки, штаны – все летало из комнаты в комнату. Младшая дочь с колготками, одетыми только на одну ногу, бегала по квартире и искала свою кофту, которую она одевала недели две назад. За ней, громко гавкая и периодически теребя зубами вторую часть колготок, бегал очумевший от счастья Снупи. В это время, лежа на диване, Артем медленно натягивал штаны и напевал песенку, о чем-то раздумывая. Отец, взбаламутив всех, в это время сидел в кресле и выбирал очередную музыкальную композицию для сборов, обычно это было что-то из рок-н-ролла и заводное, и обычно это был «TheBeatles». Таким образом, сборы затягивались еще на полчаса, так как дети начинали танцевать, а отец – петь. В это время мама успевала одеться сама, приготовить одежду для мужа, одеть прыгающих детей, сделать прическу дочери и убрать лишние вещи в гардероб. Присев на секунду, она обвела взглядом квартиру, в которой явно присутствовали последствия игр ее детей,  и поняла, что затеянный разговор про гигиену и экологию она завела не зря, и что поездка в соответствующие музеи пойдет детям на пользу. И когда наконец-то все собрались, семья села в машину и выехала поначалу в неизвестном направлении. По дороге все пришли к мнению, что сначала надо посетить «Экоцентр» на Воробьевых горах, а затем «Центр экономии ресурсов». Конечно, это были не совсем музеи, но к концу дня все пришли к мнению, что поход именно в такие центры знаний был удачным выбором.

День под лозунгом «Просвещение» прошел очень продуктивно и оказался полезным и интересным не только детям, но и родителям. В первом центре семья познакомилась с глобальной, экологической, мировой проблемой, которая приводит к изменению природных ландшафтов и вымиранию живых существ. Во втором она узнала: откуда берется мусор, куда он попадает, какое отрицательное воздействие он оказывает на планету, что происходит с ним во время сжигания; что такое переработка мусора и как его правильно разделять, как уменьшить количество мусора и повлиять на экологическую проблему. Кроме этого было интересно послушать лекцию о вреде батареек, которые наносят колоссальный вред флоре и фауне, и пакетов, которые легко переносятся ветром, тем самым загрязняя леса, горы, реки, от чего страдает вся окружающая природа.

Информацию, полученную за целый день, семья обсуждала всю обратную поездку домой. Их особо впечатлили те факты, что каждый год в мире гибнут тысячи морских животных и птиц, которые поедают пластик, принимая его за еду, а тем временем, отдав его на переработку, можно получить мебель и даже одежду; что одно дерево можно спасти, собрав 60 кг макулатуры, а уже из нее сделать туалетную бумагу, тетради и журналы; что алюминиевая банка поддается стопроцентной переработки, а это значит, что спустя пары недель она вновь вернется на прилавки магазинов. Артем с Настей, будучи детьми с чутким восприятием и яркой фантазией, конечно, были под большим впечатлением, чем родители. Они еще долго обсуждали, что такое пластик, и в каком виде он присутствует в их жизни, пока Настя не указала из окна автомобиля на мужчину, рывшегося в мусорном баке. Он аккуратно выискивал алюминиевые банки, клал на землю и притаптывал ногой, превращая их в сплющенные плоские круги, которые затем складывал в свою сумку.

- Мама, мама, смотри! Дядя сортирует мусор! Он помогает природе! – многозначительно сказала Настя.

- Да?! – удивился Артем, выглянув в сторону сестры.

- Ну…можно и так сказать,- покосившись на папу, сказала мама.

- Артем, я знаю! Нам тоже надо помогать природе! Как дядя! – повернулась к брату Настя.

- Рыться в помойке? – недоверчиво покосился Артем на свою сестру.

Мама чуть не поперхнулась водой, которую в это время пила, а отец резко притормозил и встал на обочине дороги.

- Пап, ты чего? – выглянула Настя со своего места.

Родители знали, каким иногда категорическим «нет» может обернуться запрет для детей. Ведь запретный плод сладок не только для взрослых. Первой начала мама.

- Настя, ты же помнишь наш утренний разговор про микрофлору и гигиену? – спросила мама

- Да! – ответила настороженно дочь.

- Ты же не собираешься доставать из помойки… - мама не успела договорить.

- Да нет же! – перебила Настя. – По-мо-гать!

И в эту минуту, всю дорогу о чем-то усердно думающего Артема посетила невероятная идея.

- Папа! Папа, едем в магазин!!! – крикнул Артем.

- Зачем? – спокойно спросил отец.

- Нам надо в магазин!!! – снова прикрикнул Артем.

- Да понял, понял я, – в ответ крикнул папа. – Что случилось–то? Что за срочность?

-Нам надо купить большие коробки, листы бумаги и яркие фломастеры, - воодушевленно ответил сын.

Родители недоуменно посмотрели друг на друга, потом на Артема.

- Ну, поехали, поехали! Объясню по дороге! – поторапливал сын.

- Сказали же – поехали?! – вопросительно и требовательно проговорила дочь. – Природа не ждет!

Казалось Настя догадывалась, о чем думал Артем. Несмотря на периодические недопонимания и ссоры с примирениями, какие всегда возникают между братьями и сестрами, и, которые являются важной составляющей взросления и процесса коммуникаций, она всегда горой стояла за Артема и всегда поддерживала его в невероятных и безумных затеях.

- Ну, это, конечно, аргумент, - сказал папа и лихо сорвался с места, нажимая педаль газа. Он решил подыграть детям, ведь природа не ждет, а дети ждать тем более не умеют. И пока мама с папой обсуждали предстоящий вечер, Артем делился с Настей информацией, для чего ему нужны перечисленные вещи. Только лишь машина подъехала ко входу магазина, и вся семья зашла внутрь, Артем ринулся искать необходимый инвентарь для своих задумок.Пробежав отдел игрушек и даже не взглянув, он стремился к большим коробкам, которых не находил. Родители еле успели за детьми, обнаружив в отделе канцелярии только сына.

- А где Настя? – в панике спросила мама.

- Не знаю, вроде за мной бежала, - ответил Артем, оглядываясь вокруг.

- Настя!!! – закричала мама.

- Настя!!! – вторил сын.

- Настя!!! – басом крикнул папа.

- Я тут! – раздался звонкий голосок где-то в стороне. Все кинулись на звуки сестры. Она стояла в отделе игрушек и рассматривала куклу.

- Настя! – строго начала кричать мама. - Артем! Неужели так сложно запомнить? Сколько раз я говорила, не убегать и держаться рядом. Что за резкий старт. Вожжа под хвост попала?

- Чего? – недоуменно спросил Артем. Мама на секунду поймала себя на мысли, что стала говорить, как когда-то говорила ее мама, а супруг, приобняв ее за плечи, тихонько засмеялся: «Стареешь»! Мама мягко и по-доброму улыбнулась иронической насмешке отца, и задумалась, что надо все-таки решать проблему словами, а не криками, но резкий возглас дочери оборвал ее думы.

- Коробка!!! – крикнула обрадовавшаяся Настя.

- Какая коробка? – не сразу сообразила мама.

- Вот! – ответила Настя, указывая на продавца.

Артем, чтобы не получить новый нагоняй от мамы, схватил ее за руку и потащил к продавцу. Следом поспешил папа, держащий за руку непослушную дочь.

- Скажите, пожалуйста, - начал Артем, - где мы можем купить большие коробки.

- Это вам в другой отдел нужно. Спросите в отделе канцелярии.

Все двинулись обратно в сторону отдела. И действительно нашли коробки именно там. Девушка продавец вынесла их из подсобного помещения, показала, как их собрать, и взглянула на Артема. А он, увидев их, изменился в лице, сел на корточки, закрыл лицо руками и затих. Все переглянулись, а продавец приняла этот жест на себя, спрашивая взглядом родителей, что она могла сделать неправильно.

- Артем, что случилось? – спросила мама.

- Что случилось? – сын, плача и заикаясь, начал объяснять такие на его взгляд элементарные и очевидные вещи. – Посмотри на эти коробки. Мало того, что они маленькие, так и открытые: весь мусор будут растаскивать животные, а пластиковые бутылки – птицы, а потом умирать. Я хотел сделать как лучше, хотел помочь сортировать мусор… И Артем опять заплакал, обреченно понимая, что его план рушится на глазах.Мама присела на корточки и нежно обняла сына. Она и подумать не могла, что у ее ребенка такое отзывчивое сердце. Он редко показывал свои эмоции сразу, в отличие от младшей дочери. Обычно ему нужно было время, чтобы созрело семя будущего чувства и увлечения к чему бы то ни было. Поэтому ни мама, ни папа, ни даже младшая сестра, которая немного догадывалась о планах брата, не знали до конца мыслей Артема, пока он сам их не озвучивал.

- Расскажи мне, что ты хотел сделать из коробок? – спросила тихо мама.

- Я хотел на каждой из них написать, какой мусор можно выкидывать в коробку, как нас сегодня учили, – ответил сын. – И поставить их на улице, чтобы люди начали правильно выкидывать мусор.

- Вы знаете, в отделе домашней утвари есть большие пластиковые контейнеры для белья с крышкой, – деликатно вмешалась в разговор продавец, все еще чувствуя небольшую вину за собой.

- Вы чего? Пластиковые контейнеры для пластикового мусора? – спросила Настя, удивляясь,по ее мнению, глупости, которую сказали.

- Ну ты же не будешь его жечь или закапывать в землю, правильно? – спросил папа.

- Ну да.

- Значит проблемы нет!

- Ну да, - ответила Настя и повернулась квсе еще стоявшему рядом продавцу. – А у вас есть авоськи?

- Авоськи? – задумчиво спросила девушка. – Хм…нет, авосек нет.

- Очень плохо! – надув губы и вздернув маленький носик, сказала Настя. – Природа вам за это спасибо не скажет.

В это время, пока дочь вела важные экологические беседы с продавцом, мама смотрела на папу. Такие контейнеры, конечно, стоили дороже, чем обычные картонные коробки, но эмоциональное состояние сына было дороже. Немой диалог мама выиграла, и папа сдался.

- Хорошо! Вперед за контейнерами! – подбодрил папа сына, который вытер слезы и просиял лицом.

Придя в отдел за контейнерами, семья, увлеченно споря, выбирала цвета для будущих мусорных баков. Мама настаивала на синем цвете, папа - на сером, Настя же стояла на розовом цвете, которого к слову не было, и лишь Артем стоял молча и думал.

- Мама, ну почему нельзя розовый? – спросила Настя.

- Настя, ну потому что контейнеров розовых нет! – устала отвечать мама.

- Ну, так можно же их покрасить!

Не первый раз сестра своими фразами давала идеи Артему.

- Точно! Можно ведь покрасить! – осенило мальчика.

И решено было взять темные контейнеры и раскрасить их яркими рисунками. Родители с детьми вернулись в отдел канцелярии и закупили яркие фломастеры, маркеры, карандаши и большой ватман. На кассе, оплачивая покупки, все решили, что раз такое дело, то от пакетов нужно отказываться и унесли свою добычу в руках. Домой ехали уставшие, но довольные, а Артем и того больше – счастливый, ведь его затея воплощалась в жизнь. Выгрузив товары в квартиру и расставив контейнеры в детской комнате, папа еще долго удивлялся и не мог понять, как его уговорили на такую авантюру, а Артем, смотря на них, уже знал, как раскрасит каждый. С такими мыслями он спокойно уснул, умиротворенно улыбаясь, чтобы завтрашний день встретить с новыми мыслями, переживаниями и успехами.

Ни для кого не было удивительным, что воскресным утром Артем не только встал ни свет, ни заря, но и всех разбудил раньше обычного. Ему не терпелось заняться делом. Наспех позавтракав, он потащил всех в комнату. Его голова была полна идей, и порой его язык опережал мыслии говорил все вперемешку. Когда же все поняли указания Артема и подобрали себе соответствующее и подходящее каждому занятие, началась творческая работа. Папа подготавливал контейнеры под каждый вид мусора, мама придумывала картинки каждому из них, Артем с Настей выбирали цвета фломастеров и маркеров и разрисовывали емкости. На контейнере, где должен быть пластик дети рисовали пакеты, целлофановые мешки, пакеты молока, йогурта и сока;на втором, предназначенном для стекла - бутылочки, банки, лекарства и напитки в стеклянных тарах. Там, где будет будущая бумага, дети рисовали газеты, журналы, книжки, коробки и разную картонную упаковку, а где алюминий – банки из-под газировки и консервы. Когда работа была закончена, на детей и родителей смотрели 4 ярких контейнера, которые вот-вот увидят мир, ну, или мир увидит их, как сказал Артем. Ему не терпелось выставить их на улицу, но мама решила, что контейнеры должны подсохнуть и отправила детей гулять на улицу вместе с папой и Снупи. Такой ход был небольшим обманом, так как рассматривая разукрашенные контейнеры, мама понимала, что чего-то не хватает. Энтузиазм сына был настолько заразителен, что волей-неволей мама сама втянулась в процесс с особым вдохновением: она не тронула картинки детей, оставив их занимать положенные им места как самодостаточное творение детских рук, но дорисовала своей рукой новые предметы, обозначающие тот или иной мусор. Небольшая заминка, которая возникла с контейнером для пластика, подтолкнула маму на новую идею. Дело в том, что, на основе информации, которую она подчерпнула изсегодняшних экологических центров, и начав более углубленно вникать в экологическую тематику, она узнала, что помимо самой сортировки мусора на группы, сам пластик тоже сортируется в зависимости от маркировки, которая обозначается треугольником со стрелками с цифрой внутри. Кроме этого, сами предметы должны проходить определенную подготовку, прежде чем их выкинут в сортировочный бак, а некоторые - вообще не принимаются сортировочными центрами. И тогда она решила, что можносделать с помощью ватмана и фломастеров небольшую информационную подсказку: что нельзя выкидывать в мусорные контейнеры, как подготовить стекло, алюминий, макулатуру и пластик, а также показать наглядно маркировку пластика с определениями и названиями того или иного вида пластмассы. Кроме этого она решила сделать яркий заголовок и немного написать о том, какой вред приносит мусор окружающей природе. Когда же она закончила и посмотрела на часы, то ахнула, ее увлечение стоило ей трех часов занятого времени, а ведь скоро вернется с прогулки ее семья и нужно спешно что-то приготовить на ужин. Сделать она этого не успела, раздался звонок в дверь, и в квартиру ввалилось счастливое семейство с огромными пакетами в детских руках.

- Мама, смотри, что мы нашли! – воскликнул счастливый Артем.

- Да, да! Смотри! Мама, а пакеты мы не покупали, использовали старые, которые нашлись в нашей машине. Нам их дал пап. – поддержала брата Настя.

- Это что? Мусор? Вы где его взяли? -в ужасе увидев содержание пакетов, мама посмотрела на отца. - Папа?

В ее взгляде читался ужас, гнев и немое отчаяние. Ее дети и помойка. Этого не может быть. Безграничная фантазия рисовала страшные, для чистоплотной матери, картины, и паника вселяла в разум мысли о всевидящих соседях.

- Без паники! – будто прочитав мысли мамы, отец поднял руку и выставил ладонь, давая понять, что проблем нет.

- Без паники? – еле сдерживала себя мама.

- Мам, нам еще мальчишки помогали, друзья Артема, – сидя на полу и снимая ботинок, сказала Настя. Казалось, тревожный голос мамы ее вообще никак не побеспокоил. – Никитаи Алеша.

- Там еще и друзья Артема были? – мама, схватившись за голову, облокотилась о стену. Теперь еще и родителям друзей сына надо будет объяснять всю эту нелепую ситуацию, думала она.

- Дорогая, ну что ты!? – спокойно начал отец. – Думаешь я бы дал им копаться в мусорке?

- Да, мам. Ты чего? Ты ж сама сегодня утром рассказывала про гигиену, – вспомнил Артем.

- Я выгреб все свои запасы рабочих перчаток из машины. Ни одной не оставил, детей-то много. И под моим чутким руководством мы пошли делать наш двор чистым, - продолжал отец, подняв указательный палец к верху, как будто это что-то значило. – Ну…и немного прилегающую территорию к нашему двору.

Папа не знал больше, что еще сказать в свое оправдание. Да и в оправдание ли? Ведь совершали же благое дело, не только для себя, а для всех.

- Ты же знаешь этих детейне хуже меня, - добавил папа, - если вдолбили что-то себе в голову, то тому и быть. Попробуй переубеди их.

- А что со Снупи? – мама посмотрела на грязного щенка, но безумно довольного. Он сидел возле двери, следил за разговором, мотая головой из стороны в сторону, и нетерпеливо вилял хвостом.

- Он нам тоже помогал, мам, - ответил за Снупи Артем.

- Так, всем раздеваться, мыть руки и идти на кухню. Будем все вместе готовить ужин.

И мама, решив за ужином провести профилактическую беседу, взяв Снупи на руки, ушла мыть ему лапы, а дети с папой, раздевшись,прошли в комнату. Увидев развернутый на полу ватман, они пришли в невероятный восторг. Встал вопрос: кто это сделал? Мама? Но когда она успела? И пока мама начинала готовить ужин, дети с папой изучали написанную на бумаге информацию.

- Мама, мама! – прибежал на кухню Артем. – Это сделала ты?

- Я! – заигрывающе ответила мама.

- Ты, ты…ты самая лучшая мама, - Артем прижался и обнял маму.

- Я знаю! – мама приходила в хорошее расположение духа, даже после случившегося. Доброта и благодарность еще никому не шла во вред.

На кухню стали подтягиваться остальные.

- Ну, мать, ты даешь, - одобрительно отозвался отец.

- Все прочитали, что там написано? – спросила мама.

- Да! – ответили дети.

- И? Какие выводы?

- Перед тем как выкинуть – помой! – весело крикнула Настя.

- Звучит как девиз, - засмеялась мама.

А на Артеме не было лица:

- Значит, мы зря собирали сегодняшний мусор?

- Почему это? Мы ж двор в порядок привели! – ответил отец.

- Папа прав, - поддержала мама. – Вы сделали хорошее дело, но на это есть специальные люди, которые убирают наш двор. Просто сегодня у них выходной, и они не успели убрать весь скопившийся мусор.

- Плохие люди успели насорить, - с умным видом кивнула Настя.

- Да! – улыбнулась мама и, повернувшись к Артему, продолжила. – Давай сделаем так: сегодня мы весь мусор, который вы принесли, выкинем в общую помойку. А с завтрашнего дня начнем сортировать мусор у себя дома, который потом будем выкидывать в наши специально заготовленные контейнеры. Покажем всем пример?

- Давай! – сын немного приободрился.

Так, за разговорами, прошел ужин, в течение которого решили вынести весь собранный мусор и лечь спать пораньше, чтобы завтра приступить к главному событию – выносу контейнеров на улицу.

Наступил новый важный день. Артем очень переживал и не мог собраться с мыслями. Родители как могли, подбадривали сына. И чтобы отвлечь его хоть как-то, мама поручила ему задание – взять нарисованный ватман, аккуратно свернуть и донести в целости и сохранности до места предназначения. Мама знала, ее сын, как никто другой радеющий за бравое дело, отнесется к заданию с глубокой ответственностью. Выйдя из подъезда на улицу, семья гордо и с чувством высочайшего долга перед природой, шла к назначенному месту. Мама с папой несли контейнеры, сын – ватман, а дочь – небольшую сумочку с сопутствующими предметами. Дойдя до места, папа расставил яркие контейнеры рядом с обычным мусорным баком, который стоял под специальным навесом. Затем Настя достала и передала скотч и ножницы маме, которая крепила к стенке навеса информационный ватман. Затем Настя достала красную ленточку и передала ее папе, который решил, что серьезность дела требует официальнойцеремонии и предложил свою идею семье.Все поддержали его. И вот торжественный момент: мама с папой натянули ленточку, а Артем с гордым и счастливым видом перерезал ее под громкие Настины аплодисменты. Мама с папой, засмеявшись, обняли друг друга, а дети со светящимися лицами прыгали вокруг новых контейнеров, пока их светлые эмоции не перебил женский голос:

- Информация для начинающих, - прочитала женщина, подошедшая с мусором в руке.

- Присоединяйтесь! – улыбнулся Артем, и немного засмущался своей откровенности и открытости.

- Это все сделали вы сами? – спросила удивленно женщина.

- Нам немного помогло правительство, а так да, мы сами, - с серьезным видом ответил папа.

- Очень хорошая идея! – улыбнулась шутке женщина. И посмотрев на жадно смотревшего Артема, аккуратно выкинула мусорный пакет в общий бак. – Сегодня я выкину его сюда, а завтра сделаю все правильно.

Артем одобряюще кивнул и, попрощавшись, женщина ушла.

- Видишь, сынок, твою идею оценили! Это очень хорошо! – погладила мама по голове сына. – Дело за малым! Осталось, чтобы другие подхватили идею.

- Ну, они же подхватят, правда, мам? – заглянул в глаза матери Артем.

- Конечно! Я в этом даже не сомневаюсь, - сказала мама, хоть доля неуверенности и присутствовала в ее душе.

- Я думаю, это дело надо отметить, - встрял папа. – Поехали в кафешку!

- Ура, - закричали дети. – Едем!

И все двинулись в сторону кафе, увлеченно беседуя и обсуждая прошедшую церемонию открытия. И лишь Артем все время оборачивался на семейное творение, внутренне радуясь и одновременно переживая.

Так шли и проходили январские каникулы. Артем с мусором бегал к контейнерам каждый день и всегда возвращался с опущенной головой, печально понимая, что они почти пусты.Не так сильны были бы его страдания, если бы он просто разочаровался в людях, не способных поддержать его идею, но, осознавая горечь маленького поражения в деле спасения самой природы, он грустнел еще больше. Ни уговоры отца, ни ласка матери, не могли вдохнуть в него жизненного оптимизма. Мама, у которой было больше жизненного опыта, конечно, слабо верила в соучастность и благоразумие людей, но решила, что несмотря ни на что, она и ее семья, будут сортировать и выкидывать мусор в новые контейнеры и дальше.

Началась учебная пора для детей и рабочие будни для взрослых. Многие возвращались из отпусков и каникул. Вернулись школьные друзья Артема, а так же и дворовые, которые сразу после сбора мусора разъехались по родственникам. Вернулись и друзья Насти, которые одни из первых узнали о контейнерах с яркими рисунками. Они, открыв от увлечения рты, слушали в детском саду рассказы о походе в музеи, мусоре, загрязняющего природу,поиске коробок и процессе создания ярких мусорных баков. Конечно, эти рассказы были немного преувеличены и приукрашены Настиными детскими фантазиями, но суть не утеряна, а смысл дошел до самых маленьких детских сердец.

Артем так же не отставал от сестры. Не проходящая печаль хоть и давала о себе знать, и чувство неудачи не покидало мальчика, он все же не мог не поделиться своей идеей с друзьями. Расписав все в ярких красках, он произвел на ребят неизгладимое впечатление настолько, что сразу после школы все побежали смотреть то самое творение, о котором шла речь. Не обошлось, конечно, без насмешок над детскими рисунками, но до мальчишечьих драк не дошло. Ребята решили, что не хватает еще пары рисунков, но Артем резко воспротивился и сказал, чтобы на своих контейнерах рисовали и решали, каких изображений хватает.

Так, детская молва разнесла историю Артема и всей его семьи до ушей взрослых. Каждый ребенок либо хотел сходить в центр экологии, либо собирать мусор, а другие – сделать своими руками такие же контейнеры. И приходя за детьми в детский садик и в школу, родители других детей заинтересовано, а кто с недоверием и с усмешкой, расспрашивали семью о распространившемся по району известии. Яркие самодельные контейнеры с детскими рисунками фотографировали, выкладывали в социальные сети и делились с другими пользователями. И однажды, гуляя с детьми, во дворе, мама увидела, что ее соседи, увлеченно разговаривая с незнакомыми ей людьми, показывают в ее сторону. Она насторожилась, видимо детское приключение со сбором мусора во главе взрослого отца, не прошло бесследно. «А ведь детский труд уголовно наказуем», - думала обеспокоенная мама. - «И ведь чужих детей с собой приплели. Ну, папа, папа». Уже готовая защищать, как дикая кошка, свое семейство, она встала в вызывающую позу, показывающую всю ее решимость инедружелюбность.

- Здравствуйте! – сказали подошедшие незнакомцы. Это были молодые люди – две девушки и один мужчина. На вид им было лет двадцать пять, и на людей, принадлежащих к каким-либо серьезным государственным структурам, они были не очень похожи. Мама мысленно выдохнула, но осталась все в том же положении обороны.

- Здравствуйте! Чем могу помочь? – спросила она.

- Скажите, пожалуйста, это вашей семье принадлежат контейнеры с детскими рисунками? – заговорила одна из девушек.

- Да. А в чем дело? – мама мысленно успела перебрать все возможные варианты такого интереса к контейнерам со стороны посторонних людей. И остановилась на том, что, скорее всего это незаконно и там оставлять их было нельзя. Но предположить, что этот интерес был вызван совсем другими намерениями, она даже не могла.

  •  

- ??? – мама стояла и не знала что ответить. – Вы шутите?

- Нет, - молодые люди переглянулись.

- То есть мы должны придумать новые рисунки, а вы… - мама замялась.

- А мы просто оформим все это должным образом, - начал Вадим. - Вот, например, ваш плакат, который к слову бесподобен, он на обычном ватмане, а он в свою очередь подвержен всем осадкам. Через месяц, а то и раньше, от него и следа не останется. Его можно перенести на более плотный материал. Это касается и контейнеров. У нас они специально предназначены для мусора и выдержат все погодные условия. Как вам такая идея?

- Идея замечательная. Но сам проект не мой, а моего сына, давайте у него спросим, - мама, конечно же, знала ответ Артема, но без его участия она просто не могла принять такого решение, тем более что это должен был сделать именно он.

И когда мама подозвала Артема и Настю, которые катались на детской площадке с горки, она рассказала им все то, что ей предложили Наташа, Марина и Вадим. В конце она спросила:

- Ну что, Артем, согласен?

- По рукам, Артем? – протянул руку Вадим.

- Конечно! – ответил радостно мальчик, не до конца еще понимающий что происходит.

- Вот и отлично! – сказали защитники зеленой планеты. – Тогда мы с вами свяжемся.

И обменявшись телефонами, молодые люди ушли. А мама, присев на корточки, спросила Артема:

- Малыш, ты понимаешь, что сейчас произошло?

- Да, - немного задумавшись, ответил улыбающийся сын, - наши рисунки теперь будут на больших контейнерах.

- Не совсем. Это означает, что твоя идея разукрасить контейнеры не просто воплотилась в жизнь, но и увенчалась успехом.

- Да, но в контейнерах, до сих пор пусто, - вспомнив, сказал Артем.

- Ничего, - успокоила сына мама, - успех не всегда дается нам в руки так легко, как хотелось бы. Для достижения цели всегда приходиться прикладывать собственные силы и эмоции. И если запастись терпением, то все получится, и, если дело благое, то оно обязательно обернется успехом.

Мама даже и представить себе не могла, насколько ее слова оказались близки к истине. На следующий день с семьей связалась Марина из организации «Зеленая планета». Она сказала, что мнением большинства решили не изменять их контейнеры с рисункамии поменять их на новые тогда, когда те придут в негодность. А вот информационный ватман со стенки навеса Марина попросила маму снять, чтобы забрать его на переделку. Детей же она попросиланарисовать дополнительные рисунки на обычной белой бумаге, чтобы потом перенести их на новые баки для мусорных отходов, и придумать какой-нибудь слоган о природе и мусоре. Еще через пару дней на место вернули творение мамы, только формат стал другим, масштаб большим и изображение более ярким и четким. А над нимповесили яркую вывеску с рисунками, на которой было написано:

 

«МЫ – дети большой планеты и мы ЗА чистый МИР!!!

Давайте мусорить правильно!»

 

Спустя время по району и всему городу начали появляться новые яркие контейнеры для сортировки мусора с яркими детскими рисунками и вывесками с непосредственными детскими изречениями. А крисункам Артема и Насти начали добавлять рисунки других детей, активно участвующих в процессе творения нового проекта. Но главное было не это. Главное было то, что контейнеры Артемкиной семьи начали заполняться все больше и чаще. И в очередной раз, проходя мимо них, мама поймала себя на мысли, что с таким подрастающим поколением, Земля будет в надежных руках. Посмотрев на контейнеры, плакат и вывеску, мама еще раз вспомнила, как все это создавалось, и поняла, что все хорошее и лучшее действительно случается неожиданно. Дорогой до дома она вспоминала экоцентры, поход в магазин, слезы Артема, смешные комментарии младшей дочери, оформление самих контейнеров – нет, все было не зря. И, зайдя домой, она нашла этому еще одно подтверждение: в доме стало чище, так как нигде не валялись фантики от конфет, остатки фруктов и прочий мусор, который дети любили оставлять после себя.

- Мама, мама пришла, - закричала, выбежавшая в коридор Настя.

- Мама, привет! – выбежал на встречу Артем.

- Привет, дорогая! – голос папы заглушил звонкий и дружелюбный лай Снупи.

- Мама, ты видела, видела? – затараторил Артем, что было признаком хорошего самочувствия и восстановления душевного равновесия. – Контейнеры опять почти полные. Ведь за вывозом мусора совсем недавно приезжали. Представляешь?!

Мама посмотрела на счастливого Артема и, улыбнувшись, кивнула сыну, затем обвела взглядом семью и произнесла:

- Знаете, вы у меня такие молодцы! Я вами горжусь.

И мысленно, чтобы не обидеть дочь, мама произнесла – «Я горжусь тобой, Артемка!»

- Мы тоже тобой гордимся, любимая наша мама, - сказал папа, обняв жену.

В это время Настя убежала в комнату и выбежала из нее, неся что-то в руках.

- Мама, мама, смотри. Это мы тебе купили! – сказала дочь и отдала маме сумку.

- Авоська? – удивилась мама. И залилась беззаботным смехом, как и вся ее семья. И посмотрев на сумку, мама подумала: «А почему бы и нет. Вдохнем в нее вторую жизнь. Авось и вернется в моду авоська… Авось».

 


Давайте мусорить правильно
PPTX / 1.02 Мб

Предварительный просмотр презентации

Экологическая история Давайте мусорить правильно! Автор: Козлов Артём 2-а класс ГБОУ Школа №763

Давайте мусорить правильно! "Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету". Антуан де Сент-Экзюпери

Давайте мусорить правильно! Эта история рассказывает о том, как мальчик Артём (то есть я) однажды решил: «Я могу сделать мир лучше!» А дружная семья поддержала эту идею…

Давайте мусорить правильно!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Молодцы!

7 April 2019