Статья «Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности»

0
0
Материал опубликован 19 October 2023

МОУ Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Республика Саха (Якутия)


 


 


 


 

Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности


 


 

Учитель иностранных языков 1 категории Овчинников Сергей Яковлевич


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10 октября 2023г

Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности


 

Цель: познакомить с теорией и приемами деятельностного подхода как одного из вариантов переходного периода к ФГОСу.

Задачи: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;


 


 

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»

Значительное место в преподавании иностранного языка в настоящее время занимает повышение качества учебного процесса. Одним из путей его повышения является усиление коммуникативной направленности обучения. Согласно программе для средней школы практическая цель обучения заключается в обучении школьников общению на иностранном языке.

Однако могут ли наши учащиеся научиться общаться по-настоящему, если занимаются этим минимум времени? Нетрудно подсчитать, что в среднем на одного ученика в школе приходится 5-6 минут говорения за всё занятие. Это совсем немного, если принять во внимание то, что программа по английскому языку для средних учебных заведений рассчитана на 3 часа в неделю. Поэтому трудно себе представить, что в условиях действующего учебного плана учащиеся действительно смогут пользоваться иностранным языком как средством общения, если не применять в работе с учащимися новые передовые технологии. В этой связи перед нами учителями возникают две задачи: во-первых, формирование стойкой мотивации к изучению языка и иноязычной культуры и, во-вторых, научить школьников наиболее эффективно использовать 45 минут занятий на уроке. Что касается первой задачи, то можно с уверенностью сказать, что когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляет детей равнодушными. Поэтому задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Фактор интереса к изучению иностранного языка может поддерживаться использованием интересных, эффективных приёмов, активных форм работы, творческим отношением учителя к процессу обучения. Для реализации этих задач и нацелены принципы деятельностного подхода в обучении школьников, который согласно требованиям ФГОС приобретает особое значение.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Реализация перечисленных принципов является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

Суть такого подхода означает, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решать реальные и вооб­ражаемые задачи. Средствами же осуществления такой деятель­ности являются задания трех видов:

1) ролевые игры, с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распреде­ленными между учащимися ролями и межролевыми отноше­ниями;

2)      проблемные ситуации с использованием речемыслительных заданий, предусматривающих выполнение действий, осно­ванных на критическом рассуждении, на предположении, на до­гадке, на интерпретации фактов, на умозаключении и др.;

3)      свободное (спонтанное) общение, которое на занятиях име­ет следующие особенности: его содержание не всегда предска­зуемо, требуется активная мобилизация речемыслительных ре­зервов и предшествующего речевого опыта, используются разно­образные коммуникативные стратегии, позволяющие передать содержание высказывания при недостаточной сформированности языковой базы. Материалом для заданий этого типа обычно яв­ляются ситуации реального общения.

Остановлюсь подробнее на тех уроках иностранного языка, где я в полной мере использую различные формы деятельностного подхода. Это так называемые нестандартные уроки, т. е неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. На своих уроках я применяю следующие виды нестандартных уроков: 

 

Уроки - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. 

Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 

Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

 

8. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.
9. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является
урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. 

10. Урок – интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободное время”, "Планы на будущее”, "Биография” и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 

11. Урок-эссе. Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке. 

12. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. 

13. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся. 

14. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Использование таких уроков способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Примером применения новых технологии развития критического мышления на моих нестандартных уроках является урок с использованием методического приёма «Мозговая атака». Чтобы успешно провести такой урок необходима предварительная подготовка, которая предполагает следующее:

1.Сформировать необходимые лексические навыки.

Особую значимость имеет работа над лексикой, так как словарный запас определяет уровень владения языком.

- лексику ввожу блоками;

-ученики разрабатывают словарь по теме, подбирают фразы, стихи, пословицы;

- отрабатываем лексические единицы через активные формы обучения;

Проводится зачет по лексике, который предполагает три уровня знания лексики:

- первый уровень контроля – чтение и перевод в парах, прослеживается количество знания слов и устанавливается пороговый уровень знания.

- второй уровень контроля знаний – работа на слух, перевод с русского на английский язык.

- третий высокий уровень – письмо, диктант.

Затем, пройдя все этапы предварительной подготовки можно провести зачётный урок в форме игры, сказки, путешествия. Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.  

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000.

2. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2-11 классы.  - М.: АСТ, 2004.

3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

4. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989.

5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.

7.Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 522 с.

8.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.


 


 


 

 


 


 


 


 

Приложение


 

Презентации:


 

t1697723662aa.gif


 

t1697723662ab.gif

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации