12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9398
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники
Материал размещён в группе «"Флот во славу России" »

Методическая разработка

ДИДАКТИЧЕСКОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«ИНОПЛАНЕТЯНЕ»


Цель игры: разнообразить формы организации учебной деятельности курсантов (в т.ч. формы контроля ЗУН) на занятии, повысить эмоциональный фон занятия.

Задачи игры:

Дидактические:

- Ознакомить (закрепить, обобщить знания и умения) воспитанников со свойствами судов; (Тема «Свойства судов» (2 курс);

- Способствовать развитию памяти, внимания;

- Создать условия для формирования коммуникативных, креативных, аналитических и конструктивных способностей воспитанников.

Игровая:

- Оказать помощь инопланетянам, терпящим бедствие, передав им опыт судостроения, накопленный человечеством ("землянами") .

Прогнозируемые результаты:

Личностностные:

- мотивация к продолжению образования в выбранном направлении и объединении;

- готовность и умения сотрудничать, работать в группе и индивидуально (в зависимости от формата); аргументировать свою точку зрения в процессе учебной деятельности;

- готовность и мотивация к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Предметные:

- сформированность представления о мореходных свойствах судов разных типов;

- актуализация обучающимися знаний терминологии по разделу программы «Устройство судна», тема «Свойства судов»;

- закрепления навыка использования специальных терминов в речи;

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать деятельность и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение подготавливать и производить опыты на макетах и моделях, добывать информацию из различных источников, критически ее осмысливать, доказывать или опровергать гипотезы.

Игровая методика - сюжетно-ролевая игра.

Педагогическая характеристика игры - коммуникативная, творческая, продуктивная.

Количество участников - не ограничено, из числа участников выбрать 2-4 чел. – «эксперты», остальные – «Ученый совет».

Игровая среда - комнатная.

Игровое оборудование - телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью, макеты разных судов, ванночки с водой для опытов, картон, бумага, клей, ножницы, кусочки дерева, пластика, коробки, «грузы» (ластики, скрепки).


Ход игры

* Предварительная подготовка заключается в видеозаписи двух монологов-обращений «инопланетянина»:

1 запись: «Приветствуем вас, земляне! К вам за помощью обращаются жители планеты Глисса. В недавнем прошлом на нашей планете существовала технически высокоразвитая цивилизация. Но из-за глобального потепления климата вся суша оказалась под водой, и теперь наша планета представляет собой водный мир. Большая часть населения планеты, к счастью, спаслась, укрывшись на высокогорных вершинах, но… Раньше у нас не было необходимости в сооружениях, на которых можно было бы передвигаться по воде, и сейчас глиссяне вынуждены, только в случае крайней необходимости, плавать на предметах мебели или на стволах деревьев, которые вы, кажется, называете «бревна». Блуждая по Вселенной, мы нашли Вашу планету с атмосферой, похожей на нашу, и жители которой к тому же имеют средства передвижения по воде, лишенные всех недостатков, какие имеются у наших. Если мы в ближайшем будущем не научимся строить такие же сооружения, наша цивилизация погибнет. Помогите нам, пожалуйста!!!».

2 запись «Земляне! Мы поняли наши ошибки, теперь наши строители смогут построить такие корабли, какие нам нужны. Большое глисское СПАСИБО!!!»

* * *

Игра начинается с объявления педагога о поступлении странного видеописьма и просмотра видеосюжета (1-ый фрагмент). Затем следует формулировка воспитанниками проблемы. Как один из вариантов решения, педагог предлагает организацию работы «ученого совета» с выделением «экспертов» (количество «экспертов» - 15-20% от общего количества воспитанников).

Принимаются правила игры. Они касаются культуры дискуссии и отношений с оппонентами («экспертами»). Эти правила обсуждаются, выписываются на классной доске и принимаются голосованием.

«Ученый совет» (при направляющей роли педагога) обсуждает все возможные гипотезы и варианты постройки кораблей, проводит опыты на различных макетах. При этом должны быть определены свойства, которыми должно обладать любое настоящее судно. «Эксперты» рассматривают предложенные варианты, при необходимости критикуют их или одобряют. Характеристики (свойства) лучших вариантов судов будут предложены «инопланетянам».

Игровой точкой занятия станет фрагмент сюжета, где «инопланетянин» говорит «спасибо» землянам.

Педагог, подводя итоги, просит воспитанников рассказать, чему они научились, что узнали. Причем важно отметить не только гностический момент занятия, но и воспитательный – необходимость коллективного взаимодействия при поиске решения проблемных ситуаций.


Примечания:

  • Видеозапись фрагментов желательно бы дополнить спецэффектами, что улучшит общее восприятие видеоролика.
  • При возникновении «острых» ситуаций полезно напомнить о правилах ведения дискуссии (Иногда «спорщику» бывает достаточно жеста в сторону доски).
  • Педагог должен подготовить и предварительно опробовать в опытах следующие макеты для определения свойств судов:

- «плавучесть» - коробка картонная, прямоугольная с низкими бортами; круглая коробка; узкая длинная коробка, которая опрокидывается на бок, если в нее поместить груз; пластиковый макет корпуса судна.

- «непотопляемость» - два одинаковых макета корпуса судна с отверстием по середине днища, оба должны быть закрыты съемными палубами; в одном из макетов устроены переборки, разделяющие корпус на отсеки. На глазах воспитанников в оба макета помещается «груз», не показывая внутреннего устройства макета, опускаются в ванночку с водой. Через несколько секунд один из макетов тонет, второй остается на плаву.

- «остойчивость» - коробки разных соотношений длины и ширины, макеты корпусов.

- «плавность качки» - два одинаковых макета корпуса судна, на одном из которых приклеены бортовые кили; проводятся эксперименты «на качке» в сравнении: а) макетов с бортовыми килями и без них; б) макета порожнего и с грузом.

- «ходкость» и «управляемость» - вышеназванные макеты и коробки.


Список источников:

  1. ​​​Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рулевые-мотористы» (авт. Кузнецова Г.И., 2017г.)
  2. Горяев А.М., Подругин Е.М. Устройство и основы теории морских судов. Л., «Судостроение», 1971г., 328с.
  3. Власов А.А.. Устройство судов технического флота. М., ''Транспорт'', 1980г., 248с.
  4. Удачин В.С, Крайнев Ю.В. Краткий словарь для молодых судоводителей. М., «Транспорт», 1991г., 80с.
Опубликовано в группе «"Флот во славу России" »


Комментарии (2)

Трефилова Раиса Поликарповна, 05.02.22 в 20:49 2Ответить Пожаловаться
Галина Ивановна, благодарю Вас за прекрасную идею игры! Игру можно адаптировать к другим предметам!

Кузнецова Галина Ивановна, 08.02.22 в 08:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна, да, разумеется!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.