Дидактические игры для ДООП технической направленности «Вечный огонь» (медиа) для юнармейского отряда

Дидактические игры для ДООП технической направленности «Вечный огонь» (медиа) для юнармейского отряда
Цель: Обучение медиа-навыкам через активную игровую деятельность, способствующую развитию мышления, речи, мелкой моторики, воспитанию ответственности и стимулированию творческой работы.
Отличительные особенности:
- Игровая форма обучения, обеспечивающая вовлеченность и интерес детей.
- Развитие критического мышления, умения анализировать, сравнивать, генерировать идеи.
- Расширение словарного запаса и формирование научного стиля речи.
- Воспитание ответственности, аккуратности и уважительного отношения к окружающим.
- Использование нетрадиционных методов стимулирования и вознаграждения творческой работы (рейтинговая оценка, публикация лучших работ, смотры-конкурсы, презентации).
I. Игры на развитие критического мышления и медиаграмотности:
Игра: "Найди Фейк"
Цель: Развитие навыков критического анализа информации, умения распознавать фейки и манипуляции в СМИ.
Описание: Участникам предлагается подборка новостных материалов (тексты, фото, видео), среди которых есть как правдивые, так и фейковые. Задача игроков – выявить фейковые новости, аргументируя свой выбор.
Правила:
Работа в командах по 2-3 человека.
На анализ каждой новости дается ограниченное время (например, 5 минут).
Каждая команда представляет свои аргументы, после чего проводится общее обсуждение.
За каждый правильно выявленный фейк команда получает баллы (рейтинговая оценка).
Материалы: Подборка новостных материалов (реальных и фейковых), карточки для записи аргументов.
Развитие:
- Мышление: Анализ, сравнение, выявление противоречий.
- Речь: Аргументация своей точки зрения.
- Ответственность: Внимательное отношение к информации.
Метод стимулирования: Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает право на публикацию своей работы в новостной группе отряда в социальной сети.
Игра: "Фейк-Детектив" (Интерактивная онлайн-игра)
Цель: Развитие навыков критического анализа информации, умения распознавать фейки и манипуляции в СМИ, а также работа с онлайн-инструментами.
Описание: Создается онлайн-платформа или используется существующая (например, Quizizz, Kahoot, LearningApps), где участникам предлагаются интерактивные задания:
- Интерактивные викторины: Вопросы с вариантами ответов на тему распознавания признаков фейков (например, проверка источника, анализ заголовка, поиск подтверждений).
- "Найди ошибку": Участникам предлагается новостной текст с умышленными ошибками (грамматические, стилистические, фактические). Задача - как можно быстрее найти и исправить ошибки.
- "Правда или ложь": Краткие утверждения, которые нужно определить как правдивые или ложные с использованием аргументов.
- "Расследования": Кейсы, в которых участникам нужно проанализировать различные источники (видео, текст, фото) и сделать вывод о достоверности информации.
Правила:
Участники играют индивидуально или в командах.
Задания выполняются на время, предусмотрена система баллов.
Рейтинг отображается в реальном времени, что создает элемент соревнования.
После каждого задания проводится обсуждение, где разбираются ошибки и аргументы.
Материалы: Онлайн-платформа (Quizizz, LearningApps и т.д.), подготовленные задания (тексты, фото, видео, вопросы).
Развитие:
- Мышление: Активный анализ, сравнение, выявление противоречий, быстрое принятие решений.
- Речь: Аргументация своей точки зрения через онлайн-чат или голосовые сообщения.
- Ответственность: Внимательное отношение к информации, умение принимать решения в условиях ограниченного времени.
Метод стимулирования: Лучшие игроки получают звание "Фейк-Детектива" и возможность вести рубрику по проверке фактов в медиа "Вечный огонь".
Игра: "Медиа-конструктор"
Цель: Развитие умения анализировать структуру медиа-сообщений, понимать их влияние на аудиторию.
Описание: Участникам предлагается разобрать готовое медиа-сообщение (новостной сюжет, рекламный ролик, пост в соцсети) на составные части (заголовок, изображение, текст, музыка и т.д.). Затем им нужно предложить альтернативные варианты каждого элемента, объясняя, как изменение каждого из них повлияет на восприятие сообщения аудиторией.
Правила:
Работа индивидуально или в парах.
На анализ и создание альтернативных вариантов дается определенное время.
Каждый участник/пара представляет свой "медиа-конструктор", объясняя свой выбор.
Лучшие работы отбираются для презентации на общем собрании.
Материалы: Готовые медиа-сообщения, карточки для записи альтернативных вариантов.
Развитие:
- Мышление: Анализ, синтез, генерация идей.
- Речь: Четкое и аргументированное объяснение своей точки зрения.
- Ответственность: Осознание влияния медиа на аудиторию.
II. Игры на развитие творческих навыков и медиа-производства:
Игра: "Медиа-вызов"
Цель: Развитие творческих способностей, умения работать в команде, быстро генерировать идеи и создавать медиа-продукты в условиях ограниченного времени.
Описание: Участникам дается неожиданное задание (например, снять короткий видеоролик на тему "Мой юнармейский отряд в будущем" или написать сценарий для подкаста о героях Великой Отечественной войны). На выполнение задания отводится ограниченное время (например, 2 часа).
Правила:
Работа в командах по 4-5 человек.
Команды самостоятельно распределяют роли и выполняют задание.
По истечении времени команды представляют свои медиа-продукты.
Проводится смотр-конкурс, в котором жюри оценивает креативность, качество исполнения и соответствие теме.
Материалы: Съемочная аппаратура (камеры), микрофоны, компьютеры с программами для монтажа, реквизит.
Развитие:
- Мышление: Быстрая генерация идей, поиск нестандартных решений.
- Речь: Умение четко и ясно излагать свои мысли, вести переговоры в команде.
- Мелкая моторика: Работа с медиа-оборудованием.
- Ответственность: Работа в команде, выполнение поставленных задач в срок.
Метод стимулирования: Команда-победитель получает право на публикацию своего медиа-продукта в новостной группе отряда в социальной сети.
Игра: "Медиа-Марафон 2.0" (24-часовой челлендж)
Цель: Развитие творческих способностей, умения работать в команде, быстро генерировать идеи и создавать медиа-продукты в условиях ограниченного времени, а также использование мобильных технологий.
Описание: Команды в течение 24 часов должны создать медиа-продукт (короткий фильм, репортаж, музыкальный клип, подкаст, анимацию) на заданную тему.
Темы: Темы выбираются актуальные и интересные для молодежи.
Использование мобильных устройств: Упор делается на использование мобильных устройств (планшетов) для съемки и монтажа.
Прямая трансляция: Организуется прямая трансляция процесса создания медиа-продуктов.
Голосование зрителей: Зрители могут голосовать за понравившиеся работы онлайн.
Призы: Победители получают ценные призы.
Правила:
Строгое соблюдение времени (24 часа).
Оригинальность и креативность.
Материалы: Планшеты, ноутбуки (по необходимости), реквизит, материалы для монтажа.
Развитие:
- Мышление: Быстрая генерация идей, поиск нестандартных решений, работа в стрессовых условиях.
- Речь: Умение четко и ясно излагать свои мысли, вести переговоры в команде, самопрезентация.
- Мелкая моторика: Работа с медиа-оборудованием.
- Ответственность: Работа в команде, выполнение поставленных задач в срок, адаптация к меняющимся условиям.
Метод стимулирования: победитель получает право на выбор темы и публикацию своего медиа-продукта в новостной группе отряда в социальной сети.
Игра: "Голос Вечного Огня" (Создание подкаста)
Цель: Развитие навыков работы со звуком, создания аудиоконтента, умения проводить интервью и рассказывать истории.
Описание: Участники создают подкаст на тему, связанную с историей юнармейского движения, героями войны, или другими значимыми событиями. Подкаст должен включать интервью, звуковые эффекты, музыкальное сопровождение и т.д.
Правила:
Работа в командах или индивидуально.
Определение темы подкаста, написание сценария, проведение интервью, запись и монтаж звука.
Готовый подкаст представляется на общей презентации.
Жюри оценивает качество звука, сценария, интервью и общую концепцию подкаста.
Материалы: Микрофоны, компьютеры с программами для записи и монтажа звука, сценарии.
Развитие:
- Мышление: Анализ информации, создание истории, структурирование контента.
- Речь: Умение проводить интервью, выразительно читать текст, грамотная речь.
- Мелкая моторика: Работа с микрофоном и звуковым оборудованием.
- Ответственность: Своевременное выполнение задач, работа в команде.
Метод стимулирования: Лучшие подкасты публикуются в новостной группе отряда в социальной сети.
III. Игры на развитие социальной ответственности и патриотизма:
Игра: "Репортаж с Памяти"
Цель: Воспитание уважения к истории, развитие навыков журналистики и освещения важных событий.
Описание: Участники создают репортаж с места, связанного с историей (памятник, музей, место боевой славы). Репортаж может быть в формате текста, фото, видео или аудио.
Правила:
Работа в команде или индивидуально.
Выбор места, сбор информации, написание сценария, съемка (или запись звука), монтаж.
Репортаж представляется на общем собрании.
Жюри оценивает достоверность информации, качество съемки/записи звука, оригинальность и эмоциональное воздействие репортажа.
Материалы: Съемочная аппаратура, микрофоны, компьютеры, места для съемок, исторические материалы.
Развитие:
- Мышление: Анализ и сопоставление фактов, выбор места, структурирование репортажа.
- Речь: Выразительное чтение текста, грамотное интервьюирование.
- Ответственность: Достоверность информации, работа в команде, ответственность за качество работы.
Метод стимулирования: Лучшие репортажи публикуются в новостной группе отряда в социальной сети, а авторы награждаются грамотами.
Игра: "Кибер-Дружина"
Цель: Воспитание ответственного и безопасного поведения в интернете, развитие навыков распознавания и противодействия кибербуллингу и дезинформации.
Описание: Участники создают "Кибер-Дружину", которая занимается мониторингом интернет-пространства, выявлением случаев кибербуллинга и распространения дезинформации, а также организацией мероприятий по повышению осведомленности пользователей об опасностях в интернете.
Обучение: Участники проходят обучение по темам кибербезопасности, медиаграмотности и психологии.
Инструменты: Участникам предоставляются инструменты для мониторинга социальных сетей, проверки фактов и создания образовательного контента.
Проекты: Участники разрабатывают и проводят собственные проекты по противодействию кибербуллингу и дезинформации (например, создание видеороликов, организация онлайн-семинаров, проведение опросов).
Призы: Самые активные участники получают призы.
Правила:
Соблюдение конфиденциальности информации.
Уважение прав пользователей.
Действие в рамках закона.
Материалы: Компьютеры, доступ в интернет, программы для мониторинга социальных сетей, программы для создания образовательного контента.
Развитие:
- Мышление: Анализ онлайн-контента, выявление признаков кибербуллинга и дезинформации, разработка стратегий противодействия.
- Речь: Создание убедительных текстов, ведение онлайн-дискуссий, общение с жертвами кибербуллинга.
- Ответственность: Защита прав и интересов пользователей интернета, создание безопасной онлайн-среды, повышение уровня медиаграмотности.
Метод стимулирования: победитель получает право на выбор темы и публикацию своего медиа-продукта в новостной группе отряда в социальной сети.
Игра: "Проект ‘Герои Рядом’"
Цель: Воспитание чувства гордости за свой город, развитие гражданственности и сострадания.
Описание: Участники находят ветеранов войны, труда или других выдающихся людей, живущих в их городе, и создают о них медиа-проект (интервью, видеоролик, фотогалерея, статья).
Правила:
Работа в командах или индивидуально.
Поиск героев, договоренность об интервью, запись интервью, создание медиа-материалов.
Проект представляется в формате презентации или выставки.
Жюри оценивает качество интервью, интересную подачу информации, оригинальность и социальную значимость проекта.
Материалы: Съемочная аппаратура, микрофоны, компьютеры, интернет, реквизит для съемок.
Развитие:
- Мышление: Поиск героев, планирование проекта, анализ и отбор информации
- Речь: Проведение интервью, ведение беседы, грамотный язык.
- Ответственность: Уважение к героям, ответственность за содержание проекта.
Метод стимулирования: Героев проекта приглашают на торжественное мероприятие, организуемое медиа "Вечный огонь", а лучшим проектам присуждаются призы зрительских симпатий.
Использование нетрадиционных методов стимулирования:
- Рейтинговая оценка: За активное участие в играх, создание качественных медиа-продуктов, проявление инициативы и творческого подхода участникам начисляются баллы.
- Публикация лучших работ: Лучшие работы публикуются в в новостной группе отряда в социальной сети.
- Смотр-конкурсы: Периодически проводятся смотры-конкурсы, на которых представляются лучшие работы, в которых принимают участия все желающие.
- Презентация: На итоговых мероприятиях (например, в конце года) организуется презентация лучших медиа-проектов, созданных участниками программы.
Источник информации: материал составлен по личному педагогическому опыту. При составлении использовались следующие методические рекомендации: