Дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «SCRATCH»

0
0
Материал опубликован 11 January

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

 

 

 

Принята на заседании педагогического совета № 1 от«3» сентября 2018 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДДТ Жукова Н. Н.

«3» сентября 2018 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Программирование в «СКРЕТЧ»

 

Возраст обучающихся: 11-18 лет Срок реализации: 2 месяца Объѐм программы – 10 часов

 

 

 

 

Авторы-составители: Егоричева Ирина Валерьевна, педагог дополнительного образования Митрофанов Андрей Вячеславович,

руководитель структурного подразделения

педагог дополнительного образования

 

 

 

Гаврилов – Ям, 2018 год

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы Программирование в «Скретч»

 

Пояснительная записка

Дистанционная программа «Скретч» носит техническую направленность, а так же комплексный интегративный характер, так как она направлена на интеграцию разных видов деятельности ребенка, охватывает все основные направления его развития (познавательное, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и т.д.);

Программа разработана с учётом нормативных документов:

ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ 1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

СанПин2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Устав МБУ ДО ДДТ

Положение о ДООП МБУ.

 

Направленность программы – техническая,

Тип программы - модифицированная.

Уровень программы – базовый.

Доступность программы «Программирование в «Скретч» обусловлена возможностью любого школьника 11-18 лет войти в программу на любом этапе еѐ реализации.

Вариативность программы позволяет в зависимости от контингента и запроса социума менять последовательность изучаемых тем, перераспределять количество запланированных на них часов, менять сроки изучения программы в течение учебного года.

Актуальность данной программы состоит в том, что данная образовательная программа повышает доступность получения дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности и детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых дополнительное образование не всегда доступно за счѐт того, что программа реализуется дистанционно.

Язык Scratch особенно интересен для начального уровня изучения программирования. Обучение основам программирования в этой среде наиболее эффективно при выполнении небольших (поначалу) проектов.

В Scratch можно сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманные персонажи, создавать презентации, игры, в том числе и интерактивные, исследовать параметрические зависимости.

Любой персонаж в среде Scratch может выполнять параллельно несколько действий – двигаться, поворачиваться, изменять цвет, форму и.т.д.; благодаря чему юные скретчисты учатся осмысливать любое сложное действие как совокупность простых. В результате они не только осваивают базовые концепции программирования (циклы, ветвления, логические операторы, случайные числа, переменные, массивы), которые пригодятся им при изучении более сложных языков, но и знакомятся с полным циклом решения задач, начиная с этапа описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой программы.

Педагогическая целесообразность программы. Дополнительное образование способствует формированию особой образовательной среды и атмосферы заинтересованности, взаимозаботы, творчества, в которую ребѐнок включается как субъект, то есть создаются условия для его самовыражения, саморазвития, самоопределения, самовоспитания, развития потребностно-мотивационной сферы личности, формирования здоровых потребностей и мотивов деятельности (поведения).

Основной отличительной особенностью данной программы является дистанционная форма обучения, которая предоставляет детям возможность получения дополнительного экологического образования через образовательную платформу Eduardo и Sway (Приложение 1), изучать учебный материал программы в выбранном темпе и объѐме с обеспечением самоконтроля полученных знаний в тестовом режиме.

Новизна программы состоит в том, что программа реализуется дистанционно, с использованием дистанционных технологий и ИКТ.

Адресат программы

Программа предназначена для обучения детей из сельской местности младшего и среднего школьного возраста.

Форма обучения - дистанционная

Цель и задачи

 

Цель: создание условий для формирования познавательной потребности у обучающихся к созданию программ для обработки графических, видео и мультимедийных объектов.

 

Задачи:

Обучающие:

овладеть навыками составления алгоритмов;

овладеть понятиями «объект», «событие», «управление», «обработка событий»;

изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;

сформировать представление о профессии «программист»;

сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;

познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;

сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, интерактивных игр, мультфильмов, интерактивных презентаций.

Развивающие:

способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;

развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;

развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;

развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Воспитательные:

формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;

развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;

формировать умение демонстрировать результаты своей работы.

профориентация учащихся.

1.3. Содержание программы

Учебный план программы

п/п

Название темы

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

0.5

1.5

Тест

2

Моделирование аквариума

2

0.5

1.5

Творческое здание

3

Создание игры «Змейка»

2

0.5

1.5

Творческое здание

4

Создание мультфильма

2

0.5

1.5

Творческое здание

5

Работа по собственному замыслу.

2

0.5

1.5

Творческое здание

6

Итоговое занятие.

2

0.5

1.5

Конкурс

 

Итого:

12

3

9

 

 

Содержание учебного плана

1. Введение - 2 часа. Знакомство со средой Scratch . Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены. Поиск, импорт и редакция спрайтов и фонов из Интернета.

2. Моделирование аквариума - 2 часа. Создание спрайтов рыбок. Управление спрайтами: команды «Идти», «Повернуться на угол», «Оттолкнутся от стены». Понятие цикла. Команда «Повторить». Координатная плоскость. Точка отсчета, оси координат, единица измерения расстояния, абсцисса и ордината. Навигация в среде Scratch. Определение координат спрайта. Команда «Идти в точку с заданными координатами». Создание проекта «Аквариум». Команда «Плыть в точку с заданными координатами». Режим презентации.

3. Создание игры «Змейка» - 2 часа. Создание спрайтов. Команда Соблюдение условий. Сенсоры. Блок «Если». Управляемый стрелками спрайт. Циклы с условием. Запуск спрайтов с помощью мыши и клавиатуры. Режим презентации.

4. Создание мультфильма - 2 часа. Определение содержания мультфильма. Создание спрайтов. Работа над движением спрайтов. Создание фона. Режим презентации.

5. Работа по собственному замыслу - 2 часа.

6. Итоговое занятие – 2 часа. Конкурс работ, выполненных в программе. (Положение о конкурсе – приложение 2)

1.4. Планируемые результаты

В результате изучения курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся. В основном формируются и получают развитие метапредметные результаты такие, как:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Вместе с тем делается существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:

на формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график.

Обучение по программе «Программирование в «Скретч» длится 1,5 месяца. Занятия проводятся дистанционно один раз в неделю по 2 учебных часа. 1 учебный час = 45 минут.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

учебная аудитория;

компьютер;

наличие доступа к Интернет;

Интернет обозреватели;

наличие данной программы на образовательной платформе Sway;

 

Формы аттестации: творческие работы, тесты

Оценочные материалы: проверка тестов на образовательной платформе Sway, оценка творческих работ (муниципальный конкурс).

Используемые методы и технологии:

ИКТ,

технологии дистанционного обучения

 

 

Список литературы

 

Авторская программа курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Scratch» Ю.В.Пашковской 5-6 классы, которая входит в сборник «Информатика. Программы для образовательных организаций: 2-11 классы» / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python«Программирование для детей»/К. Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус и др.; пер. с англ.С.Ломакин. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Официальный сайт проекта Scratch. http://scratch.mit.edu/

Сорокина Т.Е. , поурочные разработки «Пропедевтика программирования со Scratch» для 5-го класса, 2015 г.

Страница разработчиков. http://scratch.mit.edu/pages/source

Учебно-методическое пособие. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. /В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. - Оренбург - 2009

Учитесь со Scratch. http://setilab.ru/scratch/category/commun/ http://minecraftnavideo.ru/play/vd20J2r5wUQ/scratch_lesson_01_znakomstvo_so_sredoj_programmirovaniya_scratch.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации