Дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «SCRATCH»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского творчества»
Принята на заседании педагогического совета № 1 от«3» сентября 2018 года
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО ДДТ Жукова Н. Н.
«3» сентября 2018 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Программирование в «СКРЕТЧ»
Возраст обучающихся: 11-18 лет Срок реализации: 2 месяца Объѐм программы – 10 часов
Авторы-составители: Егоричева Ирина Валерьевна, педагог дополнительного образования Митрофанов Андрей Вячеславович,
руководитель структурного подразделения
педагог дополнительного образования
Гаврилов – Ям, 2018 год
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Программирование в «Скретч»
Пояснительная записка
Дистанционная программа «Скретч» носит техническую направленность, а так же комплексный интегративный характер, так как она направлена на интеграцию разных видов деятельности ребенка, охватывает все основные направления его развития (познавательное, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и т.д.);
Программа разработана с учётом нормативных документов:
ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ 1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
СанПин2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Устав МБУ ДО ДДТ
Положение о ДООП МБУ.
Направленность программы – техническая,
Тип программы - модифицированная.
Уровень программы – базовый.
Доступность программы «Программирование в «Скретч» обусловлена возможностью любого школьника 11-18 лет войти в программу на любом этапе еѐ реализации.
Вариативность программы позволяет в зависимости от контингента и запроса социума менять последовательность изучаемых тем, перераспределять количество запланированных на них часов, менять сроки изучения программы в течение учебного года.
Актуальность данной программы состоит в том, что данная образовательная программа повышает доступность получения дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности и детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых дополнительное образование не всегда доступно за счѐт того, что программа реализуется дистанционно.
Язык Scratch особенно интересен для начального уровня изучения программирования. Обучение основам программирования в этой среде наиболее эффективно при выполнении небольших (поначалу) проектов.
В Scratch можно сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманные персонажи, создавать презентации, игры, в том числе и интерактивные, исследовать параметрические зависимости.
Любой персонаж в среде Scratch может выполнять параллельно несколько действий – двигаться, поворачиваться, изменять цвет, форму и.т.д.; благодаря чему юные скретчисты учатся осмысливать любое сложное действие как совокупность простых. В результате они не только осваивают базовые концепции программирования (циклы, ветвления, логические операторы, случайные числа, переменные, массивы), которые пригодятся им при изучении более сложных языков, но и знакомятся с полным циклом решения задач, начиная с этапа описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой программы.
Педагогическая целесообразность программы. Дополнительное образование способствует формированию особой образовательной среды и атмосферы заинтересованности, взаимозаботы, творчества, в которую ребѐнок включается как субъект, то есть создаются условия для его самовыражения, саморазвития, самоопределения, самовоспитания, развития потребностно-мотивационной сферы личности, формирования здоровых потребностей и мотивов деятельности (поведения).
Основной отличительной особенностью данной программы является дистанционная форма обучения, которая предоставляет детям возможность получения дополнительного экологического образования через образовательную платформу Eduardo и Sway (Приложение 1), изучать учебный материал программы в выбранном темпе и объѐме с обеспечением самоконтроля полученных знаний в тестовом режиме.
Новизна программы состоит в том, что программа реализуется дистанционно, с использованием дистанционных технологий и ИКТ.
Адресат программы
Программа предназначена для обучения детей из сельской местности младшего и среднего школьного возраста.
Форма обучения - дистанционная
Цель и задачи
Цель: создание условий для формирования познавательной потребности у обучающихся к созданию программ для обработки графических, видео и мультимедийных объектов.
Задачи:
Обучающие:
овладеть навыками составления алгоритмов;
овладеть понятиями «объект», «событие», «управление», «обработка событий»;
изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
сформировать представление о профессии «программист»;
сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, интерактивных игр, мультфильмов, интерактивных презентаций.
Развивающие:
способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;
развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
профориентация учащихся.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Форма аттестации (контроля) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
0.5 |
1.5 |
Тест |
|
2 |
Моделирование аквариума |
2 |
0.5 |
1.5 |
Творческое здание |
|
3 |
Создание игры «Змейка» |
2 |
0.5 |
1.5 |
Творческое здание |
|
4 |
Создание мультфильма |
2 |
0.5 |
1.5 |
Творческое здание |
|
5 |
Работа по собственному замыслу. |
2 |
0.5 |
1.5 |
Творческое здание |
|
6 |
Итоговое занятие. |
2 |
0.5 |
1.5 |
Конкурс |
|
|
Итого: |
12 |
3 |
9 |
|
Содержание учебного плана
1. Введение - 2 часа. Знакомство со средой Scratch . Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены. Поиск, импорт и редакция спрайтов и фонов из Интернета.
2. Моделирование аквариума - 2 часа. Создание спрайтов рыбок. Управление спрайтами: команды «Идти», «Повернуться на угол», «Оттолкнутся от стены». Понятие цикла. Команда «Повторить». Координатная плоскость. Точка отсчета, оси координат, единица измерения расстояния, абсцисса и ордината. Навигация в среде Scratch. Определение координат спрайта. Команда «Идти в точку с заданными координатами». Создание проекта «Аквариум». Команда «Плыть в точку с заданными координатами». Режим презентации.
3. Создание игры «Змейка» - 2 часа. Создание спрайтов. Команда Соблюдение условий. Сенсоры. Блок «Если». Управляемый стрелками спрайт. Циклы с условием. Запуск спрайтов с помощью мыши и клавиатуры. Режим презентации.
4. Создание мультфильма - 2 часа. Определение содержания мультфильма. Создание спрайтов. Работа над движением спрайтов. Создание фона. Режим презентации.
5. Работа по собственному замыслу - 2 часа.
6. Итоговое занятие – 2 часа. Конкурс работ, выполненных в программе. (Положение о конкурсе – приложение 2)
1.4. Планируемые результаты
В результате изучения курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся. В основном формируются и получают развитие метапредметные результаты такие, как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем делается существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:
на формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.
Обучение по программе «Программирование в «Скретч» длится 1,5 месяца. Занятия проводятся дистанционно один раз в неделю по 2 учебных часа. 1 учебный час = 45 минут.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
учебная аудитория;
компьютер;
наличие доступа к Интернет;
Интернет обозреватели;
наличие данной программы на образовательной платформе Sway;
Формы аттестации: творческие работы, тесты
Оценочные материалы: проверка тестов на образовательной платформе Sway, оценка творческих работ (муниципальный конкурс).
Используемые методы и технологии:
ИКТ,
технологии дистанционного обучения
Список литературы
Авторская программа курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Scratch» Ю.В.Пашковской 5-6 классы, которая входит в сборник «Информатика. Программы для образовательных организаций: 2-11 классы» / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python«Программирование для детей»/К. Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус и др.; пер. с англ.С.Ломакин. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Официальный сайт проекта Scratch. http://scratch.mit.edu/
Сорокина Т.Е. , поурочные разработки «Пропедевтика программирования со Scratch» для 5-го класса, 2015 г.
Страница разработчиков. http://scratch.mit.edu/pages/source
Учебно-методическое пособие. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. /В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. - Оренбург - 2009
Учитесь со Scratch. http://setilab.ru/scratch/category/commun/ http://minecraftnavideo.ru/play/vd20J2r5wUQ/scratch_lesson_01_znakomstvo_so_sredoj_programmirovaniya_scratch.html