«ДОБРО И ПАМЯТЬ В СЕРДЦАХ»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 109» |
учитель начальных классов
Дмитриченко Эльмира Руслановна
Конспект занятия дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
«Добро и память в сердцах»
Дата: 03.03.2025 г.
Тема занятия: «Моя малая Родина».
Цели:
- привить детям чувство любви к Родине, к родному краю;
- воспитывать чувства патриотизма;
- пробуждать интерес к истории родного края;
- приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины;
- формировать ценностное отношение к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности;
Задачи:
- формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
- развивать речь, внимание, наблюдательность;
- развивать экологическую этику учащихся;
- формировать чувства сопричастности к происходящему вокруг;
- воспитывать любви к Родине, родному краю;
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение учащихся к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные универсальные учебные действия:
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа, презентация.
Ход дополнительного занятия:
I. Организационный момент.
Звучит музыка из песни «Ростов – город», учитель читает стих «Ростов - город».
Стихотворение «Ростов - город»
Мы жили в этом городе,
Любили в этом городе,
Ходили в этом городе гулять.
Как шли мы с разговорами,
С гитарой, с переборами,
Любили мы подружкам напевать.
Ростов-город, Ростов-Дон!
Синий звездный небосклон.
Улица Садовая,
Скамеечка кленовая -
Ростов-город, Ростов-Дон!
II. Подготовительный этап. Постановка проблемы.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы неспроста начали его стихами. Мы будем говорить о нашем родном городе.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
- Для чего нужно изучать историю родного края?
(Привитие чувства любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма, пробуждение интереса к истории родного края, приобщение к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины, воспитание нравственности).
Учитель:
- Дети, а для вас, что такое Родина?
(Ответы детей).
- Место, где мы родились, и сейчас живем, как называется? (Малая Родина)
- Для нас с вами наша малая Родина – это наш край, а точнее наш город, в котором мы проживаем.
Родина- это самое великое, самое родное и сердечное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: «Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину».
- И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Они даются человеку один раз навсегда, до конца жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину.
IV. Усвоение новых знаний.
Учитель:
История Ростова-на-Дону с древнейших времён подтверждается археологическими находками. Люди селились на Дону издавна — примерно с меднокаменного века, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. На территории города имеются развалины древних поселений, постройка которых датируется разными эпохами — вплоть до 5 тысяч лет назад.
-.
В период азовских походов Петра Первого в устье Темерника находился лагерь российских войск, здесь производились ремонт и дооснащение кораблей Азовской флотилии. Тогда же, по преданию, именно Пётр дал название роднику «Богатый колодезь».
В декабре 1749 года императрица Елизавета Петровна своим указом учредила в устье реки Темерник, где в то время проходила граница России, русскую таможню. Рядом был основан порт.
В сентябре 1761 года здесь по указу Елизаветы Петровны была заложена мощная крепость, получившая название в честь святого Димитрия Ростовского. Именно отсюда и происходит название города.
Название постепенно трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, потом просто Ростов и, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, — Ростов-на-Дону.
В 1869 году в Ростов пришла железная дорога со стороны Харькова и Таганрога, а в 1871 году — со стороны Воронежа (вобравшая в себя бывшую автономную дорогу из Грушевских рудников). А в 1875 году, с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги, открытием первого разводного железнодорожного моста через Дон и первого крупного вокзала Ростов превратился в один из крупнейших в стране железнодорожных узлов. Одновременно со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги были построены её Главные мастерские (нынешний Ростовский электровозоремонтный завод). На этом предприятии уже в конце XIX века был освоен не только ремонт, но и производство новых паровозов и вагонов. Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения крупной транспортной артерии. Продолжает расширяться Ростовский порт, растёт число пассажирских и грузовых судов. Так, количество пароходов увеличилось с 91 в 1884-м до 189 в 1900 году.
Находясь на пересечении трёх железных дорог и реки Дон, город расширился, увеличивалось его население. Если в 1860 году в нём проживало 17574 человека, то в 1893-м — уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119 476 человек
Символика Ростова – на – Дону
Учитель:
Герб. Главный символ города, который отражает заслуги Ростова-на-Дону перед Россией и городским сообществом, юридические права и привилегии, полученные органами местного самоуправления в разные годы своей истории. Герб представляет собой щит, разделённый по вертикали на две равные части синего и красного цветов. В центре щита размещён круг: левая часть круга на синем фоне в виде колоса, правая — в виде шестерни. Колосья и шестерня символизируют развитое сельское хозяйство и машиностроение. В центре круга помещена зубчатая крепостная стена, которая подчёркивает основание города Ростова как крепости, поставленной для защиты от набега кочевых народов в середине XVIII века. В нижней части круга расположена будёновка на фоне скрещённых сабель, как память о легендарной Первой Конной и классовых битвах в годы Гражданской войны на Дону. В нижней части щита проходят по горизонтали две волнистые линии, олицетворяющие собой Дон, который играет огромную роль в народном хозяйстве области.
Флаг. Символ единства и взаимодействия горожан, который подлежит защите как внутри города, так и за его пределами. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из цветов герба города, вертикально делящих полотно на две равные части. Синий цвет символизирует честь и славу, искренность и преданность традициям многих поколений ростовчан, а красный — справедливость и храбрость, силу и мужество, проявленные ростовчанами в трудовых буднях и на полях сражений за независимость и свободу Отчизны.
Гимн. Ростовский гимн — песню военных лет «Ростов-город, Ростов-Дон» — городская Дума утвердила 25 августа 2016 года.
V. Физминутка «Просторы родного края»
Учитель:
- Наш город многонациональный. Но всех нас, людей, проживающих в здесь, объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи — это своего рода законы, которые выполняют люди и передают их друг другу из поколения в поколение, из уст в уста. Гостей у нас всегда встречают с хлебом и солью, а почему именно с солью? Оказывается, соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям.
- Говорят, что дом, куда не ходят гости - самый несчастный. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: “Мир вашему дому!” говорим: «Добро пожаловать!»
VI. Рефлексия.
Учитель:
- Будущее нашей Родины, нашего края, нашей природы и всего человечества, память о прошлом в наших руках.
- Много на пути вам встретится препятствий и проблем, а их не всегда можно обойти, чаще приходится преодолевать и решать. А это нелегко! Выбрать решение, которое окажется единственно правильным. Идя по жизни, вспоминайте наши уроки: не хнычьте, когда больно, поднимайтесь после падения, верьте в доброту и идите дальше, настойчиво добивайтесь поставленной цели и главное верьте: Все в Ваших руках!