Эхо войны и память сердца
Война. Страшнее слова нет. И это действительно так. Сколько страданий и бед принесла она в каждую семью. И в мою, к сожалению, тоже. Мой прадедушка Чухлеб Гавриил Петрович шагнул в кровавое зарево войны в феврале 1942 года в возрасте 36 лет. Я еще очень молода, но убеждена, что в этом возрасте мужчина, полный сил, должен жить и растить детей. Однако нещадная война разлучила его с родными. Жена и трое детей проводили его на фронт и остались ждать. Прадедушке повезло, потому что, пройдя много испытаний, он вернулся домой живой, хотя и нездоровый.
В 1944 году получил ранение в Польше. Целые сутки пролежал на поле в бессознательном состоянии, и был доставлен в госпиталь сослуживцами. Да, мой прадед воевал в Польше и участвовал в Висло-Одерской стратегической операции. Я, зная это, заинтересовалась историей Великой Отечественной войны и прочитала, что эта операция тщательно готовилась Ставкой ВГК. Её целью был разгром противостоящей группировки немцев и полное освобождение Польши. Я горжусь тем, что мой прадед освобождал Варшаву и тем самым приближал полную Победу. Кроме исторических фактов, я почитала воспоминания участников Висло-Одерской операции. Все рассказывали о том, как приходилось выживать в нечеловеческих условиях. Страх, голод, запах разлагающихся трупов, боль от ранений -все это им пришлось видеть, чувствовать, терпеть. «Какой ужас! Как можно все это пережить!?»-думала я, когда читала. А они пережили, и прадедушка тоже пережил. Он герой!
После лечения в госпитале он сразу вернулся в строй. А позже был направлен на Дальний Восток воевать с японцами. Домой в село Варфоломеевка вернулся только в сентябре 1945 года. А до того счастливого сентября дома ежедневно вся семья вставала на колени и молилась. Молитва была услышана. Наверное, и правда, что нет ничего сильнее детской молитвы. Может быть, благодаря этим молитвам, он прошёл всю войну и остался жив?!
Прадедушка редко говорил о войне, но часто повторял: «Война проклятущая! Деточки, хорошо, что вы ее не видели. Дай Бог, вам никогда не увидеть». А еще рассказывал два случая, когда чудом удалось уцелеть.
Как-то раз ехали они с сослуживцами на передовую везли кухню прицепом к машине. Жара была невыносимая. Остановились на дороге, командир отправил его к ручью воды чистой набрать в котелки. Тишина была абсолютная, но вдруг …взрывы. Откуда ни возьмись налетели немецкие самолеты. Разбомбили всё: и машину, и прицеп. Прибежал прадед бегом на звуки взрывов. Никого в живых! Все погибли. Только он с котелками в руках один и остался.
И второй случай. Однажды во время привала прислонился он к дереву и уснул. В этот миг самолеты вражеские налетели. Глаза открыл: все мертвые лежат. А он один живой и целехонький. «Вот чудеса какие бывают! Может я фартовый?»-приговаривал он.
Вот такие истории рассказывал Гавриил Петрович своим детям и внукам.
А после того ранения в Польше осколков в теле осталось несколько. Какие-то врачи удалили, какие-то остались. Один в ноге. Вот такое эхо той страшной войны. Спустя сорок пять лет, осколок дал о себе знать: закупорил вены, началась гангрена на ноге Ногу пришлось ампутировать. Но на этом беды не закончились. В1993 году прадед похоронил младшую дочь. Не смог пережить он эту утрату и в возрасте восьмидесяти трех лет умер. Конечно же, меня еще не было, когда умер Гавриил Петрович, поэтому видеть его я не могла. Но в нашей семье принято чтить память о нем. Вот почему я много знаю о своем прадедушке.
А еще я знаю, что над его входной дверью висела большая красная звезда. Очень гордился он Великой Победой! За подвиги был награжден орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «За отвагу».
Я горжусь своим прадедушкой и считаю, что забывать героев войны нельзя. Не имеем права! Благодаря им мы живы и счастливы!