Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «По странам и континентам»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Принята Утверждена приказом
Педагогическим советом, МБУ ДО «Барнаульская городская
протокол № 3 от 28.03.2022 г. станция юных натуралистов»
№ 01-07/82/1 от 28.03.2022 г.
Директор___________Л.С. Струнина
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«По странам и континентам»
Возраст учащихся - 7-11 лет
Срок реализации - 1год
Автор-составитель:
Крюкова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного
образования
г. Барнаул, 2023
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5 |
1.3.Содержание программы 1.3.1. Учебно-тематический план 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана | 7 7 11 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий | 13 |
2.1. Календарный учебный график | 13 |
2.2. Условия реализации программы | 13 |
2.3. Формы аттестации | 13 |
2.4. Оценочные материалы | 14 |
2.5. Методические материалы | |
2.6. Список литературы | 18 |
Приложение | 20 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
- Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах реализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16.03. 2021 г. №01-07/56.
- Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» от 27.10.2015 № 1887-осн.
Актуальность: Программа позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней. Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся, овладевая новыми практическими навыками и знаниями смогут использовать их в дальнейшем в своей жизни. Наблюдения в природе и зооуголке БГСЮН, участие в природоохранных мероприятиях станут для детей неоценимым жизненным опытом, помогут им лучше ориентироваться в экологических проблемах современности, научат их самостоятельно мыслить и рассуждать. Обучение по данной программе даст ребенку представление о профессии «Биолог», расширит кругозор, позволит освоить азы экологической культуры.
Новизна программы заключается в том, что она практико-ориентированная, дети получают возможность проводить занятия в условиях живого уголка, посредством экскурсий наблюдать за жизнью некоторых животных в природе, делать фенологические наблюдения; учащиеся участвуют в различных природоохранных акциях, учатся вести себя в природе.
Методическую основу разработки программы составляют идеи гуманистической педагогики (автор – Попов Е.Б.), воспитания в контексте культуры (автор – Бондаревская Е.В. и др.), развития потребности и способности личности к саморазвитию (автор – Поляков С.Д.).
Особенности программы:
Программа носит интегрированный характер. Большое внимание уделяется основам ботаники, зоологии, экологии, фенологии, краеведения.
Большое значение придается знакомству с литературными, художественными, кинематографическими произведениями о природе и ее проблемах. Ребята изучают историю планеты Земля, материки и океаны, особенности климата, растений и животных различных континентов. Дети знакомятся с многообразием растительного и животного мира, его связью со средой обитания. Получают навыки поведения в природе. Постигаются основы фенологии – сезонности в природе. Формируются навыки творческой работы, практические умения.
На протяжении всего обучения дети участвуют во всех экологических и природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на экологическую тематику способствует развитию экологической грамотности и культуры, творческих способностей детей.
Основные формы организации образовательного процесса: групповая, коллективная, индивидуальная.
Содержание программы, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.
Вид программы: модифицированная программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор – И.В. Костинская).
Направленность программы: естественнонаучная.
Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Предварительная подготовка не требуется. Набор свободный, по интересам детей. Численность группы – 10-15 человек.
Психолого-педагогические особенности учащихся. Учащиеся 7-11 лет – это дети младшего школьного возраста. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Ребенок, заинтересованный изучением мира природы, вовлеченный в деятельность МБУ ДО «БГСЮН» на этапе начального школьного образования, впоследствии к концу младшего школьного возраста хочет продолжать получать новые знания экологической направленности в учреждении БГСЮН, пользоваться этими знаниями и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения в мире общения с природой являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и экологической деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 144 часа.
Уровень программы: стартовый.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима занятий.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы – расширение знаний детей о планете Земля, растительном и животном мире материков и океанов, формирование основ экологической грамотности учащихся.
Задачи:
На предметном уровне:
1. Расширить представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучить доступные способы и методики изучения природы.
3. Формировать естественный интерес и бережное отношение к природе.
4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
1. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
3. Научить определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
На личностном уровне:
1. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе.
2. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
3. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Ожидаемые результаты:
Расширены знания детей о планете Земля, растительном и животном мире материков и океанов, сформированы основы экологической грамотности учащихся.
На предметном уровне:
1. Расширены представления учащихся о биологических объектах и явлениях окружающего мира.
2. Изучены доступные для младших школьников способы и методики изучения природы (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация).
3. Сформирован познавательный интерес естественнонаучной направленности и бережное отношение к природе.
4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.
На метапредметном уровне:
1. Дети умеют планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, умеют определять эффективные способы достижения результата.
2. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовитым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственных связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям.
3. Научились определять цель и пути ее достижения; сформированы умения самоконтроля, взаимоконтроля, научились распределять роли при формировании команды, осуществлять совместную деятельность.
На личностном уровне:
1. Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность за их результаты.
2. Дети проявляют доброжелательность, отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других людей.
3. Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После обучения по программе учащиеся должны знать:
-планеты Солнечной системы;
-внутреннее строение Земли;
-названия и климатические особенности материков и океанов;
- основных представителей флоры и фауны всех континентов;
- природные зоны России, их растительный и животный мир.
Учащиеся должны уметь:
-работать с физической картой мира;
-показывать на карте географические объекты;
-ориентироваться на местности;
- представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах;
-использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;
- правильно и безопасно вести себя в природе;
Учащиеся должны владеть:
- навыками группового общения, умением работать в команде;
- умением рационально распределять роли в ходе выполнения задания и закреплять зоны ответственности;
- умением сопереживать другим людям.
1.3. Содержание программы «По странам и континентам»
1.3.1. Учебно-тематический план
Таблица 1
№ | Дата | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма аттестации и контроля | |
1 | 11.09-15.09 | Вводное занятие | 2 | 2 | | Анкетирование | |
2 | Земля в космосе | 14 | 7 | 7 | Викторина | ||
2.1 | 11.09-15.09 | Возникновение планеты. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
2.2 | 18.09-22.09 | Место в Солнечной системе. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
2.3 | 18.09-22.09 | Планеты соседи. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
2.4 | 25.09-29.09 | Естественный спутник Земли. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
2.5 | 25.09-29.09 | Звезда по имени Солнце. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
2.6 | 02.10-06.10 | Малые космические объекты. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
2.7 | 02.10-06.10 | Освоение космоса. | 2 | 1 | 1 | Викторина | |
3 | Строение планеты Земля | 14 | 7 | 7 | Тестирование | ||
3.1 | 09.10-13.10 | Оболочки Земли. | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3.2 | 09.10-13.10 | Образование морей и океанов. | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3.3 | 16.10-20.10 | История возникновения континентов. | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3.4 | 16.10-20.10 | Как рождаются горы и долины? | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3.5 | 23.10-27.10 | Что такое вулканы и землетрясения? | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3.6 | 23.10-27.10 | Как рождаются реки и озера? | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3.7 | 30.10-03.11 | Что такое атмосфера? | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
4 | Материки и океаны | 4 | 1 | 3 | Интерактивная игра | ||
4.1 | 30.10-03.11 | Материки и океаны. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
4.2 | 07.11-10.11 | Интерактивная игра «Материки и океаны». | 2 | | 2 | Интерактивная игра | |
5 | Мировой океан | 14 | 6 | 8 | Кроссворд | ||
5.1 | 07.11-10.11 | Водная оболочка Земли. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5.2 | 13.11-17.11 | Моря и океаны. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5.3 | 13.11-17.11 | Почему морская вода соленая? | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5.4 | 20.11-24.11 | Круговорот воды в природе. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5.5 | 20.11-24.11 | Морские обитатели. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5.6 | 27.11-01.12 | Морские обитатели. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
5.7 | 27.11-01.12 | Морские обитатели. | 2 | | 2 | Кроссворд | |
6 | Евразия | 14 | 6 | 8 | Викторина | ||
6.1 | 04.12-08.12 | Природно-климатические особенности материка Евразия. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
6.2 | 04.12-08.12 | Природные зоны Евразии. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
6.3 | 11.12-15.12 | Природные зоны Евразии. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
6.4 | 11.12-15.12 | Природные зоны Евразии. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
6.5 | 18.12-22.12 | Растительный и животный мир материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
6.6 | 18.12-22.12 | Растительный и животный мир материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
6.7 | 25.12-29.12 | Викторина: «Флора и фауна Евразии». | 2 | | 2 | Викторина | |
7 | Африка | 18 | 8 | 10 | Интерактивная игра | ||
7.1 | 25.12-29.12 | Природно-климатические особенности Африки. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.2 | 08.01-12.01 | Растительный мир Африки. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.3 | 08.01-12.01 | Растительный мир Африки. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.4 | 15.01-19.01 | Растительный мир Африки. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.5 | 15.01-19.01 | Животные различных мест обитания материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.6 | 22.01-26.01 | Животные различных мест обитания материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.7 | 22.01-26.01 | Животные различных мест обитания материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.8 | 29.01-02.02 | Колыбель человечества. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
7.9 | 29.01-02.02 | Интерактивная игра «Африка». | 2 | | 2 | Интерактивная игра | |
8 | Северная Америка | 14 | 6 | 8 | Тестирование | ||
8.1 | 05.02-09.02 | Природно-климатические особенности материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
8.2 | 05.02-09.02 | Открытие и освоение Нового Света. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
8.3 | 12.02-16.02 | Север Нового Света. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
8.4 | 12.02-16.02 | Центральная Америка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
8.5 | 19.02-22.02 | Центральная Америка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
8.6 | 19.02-22.02 | Тропические и субтропические леса. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
8.7 | 26.02-01.03 | Тест «Южная Америка». | 2 | | 2 | Тестирование | |
9 | Южная Америка | 10 | 4 | 6 | Интерактивная игра | ||
9.1 | 26.02-01.03 | Природно-климатические особенности материка. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
9.2 | 04.03-07.03 | Амазония. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
9.3 | 04.03-07.03 | Растительный и животный мир Южной Америки. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
9.4 | 11.03-15.03 | Растительный и животный мир Южной Америки. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
9.5 | 11.03-15.03 | Интерактивная игра. | 2 | | 2 | Интерактивная игра | |
10 | Австралия | 14 | 6 | 8 | Тестирование | ||
10.1 | 18.03-22.03 | Природно-климатические особенности Австралии. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
10.2 | 18.03-22.03 | Растительный мир Австралии. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
10.3 | 25.03-29.03 | Растительный мир Австралии. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
10.4 | 25.03-29.03 | Особенности животного мира. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
10.5 | 01.04-05.04 | Особенности животного мира. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
10.6 | 01.04-05.04 | Природный заповедник. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
10.7 | 08.04-12.04 | Тест «Природа Австралии». | 2 | | 2 | Тестирование | |
11 | Антарктида | 10 | 4 | 6 | Викторина | ||
11.1 | 08.04-12.04 | Природно-климатические особенности Антарктиды. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
11.2 | 15.04-19.04 | Самый холодный материк. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
11.3 | 15.04-19.04 | Научная деятельность в Антарктиде. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
11.4 | 22.04-26.04 | Обитатели в Антарктиде. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
11.5 | 22.04-26.04 | Викторина «Антарктида». | 2 | | 2 | Викторина | |
12 | Природные зоны России | 14 | 6 | 8 | Викторина | ||
12.1 | 29.04-08.05 | Характеристика природных зон. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
12.2 | 29.04-08.05 | Характеристика природных зон. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
12.3 | 13.05-17.05 | Растительный и животный мир природных зон России. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
12.4 | 13.05-17.05 | Растительный и животный мир природных зон России. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
12.5 | 20.05-24.05 | Красная книга РФ. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
12.6 | 20.05-24.05 | Красная книга РФ. | 2 | 1 | 1 | Опрос | |
12.7 | 27.05-31.05 | Викторина «Природные зоны России». | 2 | | 2 | Викторина | |
13 | 27.05-31.05 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
| | Итого: | 144 | 64 | 80 | |
1.3.2 Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория: Особенности курса. Техника безопасности на занятиях. ПДД.
Практика: Просмотр фильма из серии Смешарики «Азбука безопасности»; анкетирование.
2. Земля в космосе (14 ч.).
Теория: Возникновение планеты. Место в Солнечной системе. Планеты соседи. Естественный спутник Земли. Звезда по имени Солнце. Малые космические объекты. Освоение космоса.
Практика: Просмотр фильмов о космосе, опыты: «Расширение вселенной», «Вращение Земли», «Вращение Луны», изготовление рисунка-схемы «Строение Солнечной системы».
3.Строение планеты Земля (14 ч.).
Теория: Оболочки Земли. Образование морей и океанов. История возникновения континентов. Как рождаются горы и долины? Что такое вулканы и землетрясения? Как рождаются реки и озера? Что такое атмосфера?
Практика: Просмотр фильмов о строении Земли, опыты: «Извержение вулкана», «Давление в атмосфере».
4.Материки и океаны (4 ч.).
Теория: Обзор и краткая характеристика материков и океанов.
Практика: Работа с физической картой мира.
5.Мировой океан (14 ч.).
Теория: Водная оболочка Земли. Моря и океаны. Почему морская вода соленая? Круговорот воды в природе. Морские обитатели.
Практика: Работа с физической картой мира, коллекцией раковин моллюсков МБУ ДО «БГСЮН», просмотр фильмов из цикла «Все о животных», выставка рисунков: «Морские обитатели».
6.Евразия (14 ч.).
Теория: Природно-климатические особенности материка Евразия. Природные зоны Евразии. Растительный и животный мир материка.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных», наблюдение за животными зооуголка (жителями Евразии), викторина: «Флора и фауна Евразии».
7.Африка (18 ч.).
Теория: Природно-климатические особенности Африки. Растительный мир Африки. Животные различных мест обитания материка. Колыбель человечества.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных», кроссворд: «Природа Африки», конкурс рисунков: «Жаркая Африка».
8.Северная Америка (14 ч.).
Теория: Природно-климатические особенности материка. Открытие и освоение Нового Света. Север Нового Света. Центральная Америка. Тропические и субтропические леса.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных» наблюдение за животными зооуголка (жителями Северной Америки).
9.Южная Америка (10 ч.).
Теория: Природно-климатические особенности материка. Амазония. Растительный и животный мир Южной Америки.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных», наблюдение за шиншиллой, конкурс рисунков: «На далекой Амазонке», викторина: «Природа Северной и Южной Америки».
10.Австралия (14 ч.).
Теория: Природно-климатические особенности Австралии. Растительный мир Австралии. Особенности животного мира. Природный заповедник.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных», конкурс рисунков: «Удивительная Австралия», викторина: «Природа Австралии».
11.Антарктида (10 ч.).
Теория: Природно-климатические особенности Антарктиды. Самый холодный материк. Научная деятельность в Антарктиде. Обитатели в Антарктиде.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных», изготовление динамической игрушки-поделки: «Пингвин» (техника «Бумагопластика»).
12. Природные зоны России (14 ч.).
Теория: Характеристика природных зон. Растительный и животный мир природных зон России. Красная книга РФ.
Практика: Работа с физической картой, просмотр фильмов из цикла «Все о животных», викторина: «Кто живет и что растет?», конкурс пейзажных рисунков: «Россия – родина моя!».
13. Итоговое занятие (2 ч.).
Практика: Промежуточное тестирование. Подведение итогов. Рефлексия. Вручение благодарственных писем.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 11.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя:
- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран проекционный;
- живые объекты (зооуголок);
- коллекция раковин моллюсков МБУ ДО «БГСЮН»;
- детские настольные игры;
- наборы для детского творчества.
Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:
- методические разработки занятий;
- мультимедийные презентации по теме программы;
-учебные фильмы: «Безопасность на дороге», фильмы из цикла «Все о животных».
Кадровое обеспечение программы: по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации
Показателем достижения цели и поставленных задач послужат следующие результаты:
- входящий контроль,
- текущий контроль,
- промежуточное тестирование,
- изучение удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова),
- изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
№ п/п | Форма контроля | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
1. | Входящий контроль | Анкетирование. | Аналитическая справка. |
2. | Текущий контроль | Тестирование, викторина, выставка. | Бланки тестовых заданий, бланки ответов (письменные). |
3. | Промежуточный контроль | Промежуточное тестирование. Методика изучения удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова). Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова). | Бланки тестовых заданий, аналитическая справка по результатам анкетирования и тестирования. |
2.5.Методические материалы
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый, игровой (аквариум), наблюдения.
Традиционный репродуктивный метод обучения при подаче теоретического материала чередуется с частично-поисковыми методами, то есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ, беседа, чтение, так и метод диалога, мозгового штурма и большого круга, метод проблемных ситуаций, ролевой игры и аквариума, деловой игры.
Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения и исследования. Формируются навыки поведения в природе, умение оформлять дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или фотографирования.
Метод исследования используется при изучении приоритетных кормов во время зимней подкормки птиц.
Игровые методы, такие как игра-конкурс (например, «Накорми питомца»), ролевая игра («Магазин комнатных растений») позволяют создавать атмосферу «веселого познания», позволяют преодолевать коммуникативные трудности у детей.
Наглядные методы – использование живых объектов, презентации, демонстрация учебных, детских художественных и анимационных фильмов показывают детям возможность получения информации о живом мире в легкой, но содержательной форме.
Формы организации образовательной деятельности
При проведении занятий используются различные формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, практические, открытые, акции, беседы, выставки, экскурсии, игры
Педагогические технологии
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
В программе используются следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.), предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При этом чаще всего используются следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; дискуссия; нетрадиционные занятия (путешествие, викторина, интегрированные занятия).
Технология коллективной творческой деятельности, которая предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Используются интеллектуальные, познавательные, развивающие, ролевые игры.
Здоровьесберегающая образовательная технология–система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Типы учебных занятий
В ходе учебного процесса успешно реализуются такие типы учебных занятий, как: групповые – практическая работа, игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, акция, выставка, игра-путешествие, ролевая игра, мозговой штурм, соревнование, творческая мастерская и прочие, а также индивидуальные – практические и творческие задания, беседы и прочие.
Подробно о реализации некоторых из них:
1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
2. Интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.
3. Занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
4. Экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях.
5. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
6. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
7. Выставки.
Дети с охотой участвуют в выставках любого уровня, представляя:
поделки из природного, бросового и полимерного материала; флористические композиции.
Дидактические материалы:
- коллекция: насекомые;
- дидактические карточки: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые».
2.6.Список литературы
Для педагога:
Брем А.Э. Жизнь растений: Декоративные, оранжерейные, экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашей планеты / Под ред. Т. Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с.
Брем А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004 – 960 с.
Гармс О.Я. Певчие птицы Алтайского края. / О.Я. Гармс. – Барнаул: ARTIKA, 2007. – 215 с.
4.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей
среды / Т.А. Демина – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 142 с.
5. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 477 с.
6. Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1986.
7. Жизнь растений. – М.: Просвещение, 1986.
8. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. –
Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.
9. Красная книга Алтайского края. Том 1 Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт.ун-та, 2016. - 292 с.
10. Красная книга Алтайского края. Том 2 Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды животных [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 312 с.
11. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся/ В.С. Новиков, Губанов И.А.– М.: Просвещение, 1985.-192 с.
12. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. / В.В. Маврищев. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. - 415 с.
13. Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник. 8, 9 кл. / В.С. Ревякин. – Барнаул: «XXI век», 2004.
14.Пурдик, Л.Н. Барнаул. Ландшафты и экология: монография / Л.Н. Пурдик; ред. Ю.И. Винокуров; РАН, Сибирское отделение, Институт водных и экологических проблем, Русское географическое общество (Барнаул), Алтайское региональное отделение. – Барнаул : 2007. – 256 с.
15. Старцев А.В. История Барнаула: учеб. пос. для средней школы. /А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2000. - 326 с.
16. ХессайонД.Г. Все о комнатных растениях. / Д.Г. Хессайон. – М.: «Кладезь-Букс», 2010. – 256 с.
17. Хржановский В.Г. Основы ботаники с практикумом. / В.Г.Хржановский. – М.: «Высшая школа», 1969. – 576 с.
18.Школьник Ю.К. Аквариумные рыбки / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
19. Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. / В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.
- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995–1996. - с. 350–367.
Для учащихся:
Акимушкин И.И. Причуды природы. / И.И. Акимушкин. - М.: Мысль, 1992. - 250 с.
Бианки В.В. Лесная газета: сборник рассказов/ В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 359 с.
Бианки В.В. Синичкин календарь / В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 73 с.
Волкова О. Неведомы зверушки / О. Волкова. – М.: Изд. «Олма медиа групп», 2011. – 128 с.
Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет, и что в лесу растет / Ю. Д. Дмитриев. -М.: «Детская литература». 1965.– 65 с.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. / Ю. Д. Дмитриев -М.: «Детская литература». 1981. – 256 с.
Мы - твои друзья. Рабочая тетрадь для школьников/А.Г. Макеева, В.А. Самкова, Е.М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.
Рахманов А.И. Домашний зооуголок. / А.И. Рахманов. – Смоленск: Изд. «Русич»,1997. – 544 с.
Семаго Л.Л. За птицей-радугой: Рассказы. / Л.Л. Семаго. — М.: Детская литература, 1986. — 142 с.
Сладков И.И. Лесные сказки / И. И. Сладков – М.: «Стрекоза», 2010. – 156 с.
Вдовиченко В.М. Хрестоматия юного натуралиста /В.М. Вдовиченко. - Минск: ООО «Юнипресс», 2001.
Я познаю мир. – М.: ООО «Фирма»,1999.
Приложение
Итоговое тестирование для учащихся объединения
«По странам и континентам»
Ф И _______________________________________
1. Отметь название науки о земле, ее особенностях и обитателях:
a) ботаника
б) зоология
в) биология
г)география
2. Какая из перечисленных планет не относится к Земной группе?
a) Марс
б) Венера
в) Юпитер
г) Меркурий
3. Как называется параллель, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие?
a) полюс
б) нулевой меридиан
в) экватор
г) параллель
4. В центре Земли находится
а) мантия
б) лава
в) ядро
г) земная кора
5.Каким цветом на физической карте показаны горы?
а) синим
б) коричневым
в) зеленым
г) желтым
6.Из данного списка выберите только материки
а) Австралия
б) Европа
в) Америка
г) Евразия
7. Кто из путешественников открыл Америку?
а) Колумб
б) Поло
в) Васко да Гама
г) Кук
8. Самая длинная река Европы?
а) Янцзы
б) Волга
в) Лена
г) Байкал
9. Самое глубокое озеро планеты?
а) Ладожское
б) Байкал
в) Виктория
г) Онежское
10.Самы высокие горы планеты?
а) Анды
б) Кавказские
в) Алтайские
г) Гималаи
11.Перечислите все океаны Земли
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Напишите названия природных зон России, двигаясь с севера на юг
________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Приведите примеры растений Африки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Приведите примеры животных Австралии
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ результатов тестирования
- высокий уровень –100-71% ответов верные,
- средний уровень – 70-51% ответов верные,
- низкий уровень – менее чем 50% ответов верные
Кияйкина Наталья Федоровна