Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Удивительное рядом»

2
1
Материал опубликован 14 December 2023

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Барнаульская городская станция юных натуралистов»






Принята на заседании

Педагогического совета

от 19.04. 2021 г.

Протокол № 5

Утверждена приказом

МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»

t1702533059aa.jpg01-07/98от 19.04.2021 г.

Директор _________Л.С. Струнина













Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа естественнонаучной направленности

«Удивительное рядом»



Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Крюкова Елена Алексеевна,

педагог дополнительного образования









г. Барнаул, 2021

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

6

1.3.Содержание программы


8

2. Комплекс организационно-педагогических условий

20

2.1. Календарный учебный график

20

2.2. Условия реализации программы

20

2.3. Формы аттестации

21

2.4. Оценочные материалы

21

2.5. Методические материалы

21

2.6.Список литературы

25

Приложение

27


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы


1.1. Пояснительная записка

В государственной стратегии устойчивого развития России экологическое воспитание и образование стало неотъемлемой частью процесса формирования личности человека, которому отводится особая роль.

Большое значение следует при этом уделять развитию у детей междисциплинарных компетенций, связанных с практической природоохранной деятельностью.

Ребенок должен ощущать себя частью природы, ориентироваться на полезное взаимодействие с ней. При воспитании такого человека следует опираться на основные принципы экологического образования:

- принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

- принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

- принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

- принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;

- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Актуальность. Программа направлена на развитие интереса детей к познанию мира природы и его законов через изучение конкретных биологических объектов в их естественной среде обитания. Изучая флору и фауну родного края, учащиеся овладевают необходимыми биологическими и экологическими знаниями, а так же постигают основы рационального природопользования. Программа способна дополнить содержание школьных программ материалами краеведения и должна научить детей правилам поведения в природе.

В ходе изучения программы у детей формируется гражданская позиция и ответственность за благополучие окружающей среды своей родины, приходит осознание вопросов гармоничного существования человека и природы, усваиваются нормы поведения в природе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности формирования личности ребенка, предоставлении ему возможности для самореализации посредством знакомства с разнообразием мира живой природы, изучении взаимоотношений человека с окружающей средой, а также включения его в практическую деятельность. Разнообразие видов деятельности (наблюдения в природе, наблюдение за поведением питомцев зооуголка, участие в природоохранных мероприятиях и пр.) позволяют учащимся воспроизводить и использовать на практике полученные на теоретических занятиях экологические знания, навыки грамотного поведения в природе, умения прогнозировать собственные действия, самостоятельно мыслить и рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, эмоционально сопереживать.

Новизна программы заключается в том, что она практико-ориентированная, дети получают возможность проводить занятия в условиях живого уголка, ухаживать за комнатными растениями, посредством экскурсий наблюдать за жизнью некоторых животных в природе, делать фенологические наблюдения; учащиеся участвуют в различных природоохранных акциях, учатся вести себя в природе.

Методическую основу разработки программы составляют идеи гуманистической педагогики (автор – Попов Е.Б.), воспитания в контексте культуры (автор – Бондаревская Е.В. и др.), развития потребности и способности личности к саморазвитию (автор – Поляков С.Д.).

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.17.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы».

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программахреализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16 марта 2021 г. №01-07/56.

Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» от 27.10.2015 № 1887-осн.

Особенности программы:

Программа носит интегрированный характер. Большое внимание уделяется основам ботаники, экологии, фенологии, краеведения.

Большое значение придается знакомству с литературными, художественными, кинематографическими произведениями о природе и ее проблемах. Проводится обучение навыкам наблюдения в природе.

Объектом изучения является природа в целом. Дети знакомятся с многообразием растительного и животного мира, его связью со средой обитания. Получают навыки поведения в природе. Постигаются основы фенологии – сезонности в природе. Формируются навыки творческой работы, практические умения.

На протяжении всего обучения дети участвуют во всех экологических и природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на экологическую тематику способствует развитию экологической грамотности и культуры, творческих способностей детей.

Основные формы организации образовательного процесса: групповая, коллективная, индивидуальная.

Содержание программы, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.

Вид программы: модифицированная программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор – И.В. Костинская).

Направленность программы:естественнонаучная.

Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Предварительная подготовка не требуется. Набор свободный, по интересам детей. Численность группы – 10-15 человек.

Психолого-педагогические особенности учащихся. Учащиеся 7- 10 лет – это дети младшего школьного возраста. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на занятиях свидетельствуют о том, что он работает. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы педагога. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьёзного отношения к занятиям, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Ребенок, заинтересованный изучением мира природы, вовлеченный в деятельность МБУ ДО «БГСЮН» на этапе начального школьного образования, впоследствии к концу младшего школьного возраста хочет продолжать получать новые знания экологической направленности в учреждении БГСЮН, пользоваться этими знаниями и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения в мире общения с природой являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и экологической деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 144 часа.

Уровень программы: стартовый.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима занятий.


1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы – формирование основ экологической грамотности учащихся через интерес к познанию природы.

Задачи:

На предметном уровне:

1. Расширить представления учащихся о растениях и животных родного края, явлениях окружающего мира.

2. Изучить доступные методы изучения природы.

3. Формировать естественный интерес и бережное отношение к природе.

4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей.

На метапредметном уровне:

1. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

3. Научить определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

На личностном уровне:

1. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе.

2. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

3. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Ожидаемые результаты:

Сформированы основы экологической грамотности учащихся.

На предметном уровне:

1. Расширены представления учащихся о растениях и животных родного края, явлениях окружающего мира.

2. Изучены доступные для младших школьников способы и методы изучения природы (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация).

3. Сформирован познавательный интерес естественнонаучной направленности и бережное отношение к природе.

4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.

На метапредметномуровне:

1. Дети умеют планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, умеют определять эффективные способы достижения результата.

2. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовитым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственных связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям.

3. Научились определять цель и пути ее достижения; сформированы умения самоконтроля, взаимоконтроля, научились распределять роли при формировании команды, осуществлять совместную деятельность.

На личностном уровне:

1. Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность за их результаты.

2. Дети проявляют доброжелательность, отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других людей.

3. Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После обучения по программе учащиеся должны знать:

-царства живой природы и их характеристики;

- отличительные черты растений и животных разных групп (классов, отрядов);

- основных представителей флоры и фауны Барнаула и его окрестностей;

- некоторые биологические особенности животных разных классов;

- экологическую систематику животных (по типу питания, по среде обитания);

- значение растений и животных для всей природы;

-представителей Красной книги Алтайского края.

Учащиеся должны уметь:

- отнести растение и животное к группе;

- уметь ухаживать за комнатными растениями;

- правильно вести себя в природе;

- наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе;

- определить наиболее распространенные растения и животных по внешнему виду, плодам и семенам, следам.

Учащиеся должны владеть:

- навыками группового общения, умением работать в команде;

- умением рационально распределять роли в ходе выполнения задания и закреплять зоны ответственности;

- умением сопереживать другим людям. 


1.3. Содержание программы

«Удивительное рядом»

Учебный план

Таблица 1

Дата

Название раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма аттестации и контроля

1

15.09-18.09

Вводное занятие

2

1

1

Анкетирование

2

20.09-25.09

Живая и неживая природа

2

1

1

Опрос

3

Изменения в природе осенью

18

6

12


Интерактивная игра

3.1

20.09-25.09

Осенние явления в неживой природе

2

1

1

Опрос

3.2

27.09-02.10

Изменение окраски листьев древесных растений осенью

2

1

1

Опрос

3.3

27.09-02.10

Листопад

2

1

1

Опрос

3.4

04.10-09.10

Сбор листьев и плодов, гербаризация

2


2

Изготовление гербария

3.5

04.10-09.10

Цветники города

2


2

Выставка рисунков

3.6

11.10-16.10

Плоды и семена

2

1

1

Определение плодов и семян

3.7

11.10-16.10


Осенняя миграция птиц

2

1

1

Выставка рисунков

3.8

18.10-23.10

Подготовка к зиме млекопитающих

2

1

1

Викторина

3.9

18.10-23.10

Земноводные, пресмыкающиеся, насекомые осенью

2

1

1

Опрос

4.

Царства живой природы

8

4

4

Опрос

4.1

25.10-30.10

Царство растений

2

1

1

Опрос

4.2

25.10-30.10

Царство животных

2

1

1

Викторина

4.3

01.11-06.11

Царство грибов

2

1

1

Викторина

4.4

01.11-06.11

Царство бактерий

2

1

1

Опрос

5

Дикие животные

20

9

11

Викторина

5.1

08.11-13.11

Невидимый мир природы

2


2

Опрос

5.2

08.11-13.11

Хозяева воды – рыбы

2

1

1

Кроссворд

5.3

15.11-20.11

Лягушки и ящерицы.

2

1

1

Выставка рисунков

5.4

15.11-20.11

Пернатые соседи

2

1

1

Викторина

5.5

22.11-27.11

Кто такие рукокрылые?

2

1

1

Опрос

56

22.11-27.11

Ежик и его родня

2

1

1

Опрос

5.7

29.11-04.12

Зайцы и не только

2

1

1

Опрос

5.8

29.11-04.12

Копытные животные

2

1

1

Составление схемы

5.9

06.12-11.12


Хищные звери

2

1

1

Опрос

5.10

06.12-11.12


Представители отряда хищных в Алтайском крае

2

1

1

Викторина

6

Домашние животные

8

2

6

Кроссворд

6.1

13.12-18.12

История одомашнивания

2

1

1

Опрос

6.2

13.12-18.12

Сельскохозяйственные животные

2


2

Викторина

6.3

20.12-25.12

Породы сельскохозяйственных животных

2

1

1

Опрос

6.4

20.12-25.12

Отрасли животноводства

2


2

Кроссворд

7

Зима в природе

20

8

12

Интерактивная игра

7.1

27.12-30.12


Неживая природа зимой

2

1

1

Опрос

7.2

27.12-30.12


Состояние покоя у деревьев и кустарников зимой

2

1

1

Опрос

7.3

10.01-15.01

Определение древесных растений зимой

2


2

Определение древесных растений

7.4

10.01-15.01

Состояние покоя у травянистых растений

2

1

1

Опрос

7.5

17.01-22.01

Оседлые птицы Алтайского края зимой

2

1

1

Кроссворд

7.6

17.01-22.01

Кочующие птицы Алтайского края зимой

2

1

1

Опрос

7.7

24.01-29.01

Птицы, прилетающие на зимовку с севера России

2

1

1

Выставка рисунков

7.8

24.01-29.01

Зимовка у зверей

2

1

1

Опрос

7.9

31.01-05.02

Следы на снегу

2

1

1

Опрос

7.10

31.01-05.02

Интерактивная викторина «Зимовье зверей»

2


2

Викторина

8.

Комнатные и оранжерейные растения

20

5

15

Викторина

8.1

07.02-12.02


История комнатного цветоводства

2

2


Опрос

8.2

07.02-12.02


Цветущие, комнатные растения

2

1

1

Выставка рисунков

8.3

14.02-19.02


Декоративно-лиственные комнатные растения

2

1

1

Выставка рисунков

8.4

14.02-19.02


Ампельные, кустистые, прямостоячие комнатные растения

2

1

1

Выставка рисунков

8.5

21.02-26.02


Уход за комнатными растениями. Полив. Рыхление

2


2

Применение приемов ухода на практике

8.6

21.02-26.02


Уход за листьями комнатных растений.

2


2

Применение приемов ухода на практике

8.7

28.02-04.03


Пересадка комнатных растений

2


2

Применение приемов ухода на практике

8.8

28.02-04.03


Размещение комнатных растений

2


2

Составление проекта размещения растений в комнате

8.9

09.03-12.03


Размножение комнатных растений стеблевыми черенками

2


2

Применение приемов размножения растений на практике

8.10

09.03-12.03


Размножение комнатных растений листовыми черенками

2


2

Применение приемов размножения растений на практике

9.

Природа весной

28

14

14

Интерактивная игра

9.1

14.03-19.03


Неживая природа весной

2

1

1

Опрос

9.2

14.03-19.03


Сокодвижение и набухание почек

2

1

1

Зарисовка строения почек

9.3

21.03-26.03


Цветение ветроопыляемых и насекомоопыляемых древесных растений

2

1

1

Опрос

9.4

21.03-26.03


Первоцветы и их охрана

2

1

1

Выставка рисунков

9.5

28.03-02.04

Перелетные птицы

2

1

1

Викторина

9.6

28.03-02.04


Последовательность прилета

2

1

1

Опрос

9.7

04.04-09.04

Определение перелетных птиц

2

1

1

Определение птиц на практике

9.8

04.04-09.04


Млекопитающие весной

2

1

1

Интерактивная игра

9.9

11.04-16.04


Пресмыкающиеся и земноводные весной

2

1

1

Опрос

9.10

11.04-16.04


Рыбы весной

2

1

1

Опрос

9.11

18.04-23.04


Насекомые весной

2


2

Викторина

9.12

18.04-23.04


Представители насекомых Алтайского края

2

1


Опрос

9.13

25.04-30.04


Паукообразные весной

2


2

Викторина

9.14

25.04-30.04

Представители паукообразных Алтайского края

2

1


Опрос

10.

Международная красная книга и Красная книга Алтайского края

14

3

11

Тестирование

10.1

04.05-07.05


Международная красная книга

2

1

1

Опрос

10.2

04.05-07.05


Современные представители МКК

2

1

1

Опрос

10.3

10.05-14.05


Охраняемые растения Алтайского края

2


2

Выставка рисунков

10.4

10.05-14.05

Охраняемые растения Алтайского края

2


2

Выставка рисунков

10.5

16.05-21.05


Охраняемые животные Алтайского края

2


2

Выставка рисунков

10.6

16.05-21.05

Охраняемые животные Алтайского края

2


2

Выставка рисунков

10.7

23.05-28.05

Особо охраняемые природные территории

2

1

1

Опрос

11

23.05-28.05

Тестирование, анкетирование

2


2

Тестирование Анкетирование

12

30.05-31.05

Итоговое занятие

2


2

Викторина




144

54

90



Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (2 ч.).

Теория: Знакомство. Особенности курса. Техника безопасности на занятиях. ПДД.

Практика: Игры на знакомство; просмотр фильма Смешарики «Азбука безопасности»; анкетирование.

2. Живая и неживая природа (2 ч.).

Теория: Понятия: «природа» и «не природа». Признаки живого. Примеры живых и неживых объектов природы. Явления природы.

Практика: обучающие игры на природе: «Воронья охота», «Природа – не природа», «Разноцветная земля». Экскурсия в школьный дендросад.

3. Изменения в природе осенью (18 ч.).

3.1 Осенние явления в неживой природе (2 ч.)

Теория: Изменения длины светового дня, понижение температуры, осадки осенью, ледостав, установление снежного покрова.

Практика: составление таблицы «Осенние явления в неживой природе».

3.2 Изменение окраски листьев древесных растений осенью (2 ч.)

Теория: Осенние явления в жизни растений. Причины осенней пигментации листьев. Листопадные и вечнозеленые растения.

Практика: Распознавание деревьев и кустарников по листьям. Сбор листьев и гербаризация.

3.3 Листопад (2 ч.)

Теория: Механизм опадания листьев.

Практика: Экскурсия в школьный дендросад.

3.4 Сбор листьев и плодов, гербаризация (2 ч.)

Практика: Экскурсия в школьный дендросад со сбором листьев и плодов. Засушивание листьев для изготовления гербария.

3.5 Цветники города (2 ч.)

Теория: Разнообразие декоративных цветковых растений.

Практика: Экскурсия в школьный дендросад с зарисовкой растений на клумбах.

3.6 Плоды и семена (2 ч.)

Теория: Разнообразие плодовых и семенных растений.

Практика: Сбор плодов и семян для определения и засушивания.

3.7 Осенняя миграция птиц (6 ч.)

Теория: Особенности осенней миграции птиц. Причины миграции. Куда улетают зимовать птицы нашего края?

Практика: Зарисовка перелетных птиц.

3.8 Подготовка к зиме млекопитающих (2 ч.)

Теория: Изменения в жизни млекопитающих осенью: запасание корма, жира, линька, изменение окраски шерсти.

Практика: Викторина «Кто как к зиме готовится».

3.9 Земноводные, пресмыкающиеся, насекомые осенью. (2 ч.)

Теория: Подготовка к зимовке земноводных, пресмыкающихся, насекомых.

Практика: Экскурсия в зооуголок МБУ ДО «БГСЮН».

4. Царства живой природы (8 ч.)

4.1 Царство растений (2 ч.)

Теория: Знакомство с царствами живой природы, их особенностями и представителями. Характеристика царства растений

Практика: Обучающая игра «Раз, два, три – в свое царство беги…». животных, грибов, бактерий. Знакомство с микроскопом.

4.2 Царство животных (2 ч.)

Теория: Знакомство с царством животных, его особенностями и представителями. Характеристика царства.

Практика: Знакомство с микроскопом. Микроскопирование готовых микропрепаратов простейших животных.

4.3 Царство грибов (2 ч.)

Теория: Знакомство с царством грибов, его особенностями и представителями.

Практика: Изучение плесневых грибов.

4.4 Царство бактерий (2 ч.)

Теория: Знакомство с царством бактерий, строение представителей. Стадия покоя – спора.

Практика: Просмотр фильма из серии «Смешарики» - «Супербактерия».

5. Дикие животные (20 ч.).

5.1Невидимый мир природы (2 ч.)

Теория: Простейшие животные. Особенности. Разнообразие.

Практика: наблюдение под микроскопом капли аквариумной воды.

5.2 Хозяева воды – рыбы (2 ч.)

Теория: Строение и особенности рыб. Основные представители фауны рыб края.

Практика: Кроссворд «Рыбы».

Лягушки и ящерицы (2 ч.)

Теория: Строение и особенности земноводных и пресмыкающихся. Представители фауны края.

Практика: Выставка рисунков.

5.4 Пернатые соседи (2 ч.)

Теория: Особенности строения птиц в связи с полетом. Строение пера.

Практика: Викторина «Птицы – самые-самые».

1.5 Кто такие рукокрылые? (2 ч.)

Теория: Особенности млекопитающих. Рукокрылые – необычные звери.

Практика: Просмотр документального фильма «Удивительные летучие мыши», National Geographic.

5.6 Ежик и его родня (2 ч.)

Теория: Строение, образ жизни и поведение насекомоядных млекопитающих.

Практика: Просмотр мультипликационного фильма «Ежик должен быть колючим».

5.7 Зайцы и не только (2 ч.)

Теория: Особенности млекопитающих отряда Зайцеобразных.

Практика: Составление схемы «Сходство и различие зайцев и кроликов».

5.8 Копытные животные (2 ч.)

Теория: Строение парно и непарнокопытных. Представители.

Практика: Составление схемы. Просмотр фильма из цикла «Все о животных» - «Дикая свинья Берта».

5.9 Хищные звери (4 ч.)

Теория: Особенности строения и поведения млекопитающих отряда Хищных.

Практика: Викторина «Дикие кошки». Просмотр фильма из цикла «Все о животных» - «Волчица Вайнона».

5.10 Представители отряда хищных в Алтайском крае (2 ч.)

Теория: Представители отряда в Алтайском крае.

Практика: Викторина: «Дикие кошачьи».

6. Домашние животные (8 ч.)

6.1 История одомашнивания (2 ч.)

Теория: Причины одомашнивания животных. Последовательность одомашнивания.

Практика: Чтение книги Р. Киплинга «Кошка, гулявщая сама по себе» и изготовление рисунков об одомашнивании животных.

6.2 Сельскохозяйственные животные (2 ч.)

Теория: Особенности сельскохозяйственных животных. Польза для человека.

Практика: Кроссворд «Домашние животные». Просмотр учебного фильма: «Про свиней».

6.3 Породы сельскохозяйственных животных (2 ч.)

Теория: Породы крупного и мелкого рогатого скота, кур.

Практика: Просмотр учебного фильма: «Рыжик и его родня».

6.4 Отрасли животноводства (2 ч.)

Теория: Понятие животноводство, его отрасли.

Практика: Кроссворд «Отрасли животноводства».

7. Зима в природе (20 ч.).

7.1 Неживая природа зимой (2 ч.)

Теория: Изменения длины светового дня, понижение температуры, осадки. Значение снегового покрова.

Практика: Составление таблицы «Неживая природа зимой».

7.2 Состояние покоя у деревьев и кустарников зимой (2 ч.)

Теория: Жизненные формы растений: деревья, кустарники и травы. Состояние зимнего покоя.

Практика: Рисунки на тему «Деревья и кустарники зимой».

7.3 Определение древесных растений зимой (2 ч.)

Практика: Определение древесных растений зимой по кронам, веткам, плодам и семенам.

7.4 Состояние покоя у травянистых растений (2 ч)

Теория: Однолетние, двулетние и многолетние растения и как они проводят зиму.

Практика: Составление таблицы.

7.5 Оседлые птицы Алтайского края зимой (2 ч)

Теория: Понятие «оседлость». Виды оседлых птиц.

Практика: Кроссворд «Оседлые птицы Алтайского края».

7.6 Кочующие птицы Алтайского края зимой (2 ч)

Теория: Понятие «кочующие птицы». Виды кочующих птиц в нашем крае.

Практика: Распознавание птиц по картинкам.

7.7 Птицы, прилетающие на зимовку с севера России (2 ч.)

Теория: Основные представители зимующих птиц, прилетающих на зимовку в край из северных районов России.

Практика: Рисунки птиц. Подкормка птиц.

7.8 Зимовка у зверей (2 ч.)

Теория: Зимовка у разных отрядов млекопитающих животных.

Практика: Просмотр учебного фильма «Кто как в лесу живет».

7.9 Следы на снегу (2 ч.)

Теория: Методики определения диких животных: по следам и следам жизнедеятельности.

Практика: Определение следов животных по фотографиям.

7.10 Интерактивная викторина «Зимовье зверей» (2 ч.)

Практика: Проведение интерактивной викторины «Зимовье зверей»

8. Комнатные и оранжерейные растения (20 ч.).

8.1 История развития комнатного цветоводства (2 ч.)

Теория: Истоки появления комнатного цветоводства в мире и России.

8.2 Цветущие комнатные растения (2 ч.)

Теория: Виды цветущих комнатных растений. Знакомство с пеларгонией, сенполией, орхидеей, цикламеном.

Практика: Зарисовка комнатных растений.

8.3 Декоративно-лиственные комнатные растения (2 ч.)

Теория: Особенности декоративно-лиственных комнатных растений.

Практика: Зарисовка комнатных растений.

8.4 Ампельные, кустистые, прямостоячие комнатные растения (2 ч.)

Теория: Особенности ампельных, кустистых, прямостоячих комнатных растений.

Практика: Зарисовка комнатных растений.

8.3 Уход за комнатными растениями. Полив. Рыхление (2ч.)

Практика: Применение агротехнических приемов ухода за комнатными растениями, произрастающими в кабинете.

8.4 Уход за листьями комнатных растений (2 ч.)

Практика: Применение агротехнических приемов ухода за комнатными растениями, произрастающими в кабинете.

8.5 Пересадка комнатных растений (2 ч.)

Практика: Применение агротехнических приемов ухода за комнатными растениями, произрастающими в кабинете.

8.6 Размещение комнатных растений (2 ч.)

Практика: Составление проекта размещения растений в комнате.

8.7 Размножение комнатных растений стеблевыми черенками (2 ч.)

Практика: Применение приемов размножения растений на практике.

8.8 Размножение комнатных растений листовыми черенками (2 ч.)

Практика: Применение приемов размножения растений на практике.

9. Природа весной (28 ч.)

9.1 Неживая природа весной (2 ч.)

Теория: Увеличение светового дня, таяние снега, ледоход, разлив рек.

Практика: Ведение дневника фенологических наблюдений.

9.2 Сокодвижение и набухание почек (2 ч.)

Теория: Что такое «сокодвижение» и его значение. Набухание почек.

Практика: Зарисовка строения почек.

9.3 Цветение ветроопыляемых и насекомоопыляемых древесных растений (2 ч.)

Теория: Сущность и значение цветения в жизни растений. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

Практика: Определение древесных растений по цветам и веткам (гербарий).

9.4 Первоцветы и их охрана (2 ч.)

Теория: Особенности первоцветов. Представители раннецветущих растений Алтайского края. Охрана.

Практика Зарисовка первоцветов по иллюстрациям.

9.5 Перелетные птицы (2 ч.)

Теория: Видовое разнообразие перелетных птиц края.

Практика: Определение перелетных птиц по картинкам. Викторина «Перелетные птицы».

9.6 Последовательность прилета (2 ч.)

Теория: Последовательность прилета птиц Алтайского края. Постройка гнезда, ухаживание, выведение птенцов.

Практика: Составление схемы.

9.7 Определение перелетных птиц (2 ч.)

Практика: Определение птиц по фотографиям.

9.8 Млекопитающие весной (2 ч.)

Теория: Изменения в жизни зверей весной.

Практика: Интерактивная игра «Млекопитающие весной»

9.9 Пресмыкающиеся и земноводные весной (2 ч.)

Теория: Изменения в жизни пресмыкающихся и земноводных весной.

Практика: Заполнение таблицы «Изменения в жизни пресмыкающихся и земноводных весной».

9.10 Рыбы весной (2 ч.)

Теория: Особенности размножение рыб. Представители в Алтайском крае.

Практика: Экскурсия в зооуголок МБУ ДО «БГСЮН».

9.11 Насекомые весной (2 ч.)

Теория: Особенности насекомых. Отряды насекомых. Появление насекомых весной.

Практика: Викторина «Насекомые».

9.12 Представители насекомых Алтайского края (2 ч.)

Теория: Виды насекомых Алтайского края.

Практика: Просмотр мультипликационного фильма «Осажденная крепость».


9.13 Паукообразные весной (2 ч.)

Теория: Особенности строения паукообразных. Представители Алтайского края. Весна в жизни паукообразных.

Практика: Викторина «Пауки».

9.14 Представители паукообразных Алтайского края (2 ч.)

Теория: Виды паукообразных Алтайского края.

Практика: Экскурсия в школьный двор «В поисках пауков».

10. Международная красная книга и Красная книга Алтайского края (14 ч.)

10.1 Международная красная книга (2 ч.)

Теория: Необходимость создания МКК. Исчезнувшие животные и растения. Структура МКК.

Практика: Просмотр мультипликационного фильма из серии «Смешарики» - «Красная книга».

10.2 Современные представители МКК (2 ч.)

Теория: Представители МКК, их статус и меры по их охране.

Практика: Составление таблицы «Представители МКК».

10.3 Охраняемые растения Алтайского края (2 ч.)

Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края. Зарисовка охраняемых растений Красной книги Алтайского края.

10.4 Охраняемые растения Алтайского края (2 ч.)

Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края. Зарисовка охраняемых растений Красной книги Алтайского края.

10.5 Охраняемые животные Алтайского края (2 ч.)

Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края. Зарисовка охраняемых животных Красной книги Алтайского края.

10.6 Охраняемые животные Алтайского края (2 ч.)

Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края. Зарисовка охраняемых животных Красной книги Алтайского края. Мини-выставка рисунков: «Животные Красной книгой Алтайского края».

10.7 Особо охраняемые природные территории (2 ч.)

Теория: Понятие «особо охраняемые природные территории», их виды. ООПТ Алтайского края.

Практика: Работа с Красной книгой Алтайского края. Поиск ООПТ на карте края. Просмотр фильма «Земля снежного барса».

11. Тестирование, анкетирование (2 ч.)

Практика: промежуточное тестирование и анкетирование.

14. Итоговое занятие (2 ч.).

Практика: Викторина «Удивительное рядом». Обсуждение результатов за год. Награждение.

2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график

Таблица 2

Год

обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1


15.09.2020

31.05.2021

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа


Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя:

- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран проекционный;

-световой микроскоп школьный;

- живые объекты (зооуголок);

- комнатные растения;

- наборы для детского творчества.

Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:

- методические разработки занятий;

- мультимедийные презентации, викторины и интерактивные игры по теме программы;

- учебные фильмы: «Кто как в лесу живет», «Про свиней», «Рыжик и его родня»; фильмы из цикла «Все о животных»: «Волчица Вайнона», «Дикая свинья Берта»; документальные фильмы: «Удивительные летучие мыши», National Geographic, «Земля снежного барса» .

- детские художественные фильмы и мультфильмы: «Осажденная крепость», «Смешарики» - «Азбука безопасности», «Смешарики» - «Красная книга», «Смешарики» - «Супербактерия», «Ежик должен быть колючим».

Кадровое обеспечение программы: по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

2.3. Формы аттестации

Показателем достижения цели и поставленных задач послужат следующие результаты:

- входящий контроль,

- текущий контроль,

- промежуточное тестирование,

изучение удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова),

изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).


2.4. Оценочные материалы

Таблица 3

п/п

Форма контроля

Диагностический материал

Форма фиксации результатов

1.

Входящий контроль

Анкетирование.

Аналитическая справка.

2.

Текущий контроль

Тестирование, викторина, выставка.

Бланки тестовых заданий, бланки ответов (письменные).

3.

Промежуточный контроль

Промежуточное тестирование.

Методика изучения удовлетворенности учащихся работой учреждения дополнительного образования (методика Е.Н. Степанова).

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова).

Бланки тестовых заданий, аналитическая справка по результатам анкетирования и тестирования.


2.5.Методические материалы

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый, игровой (аквариум), наблюдения.

Традиционный репродуктивный метод обучения при подаче теоретического материала чередуется с частично-поисковыми методами, то есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ, беседа, чтение, так и метод диалога, мозгового штурма и большого круга, метод проблемных ситуаций, ролевой игры и аквариума, деловой игры.

Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения и исследования. Формируются навыки поведения в природе, умение оформлять дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или фотографирования.

Метод исследования используется при изучении приоритетных кормов во время зимней подкормки птиц.

Игровые методы, такие как ролевая игра («Магазин комнатных растений») позволяют создавать атмосферу «веселого познания», позволяют преодолевать коммуникативные трудности у детей.

Наглядные методы – использование живых объектов, презентации, демонстрация учебных, детских художественных и анимационных фильмов показывают детям возможность получения информации о живом мире в легкой, но содержательной форме.

Формы организации образовательной деятельности

При проведении занятий используются различные формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, практические, открытые, акции, беседы, выставки, экскурсии, игры

Педагогические технологии

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

В программе используются следующие педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.), предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При этом чаще всего используются следующие разновидностигрупповых технологий: групповой опрос; дискуссия; нетрадиционные занятия (путешествие, викторина, интегрированные занятия).

Технология коллективной творческой деятельности, которая предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Используются интеллектуальные, познавательные, развивающие, ролевые игры.

Здоровьесберегающая образовательная технологиясистема, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Типы учебных занятий

В ходе учебного процесса успешно реализуются такие типы учебных занятий, как: групповые – практическая работа, игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, акция, выставка, игра-путешествие, ролевая игра, мозговой штурм, соревнование, творческая мастерская и прочие, а также индивидуальные – практические и творческие задания, беседы и прочие.

Подробно о реализации некоторых из них:

1.Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

2.Интегрированные занятия. Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.

3.Занятия с применением электронных презентаций. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

4.Экскурсии в природу. Активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях.

5. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

6.Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

7.  Выставки.

Дети с охотой участвуют в выставках любого уровня, представляя:

поделки из природного, бросового и полимерного материала; флористические композиции.

Дидактические материалы:

- гербарий дикорастущих растений;

- коллекции: насекомые, семена и шишки растений;

- дидактические карточки: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые»;

-микропрепараты.


2.6.Список литературы


Для педагога:

Брем А.Э. Жизнь растений: Декоративные, оранжерейные, экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашей планеты / Под ред. Т. Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с.

Брем А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004 – 960 с.

Гармс О.Я. Певчие птицы Алтайского края. / О.Я. Гармс. – Барнаул: ARTIKA, 2007. – 215 с.

4.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей

среды / Т.А. Демина – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 142 с.

5. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 477 с.

6. Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1986.

7. Жизнь растений. – М.: Просвещение, 1986.

8. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. –

Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.

9. Красная книга Алтайского края. Том 1 Редкие и находящиеся под

угрозой исчезновения виды растений и грибов [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт.ун-та, 2016. - 292 с.

10. Красная книга Алтайского края. Том 2 Редкие и находящиеся под

угрозой исчезновения виды животных [Текст]. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 312 с.

11. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся/ В.С. Новиков, Губанов И.А.– М.: Просвещение, 1985.-192 с.

12. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. / В.В. Маврищев. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. - 415 с.

13. Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник. 8, 9 кл. / В.С. Ревякин. – Барнаул: «XXI век», 2004.

14.Пурдик, Л.Н. Барнаул. Ландшафты и экология: монография / Л.Н. Пурдик; ред. Ю.И. Винокуров; РАН, Сибирское отделение, Институт водных и экологических проблем, Русское географическое общество (Барнаул), Алтайское региональное отделение. – Барнаул : 2007. – 256 с.

15. Старцев А.В. История Барнаула: учеб. пос. для средней школы. /А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2000. - 326 с.

16. ХессайонД.Г. Все о комнатных растениях. / Д.Г. Хессайон. – М.: «Кладезь-Букс», 2010. – 256 с.

17. Хржановский В.Г. Основы ботаники с практикумом. / В.Г.Хржановский. – М.: «Высшая школа», 1969. – 576 с.

18.Школьник Ю.К. Аквариумные рыбки / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.

19. Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. / В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.

- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995–1996. - с. 350–367.

Дляучащихся:

Акимушкин И.И. Причуды природы. / И.И. Акимушкин. - М.: Мысль, 1992. - 250 с.

Бианки В.В. Лесная газета: сборник рассказов/ В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 359 с.

Бианки В.В. Синичкин календарь / В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 73 с.

Волкова О. Неведомы зверушки / О. Волкова. – М.: Изд. «Олма медиа групп», 2011. – 128 с.

Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет, и что в лесу растет / Ю. Д. Дмитриев. -М.: «Детская литература». 1965.– 65 с.

Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. / Ю. Д. Дмитриев -М.: «Детская литература». 1981. – 256 с.

Мы - твои друзья. Рабочая тетрадь для школьников/А.Г. Макеева, В.А. Самкова, Е.М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018.

Рахманов А.И. Домашний зооуголок. / А.И. Рахманов. – Смоленск: Изд. «Русич»,1997. – 544 с.

Семаго Л.Л. За птицей-радугой: Рассказы. / Л.Л. Семаго. — М.: Детская литература, 1986. — 142 с.

Сладков И.И. Лесные сказки / И. И. Сладков – М.: «Стрекоза», 2010. – 156 с.

Вдовиченко В.М. Хрестоматия юного натуралиста /В.М. Вдовиченко. - Минск: ООО «Юнипресс», 2001.

Я познаю мир. – М.: ООО «Фирма»,1999.


Приложение


Итоговое тестирование по программе «Удивительное рядом»


Ф. И. ________________


Выбери из предложенных один вариант ответа


К царствам живой природы относятся:

А) растения, водоросли, грибы, животные, бактерии

Б) растения, вирусы, грибы, животные, бактерии

В) растения, грибы, животные, бактерии, млекопитающие

Только животные, относящиеся к классу млекопитающих

А) имеют шерсть

Б) зубы

В) конечности

3. Отметь земноводных Алтайского края

А) прыткая ящерица и гадюка

Б) озёрная лягушка и ящерица

В) озёрная лягушка и тритон обыкновенный

4.Участвует ли самец волка обыкновенного в воспитании детёнышей

А) да

Б) нет

В) иногда

5.В дикой природе Алтайского края можно встретить

А) кулана, кабаргу, рысь

Б) лося, кролика, лисицу

В) лося, белку, барсука

6. В степной зоне Алтайского края можно встретить

А) ушастого ежа, суслика, степную гадюку

Б) лисицу обыкновенную, орлана белохвоста, ежа обыкновенного

В) степную гадюку, росомаху, зайца беляка

7. Домашними животными являются:

А) кошка, корова, мышь

Б) собака, коза, лошадь

В) свинья, хомячок, овца

8. Выбери только зимующих птиц

А) журавль, лебедь, орёл

Б) сорока, поползень, синица

В) грач, свиристель, ворона

9. Эти растения являются комнатными

А) бархатцы, драцена, глоксиния

Б) сенполия, тюльпан, гвоздика

В) монстера, бегония, алоэ

10. Родина этого комнатного растения влажные тропические леса, поэтому имеет отверстия на листьях для стока воды

А) опунция

Б) хлорофитум

В) монстера

11. Определи верную последовательность прилёта перелётных птиц

А) ласточка, грач, стриж

Б) грач, скворец, жаворонок

В) утки, скворцы, коршуны

12. В Красную книгу Алтайского края не занесено млекопитающее

А) перевязка

Б) выдра

В) амурский тигр

13. В Красную книгу Алтайского края занесены растения

А) кандык сибирский, башмачок крупноцветковый

Б) лох серебристый, марь белая

В) ромашка аптечная, подорожник большой

14. Отметь растения цветников

А) петуния, космея, мятлик

Б) георгина, бархатцы, настурция

В) ветреница, медуница, сон-трава

15. Насекомые – вредители огородов:

А) сосновый пилильщик, короед-типограф, листоед

Б) божья коровка, комар, тля

В) белянка капустная, колорадский жук, медведка





Анализ результатов тестирования:


- высокий уровень –100-71% ответов верные (или 12-15 ответов верные),

- средний уровень – 70-51% ответов верные (или 7-11 ответов верные),

- низкий уровень – менее чем 50% ответов верные (или 1-6 ответов верные).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная и содержательная программа!

14 December 2023

Похожие публикации