Дополнительная общеобразовательная программа «ИгроТека с библиотекой» пришкольного лагеря с дневным пребыванием
Пояснительная записка
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души…. Чтение – это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский.
«Читайте детям не нотации, а книги»
Г. Остер
Весна, каникулы и отдых! Весёлый, интересный и полезный! После самой продолжительной учебной четверти, пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью. Каникулы для детей – это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. И книга здесь играет немаловажную роль.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития творческого потенциала.
Чтобы смена в лагере для детей была интересной, полезной, необычной и яркой, педагогом-библиотекарем была разработана программа «ИгроТека с библиотекой». Именно детская книга сопровождает ребёнка всё его детство, вводит в разные сферы его жизнедеятельности, учит, воспитывает, помогает, пополняет духовные силы. Детская книга открывает мир, создаёт настроение радости и здоровья, креатива и физической активности, а всё это, в целом, помогает реализовать поставленные цель и задачи оздоровительного весеннего пришкольного лагеря. Разработка данной программы традиционно приурочена к Всероссийской неделе детской книги – 2023, которая проводится в нашей стране традиционно в последнюю неделю марта, в дни школьных каникул.
Данная программа предусматривает организацию весеннего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед педагогом-библиотекарем стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Программа «ИгроТека с библиотекой» ориентирована на школьников 1-5 классов, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:
- эстетическое воспитание ребят;
- творческая деятельность;
- организация активного досуга.
Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации учащихся школы.
Здоровый, счастливый, успешный ребёнок – залог здоровой нации, сильной России!
Цель: создать условия для организованного отдыха учащихся в каникулярный период, способствовать в укреплении физического, эмоционального здоровья детей, развитии творческих способностей, внутреннего потенциала, социализация детей.
Задачи:
Создать благоприятные условия для организованного отдыха детей;
Содействие в формировании познавательной деятельности посредством книги и чтения, продвижение книги и чтения через игру;
3. Приобщать ребят к творческой, коллективной деятельности; содействовать в развитии творческого мышления;
4. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
7. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельности;
8. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;
9. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Содержание работы
Организация кружка «ИгроТека с библиотекой» направлена на содействие в формировании коммуникативных, творческих, познавательных способностей, развитию индивидуальных особенностей, познавательных умений и навыков, умению активно отдыхать в коллективе.
Подобранный материал, предусмотренный программой, учитывает возрастные, индивидуальные особенности детей. Проведение мероприятий предусматривает различные формы работы: викторины, эстафеты, литературные игры, творческий мастер-класс, игры, просмотры видеофильмов. В проведении мероприятий участвуют сами дети – участие в сценках (открытие недели детской книги), помощь в проведении эстафет. Что способствует развитию творческого потенциала, коммуникативных способностей и социализации детей.
Каждый день Недели детской книги, каждое занятие носит свой характер, предусмотрена разнонаправленность: праздник, интеллектуальная игра, спортивный день, творческий, беседа и т.д. На первом этапе детей необходимо заинтересовать, вовлечь в работу кружка, побудить работать сообща в коллективе. Занятия в кружке «ИгроТека с библиотекой» направлены содействию развития интереса к книге и чтению, привлечению к дальнейшей совместной творческой деятельности в школьной библиотеке.
План реализации программы
Продолжительность смены 5 дней. Программа реализуется в два этапа:
Организационный (1 день)
Основной (4 дня)
Период смены | Дата | Основная деятельность |
Организационный | 27.03.2022 | Вводный инструктаж по Т.Б. День 1. Открытие Недели детской книги «Страна весёлого детства» (история появления праздника, викторина, игровые моменты) |
Основной | 28.03.2022 | День 2. В гостях у сказки. Интерактивная викторина «Дорогами сказок» (повторение сказок в форме игры, развитие интереса к чтению). |
29.03.2022 | День 3. Спорт + книга = дружба! Весёлые старты «Сказочный чемпионат» (содействие в формирование ЗОЖ, работа в команде, развитие интереса к чтению). | |
30.03.2022 | День 4. Творческий. Мастер-класс «Чтобы книжка не болела, сделаю закладку» (в ходе мастер-класса дети побывают в книжкиной больнице и вспомнят правила бережного отношения к книге) Награждение «Лучшая творческая работа») | |
31.04.2022 | День 5. Закрытие. Кинопоказ «Необыкновенные приключения с героями В.В. Медведева» (100 лет со д.р. В.В. Медведева – детского писателя) (Дети узнают самое интересное о писателе, его произведениях, посмотрят мультфильм по мотивам сказочной повести В.В. Медведева. Награждение «Самый активный читатель», «Самый спортивный читатель», «Добрые друзья библиотеки». |
Библиография:
Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис-2: учебное пособие по
организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова У.Ю. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 126 с. - Текст: непосредственный;
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником / А.П. Гузенко. - Волгоград: Учитель, 2007. – 163 с. - Текст: непосредственный;
3. Душа страниц / Масягутова Р.Р. : [материал об истории праздника «Неделя детской книги»]. - Текст: непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюши. – 2015. - № 1. – С. 27 – 31;
4. Каникулы без скуки / редактор-составитель Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2003. – 128 с. – (Праздник в школе). - Текст: непосредственный;
5. Книги на все времена / редактор-составитель Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2012. – 128 с. – (Праздник в школе). - Текст: непосредственный;
6. Книжкины именины / Бобкина Л.Н. : [материал об истории праздника «Неделя детской книги»]. - Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2012. - №2. – С. 9 – 11;
7. Книжные истории / Денисова Н.Т. : познавательно-игровая программа. – Текст : непосредственный // Педсовет. – 2011. - № 9. – С. 11- 12;
8. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере / Составитель С.И.Лобачева. - Москва: ВАКО, 2007. – 117с. - Текст: непосредственный;
9. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры / Автор – составитель С.А. Шин; издание 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с. – (Школа радости). - Текст: непосредственный.