"Духовный подвиг Павла Григорьевича Чеснокова"

3
0
Материал опубликован 29 October 2019

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества Автозаводского района»

Г. Нижнего Новгорода





Реферат

на тему:

«ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

ПАВЛА ГРИГОРЬЕВИЧА ЧЕСНОКОВА»

Выполнил:

учащийся 1 года обучения

творческого объединения

«История музыки»


                                                                                 МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского р-на

                                                                                 Г. Нижнего Новгорода

                                                                                Петухов Алексей


                                          Руководитель:

                                                            Майорова Елена Борисовна





Г.Нижний Новгород

2019г



СОДЕРЖАНИЕ.

1. Обоснование темы

2. Ранний период жизни П.Г. Чеснокова

3. Хоровое творчество

4. Истоки и знание духовности в музыке П.Г.Чеснокова

5. Человеческий подвиг служения вере в Бога и в людей

6. Заключение

7. Список используемой литературы

8. Пояснения к тексту


ЭПИГРАФ

«Спасибо за быль православную,

За веру родной старины,

За песню созвучную, славную,

В виденьи грядущей весны.

Спасибо за пламень горения-

Живет им молитва в тиши.

Спасибо за все наслаждения

Восторженной нашей души».


( прихожане Николаевской церкви

К 30-летию творческой деятельности

П.Г.Чеснокова)


ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.



Я учусь в 6А музыкально- хоровом классе в Центре детского творчества (при МБОУ 63 г.Нижнего Новгорода) . Люблю петь в хоре. У нас дружный и слаженный коллектив, который много раз становился победителем разных конкурсов. Когда-то и моя мама тоже пела в нашем хоре.

Однажды она показала мне запись их выступления на Международном конкурсе в городе Zwikau (Германия), и мне очень понравилось, как ребята спели хоровое произведение «Приидите, ублажим Иосифа»: оно глубоко тронуло душу, хотелось услышать его ещё…

Я был уверен, что это музыка 19 века. Но мама сказала, что написал его П.Г.Чесноков, который умер в конце Великой Отечественной войны. Мне непременно захотелось побольше узнать об этом человеке и понять, в чём феномен его музыки.


РАННИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ

ПАВЛА ГРИГОРЬЕВИЧА ЧЕСНОКОВА.

Павел Григорьевич Чесноков родился в 1877году в рабочем посёлке Московской губернии. Отец его был регентом в местной церкви. С самого раннего детства отец стал брать маленького сына на службу – так начиналось приобщение к христианской вере, церковной музыке. У мальчика был прекрасный слух и голос, и в восемь лет он поступил в Синодальное училище.

В семье Чесноковых росло десять детей ( две сестры и восемь братьев), доход был очень невелик, и отец считал удачным во всех отношениях определение пяти сыновей в Синодальное училище. Это было практически единственное бесплатное учебное заведение, учащиеся которого находились на полном обеспечении и постоянно жили в училище. В годы поступления в училище Павлом Григорьевичем, оно было преобразовано в среднее музыкальное (восемь лет обучения). И там изучали 11 музыкальных предметов и 14 общеобразовательных Два - три раза в месяц давали ученические концерты.

В 1895 году Чесноков заканчивает с золотой медалью Синодальное училище. Это заведение имело огромное влияние на жизнь и воспитание будущего композитора.

Учебный год и вся жизнь училища строилась в соответствии с церковным календарём. С 7 августа начиналась ежедневная спевка к главному празднику Успенского собора – Дню Успения Пресвятой Богородицы. 1 сентября было начало учебного года и начало церковного года одновременно. Учёба переплеталась со службами в Успенском соборе.

Чесноков прошёл путь от ученика до преподавателя Синодального училища. Он на всю жизнь остался благодарен своему училищу и особенно своему учителю и другу – Степану Васильевичу Смоленскому, который был директором этого учебного заведения.

Смоленский рано заметил. «берёг и лелеял» нарождающийся талант. Уже в двадцать лет о Павле Чеснокове появилась первая заметка в «Московском листке»: «Господин Чесноков – талантливый юноша, обе его вещи – «Херувимская» и «Достойно есть» - обнаруживают композиторские способности и желаемые национальные направления».

Смоленский ходатайствует о разрешении принять Чеснокова на работу в Синодальное училище учителем сольфеджио, а в 1898 году начинает преподавать и церковное пение. В 1901 году он получает первую должность – «исполняющего обязанности помощника регента» при Синодальном хоре. Смоленский в своих мемуарах пишет: «Паша Григорьевич Чесноков несомненно талантлив, знает хор. Я считаю Пашу выше Кастальского по дарованию».

Свои первые произведения Чесноков посвящает своему любимому учителю – С.В.Смоленскому. А в 1912 году, благодарный этому учебному заведению, Павел Григорьевич Чесноков создает общество бывших воспитанников Синодального училища, которое решает установить бюст – памятник Смоленскому С.В. в училище.

Требовательный к себе молодой человек решает продолжить своё образование. Он начинает заниматься композицией сначала с Михаилом Михайловичем Ипполитовым – Ивановым, а затем с Сергеем Ивановичем Танеевым. Будучи уже регентом и автором большого количества духовных сочинений, в 36 лет он поступает в Московскую консерваторию (в класс композиции С.Василенко). В 1917 году Павел Григорьевич получает диплом сразу по двум специальностям: композиции и дирижирования.


ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Павел Григорьевич Чесноков создал более 500 хоровых произведений, духовных сочинений и переложений традиционных распевов, обработок.

Более важных для себя Павел Григорьевич считал духовные произведения, которые составляют большую часть его творческого наследия. Ещё в детстве он постиг значение хорового пения в храме: он понимал, что хор – это сердце и уста молящего человека.

В творческой биографии несколько дат являются особенно плодотворными: 1912 год – 7 опусов. 1916 год – «Во дни брани», «Последование молебного пения ко Господу Богу певаемого во время брани против супостатов», Всенощная и литургия, посвящённые Каютову – написаны для поддержания духа людей в третий год войны.

Пик и творческий расцвет пришёлся на 1917 год – 7 опусов, а это 70 произведений!!!

Из 56 опусов композитора 38 являются духовными и охватывают почти весь круг церковного богослужения. Чеснокову принадлежат 7 литургий, 4 всенощные, 2 Панихиды, песнопения, отпевания мирян, многочисленные гармонизации различных старинных напевов (например, знаменных).

Первые композиторские опыты Чеснокова были написаны во время учебы в Синодальном училище, и ужу в Успенском соборе начинали петь его хоровые духовные сочинения. Первые произведения были написаны под впечатлением древних напевов и приёмов «старого мастерства».

Поздние произведения основаны на тех же распевах, но воспринимаются, как более близкие двадцатому веку произведения, в основном за счёт гармоний (Чесноков использует много септаккордов). Он совершил успешную попытку соединить прошлое и настощее.


ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ П. Г.ЧЕСНОКОВА.

Исполнять хоровые произведения Чеснокова сложно – надо чувствовать их духовный «строй». Его сочинения очень эмоциональны, часто исполняются в концертах, но, тем не менее, они весьма трудны и «рискованны», их нужно петь или очень хорошо и строго, или не петь вообще – малейшие неточности испортят естественное и возвышенно – строгое звучание произведения.

Наиболее органично такие произведения звучат в церкви. «Чесноков звучит в храмах много, и это не случайно. Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки, потому что он сочетал очень хорошее академическое образование с высочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьи потомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыка его чрезвычайно глубока по своей духовности». (Мария Насонова – регент храма в Москве, кандидат искусствоведения).



ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДВИГ, СЛУЖЕНИЕ ВЕРЕ В БОГА И В ЛЮДЕЙ.

Нелёгкая судьба сложилась у Чеснокова. С Советской властью у Павла Григорьевича сформировались напряжённые отношения, и только огромный талант композитора и хормейстера не дали возможности запретить в эпоху господства атеизма духовных произведений композитора.

Даже главный и великий его труд – книгу «Хор и управление им», издали лишь в 1940 году, хотя она была написана ещё в 1926 году.

Он был одним из крупнейших мастеров советской культуры. «Обладая большим педагогическим опытом, Чесноков, как руководитель хоров, добился совершенной техники исполнения, безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композиторов», - так писала о Павле Чеснокове советская музыкальная энциклопедия.

Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра, с 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории.

И всё же регенство было для него главным в жизни. Это была незаурядная личность, он был последним регентом Храма Христа Спасителя, бывшего Московского Кафедрального Собора, взорванного в сталинские времена. Когда Храм был разрушен, Павел Григорьевич был настолько потрясён этим. Что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания; как композитор, он умер вместе с Храмом Христа Спасителя.

«Величайший музыкант, Павел Чесноков очень тонко чувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал в музыке». (В.Масловский – руководитель церковного хора Московского храма). С регенством он ни за что не хотел расставаться на протяжении всей своей жизни. Даже в годы Великой Отечественной войны Павел Григорьевич не оставил регенство и отказался от эвакуации вместе с Московской консерваторией из Москвы.

Крупнейший духовный композитор двадцатого века, основоположник отечественной хоровой школы, талантливый педагог, - оставшись без хлебных карточек. Он умер от голода! В России во все времена богослужебного режима сотни тысяч православных приняли мучение и смерть за Христа. Жизнь Павла Григорьевича – пример стоического исповедания веры и верности Богу!

Имя Павла Чеснокова стоит в одном ряду с такими знаменитыми именами, как П.И.Чайковский, С.Рахманинов, С.Танеев. М.Ипполитов – Иванов. Их музыке прсущ глубокий лиризм, психологизм. Они представляют нам «новое направление» в русской духовной музыке двадцатого столетия. Его имя незаслуженно недооценено, мало что о нём можно узнать, так как в эпоху атеизма его имя произносили крайне редко. Не в каждой энциклопедии можно найти его имя…

Хотя в своё время вот что писал брат Павла Григорьевича из Франции: «Павел, ни один из советских композиторов не исполняются здесь столько, как ты. Здесь предпринято переиздание почти всех твоих произведений для удовлетворения спроса из Америки, Азии, Европы».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своём Отечестве, с возрождением Христианства, надо как можно больше популяризировать хоровую музыку Павла Григорьевича Чеснокова. В наше время бездуховности, время «атаки» телепередач низкопробного содержания, время рекламы и развлекательных фильмов, особенно возрастает значение духовной музыки! Поэтому, музыку этого выдающегося композитора 20 века надо исполнять, сохранять и беречь, как национальное достояние!




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.​​​​​​​

1. Ежемесячная газета «Мир Православия» № 10 (115) октябрь 2007год.

2. Словарь «Русская духовная музыка».

3. «Энциклопедический словарь» Барановской (Ростов – на – Дону. Издательство «Феникс», 1998год, с.482)

4. http://ru/wikipedia.org/

5. http://www.krugosvet.ru

6. http:www.baltwillinfo.com

7. Особенности народнорусской музыкальной системы. – М.; Пг,; Гос. изд. Музыкальный сектор.

8. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия 2007 (3CD



ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ.

1). РЕГЕНТ (от лат. Regens – правящий), руководитель хора, преимущественно церковного.

2). СИНОДАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ церковного пения с конца 19 века центральное духовно – музыкальное учебное заведение России, находившееся в управлении Святейшего Синода (непосредственно прокурора Синодальной конторы в Москве). В основном сформировалось лишь в 1860-х гг., получив статус низшего четырёхклассного учебного заведения. С 1886 года началось реформирование Синодального училища: оно стало давать мальчикам, поступавшим в хор в 7 – 8 – летнем возрасте, образование по общим предметам, близкое гимназическому, по некоторым предметам – к консерваторскому курсу; специальный цикл составляло изучение церковного пения и регентского дела.

3). ОПУС (от лат. Opus), термин, обозначающий сочинения композитора при их порядковой нумерации. Под одним номером опуса может быть несколько пьес. Обычно последовательность опусов соответствует хронологическому порядку их создания.

4). ЛИТУРГИЯ (греч. «leiturgia» - «служение для народа»):

1. Синоним слова «богослужение», как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и в значении всей совокупности культовых действий.

2. Наука о богослужении.

3. Раздел христианской службы, носящий более или менее завершенный и обособленный характер.

5). ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч.agrypnia? букв. – бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа. В русской Православной Церкви Всенощное бдение появилось только в конце 14в. – со введением на Руси Иерусалимского Устава.

6). ПАНИХИДА (греч.pannychis – всенощная) в русской православной богослужебной традиции служба поминовения усопших.

7). «ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ» - от древнеславянского слова «знамя», что означает «знак». Ещё знамёна называются «крюками». С помощью «знамён» или «крюков» на Руси записывались звуки, и знаки эти внешне напоминали разные по форме крюки. Такая запись звуков ничего общего с современной формой нотной записи не имела.

8). СЕПТАККОРД, в музыке – аккорд из 4 звуков. При расположении звуков септаккорда по терциям крайние звуки отстоят друг от друга на септиму.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.