Урок русского языка во 2 классе «Эффективные приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
Эффективные приёмы работы со словарными словами в начальной школе
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая , хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка».
А.В. Текучев
В программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Одна из главных задач учителя – научить детей писать эти слова без ошибок, т. е. обучение грамотному письму и пониманию учащимися лексического значения слов.
Традиционно в словарно-орфографической работе выделяют следующие составные части:
1)Введение нового слова.
2)Формулирование лексического значения.
3)Освоение его орфографии.
4)Введение нового слова в активный словарь детей.
Представление нового слова идёт за счет специальных упражнений, объединяющих несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слова по составу, освоение лексики, развития речи)
1)Введение нового слова
Зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные: пфбктхешсрчёщза – берёза
Расположи местоименные формы в порядке их изменения по падежам: мне (с), у меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д) – беседа
Соедини первые буквы слов в корне которых пишется «А»: выд_вит, охр_нять, б_лезнь, кр_ситель, зн_чение, умн_жать, аб_жур, сл_мался, л_скает – вокзал
Последовательно соедини буквы, которые являются в данных словах орфограммами: топор, звук, дровишки, солнце, свобода – около
загадки, ребусы
Переставь буквы: рехо – орех
Определи по смыслу: м_г_зин – прод_вец, б_льница – врач_, р_кета - …
Упражнения данного типа ценны ещё тем, что с их помощью повышается орфографическая зоркость.
2)Определение лексического значения слова осуществляется путем:
Совместный поиск – рассуждение
Толковый словарь
Самостоятельный анализ
Самостоятельный анализ
Слово «гореть» имеет несколько значений. Какие значения вы можете назвать?
На морозе горит лицо.
В квартире горят лампочки.
Больной весь горит.
Обувь горит на нём.
Горит дом.
В процессе рассуждения, определения лексического значения слова формируется понятийный аппарат, мыслительные операции.
3)Освоение его орфографии
Записать слово
Ударение
Выделить орфограммы
«Усиление» орфограммы
Чтобы легче запомнилась орфограмма, её надо «усилить» или «уярчить» (это требует творческой активности учащихся).
«Усиление» орфограммы
1.Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом.
2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
ГАЗЕТА
ПИРОГ
ШОКОЛАД
3.Составление ребусов
СОРОКА - 40 А
4.Заучивание обобщённым способом.
урожай, огород, овощи, горох, морковь, огурец
На огороде собрали урожай овощей: гороха, моркови, огурцов.
5. Использование этимологии слова.
БАГАЖ – фран. «кладь»
МАГАЗИН – араб. «хранилище, склад»
ОВЦА – др.русс. «овен» – баран
ЯНВАРЬ – лат. «Янус» – бог солнца
Итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребёнок найдёт для себя сам.
4)Введение нового слова в активный словарь детей осуществляется на высоком уровне познавательной активности.
1.Подбор однокоренных слов.
Яблоко – яблоня, яблочко, яблоневый, яблочный.
2.Сочетаемость слов.
Мороз – сильный, жестокий, лютый, январские…морозы;
ударил, усиливается, крепчает, трещит.
3.Составление предложения, используя известные слова.
Яблоко слаще, чем капуста и картофель.
4.Использование фольклорного материала.
Яблоко от яблоньки недалеко падает.
Конь в яблоках.
5.Использование фразеологизмов.
Яблоку негде упасть.
6.Нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета.
Пальто можно укрыться вместо одеяла.
Пальто можно использовать как ковёр-самолёт.
7. Синонимы, антонимы.
мороз, холод, стужа
мороз-жара, мороз-зной
Для успешного запоминания слов в начале года все словарные слова делятся на группы. Они включаются в домашнюю работу: напиши группу № 1, поставь ударения, подчеркни все орфограммы.
Словарные слова 2 класс
1 группа: здравствуй, здравствуйте, прощай, сентябрь, родина, Родина.
2 группа: скоро, быстро, ветер, ветерок, рисунок, рисовать.
3 группа: подлежащее, сказуемое, яблоня, яблоко, берёза, ягода.
4 группа: дорога, синонимы, осина, антонимы, до свидания, сахар.
5 группа: извини, извините, капуста, жёлтый, посуда, октябрь.
6 группа: алфавит, ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника.
7 группа: малина, молоток, лопата, мороз, урожай, суббота, декабрь.
8 группа: мебель, коньки, тарелка, товарищ, щавель, метель.
9 группа: морковь, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна.
10 группа: месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия.
11 группа: Россия, город, улица, стакан, топор, обед, магазин.
12 группа: облако, метро, платок, потому что, так как, апрель, шёл.
В дальнейшей работе для прочного запоминания, на уроках выполняются следующие задания:
1.Угадай слова, вставляя пропущенные буквы: скр, бстр, втр, рснк
2.Словарный диктант:
выборочный;
картинный;
для одноклассников;
слуховой;
зрительный.
3.Использование словарных слов в упражнениях.
Используя эти приемы, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, учатся анализировать, сравнивать, расширяют кругозор, развивают речь. А самое главное растёт мотивация к учению и сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
Юлмухаметова Гульсира Хубихужовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна