Викторина по экологии на тему «Экологический вернисаж» (4–6 классы)

3
0
Материал опубликован 9 February

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»

структурное подразделение

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Экологический вернисаж»

(викторина по экологии для школьников )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

педагог - организатор

Кузнецова З.Х.

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2023г.

Экологическая викторина «Экологический вернисаж»

 

Цель: обобщить и закрепить знания по темам, изученным за прошедшее полугодие; расширять интерес детей к животному и растительному миру, используя занимательные задания, активизировать познавательную деятельность детей через игровую форму работы, использовать элементы соревнования; воспитывать любовь и бережное отношение к животным и растениям.

 

Ход игры

 

Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую всех собравшихся для участия в игре «Экологический вернисаж». Сегодня вы не только покажете свои знания, но и узнаете много нового, интересного. За каждый правильный ответ команды будут получать 1 балл, неполный ответ оценивается в 0,5 балла. Организуют команды (по 5 чел).

 

Задание 1 «Разминка» (Слайд 2)

Трава от 99 болезней? (Зверобой)

Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (Зрячими)

Кто может пить ногой? (Лягушка)

Пингвин – птица или нет? (Птица)

Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)

Разноцветные грибы? (Сыроежки)

У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)

Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)

Какая птица летает выше всех? (Орел)

Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

Самая высокая трава? (Бамбук)

Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

 

 

 

 

 

Задание 2 «Буква убежала» (Слайд 3)

Будем мы сейчас играть:

От слова букву отнимать.

Букву верно убери,

Звероимя запиши.

БРЫСЬ – (хищница) – (Рысь)

ЖАРА – (попугай) – (Ара)

МРАК – (пресноводное животное) – (Рак)

КЛЕЩ – (рыба) – (Лещ)

КОСА – (насекомое) – (Оса)

БОКА – (змея) – (Боа)

СНОВА – (птица) – (Сова)

ЖАБРЫ – (земноводные) – (Жабы)

СКЛОН – (копытное животное) – (Слон)

ШУТКА – (птица) – (Утка)

ГОЛЕНЬ – (копытное животное) – (Олень)

ЖАРКО – (попугай) – (Жако)

ГНУС – (антилопа) – (Гну)

ДЛАНЬ – (копытное животное) – (Лань)

СКИТ – (морское животное) – (Кит)

КОМАР – (морское животное) – (Омар)

ПИСТОН – (змея) – (Питон)

ПЛАНКА – (самка оленя) – (Ланка)

КОБУРА – (змея) – (Кобра)

НАРЫ – (верблюд) – (Нар)

 

Задание 3 «Маленькие раны» (Слайд 4-5)

Ребята, вы знаете, что существует «Жалобная книга природы. Автором этой книги является сама природа, то есть представители мира природы, а ее читатели – люди с добрым, отзывчивым сердцем. Напомню, что в этой книге рассказывается о том, что люди часто ведут себя неправильно в природе и неосторожно наносят ей вред. Одним словом пользуются ее дарами и не заботятся.

Каждая команда получает письмо с жалобой и называет автора письма.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба)

Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Их ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. (Береза)

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей в заросли кустарника, влажные сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь, сколько пользы от нас, как от лекарственных растений! (Ландыш)

Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой я порхаю с сестрами, если на опушке леса появляются дети. Они стремятся поймать нас. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию… (Бабочка)

Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки они так и норовят обломать их. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкручивать, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно! Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. (Ель)

Действительно, как же быть, как правильно надо поступить в этом случае? (Покупать елки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную елку, украсить помещение еловыми ветками и т.д.)

 

«В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (Рыбы)

Как вы думаете, чем рыболовы могут помочь рыбам? (Зимой они делают проруби во льду, и воздухпопадает в воду).

«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (Птицы)

Как же помочь птицам, оставшимся у нас на зиму? (Не забывать класть корм в птичьи столовые, знать чем питаются птицы и что им необходимо, чтобы пережить зиму).

 

Педагог: Какие меры можем предпринять, чтобы не получать такие письма?

 

Задание 4 «Большие раны» (Слайд 6-7)

Участникам игры представлены картинки с изображением исчезнувших животных (странствующие голуби, морские коровы, дронт, тур)

Вы когда-нибудь видели или слышали что-нибудь об этих животных? Как вы думаете, почему они попали в тур «большие раны»?

Правильно. Эти животные исчезли с лица земли. А как это произошло?

В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.

Дронт был крупной нелетающей птицей. Эти птицы жили на небольшом острове недалеко от Африки. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.

 

 

 

Задание 5 «В мире животных или «Кто я…» (Слайд 8-18)

На пути нам первыми встретились животные. Сейчас мы с вами заглянем в удивительный мир, мир братьев наших меньших. Ребята, представьте, что мы на лесной опушке. Тихо кругом. Но стоит оглядеться вокруг повсюду кипит жизнь. Вот какая-то пестрая птица пролетела и скрылась в кустах. Рыжим огоньком мелькнула белка на стволе сосны. Так много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть и наблюдать - и лес откроет свои тайны. Я предлагаю вам игру. Она поможет узнать много нового о загадочной жизни обитателей леса, поможет полюбить свой край, родную природу и стать ее другом. Итак, мы начинаем.

(Участникам необходимо по описанию угадать животное).

Это животное – хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако это животное имеет целый ряд черт, отличающих её от этих зверей. Например, подушечки лап у нее покрыты шерстью. Рисунок глаза, как у кошки, продолговатый. А ещё эти животные никогда не живут стаями и охотятся поодиночке. (Лисица)

Шуба у этого зверя палево-дымчатая, морда, как у домашней кошки, ростом с овчарку, ноги длинные, с широкими мохнатыми лапами, хвост короткий, будто обрубленный, на кончиках торчащих ушей кисточки, а не щеках широкие бакенбарды. Он отлично лазает по деревьям, но никогда не прыгает на жертву с дерева. (Рысь)

У этих грызунов очень короткий хвост и большие защечные мешки, в которые они набивают собранный корм, чтобы унести в нору. Некоторые мелкие виды очень часто содержат как домашних питомцев. А вот того, что покрупнее, лучше не брать в руки – зубы у него большие и острые. О каком грызуне идет речь? (Хомяк)

По своей природе это животное – одиночка и не терпит соседей; свое гнездо тщательно выстилает мягкой травой, сухими листьями и мхом. Здесь появляются на свет детеныши – от трех до семи слепых и голых малышей. Причем в год, когда ожидается большой урожай орехов или желудей, детенышей появляется больше. Отлучаясь из гнезда, мама зарывает их в подстилку, чтобы не мерзли. (Белка)

Этот зверек величиной с кошку. Шубка темно — бурого цвета, с желтоватым пятном на груди. Хвост длинный. Живет в старых лесах, где много дуплистых деревьев. Дупло нужно для того, чтобы укрываться от врагов и устраивать гнезда и склады. Этот зверек ловко прыгает по деревьям, но больше ему нравится бегать по земле, где он охотится на мелких грызунов. Может поймать зайца, белку, рябчика и даже глухаря. Если учует диких пчел, не успокоится, пока не раздобудет мед и личинок. (Куница)

Этот зверь так же необходим природе, как и все остальные животные. Свое жилье строит в сухих, непроходимых местах и живет там постоянно семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленных и больных животных, подбирает падаль. Там, где он исчезает, среди животных начинается эпидемия. (Волк)

Это животное обитает в лесах с густым подлеском и болотистыми низинами. Тело у него, как у коровы, но спереди более массивное, на холке горб, одноцветная темно – бурая шерсть, густая грива из курчавых волос на голове, груди, плечах и передних ногах. Питается травой, листьями, корой кустарников и деревьев, желудями, мхом и лишайниками. На поиски корма отправляется как днем, так и утренние и вечерние сумерки. (Зубр)

Он предпочитает искать пищу в сумерках. Зрение у него неважное, но слух и чутье отличные. Если заподозрит неладное, замрет и долго–долго стоит неподвижно, шея у него короткая, голова большая, хвост тонкий. У самцов торчат изо рта клыки. Тело покрыто грубой щетиной. (Кабан)

Этот зверь очень осторожен и нелюдим. Любит глухие места с буреломами, ягодниками, болотами и речками, в которых есть рыба. Питается ягодами, орехами, зелеными растениями, насекомыми, рыбой. (Медведь)

Этот зверёк с длинным пушистым хвостом – напоминает белку. И это не удивительно: белка, как и суслик, её родственницы. Этот зверек ловкий, быстрый, прыгает хорошо, лазает по бегает по земле. Поваленные деревья, чащоба, заросли кустарников ему не преграда, везде он найдёт себе дорогу. Зимой он спит, но не так крепко как медведь. Проголодается – и в кладовую. А там все запасы разложены по кучкам. Здесь грибы, здесь ягоды, а здесь орехи. Всё просушено, всё в целости и сохранности. (Бурундук)

 

Задание 6 «Удивительный мир цветов»

Ребята, сегодня мы вспомним все, что мы учили на предыдущих занятиях и запомнили о цветах и комнатных растениях. Мы с вами убедились в том, что мир цветов удивителен и красив, и говорить о них можно бесконечно. Цветы разводят с глубокой древности и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а наиболее старая история превращалось в легенду, в удивительную, красивую легенду. Разве не интересна легенда о том, как белая роза превратилась в красную, легенда о цветке, которая возвращала людям память.

Мы с вами узнали о том, что явилось главной причиной, поводом к возникновению легенд. Многим из них приписывали сверхъестественные силы. Например, кувшинка, не что иное как одолень - трава. Молва приписывала ей волшебные свойства. Она могла одолеть силы врага, оградить от бед и напастей, но могла погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. По легенде, папоротник цветет один раз в году, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. По преданию, кто найдет цветок папоротника, станет мудрым и счастливым.

Существует старинная славянская легенда, рассказывающая, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы (ландыши, васильки, астры, тюльпаны, ромашки, колокольчики и др. устраивали хороводы, тихонько веселились.

Колокольчики позванивали, маки крыльями-лепестками размахивали, ромашки с васильками кружились в танце и все так складно получалось у цветов, что звезды на небе начинали моргать от удивления. Таких легенд существует множество. Ребята, а что такое легенда? (Ответы детей – легенда – это выдумка, вымысел, сказка.). Да, ребята, легенда – это действительно красивая сказка. Люди во все времена хотели во что-то верить, стремились к чем-то прекрасному, необычному. Вот люди и придумывали разные легенды. Сейчас мы вспомним некоторые из них:

Легенды о цветах (Слайд 19-30)

Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным. (Лотос)

По легенде, в этот цветок превратилась нимфа Сиринга, убегающая от бога полей и лесов Пана. (Сирень)

Согласно легенде, эти весенние цветы появились из слез влюбленной в Садко царевны Волховы. (Ландыш)

Русалка превратила красивого юношу в этот цветок. В какой? (Василёк)

Согласно легенде, этот цветок хотел быть похожим на солнце. (Одуванчик)

Как утверждает придание, эти цветы были белыми зонтиками у гномов. (Ромашка)

Восточная легенда гласит, что на острове с этими роскошными цветами в давние времена было основа­но государство Япония. Повествуется о том, как жестокий император Китая узнал, что на одном из ближайших островов растет цветок, из сока которого можно приготовить эликсир жизни. Однако сорвать его должен человек с чистым сердцем. И он отправил туда молодых юношей и девушек. Они-то и основали там сильное процветающее государство Японию. О каком чудодейственном цветке идет речь? (Хризантема)

По индийскому преданию, красивейшая из женщин Лакшми родилась из бутонов этого цветка. (Роза)

Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван в честь врача Пеона, который цветочным соком врачевал различные болезни. Так он вылечил и бога подземного царства Плутона от ран, нанесенных ему Геркулесом. Узнав об этом, Эскулап – учитель Пеона – позавидовал славе ученика и решил его извести. И тогда Плутон, помня добро, превратил Пеона в прекрасный цветок. В какой? (Пион)

 

Задание 7 «Лекарственные растения» (Слайд 31-51)

(Обучающимся предлагается презентация «Лекарственные растения». Задание: необходимо по описанию угадать и назвать лекарственное растение.

 

Задание 8 «Накормите птиц» (Слайд 52-59)

Чтобы накормить и зимующих, и перелетных птиц, нужно знать, чем они питаются. Знаете ли вы рацион пернатых? Тогда попробуйте накормить птиц! (Ученики выбирают правильные варианты ответов на слайдах)

Чем накормите сойку? Слайд 6

Аиста? Слайд 7

Ворону? Слайд 8

Клеста? Слайд 9

Филина? Слайд 10

Снегиря? Слайд 11

Кукушку? Слайд 12

Ответы: сойка – плоды дуба (желуди), аист – лягушки, ворона – пищевые отходы, клест – семена еловых и сосновых шишек, филин – мышевидные грызуны, снегирь – сочные плоды рябины (но выбирают из них только семена, роняя на снег красную мякоть), кукушка – гусеницы.

 

Сова.

Это птица мудрости, сова символизирует мудрость, познание. обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову. У них мудрый, проницательный взгляд. По преданиям, в сов могут превращаться ведьмы, колдуны. Ей приписывают дар пророчества, возможно, из-за способности видеть в темноте.

Ребята, предлагаю вам письменное задание. В этом задании вы должны дополнить текст о сове.

Сова выслеживает и ловит добычу _______________. Она хорошо видит _______________. Летает ________________, потому что ее тело покрыто перьями, не имеющих твердых ___________________. У нее хороший __________________. Птенцов сова выводит в ____________________ деревьев.

Слова для справок: ночью, сумерках, темноте, бесшумно, стержней, слух, дупла.

 

Задание 9 «Зверометки» (Слайд 60)

Мы должны заботиться о братьях наших меньших. Мы ведь во многом похожи на них. Очень часто в русском языке, чтобы выразить положительную или отрицательную характеристику человека или предмета используют для сравнения названия животных. Каких? Допишите крылатое выражение.

Суетиться, хлопотать – Кружиться как в колесе.

Неглубоко, мелко – По колено .

Проучить, пригрозить – Показать, где зимуют.

Стремиться выполнить сразу несколько разных дел – Гоняться за двумя ___________________________________.

Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого .

Слегка, наскоро утолить голод – Заморить .

Недружно, в постоянной ссоре – Жить как с .

Сам не пользуется чем-либо и другим не даст – Как на сене.

Преувеличивать что-либо – Делать из .

Что случилось, как объяснить? – Какая укусила.

Ни к чему не придерешься – носа не подточит.

Тревожно, неспокойно – На душе скребут .

Неискреннее сожаление – Лить слезы.

Приобретать нечто неизвестное – Покупать в мешке.

Нет музыкального слуха – на ухо наступил.

 

Задание 10 Загадки в пословицах и поговорках (Слайд 61)

Нужно отгадать загадки, заданные пословицами и поговорками.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. (Волк)

Ей хвост не для красоты нужен. (Лиса)

Не буди спящего его. (Лев)

Лапки ее мягки, да когти остры. (Кошка)

Не гони его кнутом, гони овсом. (Конь)

Он свинье не товарищ. (Гусь)

Ей даны крылья, а человеку разум. (Птица)

Ласточка день начинает, а он кончает. (Соловей)

Кто бы его знал, кабы носом не стучал. (Дятел)

Здоровое дерево он не долбит. (Дятел)

Не прикидывайся ею: волк съест. (Овца)

Яйца ее не учат. (Курица)

Всякая она своим пером красуется. (Птица)

Свои иголки ему не колки. (Еж)

Весна красна ими, а осень плодами. (Цветок)

 

Задание 11 «Что написано пером – не вырубить топором» (Слайд 62-63)

Каждая команда должна будет «распутать» пословицы, быстрее и правильнее отыскивая нужную концовку.

1. Нет птицы мудрее, чем сова.

2. На словах – орел,

3. Всякая сорока

4. И орел

5. Каждая курица

6. И петух

7. Видом орел

8. За морем и синица

9. В одних перьях

10. Молодой журавль высоко взлетел, да

1. Свои часы знает.

2. А умом тетерев.

3. Выше солнца не летает.

4. Низко сел.

5. Птица.

6. От своего языка погибает

7. Всю жизнь не проходишь.

8. Свой насест знает.

9. Всем в лесу голова.

10. На деле мокрая курица

Правильные ответы: 1-9; 2-10; 3-6; 4-3; 5-8; 6-1; 7-2; 8-5; 9-7; 10-4

 

И вот пришел прощанья час,

Игра закончилась у нас.

Мы все надеемся, что с ней

Вы стали немножечко умней.

 

 

 

Список литературы

 

Плешаков А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994 г.

Ю. К. Школьник. Животные. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г.

Ю. К. Школьник. Подводный мир. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г.

Начальная школа №41, 1999 г. Приложение к газете «Первое сентября»

Начальная школа №21, 2003 г. Приложение к газете «Первое сентября»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации