Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ Сложные аспекты в химии»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.
10-11 класс.
«Подготовка к ЕГЭ. Сложные аспекты в химии»
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ. Сложные аспекты в химии» для среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения химических явлений и закономерностей, расширения базовых знаний в современной химии.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также практического навыка в решении заданий ЕГЭ.
Методы организации образовательной деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности. Программа станет востребованной в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла.
В настоящее время химическое образование должно обеспечить выпускникам высокую химико-биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Знания в области основных химических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Программа преследует не только образовательные, но и воспитательные цели, поскольку она способствует формированию химико-биологического мышления у подрастающего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль 1 «Сложные аспекты органической химии». 10 класс (34 ч)
Тема 1. Органические вещества. Номенклатура и изомерия. (4 ч)
Органические соединения. Классы веществ. Радикалы. Молекулярная и структурная формулы. Номенклатура. Изомерия. Гибридизация. Сопряженные связи. Сигма и Пи связи. КИМы номер задания 10 и 11.
Тема 2 Химические свойства углеводородов и кислородсодержащих органических веществ (6 ч)
Характерные химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, альдегидов, карбоновых кислот, спиртов, кетонов, эфиров, фенола, бензола и его производных. Основные способы получения. Влияние марганцовки, аммиачного раствора оксида серебра и бромной воды на органические вещества. Реакция Вюрца и правило Марковникова. КИМы номер задания 12.
Тема 3. Химические свойства азотсодержащих органических веществ. (3 ч)
Химические свойства и получение аминокислот, аминов, органических солей, белков, углеводов, жиров, нитросоединений. КИМы номер задания 13.
Тема 4. Механизмы химических реакций в органической химии. (3 ч)
Типы химических реакций. Гидрирование. Дегидрирование. Гидратация. Дегидратация. Галогенирование.Нитрование.Гидролиз.Изомеризация.ОВР.Свободнорадикальные и ионные механизмы. КИМы номер 14.
Тема 5. Получение органических веществ. (4 ч)
Получение различных классов веществ. Именные реакции. Признаки химических реакций.Особенности реакций с галогеналканами. КИМы номер 15.
Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ (7ч)
Выполнение цепочек превращений на основе химических свойств и получении органических классов веществ. КИМы номера из части первой – 16 из части второй- 32
Тема 7. Задачи на вывод химических формул. (5ч)
Задачи на вывод химической формулы органического вещества и указание его химических свойств. По массовым долям. По продуктам сгорания вещества. По данной плотности. КИМы номер из второй части - 33
Тема 8. Химия и жизнь (Качественные реакции в повседневной жизни) . (2ч)
Наличие углеводов в продуктах питания. Определение метанола.
Модуль 2 «Сложные аспекты в неорганической химии».11 класс (34 ч)
Тема 1 Строение атома. (2ч)
ПСХЭ.Конфигурация электронного слоя. Атом, ионы. Возбужденное состояние атома. Провал электронов. Валентность, степень окисление.
Тема 2. Классификация и номенклатура неорганических веществ (3 ч)
Классификация неорганических веществ по составу и по свойствам. Простые вещества: металлы и неметаллы. Аллотропия. Сложные неорганические вещества. Бинарные соединения. Водородные соединения элементов главных подгрупп. Понятие гидроксидов. Основные, кислотные и амфотерные гидроксиды. Типы связей. Кристаллические решетки. Номенклатура неорганических веществ.
Тема 3. Свойства и получение основных классов неорганических веществ (10 ч)
Химические свойства простых веществ. Свойства основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.
Соли: классификация, способы получения средних солей, свойства средних солей, получение кислых и основных солей. друг в друга. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Ионные уравнения. Электролиты, неэлектролиты.
Тема 4. Гидролиз солей (3ч)
Гидролиз солей. Взаимное усиление гидролиза.
Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии (8ч)
Определение степени окисления элементов в неорганических веществах.
Типичные окислители и восстановители. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Влияние среды, концентрации и температуры на протекание окислительно-восстановительных реакций. Скорость химической реакции и смещение химического равновесия.
Тема 6. Электролиз, электрохимические способы получения неорганических веществ (3 ч)
Электролиз как совокупность окислительно-восстановительных реакций, катодные и анодные процессы. Электролиз растворов и расплавов солей. Электролиз щелочей, кислот. Электролиз солей карбоновых кислот. Электрохимические способы получения неорганических веществ.
Тема 7. Расчетные задачи в неорганической химии (5 ч)
Задачи на концентрацию. Задачи на растворы. Задачи на тепловой эффект. Комплексные задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подготовка к ЕГЭ. Сложные аспекты в химии»
№ п.п | Тема | Количество часов |
Модуль 1 «Сложные аспекты органической химии». 10 класс (34 ч) | ||
1 | Тема 1. Органические вещества. Номенклатура и изомерия. | 4 |
2 | Тема 2 Химические свойства углеводородов и кислородсодержащих органических веществ | 6 |
3 | Тема 3. Химические свойства азотсодержащих органических веществ. | 3 |
4 | Тема 4. Механизмы химических реакций в органической химии. | 3 |
5 | Тема 5. Получение органических веществ. | 4 |
6 | Тема 6. Генетическая связь между классами органических веществ | 7 |
7 | Тема 7. Задачи на вывод химических формул. | 5 |
8 | Тема 8. Химия и жизнь (Качественные реакции в повседневной жизни) . | 2 |
Модуль 2 «Сложные аспекты неорганической химии». 11 класс (34 ч) | ||
1 | Тема 1. Строение атома | 2 |
2 | Тема 2. Классификация и номенклатура неорганических веществ | 3 |
3 | Тема 3. Свойства и получение основных классов неорганических веществ | 10 |
4 | Тема 4. Гидролиз солей | 3 |
5 | Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии | 8 |
6 | Тема 6. Электролиз, электрохимические способы получения неорганических веществ | 3 |
7 | Тема 7. Расчетные задачи в неорганической химии | 5 |
| Итого | 68 |