Эссе на тему «Что такое современный урок?»
Рефлексивное эссе
Что такое современный урок? Как сделать любой свой урок современным?
Доктор педагогических наук Ю.А. Конаржевский дает такое определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Я согласна с ученым и хочу добавить, что учитель на уроке выступает в роли не просто ведомого, а помощника учеников в процессе получения ими новых знаний. И здесь важен каждый шаг, каждая мелочь. На мой взгляд, самое главное, не оттолкнуть ребят от предмета своими наставлениями, а помочь взглянуть на него другими глазами, заинтересовать и показать пути получения знаний.
Если подумать, само слово современный, согласно толковому словарю С.Ожегова, означает относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь или относящийся к настоящему времени, теперешний. Выходит, что все, что есть сейчас, то и есть современно. И задача учителя – идти в ногу со временем, быть всегда современным, а, значит, он должен давать и современные уроки. И здесь я вижу для себя одно большое преимущество перед своими молодыми коллегами. Имея большой жизненный опыт и опыт в преподавании в школе, у меня меньше шансов совершать ошибки, экспериментируя на уроках. Я уже точно знаю, как построить урок, какие творческие задания дают больший результат, да и просто, что больше интересно детям.
С другой стороны, мои молодые коллеги, может, более энергичны, лучше понимают современную молодежь и ее язык, сами они более интересны для учеников. Но тогда почему на мои уроки ребята идут с удовольствием, а, встречая меня на улице, подходят ко мне и с удовольствием общаются, делятся своими проблемами?
И все-таки современный урок отличается от тех уроков, которые я давала в начале моей педагогической карьеры. Появилось больше возможностей, и это не только информационные источники, а и та свобода, с которой стало проще давать урок. Я не боюсь нарушить структуру уроку, если что-то идет не так, смело поднимаю перед учащимися проблемы, ищу вместе с учениками разные варианты решения этих проблем. Стало интересно, а если учителю интересно, он сможет заинтересовать и своих учеников.
Вот к таким выводам я пришла, поразмыслив о современном уроке.
Что вызывает у меня наибольшее затруднение в работе? Наверное, это оценка чужого урока. Потому, что всегда трудно оценить творчество. Внешне открытые уроки всегда хороши, и многому на них учишься, а вот разбирая поэтапно, понимаешь, что сам кое-где сделал бы по-другому, но ошибка ли это? Ведь цель урока достигнута.
Чтобы ответить на вопрос "Что такое современный урок?", мне пришлось почитать педагогическую литературу, посмотреть видео уроки коллег, попробовать оценить себя и свою деятельность на уроке и поразмышлять на эту тему. Это всегда хороший опыт, а для нас, учителей-филологов, это лишний раз потренировать себя в режиме письма.