Эссе на тему «Реализация требований, обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»
Эссе на тему «Реализация требований, обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».
Автор: Иминова Гульнара Николаевна, учитель истории, обществознания, права, экономики. Высшая квалификационная категория
«Совершенство никогда не бывает случайным.
Это всегда результат высокого намерения,
искренних усилий и разумного исполнения».
Аристотель (384–322гг.)
Эпиграфом к своему эссе хочу взять высказывание Аристотеля. Все слышали об Аристотеле. Этот греческий философ жил в 384–322 годах до нашей эры. Он считается одним из величайших философов всех времен. Работы Аристотеля изучают до сих пор. Его дошедшие до нас работы охватывают широкий круг дисциплин, таких как логика, метафизика и философия разума, этика, политическая теория, эстетика, риторика, театр, музыка, лингвистика и эмпирическая биология. Аристотель повлиял почти на все формы знания. И эссе мое как раз-таки и будет освещать цели и задачи современного образования в основе которого лежат взгляды и учения великих в разные времена педагогов гуманистического направления, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский которые в свое время отводили важную роль учителю, который является носителем и транслятором культурных ценностей молодым поколениям. Вот и обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО отводят важную роль учителю.
А какая она, эта роль— это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации». Еще совершенно недавно, учитель в тандеме с сильным, желающим получать знания учащимся и кучей дополнительной литературы были главными источниками знаний. Все что говорит учитель — это закон для ученика и являлось истиной для всех и всего.
Современный мир меняется. Мы уже живем в 21 веке, общество так же не стоит на месте, постоянно развивается, совершенствуется. Вместе с этими процессами и современное образование стоит перед вызовом изменения, совершенствования в духе времени. Мы стоим на пути большого, непростого, но очень важного пути воссоздания единого образовательного пространства на территории России. Обновленные ФГОС ООО определяют новые требования к содержанию и организации обучения, которые необходимо учитывать при подготовке учебных программ и проведении уроков. Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература. Что же изменилось во ФГОС среднего общего образования (СОО), они начали действовать с 23 сентября 2022 года, и изменения коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных.
Прочитав и осмыслив лекции курса и информацию, предоставляемую нам информационно методическим центром (ИМЦ) города Симферополя, изучив новые стандарты ФГОС, сравнила их со старыми и хочу представить основными выводы, которые стоит мне, да и другим знать. Если кратко, то обновленные ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы, глобальных изменений ФГОС третьего поколения не приготовили. Рассмотрим изменения подробнее.
Главное отличие как я уже написала выше новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
- Вариативность. -школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Весь учебный процесс теперь будет описан очень подробно. Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу; извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников. выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.
Особое внимание уделяется теперь патриотическому воспитанию т.е. прежде писывали, что оно должно быть, теперь оно должно конкретно присутствовать. Патриотическое воспитание будет теперь направленно на формирование у ребят российской гражданской идентичности.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность» - другими словами, учащиеся начнут понимать, как получаемые знания в изучаемых предметах помогают найти профессию и место в жизни, дети не будут теперь задавать вопрос: «А зачем мне ваше обществознание и эти сложные понятия?».
Реализация обновлённого ФГОС ООО на уроках предполагает применение инновационных методик и технологий, которые позволяют достигать максимальных результатов в процессе обучения. Важным аспектом является развитие коммуникативной компетенции учащихся, что позволяет им эффективно использовать свой языковой потенциал в речевой деятельности.
Каковы же основные требования к подготовке уроков учителя по обновленным ФГОС третьего поколения? Изменения, которые внесли во ФГОС, повлияют на Профстандарт учителя, ведь учитель обязан уметь применять цифровые технологии в процессе обучения и приспосабливать содержание урока с учетом цифровых образовательных инструментов. Это даст возможность улучшить объяснение материала урока, и даст новые перспективы для учащихся. Поэтому учителю важно уже сейчас обратить особое внимание на свои цифровые компетенции. По новым требованиям учитель должен уметь пользоваться сервисами для работы с цифровым образовательным контентом, а также:
- Осваивать программы повышения квалификации (с 29.03 по 12.05. 2022г учителя 1и 5 классов прошли курсы квалификации по обновленным ФГОС)
- Использовать образовательный контент на занятиях
- Применять интерактивные электронные материалы.
- Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего он использует цифровые ресурсы. Сегодня один из лавных навыков учителя- адаптация методики преподавания с учетом цифровых образовательных инструментов: Дневник.ру, Сферум, Учи.ру, Якласс, урок Цифры,
Также не маловажно воспитывать учеников: учить и показывать правила безопасного поведения в интернете, этичность и толерантность. Так же важен аспект безопасности: педагог сам должен придерживаться правил цифровой безопасности и работы с данными ну и конечно же научить этому учеников.
При планировании уроков учитель теперь должен соблюдать требования к современному уроку по обновленному ФГОС:
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Делаем вывод, что урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Но эти требования не являются чем-то новым для практикующих педагогов.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Определены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Подводя черту, хочу выделить, что учитель, который любит в свою профессию, может достичь многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать современным требованиям ФГОС. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования. И только диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех совершенствования, модернизации современного образования.