Эссе «Путь длиною в четыре десятилетия...»
Путь длиною в четыре десятилетия…
В человеке заложены безграничные источники
творчества, иначе бы он не стал человеком,
нужно их освободить и вскрыть, и сделать это…ставя
человека в подходящие общественные и материальные условия.
А. К. Толстой.
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей определяются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы, и приобрели особую актуальность в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных отношений в стране.
Приоритетным направлением в своей деятельности заместителя директора по воспитательной работе считаю опору на наиболее активную, творческую часть педагогического коллектива. Постоянно забочусь о том, чтобы каждый учитель имел активную позицию, понимал значение эффективности воспитательной системы школы.
С начала своей работы в школе, я стала обращать внимание на воспитание у детей чувства сопричастности к происходящему в стране, инициативности, ответственности, интереса ко всему, что происходит в жизни школы. Эта концепция созвучна с основной воспитательной идеей нашего педагогического коллектива: успех воспитания в значительной мере зависит от того, насколько удастся сделать самих учащихся заинтересованными, инициативными участниками учебно-воспитательной деятельности. От понимания и признания активной роли детей в организации жизни школы мы пришли к созданию условий, при которых учащиеся могут хорошо действовать как соорганизаторы общешкольных коллективных творческих дел. Способности детей раскрываются только в том случае, если они убедятся, что их инициативная деятельность не остается без внимания, в коллективе они значимы как личности, их хотят видеть и слышать. В процессе развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, можно выделить основные принципы воспитания, выраженные в основных направлениях развития личности: личностная культура, семейная культура, социальная культура. Не менее важно, чтобы сами дети являлись не только объектом воспитательного процесса, но и его активными участниками, союзниками и единомышленниками педагогов.
Руководство школы стремится создать атмосферу высокой заинтересованности и активности у всего педагогического коллектива, так как воспитательную работу в новых политических и социально-экономических условиях можно и нужно вести эффективно. Целесообразен деятельностный подход в отличие от словесного, а также системное, личностно-ориентированное построение воспитательной практики учителей. Такой представляется мне воспитательная деятельность школы.
Есть выражение: «школа – это живой, постоянно меняющийся организм. Меняется общество, вместе с ним меняется и школа. Из множества возможностей развития, школа должна выбрать свое направление, которое определит будущее своих воспитанников». Я считаю, что мы, современные педагоги, должны сохранить добрые традиции наших учителей и в то же время вести свою деятельность так, чтобы наши выпускники смогли найти свое место в стремительно развивающемся веке. Сама жизнь диктует, какими должны быть наши учащиеся, чтобы прожить свою жизнь достойно.
Правильность выбранного направления воспитательной работы в школе с большим числом учащихся (более 1800 чел.) подтверждается тем, что подавляющее большинство наших выпускников успешно получают образование в различных учебных заведениях Якутии и Российской Федерации, а также в странах Зарубежья, и впоследствии находят достойное место в жизни, приносят пользу стране, работая в самых разных отраслях народного хозяйства. Есть уверенность в том, что первые уроки жизни, полученные в условиях большой школы, по определению являющейся объективной моделью нашего общества, частично отражающей все его положительные и отрицательные стороны, служат молодым людям хорошей подготовкой к их деятельности. Важно с нашей стороны своевременное выявление индивидуальных способностей, равно как и негативных наклонностей, которые могут в равной степени повлиять в дальнейшем на судьбу человека. По-разному складываются судьбы моих выпускников. Радует то, что они состоялись как добропорядочные граждане и полноправные члены общества. В нашей республике плодотворно трудятся крупные руководители производства, представители властных структур, ученые, видные общественные деятели, работники образования и здравоохранения, деятели культуры и др., которых я в разные годы (в течение 40 лет) помню сидящими за школьной партой. В этом выражается положительная сторона очень многотрудной воспитательной педагогической деятельности.