Предварительный просмотр презентации
ФГОС 2021 НОО и ООО Обзор изменений стандартов
Требования ФГОС НОО и ООО к структуре ООП: СТРУКТУРА ООП НОО (п. 29-32) СТРУКТУРА ООП ООО (п. 29-32) Целевой раздел содержит: пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Целевой раздел содержит: пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Требования ФГОС НОО и ООО к структуре ООП: СТРУКТУРА ООП НОО (п. 29-32) СТРУКТУРА ООП ООО (п. 29-32) Содержательный раздел содержит: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; • программу формирования УУД у обучающихся; • рабочую программу воспитания Содержательный раздел содержит: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; • программу формирования УУД у обучающихся; • рабочую программу воспитания; • программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии обучающихся с ОВЗ).
Требования ФГОС НОО и ООО к структуре ООП: СТРУКТУРА ООП НОО (п. 29-32) СТРУКТУРА ООП ООО (п. 29-32) Организационный раздел содержит: учебный план; • план внеурочной деятельности; • календарный учебный график; • календарный план воспитательной работы; • характеристику условий ООП НОО. Организационный раздел содержит: учебный план; • план внеурочной деятельности; • календарный учебный график; • календарный план воспитательной работы; • характеристику условий реализации ООП ООО, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Требования к пояснительной записке Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОСНОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Требования к результатам освоения программы Требований было меньше Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)
ФГОС 2021: детализация требований к результатам освоения ООП Личностные результаты: Патриотическое воспитание (4) 2. Гражданское воспитание (8) Духовно-нравственное воспитание (3) Эстетическое воспитание (3) Воспитание ценности научного познания (3 Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5) Трудовое воспитание (5) Экологическое воспитание (5) … Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов Метапредметные результаты: Овладение универсальными учебными познавательными действиями 1.1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6) 1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6, ООО - 4) 1.3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5) 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями 2.1. Общение (НОО – 8, ООО - 6) 2.2. Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4) 3. Овладение универсальными регулятивными действиями 3.1. Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2) 3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3) Всего = 33/30 конкретных результатов Предметные результаты включают: умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. По каждому предмету приведено по 15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов.
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Требования к рабочим программам Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочной деятельности с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Содержание календарного плана воспитательной работы Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей Деление предметов и курсов по предметным областям было другим В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе и по заявлению родителей \законных представителей (п. 33.1 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Объем часов аудиторной нагрузки ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум ФГОС ООО: 5267 – минимум , 6020 – максимум ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Объем внеурочной деятельности на уровне НОО 1350 часов 1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий Настолько подробных норм не было Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Деление учеников на группы Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО, п. 20 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Требования к программе формирования универсальных учебных действий Требований и норм было больше Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Информационно-образовательная среда Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиаресурсов Зафиксировали, что доступ к информационнообразовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и ООО к содержанию ООП: КАК БЫЛО КАК СТАЛО Обеспечение учебниками и учебными пособиями Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
Потамошнева Наталья Алексеевна