Проект «Формирование компетенции "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей в рамках движения world skills"»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрен на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 29 декабря 2017 года |
Согласован на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 29 декабря 2017 года |
Утвержден приказом директора МАУ ДО ДЮЦ №13–о от 09 января 2018 года
|
ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ» В РАМКАХ ДВИЖЕНИЯ WORLD SKILLS ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮНИОРЫ»
Салехард, 2018
Пояснительная записка
1.Название проекта: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Подготовка и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (AutomobilTechnology).
2.Введение
1.Актуальность, инновационная значимость проекта.
Одним из факторов снижения остроты проблемы молодежной занятости является реализация опережающей, адаптационной, активной профориентации школьников. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Сегодня необходим новый подход в профориентации обучающихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Одним из стратегических направлений в содействии выбору профессии выступает движение WorldSkills.
Актуальность использования учебно-методического комплекса подтверждается следующими результатами:
Проект представлен в рамках работы семинара городского методического объединения педагогов дополнительного образования «Инновационные образовательные практики как мотивационный фактор учащихся в современных условиях и новый контент непрерывного образования педагогов. Роль стратегических образовательных проектов в преобразовании дополнительного образования».
По итогам проведения семинара начальник регионального
координационного центра WorldSkills Россия по ЯНАО написал рекомендательное письмо учреждению.
2.По рекомендации методического объединения педагогов спортивно-технического направления учреждения, проект был представлен:
на всероссийском конкурс для педагогов «Новое достижение», занятие «Разработка и ремонт коробки передач» (ДП-0 №42801);
на всероссийском конкурсе для педагогов «Новое достижение», занятие «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма управления и тормозной системы легкового автомобиля» (ДП-0 №42802)
на всероссийском конкурсе учебно-методических материалов «Образование – 2018» в номинации: проект «Формирование компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в рамках движения WORLD SKILLS по направлению «Юниоры» (цент педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»);
на всероссийском конкурс учебно-методических материалов «Образование – 2018» в номинации: статья «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма управления и тормозной системы легкового автомобиля» (цент педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование») и др. (приложение 1);
в проекте infourok.ru: статья «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма управления и тормозной системы легкового автомобиля» (Свидетельство проекта infourok.ru №ВЛ94028242); проект «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (Свидетельство проекта infourok.ru №ХЖ83281017); Методическая разработка на тему «Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122975); методическая разработка на тему «Принцип работы тормозного привода» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122976); методическая разработка на тему «Система зажигания» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122968); методическая разработка на тему «Развал и схождение колес» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122974); методическая разработка на тему "Устройство рулевого механизма" (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122891); методическая разработка на тему "Тормозная система" (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122893); «Двигатель» Свидетельство проекта infourok.ru №1099397); и др. (приложение 2).
Инновационность представленного продукта определяется:
разработкой и апробированием концептуальной модели обучения ремонту и обслуживанию легковых автомобилей;
создание условий для учета индивидуальных особенностей воспитанников в процессе изучения ремонта легковых автомобилей, формирование способности к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствования умений эффективного решения профессиональных задач, приобретения практического опыта в профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня педагогов.
Разработанные материалы нацелены на подготовку и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», вариативен. Может успешно использоваться в Российской системе образования в учреждениях дополнительного образования.
Что дает участие в чемпионате школьникам?
Участник национального чемпионата WorldSkills может продемонстрировать свои профессиональные навыки и сравнить свой уровень подготовки с представителями различных регионов России и других стран. Кроме того, чемпионат WorldSkills позволяет каждому школьнику имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов.
Стандарты WorldSkills включают нормы и требования к реализации программы, мы понимаем, что это требует нового формата профориентации школьников.
Система чемпионатов WorldSkillsдля юниоров (16 лет и моложе) в рамках системы чемпионатов «Молодые профессионалы» требует освоение и применение новых для нас методик WorldSkills.
Таким образом, мы исходим из следующих концептуальных установок необходимости:
создание такой инфраструктуры и условий, чтобы каждый ученик имел возможность для профессиональных проб в разных сферах и по разным компетенциям, обучаясь у профессионалов.
разработка целостной системы профориентационной работы со школьниками с использованием различных форм учебной и внеучебной деятельности: учебные курсы, индустриальные экспедиции, профессиональные пробы, практико-ориентированная проектная деятельность, детско-взрослые производства, взаимодействие в рамках сетевых сообществ.
повышение профессионализма педагогов – участников программы через прохождение стажировок во время проведения соревнований и на базе реальных производств.
Получение гранта позволит создать инфраструктуру для формирование компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» среди школьников города в возрасте от 14 до 16 лет.
2.Цель и задачи проекта:
Цель проекта: создать инфраструктуру и условия для развития компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» по направлению «Worldskills Юниор» в рамках движения «Молодые профессионалы»
подготовка и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (AutomobilTechnology);
проведение отборочных соревнований на право участия в Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
Задачи проекта:
создание инфраструктуры и условий для развития компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей»;
формирование экспертного сообщества и системы соревнований по основам профессионального мастерства среди школьников по методике WorldSkills;
выявление и поддержка талантливых детей;
развитие у обучающихся навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях,
создание системы наращивания профессионализма педагогов по реализации дополнительных общеразвивающих программ.
3. Основная идея проекта
Основная идея данного проекта заключается в использовании современных форм профориентационной работы через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Реализация проекта «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» направлена на повышение компетенций обучающихся знаний по устройству, ремонту и обслуживание легковых автомобилей. Проект «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» предполагает занятие обучающихся по программе «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»
4. Новизна проекта
Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, в большой мере способствуют подготовке молодежи к защите своей Родины.
Ремонтом автомобилей можно заниматься с раннего подросткового возраста. Это дает возможность подросткам овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и сварке. И чем в более раннем возрасте происходит обучение ремонту и обслуживаю автомобилей, тем выше результат.
При разработке проекта учтены новейшие достижения автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по подготовке к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills».
Актуальность проекта.
Развитие в г. Салехарде движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) по направлению «Юниоры» по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» станет одним из эффективных средств долговременного планирования личного профессионального пути развития обучающихся на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере в соответствии с мировыми стандартам к уровню квалификации, качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.
5. Основная часть
Современный специалист по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей чаще всего работает в мастерской, а также работают в гаражах и мастерских, не имеющих отношения к какому-либо конкретному производителю. Там они получают опыт работы с более широким
ассортиментом легковых автомобилей и применения альтернативного оборудования, запчастей, материалов.
Высококвалифицированный и компетентный специалист по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей осуществляет обслуживание и ремонт различных легковых автомобилей. В зависимости от характеристик мастерской для диагностики, ремонта, замены могут использоваться оборудование, запчасти и материалы, поставляемые конкретными производителями, а также соответствующие процедуры.
Таким образом, наличие или отсутствие связей между мастерской и производителем определяет, получит ли специалист по ремонту автомобилей углубленный или более широкий опыт работы.
Возможно и сочетание этих характеристик. В каждом гараже или мастерской успех измеряется временем, умением выявить и устранить неисправность, а также наличием постоянных
клиентов.
Сектор ремонта и обслуживания легковых автомобилей характеризуется динамичностью, поскольку в значительной степени зависит от многих экономических факторов, технического прогресса и требований по охране окружающей среды.
Специалист по ремонту автомобилей всегда в курсе текущих изменений в своем секторе независимо от того, касаются ли они эксплуатационных характеристик автомобилей и деталей, безопасности или экологически чистых источников энергии.
Он на глубоком уровне понимает принцип работы электрических и электронных систем автомобилей, их взаимодействие; обладает физической выносливостью, хорошей координацией, развитыми кинестетическими навыками, гибкостью.
Ему доверяют диагностику новейших автомобилей с применением передовых технологий. Такой человек может быстро вырасти до уровня инструктора, контролера, специалиста по планированию и (или) менеджера.
Таким образом, развитие в г.Салехарде движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) по направлению «Юниоры» по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» станет одним из эффективных средств долговременного планирования личного профессионального пути развития обучающихся как специалистов по ремонту автомобиоей на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере в соответствии с мировыми стандартам к уровню квалификации, качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.
Нормативно–правовое обеспечение проекта:
Конституция РФ
Конвенция «О правах ребенка»
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300–I«О защите прав потребителей»
Федеральный закон от 10.12.1995 №196–ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ от 26 декабря 2013 г. №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»
Паспорт дорожной безопасности МАУ ДО ДЮЦ
Программа «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»
Положение о конкурсе «Лучший слесарь по ремонту автомобилей»
Положение о конкурсе «Лучший водитель»
Положение о конкурсе «Лучший инструктор»
Паспорта кабинетов
Маршруты обучения вождению
Устав учреждения
Разработчики проекта: Каврук Валерий Иванович, директор, Кассис Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, Худяков Владимир Николаевич, заместитель директора по учебно-производственному обучению
Участники проекта:
Предполагается, что в реализации проекта примут участие:
обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций города в возрасте 14–16 лет;
работники ГИБДД;
педагогические работники ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»;
представители СМИ;
родители (законные представители);
другие заинтересованные лица.
Методы оценки процесса и результатов
Контроль за реализацией проекта осуществляет директор учреждения.
Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, выставках, конкурсах, поступлению в высшее учебное заведение по автомобильному профилю. Улучшение успеваемости в школе и поведении дома (по отзывам родителей).
Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, конкурсов, зачетов, практических занятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, участие в автосоревнованиях и тренировках.
Риски
Основные риски
неспособность реализовать ту или иную задачу
неожиданные сокращения бюджета, вызванные внешними факторами.
потеря интереса к проекту его участников.
болезни и увольнение сотрудников.
нежелание социальных партнеров сотрудничать.
Методы устранения рисков:
управление по целям и результатам;
целенаправленная работа по формированию положительного общественного мнения о результативности проекта.
Снижению рисков будет способствовать:
Статус победителя конкурса на получение грантов различного уровня.
Поддержка мероприятий на всех уровнях управления.
Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2019 – 2020гг.): разработка нормативно–правовой базы, создание постоянно–действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с обучающимися.
Этап реализации (2020–2021 гг.): непосредственная работа с обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение соревнований, конференций и конкурсов. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка обучающихся во время соревнований.
Завершающий этап (2021–2022 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Этапы реализации Проекта
В работе по реализации проекта мы выделяем следующие этапы и направления деятельности.
Этапы реализации Проекта |
Основные направления деятельности |
I этап 2018-2019 г. |
Оснащение всеми необходимыми пособиями инструментом и контрольно-измерительными приборами кабинет по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей |
IIэтап – 2019–2020 г. |
Разработка Проекта, ознакомление с его основными идеями, педагогов, обучающихся, их родителей. Разработка и реализация программы «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования Проекта |
IIIэтап – 2020–2021г. |
Реализация программы «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Разработка методических рекомендации по ремонту и обслуживаю автомобилей. Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний ремонту и обслуживанию легковых автомобилей. Формирование информационно–методического фонда разработок педагогов. Обновление нормативно–правовой базы ремонту и обслуживанию легковых автомобилей |
IVэтап – 2021–2022 г. |
Обобщение и презентация опыта работы по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей Внешняя экспертиза результатов практической деятельности. Определение перспектив дальнейшей деятельности по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей |
Методическое обеспечение проекта
Процесс достижения поставленных целей и задач проекта осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: методы организации учебно–познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог), (наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д.), (практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др.), индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающегося).
Методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Методы контроля: соревнования, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Решению воспитательных задач, поставленных в проекте, способствуют экскурсии в ГИББД, автотранспортные предприятия, профессиональное училище, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с автотранспортом. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие обучающихся в конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Особое внимание уделяется подросткам из неблагополучных семей. С ними и их родителями ведется индивидуальная работа.
Технические средства обучения:
Легковой автомобиль;
Двигатель с сборе с головкой блока цилиндров;
персональные компьютеры;
автотренажеры;
МКПП с карданом и задним мостом;
стенд «Тормозная система автомобиля»;
стенд «Система зажигания автомобиля»;
стенд «Система охлаждения автомобиля»;
стенд «Топливная система автомобиля».
Кабинеты и мастерские:
кабинет «Основы безопасности дорожного движения»;
кабинет «Устройства и технического обслуживания автомобиля»;
кабинет «Основы управления автомобилем»;
мастерская «Технического обслуживания и ремонта автомобиля».
Стоимость проекта –700 000
Собственные внебюджетные средства – 200 000
Средства гранта – 500 000
Бизнес-план проекта
Название статьи расходов* |
Название вида расходов |
Коли-чество |
Стоимость |
Общая сумма расходов |
|
средства гранта |
Другие источники финансирования |
||||
|
Двигатель легкового автомобиля в сборе (первой комплекции) |
1 |
120 000 |
- |
120 000 |
|
Коробка |
1 |
80 000 |
- |
80 000 |
|
Газоанализатор |
1 |
37 000 |
37 000 |
|
|
Компрессометр бензин со сменными наконечниками JTC |
1 |
7500 |
7500 |
|
|
Пневмотестер для проверки цилиндро-поршневой группы бензиновых двигателей SMC-111 |
1 |
7500 |
7500 |
|
|
Тестер цифровой. (мультиметр) |
1 |
7 000 |
7 000 |
|
|
Пробник диодный |
1 |
1000 |
1000 |
|
|
Пробник ламповый |
1 |
1000 |
1000 |
|
|
Набор для разбора пинов |
1 |
8000 |
8000 |
|
|
Набор автоэлектрика |
1 |
3500 |
3500 |
|
|
Осцилограф |
1 |
6000 |
6000 |
|
|
Набор оправок для поршневых колец |
1 |
3500 |
3500 |
|
|
Фиксатор распределительных валов |
1 |
1200 |
1200 |
|
|
Индикатор замера ЦПГ |
1 |
4000 |
4000 |
|
|
Набор для снятия и установки поршневых колец |
1 |
1500 |
1500 |
|
|
Рассухариватель клапанов С-образный с двумя стаканами, 45-145мм |
1 |
3500 |
3500 |
|
|
Комплект для снятия сальников и уплотнителей, 6 предм. |
1 |
4000 |
4000 |
|
|
Съёмник сальников клапанов |
1 |
3000 |
3000 |
|
|
Блокиратор маховика |
1 |
3000 |
3000 |
|
|
Набор микрометров (комплект)0-25, 25-50, 50-75, 75-100. |
1 |
4000 |
4000 |
|
|
Ключ динамометрический 3/4», 100-500 Nm |
1 |
10000 |
10000 |
|
|
Штангенциркуль цифровой |
1 |
2000 |
2000 |
|
|
Съёмник шестерён ГРМ универсальный |
1 |
3500 |
3500 |
|
|
Набор съёмников подшипников |
1 |
10000 |
10000 |
|
|
Набор оправок |
1 |
5000 |
5000 |
|
|
Пресс гидравлический 10т настольный |
1 |
15000 |
15000 |
|
|
Фиксатор валов |
1 |
2600 |
2600 |
|
|
Пассатижи для стопорных колец |
1 |
2000 |
2000 |
|
|
Набор инструментов |
1 |
18000 |
18000 |
|
|
Набор свечныхголовок с фиксированным моментом затяжки |
1 |
6000 |
6000 |
|
|
Набор головок для форсунок и датчиков |
1 |
2800 |
2800 |
|
|
Головки-экстракторы , 1/4», 1/2», 6-27мм, |
1 |
6000 |
6000 |
|
|
Набор для снятия обшивки |
1 |
3500 |
3500 |
|
|
Набор универсальный для зажима клапанных пружин |
1 |
4500 |
4500 |
|
|
Набор оправок для установки подшипников и сальников, 10 предм. |
1 |
3500 |
3500 |
|
|
Зажим для шлангов, 200мм |
1 |
1000 |
1000 |
|
|
Съёмник с сепаратором механический |
1 |
4000 |
4000 |
|
|
Набор инструментов в кофре Multibox 132 предмета |
1 |
25000 |
25000 |
|
|
Спец. Одежда Комбинезон (10 комплектов) |
1 |
40000 |
40000 |
|
|
Спец. обувь. (ботинки с металлическим подмыском) 10 пар |
1 |
16000 |
16000 |
|
|
Acer Extensa EX2540-3075 [NX.EFHER.022] black 15.6» {HD i3-6006U/4Gb/500Gb/DVDRW/W10} |
1 |
35000 |
35000 |
|
|
ПринтерЛазерный Kyocera FS-6970DN (1102J53EU0) A3 Duplex Net 35/17 стр A4/A3 128Мб USB LPT |
1 |
40000 |
40000 |
|
|
Домкрат подкатной 3,5т |
1 |
8500 |
8500 |
|
|
Видеоэндоскоп, зонд с подсветкой, d 9мм, длина 1м, съемный TFT-LCD дисплей 3,5» |
1 |
15000 |
15000 |
|
|
Автомобильный сканер-тестер ДСТ-14/НК1 |
1 |
80000 |
80000 |
|
|
Кантователь двигателя 0,5т |
1 |
9000 |
9000 |
|
|
Кантователь КПП универсальный 0,6т |
1 |
20000 |
20000 |
|
|
Компрессор поршневой 8атм, 1,5кВт, 220В, 240л/мин, горизонтальный ресивер 24л |
1 |
12500 |
12500 |
|
|
Итого:700 000 |
|
|
500 000 |
200 000 |
6. Заключение
Ожидаемые результаты:
знание участниками технологии выполнения ремонта и обслуживанию легковых автомобилей,
знание требований по технике безопасности при выполнении ремонта легковых автомобилей,
владение умениями организации рабочего места, выбора и подготовки оборудования для выполнения ремонтных работ,
владение навыками расчета времени выполнения ремонтных работ,
выполнение профессиональных видов деятельности, соответствующих характеристикам компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» и техническим описаниям,
стимулирование личностно–профессионального роста и творческой активности молодежи;
развитие социального партнерства и привлечение работодателей к процессу подготовки кадров;
развитие олимпиадного движения с учетом элементов WorldSkillsRussia. Привлечение социальных партнеров к реализации проекта.
Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе стандартов WorldSkills. - Формирование учебно-методического комплекса для организации учебного процесса с учетом требований WorldSkills.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения финансирования проекта, созданные условия будут сохраняться и эффективно использоваться по назначению для занятий с обучающимися по ремонта и обслуживанию легковых автомобилей.
Администрацией МАУ ДО ДЮЦ и родители в тесном взаимодействии будет продолжена работа по подготовке к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills».
Педагоги МАУ ДО ДЮЦ будут проводить просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций о необходимости воспитания у обучающихся способности к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствования умений эффективного решения профессиональных задач, приобретения практического опыта в профессиональной деятельности.
Надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам образовательных учреждений нашего города организовать такое обучение в своём учреждении, а детям – получение опыта по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей.
Приложение 1
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 29 декабря 2017 года |
Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 29 декабря 2017 года |
Утверждена приказом директора МАУ ДО ДЮЦ №14–о от 09 января 2018 года
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»
Вид программы |
модифицированная |
Направленность |
техническая |
Форма организации |
секция «Автомногоборье» |
Срок реализации |
1 год |
Возраст обучающихся |
14–18 лет |
Сабанин Сергей Николаевич,
Педагог дополнительного образования
Салехард, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели программы:
подготовка и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (Automobil Technology);
Задачи программы:
тренировка участников к региональному чемпионату;
повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков;
повышение профессиональных навыков экспертов – отбор лучших конкурсантов к участию в Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
Реализация программы дополнительного образования «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» направлена на повышение компетенций обучающихся в области знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники. Программа дополнительного образования «Ремонт легковых автомобилей» строится по следующим принципам:
Образовательная программа «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» относится к дисциплинам дополнительной подготовки.
В образовательную программу включены вопросы диагностирования, технического обслуживания и ремонта базовых агрегатов, систем и механизмов автомобилей. Приводятся особенности автомобилей собранных в странах ЕС, Японии и США.
Учащиеся должны знать: способы определения основных неисправностей, их диагностирования и устранения.
Учащиеся должны уметь: выполнять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей зарубежного производства с использованием специального технологического оборудования. Приобретение других умений, предусмотренных квалификационной характеристикой специалиста, осуществляется в период производственных практик.
Знания и умения, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины, дают им возможность работать на специализированных станциях технического обслуживания, предназначенных для фирменного технического обслуживания и ремонта автомобилей зарубежного производства.
Традиционные методы преподавания используются в сочетании с широким использованием компьютерных технологий, технических средств обучения с использованием видеоматериалов, проведением экскурсий, с привитием, обучаемым навыков самостоятельной работы с технической литературой.
1.1. Цель и планируемые результаты освоения программы
В результате изучения профессионального модуля, обучающиеся должны освоить основной вид деятельности «Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля»и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Проявлять гражданско–патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля |
Определять техническое состояние автомобильных двигателей |
Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей |
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий |
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей |
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ |
1.1.3. В результате освоения программы обучающиеся должны:
Иметь практический опыт |
Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их регулировки. Приемки и подготовки автомобиля к диагностике. Выполнения пробной поездки. Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов автомобилей по внешним признакам. Проведения инструментальной диагностики автомобилей. Оценки результатов диагностики автомобилей. Оформления диагностической карты автомобиля. |
Уметь |
Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы. Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию. Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, делать на их основе прогноз возможных неисправностей. Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое оборудование, подключать и использовать диагностическое оборудование, выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику систем, агрегатов и механизмов автомобилей. Пользоваться технологической документацией на диагностику автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями. Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Определять по результатам диагностических процедур неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей. Применять информационно–коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике автомобилей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля. Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля |
Знать |
Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, их технические характеристики и особенности конструкции. Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы общения с заказчиками. Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов автомобилей, регулировки и технические параметры исправного состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные внешние признаки неисправностей систем, агрегатов и механизмов автомобилей. Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов автомобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей, диагно– стическое оборудование, возможности и технические характеристики. Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей и способы их выявления при инструментальной диагностике. Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы автомобильных систем, предельные величины износов их деталей и сопряжений. Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины, типовые неисправности. Информационные программы технической документации по диагностике автомобилей. |
Тематический план «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Наименование разделов и тем программы |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся |
Объем в часах |
Раздел 1. Ремонт и обслуживание легковых автомобилей |
288 |
|
1. 1 Устройство автомобилей |
90 |
|
Тема 1.1. Введение |
Содержание |
2 |
|
Назначение, общее устройство автомобилей. |
|
Тема 1.2. Двигатели |
Содержание |
26 |
|
1. Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Основные параметры работы ДВС. Рабочий цикл двигателя. Действительные процессы ДВС. |
2 |
2. Назначение, устройство, принцип действия кривошипно–шатунного механизма. |
2 |
|
3. Назначение, классификация, устройство, принцип действия газораспределительного механизма. |
2 |
|
4. Назначение, классификация, устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения и системы смазки ДВС. |
2 |
|
5. Виды, общее устройство и принцип действия систем впрыска топлива. |
2
|
|
6. Устройство и принцип действия системы питания дизельного двигателя. ТНВД. |
2
|
|
|
Практические занятия |
14 |
|
1. Соотнесение схем с устройством кривошипно–шатунного механизма. |
2 |
|
2. Соотнесение схем с устройством газораспределительного механизма. |
2 |
|
3. Соотнесение схем с устройством жидкостной системы охлаждения. |
2 |
|
4. Соотнесение схем с устройством смазочной системы. |
2 |
|
5. Соотнесение схем с устройством системы питания бензинового двигателя. |
2 |
|
6. Соотнесение схем с устройством системы питания дизельного двигателя. |
2 |
|
7. Соотнесение схем с устройством ТНВД и форсунок. |
2 |
Тема 1.3. Электрооборудование автомобилей |
Содержание |
12 |
|
1. Назначение, устройство и принцип действия АКБ, генератора переменного тока. |
2 |
|
2. Назначение и классификация, устройство и принцип действия систем зажигания. |
2 |
|
3. Система электрического пуска двигателя. Стартер. |
2 |
|
4. Назначение, устройство системы освещения и сигнализации, контрольно–измерительных приборов. |
2 |
|
Практические занятия |
4 |
|
1. Соотнесение схем с устройством генератора и реле–регуляторов. |
2 |
|
2. Соотнесение схем с устройством стартера. |
2 |
Тема 1.4. Трансмиссия |
Содержание |
20 |
|
1. Назначение, устройство, схемы трансмиссии. Назначение каждого из агрегатов. Устройство, принцип действия сцепления. |
2 |
|
2. Назначение, типы коробок передач. Устройство коробок передач, раздаточной коробки. |
2 |
|
3. Назначение, устройство АКПП и вариаторов. |
2 |
|
4. Назначение, устройство и принцип действия карданной передачи. |
2
|
|
5. Назначение, устройство, принцип действия главной передачи, дифференциала. |
2
|
|
Практические занятия |
10 |
|
1. Соотнесение схем с устройством сцепления. |
2 |
|
2. Соотнесение схем с устройством коробки передач. |
2 |
|
3. Соотнесение схем с устройством раздаточной коробки. |
2 |
|
4. Соотнесение схем с устройством карданной передачи. |
2 |
|
5. Соотнесение схем с устройством механизма ведущего моста. |
2 |
|
Практические занятия |
14 |
Тема 1.5. Ходовая часть. Кузов. |
62 |
|
1. 2 Техническая диагностика автомобилей |
|
|
Тема 1.1. Виды и методы диагностирования |
Содержание |
|
|
Общие сведения о диагностировании автомобиля. Классификация средств диагностирования. |
2 |
|
Содержание |
12 |
|
1.Средства диагностирования механизмов и систем двигателя |
2 |
|
2.Диагностирование механизмов двигателя. Параметры, определяемые при диагностировании. |
2 |
|
3.Диагностирование систем двигателя. |
2 |
|
Практические занятия |
6 |
|
1.Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и систем двигателя. |
2 |
|
2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния механизмов двигателя. |
2 |
|
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем двигателя |
2 |
Тема 1.3. Диагностирование электрических и электронных систем автомобилей |
Содержание |
12 |
|
1.Средства диагностирования электрических и электронных систем. |
2
|
|
2.Диагностирование приборов электрооборудования автомобиля. |
2
|
|
3.Диагностирование приборов электронных систем автомобиля. |
2
|
|
Практические занятия |
6 |
|
1.Применение средств диагностирования электрических и электронных систем автомобиля. |
2 |
|
2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния источников тока. |
2 |
|
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем зажигания, пуска автомобиля. |
2 |
Тема 1.4. Диагностирование автомобильных трансмиссий |
Содержание |
12 |
|
1. Средства диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. Параметры, определяемые при диагностировании. |
2 |
|
2.Диагностирование сцепления, коробки передач. |
2 |
|
3.Диагностирование карданной передачи, механизма ведущего моста. |
2
|
|
Практические занятия |
6 |
|
1. Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. |
2 |
|
2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния сцепления, коробки передач. |
2 |
|
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния карданной передачи, механизма ведущего моста. |
2 |
Тема 1.5. Диагностирование ходовой части и механизмов управления автомобилей |
Содержание |
12 |
|
1.Средства диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля. |
2 |
|
2.Диагностирование подвески, колес и шин. |
2 |
|
3.Диагностирование рулевого управления и тормозной системы. |
2
|
|
Практические занятия |
6 |
|
1.Выполнение заданий по изучению средств диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля. |
2 |
|
2.Выполнение заданий по проверке углов установки колес. |
2 |
|
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния тормозной системы. |
2 |
Тема 1.6. Диагностирование кузовов, кабин и платформ |
Содержание |
12 |
|
1.Средства диагностирования состояния кузова, кабины, платформы. |
2
|
|
2.Диагностика геометрии кузова. |
2
|
|
3.Диагностика лакокрасочного покрытия кузова |
2
|
|
Практические занятия и лабораторные работы |
6 |
|
1.Выполнение заданий по проверке технического состояния кузова и его элементом. |
2 |
|
2.Выполнение заданий по поверке геометрии кузова. |
2 |
|
3.Выполнение заданий по определению состояния лакокрасочного покрытия. |
2 |
Учебная практика раздела 1. Виды работ: |
98 |
|
|
Определение технического состояния автомобильных двигателей.
|
16 |
|
Определение технического состояния электрических и электронных систем автомобилей. |
16 |
|
Определение технического состояния автомобильных трансмиссий. |
16 |
|
Определение технического состояния ходовой части. |
16 |
|
Определение технического состояния механизмов управления автомобилей. |
16 |
|
Выявление дефектов кузовов, кабин и платформ. |
18 |
Производственная практика раздела 1. Виды работ:
|
36 |
|
|
Диагностирование механизмов и систем двигателя.
|
6 |
|
Диагностирование электрических и электронных систем. |
6 |
|
Диагностирование состояния механизмов и агрегатов трансмиссии. |
6 |
|
Диагностирование состояния подвески, колес и шин автомобиля.. |
6 |
|
Диагностирование состояния рулевого управления и тормозной системы. |
6 |
|
Диагностирование основных параметров кузова |
6 |
Итого: |
|
288 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Для реализации программы предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Устройство автомобилей», оснащенный оборудованием:
макеты: двигатель автомобиля в разрезе, сцепление, механическая коробка передач, автоматическая коробка передач, редуктор моста, подвески автомобиля, АКБ, генератор, стартер,
плакаты: комплект плакатов по устройству легковых автомобилей, комплект плакатов по устройству грузовых автомобилей,
альбомы: устройство грузовых автомобилей, устройство легковых автомобилей,
комплект деталей механизмов и систем двигателей, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, узлов и элементов электрооборудования автомобиля
и техническими средствами:
электронные ресурсы по устройству автомобилей.
Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей (с диагностическим участком), оснащенная оборудованием
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник/ А. Г. Пузанков. – М: Издательский центр «Академия», 2015. – 640с.
Пехальский А.П. Устройство автомобилей: учебник/ А.П. Пехальский. – М – Издательский центр «Академия», 2013. – 528 с.
Власов В.М. Технологическое обслуживание и ремонт автомобилей/ В.М. Власов. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 480с.
Гаврилов К.Л. Диагностика автомобилей при эксплуатации и техническом осмотре/ К.Л. Гаврилов. – Издательство ФГУГ ЦСК, 2012, –580 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.ru.wikipedia.orghttp://www.autoezda.com/diagnostika–avto
http://ustroistvo–avtomobilya.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1.Селифонов В.В. Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов: окраска: учеб пос./ В.Г. Доронкин –М: Издательский центр «Академия», 2012. – 64 с.;
Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля/ В.Ф. Яковлев. – Издательство: Солон–Пресс, 2015 – 273.
Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей/ А.Н. Шишлов, С.В. Лебедев. — М.: КАТ № 9, 2011.