12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кислов Сергей Владимирович27
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Салехард
2

Проект «Формирование компетенции "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей в рамках движения world skills"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»

 

Рассмотрен на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 29 декабря 2017 года

Согласован на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 29 декабря 2017 года

Утвержден

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

13–о

от 09 января 2018 года

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ» В РАМКАХ ДВИЖЕНИЯ WORLD SKILLS ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮНИОРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салехард, 2018


 

 

Пояснительная записка

 

1.Название проекта: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Подготовка и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (AutomobilTechnology).

 

2.Введение

 

1.Актуальность, инновационная значимость проекта.

Одним из факторов снижения остроты проблемы молодежной занятости является реализация опережающей, адаптационной, активной профориентации школьников. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Сегодня необходим новый подход в профориентации обучающихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Одним из стратегических направлений в содействии выбору профессии выступает движение WorldSkills.

Актуальность использования учебно-методического комплекса подтверждается следующими результатами:

Проект представлен в рамках работы семинара городского методического объединения педагогов дополнительного образования «Инновационные образовательные практики как мотивационный фактор учащихся в современных условиях и новый контент непрерывного образования педагогов. Роль стратегических образовательных проектов в преобразовании дополнительного образования».

По итогам проведения семинара начальник регионального
координационного центра WorldSkills Россия по ЯНАО
написал рекомендательное письмо учреждению.

2.По рекомендации методического объединения педагогов спортивно-технического направления учреждения, проект был представлен:

на всероссийском конкурс для педагогов «Новое достижение», занятие «Разработка и ремонт коробки передач» (ДП-0 №42801);

на всероссийском конкурсе для педагогов «Новое достижение», занятие «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма управления и тормозной системы легкового автомобиля» (ДП-0 №42802)

на всероссийском конкурсе учебно-методических материалов «Образование – 2018» в номинации: проект «Формирование компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в рамках движения WORLD SKILLS по направлению «Юниоры» (цент педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»);

на всероссийском конкурс учебно-методических материалов «Образование – 2018» в номинации: статья «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма управления и тормозной системы легкового автомобиля» (цент педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование») и др. (приложение 1);

в проекте infourok.ru : статья «Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма управления и тормозной системы легкового автомобиля» (Свидетельство проекта infourok.ru №ВЛ94028242); проект «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (Свидетельство проекта infourok.ru №ХЖ83281017); Методическая разработка на тему «Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122975); методическая разработка на тему «Принцип работы тормозного привода» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122976); методическая разработка на тему «Система зажигания» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122968); методическая разработка на тему «Развал и схождение колес» (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122974); методическая разработка на тему "Устройство рулевого механизма" (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122891); методическая разработка на тему "Тормозная система" (свидетельство проекта infourok.ru ДБ-122893); «Двигатель» Свидетельство проекта infourok.ru №1099397); и др. (приложение 2).

Инновационность представленного продукта определяется:

разработкой и апробированием концептуальной модели обучения ремонту и обслуживанию легковых автомобилей;

создание условий для учета индивидуальных особенностей воспитанников в процессе изучения ремонта легковых автомобилей, формирование способности к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствования умений эффективного решения профессиональных задач, приобретения практического опыта в профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня педагогов.

Разработанные материалы нацелены на подготовку и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», вариативен. Может успешно использоваться в Российской системе образования в учреждениях дополнительного образования.

 

Что дает участие в чемпионате школьникам?

Участник национального чемпионата WorldSkills может продемонстрировать свои профессиональные навыки и сравнить свой уровень подготовки с представителями различных регионов России и других стран. Кроме того, чемпионат WorldSkills позволяет каждому школьнику имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов.

Стандарты WorldSkills включают нормы и требования к реализации программы, мы понимаем, что это требует нового формата профориентации школьников.

Система чемпионатов WorldSkillsдля юниоров (16 лет и моложе) в рамках системы чемпионатов «Молодые профессионалы» требует освоение и применение новых для нас методик WorldSkills.

Таким образом, мы исходим из следующих концептуальных установок необходимости:

создание такой инфраструктуры и условий, чтобы каждый ученик имел возможность для профессиональных проб в разных сферах и по разным компетенциям, обучаясь у профессионалов.

разработка целостной системы профориентационной работы со школьниками с использованием различных форм учебной и внеучебной деятельности: учебные курсы, индустриальные экспедиции, профессиональные пробы, практико-ориентированная проектная деятельность, детско-взрослые производства, взаимодействие в рамках сетевых сообществ.

повышение профессионализма педагогов – участников программы через прохождение стажировок во время проведения соревнований и на базе реальных производств.

Получение гранта позволит создать инфраструктуру для формирование компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» среди школьников города в возрасте от 14 до 16 лет.

2.Цель и задачи проекта:

Цель проекта: создать инфраструктуру и условия для развития компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» по направлению «Worldskills Юниор» в рамках движения «Молодые профессионалы»

подготовка и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (AutomobilTechnology);

проведение отборочных соревнований на право участия в Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Задачи проекта:

создание инфраструктуры и условий для развития компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей»;

формирование экспертного сообщества и системы соревнований по основам профессионального мастерства среди школьников по методике WorldSkills;

выявление и поддержка талантливых детей;

развитие у обучающихся навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях,

создание системы наращивания профессионализма педагогов по реализации дополнительных общеразвивающих программ.

 

3. Основная идея проекта

Основная идея данного проекта заключается в использовании современных форм профориентационной работы через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Реализация проекта «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» направлена на повышение компетенций обучающихся знаний по устройству, ремонту и обслуживание легковых автомобилей. Проект «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» предполагает занятие обучающихся по программе «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»

 

4. Новизна проекта

 

Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, в большой мере способствуют подготовке молодежи к защите своей Родины.

Ремонтом автомобилей можно заниматься с раннего подросткового возраста. Это дает возможность подросткам овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и сварке. И чем в более раннем возрасте происходит обучение ремонту и обслуживаю автомобилей, тем выше результат.

При разработке проекта учтены новейшие достижения автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по подготовке к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills».

Актуальность проекта.

Развитие в г. Салехарде движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) по направлению «Юниоры» по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» станет одним из эффективных средств долговременного планирования личного профессионального пути развития обучающихся на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере в соответствии с мировыми стандартам к уровню квалификации, качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.

 

5. Основная часть

 

Современный специалист по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей чаще всего работает в мастерской, а также работают в гаражах и мастерских, не имеющих отношения к какому-либо конкретному производителю. Там они получают опыт работы с более широким
ассортиментом легковых автомобилей и применения альтернативного оборудования, запчастей, материалов.

Высококвалифицированный и компетентный специалист по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей осуществляет обслуживание и ремонт различных легковых автомобилей. В зависимости от характеристик мастерской для диагностики, ремонта, замены могут использоваться оборудование, запчасти и материалы, поставляемые конкретными производителями, а также соответствующие процедуры.

Таким образом, наличие или отсутствие связей между мастерской и производителем определяет, получит ли специалист по ремонту автомобилей углубленный или более широкий опыт работы.

Возможно и сочетание этих характеристик. В каждом гараже или мастерской успех измеряется временем, умением выявить и устранить неисправность, а также наличием постоянных
клиентов.

Сектор ремонта и обслуживания легковых автомобилей характеризуется динамичностью, поскольку в значительной степени зависит от многих экономических факторов, технического прогресса и требований по охране окружающей среды.

Специалист по ремонту автомобилей всегда в курсе текущих изменений в своем секторе независимо от того, касаются ли они эксплуатационных характеристик автомобилей и деталей, безопасности или экологически чистых источников энергии.

Он на глубоком уровне понимает принцип работы электрических и электронных систем автомобилей, их взаимодействие; обладает физической выносливостью, хорошей координацией, развитыми кинестетическими навыками, гибкостью.

Ему доверяют диагностику новейших автомобилей с применением передовых технологий. Такой человек может быстро вырасти до уровня инструктора, контролера, специалиста по планированию и (или) менеджера.

Таким образом, развитие в г.Салехарде движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) по направлению «Юниоры» по компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей» станет одним из эффективных средств долговременного планирования личного профессионального пути развития обучающихся как специалистов по ремонту автомобиоей на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере в соответствии с мировыми стандартам к уровню квалификации, качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.

 

Нормативно–правовое обеспечение проекта: 

Конституция РФ

Конвенция «О правах ребенка»

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300–I«О защите прав потребителей» 

Федеральный закон от 10.12.1995 №196–ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ от 26 декабря 2013 г. №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

Паспорт дорожной безопасности МАУ ДО ДЮЦ

Программа «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»

Положение о конкурсе «Лучший слесарь по ремонту автомобилей»

Положение о конкурсе «Лучший водитель»

Положение о конкурсе «Лучший инструктор»

Паспорта кабинетов

Маршруты обучения вождению

Устав учреждения

Разработчики проекта: Каврук Валерий Иванович, директор, Кассис Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, Худяков Владимир Николаевич, заместитель директора по учебно-производственному обучению

Участники проекта:

Предполагается, что в реализации проекта примут участие:

обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций города в возрасте 14–16 лет;

работники ГИБДД;

педагогические работники ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»;

представители СМИ;

родители (законные представители);

другие заинтересованные лица.

Методы оценки процесса и результатов

Контроль за реализацией проекта осуществляет директор учреждения.

 Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, выставках, конкурсах, поступлению в высшее учебное заведение по автомобильному профилю. Улучшение успеваемости в школе и поведении дома (по отзывам родителей).

Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, конкурсов, зачетов, практических занятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, участие в автосоревнованиях и тренировках.

Риски

Основные риски

неспособность реализовать ту или иную задачу

неожиданные сокращения бюджета, вызванные внешними факторами.

потеря интереса к проекту его участников.

болезни и увольнение сотрудников.

нежелание социальных партнеров сотрудничать.

Методы устранения рисков:

управление по целям и результатам;

целенаправленная работа по формированию положительного общественного мнения о результативности проекта.

Снижению рисков будет способствовать:

Статус победителя конкурса на получение грантов различного уровня.

Поддержка мероприятий на всех уровнях управления.

 

 Этапы реализации Проекта

Организационный этап (2019 – 2020гг.): разработка нормативно–правовой базы, создание постоянно–действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с обучающимися.

Этап реализации (2020–2021 гг.): непосредственная работа с обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение соревнований, конференций и конкурсов. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка обучающихся во время соревнований.

Завершающий этап (2021–2022 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

 

 Этапы реализации Проекта

 

В работе по реализации проекта мы выделяем следующие этапы и направления деятельности.

t1705401399aa.gif  

 

Этапы реализации Проекта

 

Основные направления деятельности

I этап

2018-2019 г.

Оснащение всеми необходимыми пособиями инструментом и контрольно-измерительными приборами кабинет по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей

 

IIэтап –

2019–2020 г.

Разработка Проекта, ознакомление с его основными идеями, педагогов, обучающихся, их родителей.

Разработка и реализация программы «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»

Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективности функционирования Проекта

 

IIIэтап –

2020–2021г.

Реализация программы «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Разработка методических рекомендации по ремонту и обслуживаю автомобилей.

Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний ремонту и обслуживанию легковых автомобилей.

Формирование информационно–методического фонда разработок педагогов.

Обновление нормативно–правовой базы ремонту и обслуживанию легковых автомобилей

IVэтап –  

2021–2022 г.

Обобщение и презентация опыта работы по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей

Внешняя экспертиза результатов практической деятельности.

Определение перспектив дальнейшей деятельности по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей

 

 

Методическое обеспечение проекта

 

Процесс достижения поставленных целей и задач проекта осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.

Методы обучения: методы организации учебно–познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог), (наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д.), (практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др.), индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающегося).

Методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Методы контроля: соревнования, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.

Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Решению воспитательных задач, поставленных в проекте, способствуют экскурсии в ГИББД, автотранспортные предприятия, профессиональное училище, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с автотранспортом. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие обучающихся в конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Особое внимание уделяется подросткам из неблагополучных семей. С ними и их родителями ведется индивидуальная работа.

 

Технические средства обучения:

Легковой автомобиль;

Двигатель с сборе с головкой блока цилиндров;

персональные компьютеры;

автотренажеры;

МКПП с карданом и задним мостом;

стенд «Тормозная система автомобиля»;

стенд «Система зажигания автомобиля»;

стенд «Система охлаждения автомобиля»;

стенд «Топливная система автомобиля».

Кабинеты и мастерские:

кабинет «Основы безопасности дорожного движения»;

кабинет «Устройства и технического обслуживания автомобиля»;

кабинет «Основы управления автомобилем»;

мастерская «Технического обслуживания и ремонта автомобиля».

 

Стоимость проекта –700 000

Собственные внебюджетные средства – 200 000

Средства гранта – 500 000

 

 

 

 

Бизнес-план проекта

Название статьи расходов*

Название вида расходов

Коли-чество

Стоимость

Общая сумма расходов

средства гранта

Другие источники финансирования

 

Двигатель легкового автомобиля в сборе (первой комплекции)

1

120 000

-

120 000

 

Коробка

1

80 000

-

80 000

 

Газоанализатор

1

37 000

37 000

 

 

Компрессометр бензин со сменными наконечниками JTC

1

7500

7500

 

 

Пневмотестер для проверки цилиндро-поршневой группы бензиновых двигателей SMC-111

1

7500

7500

 

 

Тестер цифровой. (мультиметр)

1

7 000

7 000

 

 

Пробник диодный

1

1000

1000

 

 

Пробник ламповый

1

1000

1000

 

 

Набор для разбора пинов

1

8000

8000

 

 

Набор автоэлектрика

1

3500

3500

 

 

Осцилограф

1

6000

6000

 

 

Набор оправок для поршневых колец

1

3500

3500

 

 

Фиксатор распределительных валов

1

1200

1200

 

 

Индикатор замера ЦПГ

1

4000

4000

 

 

Набор для снятия и установки поршневых колец

1

1500

1500

 

 

Рассухариватель клапанов С-образный с двумя стаканами, 45-145мм

1

3500

3500

 

 

Комплект для снятия сальников и уплотнителей, 6 предм.

1

4000

4000

 

 

Съёмник сальников клапанов

1

3000

3000

 

 

Блокиратор маховика

1

3000

3000

 

 

Набор микрометров (комплект)0-25, 25-50, 50-75, 75-100.

1

4000

4000

 

 

Ключ динамометрический 3/4», 100-500 Nm

1

10000

10000

 

 

Штангенциркуль цифровой

1

2000

2000

 

 

Съёмник шестерён ГРМ универсальный

1

3500

3500

 

 

Набор съёмников подшипников

1

10000

10000

 

 

Набор оправок

1

5000

5000

 

 

Пресс гидравлический 10т настольный

1

15000

15000

 

 

Фиксатор валов

1

2600

2600

 

 

Пассатижи для стопорных колец

1

2000

2000

 

 

Набор инструментов

1

18000

18000

 

 

Набор свечныхголовок с фиксированным моментом затяжки

1

6000

6000

 

 

Набор головок для форсунок и датчиков

1

2800

2800

 

 

Головки-экстракторы , 1/4», 1/2», 6-27мм,

1

6000

6000

 

 

Набор для снятия обшивки

1

3500

3500

 

 

Набор универсальный для зажима клапанных пружин

1

4500

4500

 

 

Набор оправок для установки подшипников и сальников, 10 предм.

1

3500

3500

 

 

Зажим для шлангов, 200мм

1

1000

1000

 

 

Съёмник с сепаратором механический

1

4000

4000

 

 

Набор инструментов в кофре Multibox 132 предмета

1

25000

25000

 

 

Спец. Одежда Комбинезон (10 комплектов)

1

40000

40000

 

 

Спец. обувь. (ботинки с металлическим подмыском) 10 пар

1

16000

16000

 

 

Acer Extensa EX2540-3075 [NX.EFHER.022] black 15.6» {HD i3-6006U/4Gb/500Gb/DVDRW/W10}

1

35000

35000

 

 

ПринтерЛазерный Kyocera FS-6970DN (1102J53EU0) A3 Duplex Net 35/17 стр A4/A3 128Мб USB LPT

1

40000

40000

 

 

Домкрат подкатной 3,5т

1

8500

8500

 

 

Видеоэндоскоп, зонд с подсветкой, d 9мм, длина 1м, съемный TFT-LCD дисплей 3,5»

1

15000

15000

 

 

Автомобильный сканер-тестер ДСТ-14/НК1

1

80000

80000

 

 

Кантователь двигателя 0,5т

1

9000

9000

 

 

Кантователь КПП универсальный 0,6т

1

20000

20000

 

 

Компрессор поршневой 8атм, 1,5кВт, 220В, 240л/мин, горизонтальный ресивер 24л

1

12500

12500

 

 

Итого:700 000

 

 

500 000

200 000

 

 

6. Заключение

 

Ожидаемые результаты:

знание участниками технологии выполнения ремонта и обслуживанию легковых автомобилей,

знание требований по технике безопасности при выполнении ремонта легковых автомобилей,

владение умениями организации рабочего места, выбора и подготовки оборудования для выполнения ремонтных работ,

владение навыками расчета времени выполнения ремонтных работ,

выполнение профессиональных видов деятельности, соответствующих характеристикам компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» и техническим описаниям,

стимулирование личностно–профессионального роста и творческой активности молодежи;

развитие социального партнерства и привлечение работодателей к процессу подготовки кадров;

развитие олимпиадного движения с учетом элементов WorldSkillsRussia. Привлечение социальных партнеров к реализации проекта.

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе стандартов WorldSkills. - Формирование учебно-методического комплекса для организации учебного процесса с учетом требований WorldSkills.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения финансирования проекта, созданные условия будут сохраняться и эффективно использоваться по назначению для занятий с обучающимися по ремонта и обслуживанию легковых автомобилей.

Администрацией МАУ ДО ДЮЦ и родители в тесном взаимодействии будет продолжена работа по подготовке к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills».

Педагоги МАУ ДО ДЮЦ будут проводить просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций о необходимости воспитания у обучающихся способности к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствования умений эффективного решения профессиональных задач, приобретения практического опыта в профессиональной деятельности.

Надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам образовательных учреждений нашего города организовать такое обучение в своём учреждении, а детям – получение опыта по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей.

 

 

Приложение 1

 

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 29 декабря 2017 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 29 декабря 2017 года

Утверждена

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

14–о

от 09 января 2018 года

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

 

 

Вид программы

модифицированная

Направленность

техническая

Форма организации

секция «Автомногоборье»

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

14–18 лет

 

 

 

 

Сабанин Сергей Николаевич,

Педагог дополнительного образования

 

 

Салехард, 2018

 

 

 


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели программы:

подготовка и обучение потенциальных участников к региональным чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills» и другим конкурсам профессионального мастерства по компетенции 33 «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (Automobil Technology);

Задачи программы:

тренировка участников к региональному чемпионату;

повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков;

повышение профессиональных навыков экспертов – отбор лучших конкурсантов к участию в Открытом Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Реализация программы дополнительного образования «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» направлена на повышение компетенций обучающихся в области знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники. Программа дополнительного образования «Ремонт легковых автомобилей» строится по следующим принципам:

Образовательная программа «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» относится к дисциплинам дополнительной подготовки.

В образовательную программу включены вопросы диагностирования, технического обслуживания и ремонта базовых агрегатов, систем и механизмов автомобилей. Приводятся особенности автомобилей собранных в странах ЕС, Японии и США.

Учащиеся должны знать: способы определения основных неисправностей, их диагностирования и устранения.

Учащиеся должны уметь: выполнять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей зарубежного производства с использованием специального технологического оборудования. Приобретение других умений, предусмотренных квалификационной характеристикой специалиста, осуществляется в период производственных практик.

Знания и умения, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины, дают им возможность работать на специализированных станциях технического обслуживания, предназначенных для фирменного технического обслуживания и ремонта автомобилей зарубежного производства.

Традиционные методы преподавания используются в сочетании с широким использованием компьютерных технологий, технических средств обучения с использованием видеоматериалов, проведением экскурсий, с привитием, обучаемым навыков самостоятельной работы с технической литературой.

1.1. Цель и планируемые результаты освоения программы

В результате изучения профессионального модуля, обучающиеся должны освоить основной вид деятельности «Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля»и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

1.1.1. Перечень общих компетенций

 

Наименование общих компетенций

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, примени­тельно к различным контекстам.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном язы­ке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Проявлять гражданско–патриотическую позицию, демонстрировать осознан­ное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффек­тивно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необхо­димого уровня физической подготовленности.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельно­сти.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и ино­странном языках.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций


 

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля

Определять техническое состояние автомобильных двигателей

Определять техническое состояние электрических и электронных систем ав­томобилей

Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий

Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей

Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

 

 

 

 

 

 

1.1.3. В результате освоения программы обучающиеся должны:


 

Иметь

практический

опыт

Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их

регулировки.

Приемки и подготовки автомобиля к диагностике.

Выполнения пробной поездки.

Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов

автомобилей по внешним признакам.

Проведения инструментальной диагностики автомобилей.

Оценки результатов диагностики автомобилей.

Оформления диагностической карты автомобиля.

Уметь

Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем,

агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать

необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки

систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы.

Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе

автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять

необходимую документацию.

Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического

состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, делать на их

основе прогноз возможных неисправностей.

Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое

оборудование, подключать и использовать диагностическое оборудование,

выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику

систем, агрегатов и механизмов автомобилей.

Пользоваться технологической документацией на диагностику

автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ,

рекомендованные автопроизводителями.

Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики.

Определять по результатам диагностических процедур неисправности

систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный ресурс

отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о

необходимости ремонта и способах устранения выявленных

неисправностей.

Применять информационно–коммуникационные технологии при

составлении отчетной документации по диагностике автомобилей.

Заполнять форму диагностической карты автомобиля.

Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля

Знать

Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и мо­делей, их технические характеристики и особенности конструкции. Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы общения с заказчиками.

Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов автомоби­лей, регулировки и технические параметры исправного состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные внешние признаки неис­правностей систем, агрегатов и механизмов автомобилей.

Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов ав­томобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей, диагно– стическое оборудование, возможности и технические характеристики. Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей и способы их выявления при инструментальной диагностике.

Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы автомобильных систем, предельные величины износов их деталей и со­пряжений.

Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины, типовые неисправности.

Информационные программы технической документации по диагностике автомобилей.

 

 

Тематический план «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

 

Наименование разделов и тем

программы

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся

Объем в часах

Раздел 1. Ремонт и обслуживание легковых автомобилей

288

1. 1 Устройство автомобилей

90

Тема 1.1. Введение

Содержание

2

 

 

Назначение, общее устройство автомобилей.

 

Тема 1.2. Двигатели

Содержание

26

 

1. Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Основные параметры работы ДВС. Рабочий цикл двигателя. Действительные процессы ДВС.

 

2

2. Назначение, устройство, принцип действия кривошипно–шатунного меха­низма.

 

2

3. Назначение, классификация, устройство, принцип действия газораспредели­тельного механизма.

 

2

4. Назначение, классификация, устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения и системы смазки ДВС.

 

2

5. Виды, общее устройство и принцип действия систем впрыска топлива.

2

 

6. Устройство и принцип действия системы питания дизельного двигателя. ТНВД.

2

 

 

Практические занятия

14

 

1. Соотнесение схем с устройством кривошипно–шатунного механизма.

2

 

2. Соотнесение схем с устройством газораспределительного механизма.

2

 

3. Соотнесение схем с устройством жидкостной системы охлаждения.

2

 

4. Соотнесение схем с устройством смазочной системы.

2

 

5. Соотнесение схем с устройством системы питания бензинового двигателя.

2

 

6. Соотнесение схем с устройством системы питания дизельного двигателя.

2

 

7. Соотнесение схем с устройством ТНВД и форсунок.

2

Тема 1.3. Электрооборудование автомобилей

Содержание

12

 

1. Назначение, устройство и принцип действия АКБ, генератора переменного тока.

2

 

2. Назначение и классификация, устройство и принцип действия систем зажи­гания.

2

 

3. Система электрического пуска двигателя. Стартер.

2

 

4. Назначение, устройство системы освещения и сигнализации, контрольно–измерительных приборов.

2

 

Практические занятия

4

 

1. Соотнесение схем с устройством генератора и реле–регуляторов.

2

 

2. Соотнесение схем с устройством стартера.

2

Тема 1.4. Трансмиссия

Содержание

20

 

1. Назначение, устройство, схемы трансмиссии. Назначение каждого из агрега­тов. Устройство, принцип действия сцепления.

 

2

 

2. Назначение, типы коробок передач. Устройство коробок передач, раздаточ­ной коробки.

 

2

 

3. Назначение, устройство АКПП и вариаторов.

 

2

 

4. Назначение, устройство и принцип действия карданной передачи.

2

 

 

5. Назначение, устройство, принцип действия главной передачи, дифференциа­ла.

2

 

 

Практические занятия

10

 

1. Соотнесение схем с устройством сцепления.

2

 

2. Соотнесение схем с устройством коробки передач.

2

 

3. Соотнесение схем с устройством раздаточной коробки.

2

 

4. Соотнесение схем с устройством карданной передачи.

2

 

5. Соотнесение схем с устройством механизма ведущего моста.

2

 

Практические занятия

14

Тема 1.5. Ходовая часть. Кузов.

62

1. 2 Техническая диагностика автомобилей

 

Тема 1.1. Виды и методы диагно­стирования

Содержание

 

 

Общие сведения о диагностировании автомобиля. Классификация средств ди­агностирования.

2

 

Содержание

12

 

1.Средства диагностирования механизмов и систем двигателя

 

2

 

2.Диагностирование механизмов двигателя. Параметры, определяемые при ди­агностировании.

 

2

 

3.Диагностирование систем двигателя.

 

2

 

Практические занятия

6

 

1.Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и систем двигателя.

2

 

2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния механизмов двигателя.

2

 

3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем двигателя

2

Тема 1.3. Диагностирование элек­трических и электронных систем автомобилей

Содержание

12

 

1.Средства диагностирования электрических и электронных систем.

2

 

 

2.Диагностирование приборов электрооборудования автомобиля.

2

 

 

3.Диагностирование приборов электронных систем автомобиля.

2

 

 

Практические занятия

6

 

1.Применение средств диагностирования электрических и электронных систем автомобиля.

2

 

2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния источников то­ка.

2

 

3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем зажига­ния, пуска автомобиля.

2

Тема 1.4. Диагностирование авто­мобильных трансмиссий

Содержание

12

 

1. Средства диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. Параметры, определяемые при диагностировании.

 

2

 

2.Диагностирование сцепления, коробки передач.

 

2

 

3.Диагностирование карданной передачи, механизма ведущего моста.

2

 

 

Практические занятия

6

 

1. Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля.

2

 

2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния сцепления, ко­робки передач.

2

 

3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния карданной пе­редачи, механизма ведущего моста.

2

Тема 1.5. Диагностирование ходо­вой части и механизмов управле­ния автомобилей

Содержание

12

 

1.Средства диагностирования ходовой части и механизмов управления автомо­биля.

 

2

 

2.Диагностирование подвески, колес и шин.

 

2

 

3.Диагностирование рулевого управления и тормозной системы.

2

 

 

Практические занятия

6

 

1.Выполнение заданий по изучению средств диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля.

2

 

2.Выполнение заданий по проверке углов установки колес.

2

 

3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния тормозной сис­темы.

2

Тема 1.6. Диагностирование кузо­вов, кабин и платформ

Содержание

12

 

1.Средства диагностирования состояния кузова, кабины, платформы.

2

 

 

2.Диагностика геометрии кузова.

2

 

 

3.Диагностика лакокрасочного покрытия кузова

2

 

 

Практические занятия и лабораторные работы

6

 

1.Выполнение заданий по проверке технического состояния кузова и его эле­ментом.

2

 

2.Выполнение заданий по поверке геометрии кузова.

2

 

3.Выполнение заданий по определению состояния лакокрасочного покрытия.

2

Учебная практика раздела 1. Виды работ:

98

 

Определение технического состояния автомобильных двигателей.

 

16

 

Определение технического состояния электрических и электронных систем автомобилей.

16

 

Определение технического состояния автомобильных трансмиссий.

16

 

Определение технического состояния ходовой части.

16

 

Определение технического состояния механизмов управления автомобилей.

16

 

Выявление дефектов кузовов, кабин и платформ.

18

Производственная практика раздела 1. Виды работ:

 

36

 

Диагностирование механизмов и систем двигателя.

 

6

 

Диагностирование электрических и электронных систем.

6

 

Диагностирование состояния механизмов и агрегатов трансмиссии.

6

 

Диагностирование состояния подвески, колес и шин автомобиля..

6

 

Диагностирование состояния рулевого управления и тормозной системы.

6

 

Диагностирование основных параметров кузова

6

Итого:

 

288

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Для реализации программы предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Устройство автомобилей», оснащенный оборудованием:

макеты: двигатель автомобиля в разрезе, сцепление, механическая коробка передач, автоматическая коробка передач, редуктор моста, подвески автомобиля, АКБ, генератор, стартер,

плакаты: комплект плакатов по устройству легковых автомобилей, комплект плакатов по устройству грузовых автомобилей,

альбомы: устройство грузовых автомобилей, устройство легковых автомобилей,

комплект деталей механизмов и систем двигателей, ходовой части, рулевого управле­ния, тормозной системы, узлов и элементов электрооборудования автомобиля

и техническими средствами:

электронные ресурсы по устройству автомобилей.

Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей (с диагностическим участком), оснащенная оборудованием

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, реко­мендуемые для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания

Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник/ А. Г. Пузанков. – М: Издательский центр «Академия», 2015. – 640с.

Пехальский А.П. Устройство автомобилей: учебник/ А.П. Пехальский. – М – Изда­тельский центр «Академия», 2013. – 528 с.

Власов В.М. Технологическое обслуживание и ремонт автомобилей/ В.М. Власов. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 480с.

Гаврилов К.Л. Диагностика автомобилей при эксплуатации и техническом осмот­ре/ К.Л. Гаврилов. – Издательство ФГУГ ЦСК, 2012, –580 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

http://www.ru.wikipedia.orghttp://www.autoezda.com/diagnostika–avto

http://autoustroistvo.ru

http://tezcar.ru

http://ustroistvo–avtomobilya.ru

3.2.3. Дополнительные источники

1.Селифонов В.В. Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.

Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов: окраска: учеб пос./ В.Г. Доронкин –М: Издательский центр «Академия», 2012. – 64 с.;

Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля/ В.Ф. Яковлев. – Изда­тельство: Солон–Пресс, 2015 – 273.

Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Устройство, техническое обслуживание и ремонт ав­томобильных двигателей/ А.Н. Шишлов, С.В. Лебедев. — М.: КАТ № 9, 2011.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.