Формирование основ финансовой культуры у дошкольников 4-7 лет в процессе реализации инновационной программы «Мир финансов"
Формирование основ финансовой культуры у дошкольников 4-7 лет в процессе реализации инновационной программы «Мир финансов»
Значимым направлением дошкольной педагогики на современном этапе становится экономическое воспитание, где жизненным аспектом является формирование основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что у современных детей, как будущих участников финансового рынка, необходимо закладывать фундамент финансовой грамотности и формировать правильную ориентацию в начальных экономических явлениях, как составной части будущей социальной жизни.
Дошкольный возраст, являясь продуктивным в плане овладения первичными экономическими знаниями - грамотным отношением к собственным деньгам и умением пользоваться финансовыми продуктами, способствует обогащению социально-коммуникативного, нравственного, трудового и познавательного развития. Дети знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях, доходах, расходах, денежных знаках; способность к осознанию собственных действий, самоконтролю и волевой регуляции поведения; они получают информацию об этических понятиях и базисных качествах финансовой деятельности; у детей закладываются индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для формирования важных качеств финансово-грамотного человека. Сказанное указывает на необходимость формирования начальных экономических знаний и правильного поведения в области финансовых отношений у дошкольников, создающих важные предпосылки для будущего финансового благополучия у детей.
Впервые, основы экономического воспитания в дошкольный период включил Ян Амос Каменский в книгу «Материнская школа», в которой предлагал давать детям «экономические познания». Дошкольникам закладывались знания об управлении домашним хозяйством, и рассказывалось, для чего нужны окружающие предметы, они узнавали о сути вещей для жизни, где большая роль отводилась трудовому воспитанию.
В работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского подчеркивалась важность экономического воспитания для подрастающего поколения, отраженная в положениях и рекомендациях по формированию первоначальных экономических знаний. В конце 20 века на страницах журнала «Дошкольное воспитание», велась дискуссия о целесообразности экономического воспитания подрастающего поколения, итогом которой стала активная поддержка специалистами - дошкольниками данной идеи.
Исследования последних лет также свидетельствуют о внедрении экономического образования на дошкольной ступени, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит приобщение их к миру экономической действительности. Авторы Л. Галкина, Григоренко, Е. Курак, А. Сазонова отмечают, что в дошкольном возрасте дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Что позволяет им, как можно раньше узнавать о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, формировать у них полезные финансовые привычки, позволяющие избежать многих ошибок по мере взросления, закладывать основы финансовой безопасности приобретая финансовую самостоятельность.
По мнению А.Д. Шатовой, дошкольники должны все знать о труде: производстве и его средствах, о простейших технологиях приготовления пищи и изготовления игрушек, денежных единицах и их назначении, различных профессиях и т.д. Это в свою очередь, развивает предпосылки понятийного мышления, элементарные абстрактные рассуждения, интерес к непосредственным и к обобщенным свойствам предметов окружающего мира.
Л.В. Стахович указывает, что финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Способствуя формированию у дошкольников познавательных ценностей, ценностей переживания и преобразования (С.А. Козлова, Н. Орлова и др.).
Вопросы экономического образования дошкольников отражаются и в таких нормативно-правовых документах, как Федеральный закон 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; распоряжении Правительства РФ от 25.09.2017г. №2039-р «Об утверждении стратегии финансовой грамотности в РФ на 2017-2023г.г.; приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО». В которых также подчеркивается необходимость насыщения жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями.
В свою очередь, анализ литературы и собственные результаты исследования по данному вопросу позволили выделить несколько противоречий:
- между познавательными потребностями дошкольника и его возможностью перерабатывать сложную информацию, которую ребенок в силу возрастных особенностей не способен полноценно осмыслить и понять, поскольку не готов еще к восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчетов, планированию, анализу, синтезу и др.;
-между потребностью общества в воспитании самостоятельной, активной, любознательной, стремящейся к познанию личности старшего дошкольника и недостаточной разработанностью программ экономического содержания со среднего дошкольного возраста, способствующих развитию предпосылок экономического мышления, позволяющих сделает процесс приобщения к сложной области человеческой деятельности-экономике, более осознанным;
-между стихийным усвоением экономической информации на житейском, бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде и необходимостью создания культурной площадки «детский сад-семья» по формированию у ребенка положительного отношения к экономическим ценностям в социуме.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему педагогического опыта – организовать поиск эффективных форм педагогической работы по формированию основ финансовой культуры у дошкольников с 4 до 7 лет.
Рассмотрение образовательных программ под редакцией Шатовой А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников» (2005), Герасименко С.В. и др. «Приключения кота Белобока, или «Экономика для малышей» (2015); учебно-методического пособия под редакцией Галкиной Л.Н. «Экономическое образование детей дошкольного возраста» (2015); сборника методических разработок под редакцией Блохиной О.А., Терешевой О.В. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» (2017), позволило сделать вывод, что тема финансового воспитания своевременна, применительно к дошкольному возрасту, так как в этот период, необходимо начинать закладывать азы будущего финансового «здоровья». Но определённый интерес, для комплексного решения поставленной нами проблемы, представляет образовательная программа «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» под редакцией Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской, важным ресурсом которой выступает возможность разрешения всех обозначенных нами противоречий.
Осуществимость первого противоречия позволяет сделать акцент на построении образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: обучающих сказках, играх, интерактивных театральных мини-постановках. Способствующих незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию у воспитанников и закладывать сложную терминологию в активный словарь дошкольников в понятной и простой форме. Решением второго противоречия, стали предлагаемые авторами программы вариативные формы обучения и возможность творческого использования в работе адаптированного для среднего дошкольного возраста словесного, наглядного, практического материала. В связи с чем, отбор альтернативных подходов к решению данной проблемы, позволил проанализировать и провести необходимую адаптацию содержания образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников». А включение в неё материала авторского модуля «Мир финансов» для детей среднего дошкольного возраста, позволило увеличить объем и наполнение программы с 2 до 3 лет с целью повышения эффективности формирования элементарных экономических знаний у детей. Активное приобщение родителей к образовательному процессу через участие в семейных проектах, интерактивных театральных миниатюрах, сказках и т.д., позволит решить третье противоречие, итогом которого станет достижение положительных результатов освоения программы детьми в виде целевых ориентиров, а именно возможные достижения каждым ребенком личностных и практических результатов в экономическом воспитании.
Таким образом, актуальность темы видим в реализации целенаправленной системы работы по экономическому воспитанию детей, где основной упор будет сделан на формирование основ финансовой культуры у дошкольников с 4 до 7 лет, позволяющей вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и успешно войти им в будущую социально-экономическую жизнь.
Гипотеза исследования: если процесс формирования основ финансовой культуры у дошкольников будет осуществляться с 4 до 7 лет, это позволит заложить азы финансовой грамотности у воспитанников, расширить представления детей о мире экономики, развить предпосылки экономического мышления, воспитать гармоничную личность, осознающую нормы и ценности, необходимые для достижения финансового успеха в будущей жизни.
Цель работы: сформировать основы финансовой культуры у дошкольников с 4 до 7 лет, посредством реализации инновационной программы социально-педагогической направленности «Мир финансов».
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.
1. Создать условия, способствующие формированию основ финансовой культуры у дошкольников с 4 до 7 лет.
2.Показать эффективность работы по формированию основ финансовой культуры у дошкольников с 4 до 7 лет.
3. Представить программу социально-педагогической направленности «Мир финансов», обеспечивающую формирование основ финансовой культуры у дошкольников с 4 до 7 лет.
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна