12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Маргарита24
1

Формирование словаря у дошкольников с ОНР в продуктивной деятельности

Павлова Маргарита Михайловна,

Учитель-логопед МБДОУ

ЦРР-детский сад “Сайдыы”.



Формирование словаря у дошкольников с ОНР в продуктивной деятельности


Аннотация: в статье раскрывается проблема развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. В работе даются результаты исследования по формированию словаря у дошкольников с ОНР в продуктивной деятельности на базе в МБДОУ ЦРР-детский сад “Сайдыы”, с. Нюрбачан.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, продуктивная деятельность, развитие лексики у дошкольников с ОНР.

Одним из основных факторов развития речи, включая и обогащения словаря, выступает речь взрослых и их общение с ребенком. В самом начале коммуникация взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер. Тем самым это вызывает желание у ребенка вступить в контакт и выразить взрослым свои потребности. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии. Самое большое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевое развитие отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Так, исследования, проведенные В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым, показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М. М. Кольцова пришла к заключению, что в процессе продуктивных видов деятельности происходит тренировка движений пальцев, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие речи и является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, М. М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Провела исследование на базе в МБДОУ ЦРР-детский сад “Сайдыы” с. Нюрбачан. В эксперименте участвовали дети дошкольного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Работа состояла из трех видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Предлагала детям игры с пластилином, бумагой, природными материалами. В процессе выполнения заданий, задавала вопросы, обыгрывали ситуации, которые помогали выявить особенности речи и словарного запаса детей. Например, просила ребенка слепить котенка и описать его.

Во время рисования выстраивала диалогическое общение с ребенком. Например, спрашивала, что он нарисовал (ежик - какой он по форме, цвету, где он живет, чем питается и т. д.). Это способствует решению коррекционных задач: расширение представлений о предметах, явлениях и процессах, уточнение и расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, активизация речевой деятельности детей, развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей моторики.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Во время аппликации хорошо развиваются представления о геометрических фигурах. Например, клеим домик. Вырезаем квадратик, треугольник, круг, прямоугольник. Происходит закрепления понятий о геометрических фигурах.

В начале работы над этой проблемой было выдвинуто предположение, что если на занятиях продуктивной деятельностью использовать задания и упражнения на развитие активного и пассивного словаря, то это будет способствовать развитию и обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.

На контрольном этапе исследование провела повторную диагностику и выявили положительную динамику в развитии словаря у дошкольников с ОНР. Уровень развития словаря у дошкольников с ОНР в экспериментальной группе повысился на 30%. Тем самым подтверждается гипотезе, что предложенная нами коррекционно-логопедическая работа по развитию словаря у дошкольников с ОНР в продуктивной деятельности показала себя эффективной.

Таким образом, развитие мелкой моторики дошкольников в продуктивной деятельности благоприятным образом влияет на развитие словаря у детей с ОНР. Формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы способствуем развитию высших психических функций ребенка, в том числе речи.

Список литературы

1.Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи//Практическая психология и логопедия №4,2006.с 22-25.

2.Иванова Т.А. Формирование продуктивных видов деятельности.-.: СФЕРА, 2005-288с

3. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.-М.:Просвещение, 1979.- 245с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.