12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Медведева Лариса Николаевна17

​​​​​​​ ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение воспитания у младших школьников нравственного отношения к природе.

Формированию нравственного отношения к природе уделено внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения программы начального общего образования таким как личностные результаты, которые отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями приобретения первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе части экологического воспитания, которые предполагают формирование таких ценностей как бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Кроме ФГОС НОО внеурочная деятельность реализуется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений). Одной из таких ценностей является природа, к которой относятся такие понятия как эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

В свою очередь, великие педагоги, отмечали в своих трудах, что духовная жизнь человека самым неразрывным образом связана с природой. Это такие авторы педагогической мысли, как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Выдающиеся педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

Формировать нравственное отношение к природе необходимо уже с детства, тогда, когда человек познает законы природы, но уже способен оценить экологические проблемы, понять природу как духовный элемент сознания, в котором человек существует одновременно как объект, так и субъект. Наиболее сензитивным периодом в познании природы и воспитания экологической культуры, является младший школьный возраст. Для данного возраста характерно формирование ценностей и взглядов на мир, поэтому формирование нравственного отношения к природе, в младшем школьном возрасте является залогом усвоения ценности природы у нового поколения в будущем.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования экологической ответственности. Именно в младшем школьном возрасте формируются идеалы, мотивы, закладываются основы нравственного поведения, определяющие отношение личности с окружающим миром, формируются навыки рационального природопользования.

Сформированное нравственное отношение к природе проявляется в бережном отношении ребенка к окружающей его природе, умении видеть прекрасное вокруг себя и умении сберечь это прекрасное для себя и окружающих.

Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования нравственного отношения к природе обучающихся. В условиях эколого-развивающей образовательной среды учитель выполняет новые функции – воспитания личности с новым экологическим типом мышления, проявляющегося в духовной жизни и поступках, направленного на осознание ценности жизни и природы, проявления активности в их защите.

Формирование нравственного отношения к природе в младшем школьном возрасте создается как в учебной, так и во внеурочной деятельности учащихся. Важное звено – изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда дают возможности ответить на природоведческие вопросы, которые интересно детям. Проведение внеурочной работы, направленной на всестороннее становление личности школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает внимание к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания.

Разнообразная деятельность во внеурочной работе экологической направленности дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой. Позволяет увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто ещё не осознает необходимость бережного отношения к природе.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений, соответствующих им привычек поведения и составляют сущность формирования духовно-нравственной культуры. Понятие «нравственное отношение к природе» связано с нравственной направленностью личности в целом.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Остановимся подробно на характеристике возрастных особенностей личности младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами формирования духовно-нравственной культуры младших школьников, нужно учитывать их следующие возрастные и психологические особенности:

ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность;

младшие школьники очень эмоциональны, это проявляется в неумении сдерживать свои чувства и эмоциональной неустойчивости;

большую роль в эмоциональном и интеллектуальном развитии личности младшего школьника играет учитель;

младшие школьники отличаются импульсивностью – склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не взвесив все обстоятельства и не подумав о последствиях;

общая недостаточность воли: младший школьник еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия;

капризность и упрямство – распространенная особенность как следствие недостатка семейного воспитания;

сильно выражена подражательность;

именно в младшем школьном возрасте ребенок отличается ортодоксальностью – неуклонным следованием установленному порядку;

активность: они энергичны, подвижны, активно стремятся все исследовать и ко всему приобщиться;

в данном возрасте дети еще не могут достаточно объективно себя оценить.

В период 6-10 лет закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость к внешним влияниям; вера в истинность всего, чему учат; способность к усвоению образца; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами и др.

Компонентами духовно-нравственной культуры личности выступают знания, эмоциональные состояния, потребности, убеждения, чувства. Известно, что в младшем школьном возрасте наиболее динамично в структуре отношений развиваются познавательная и эмоциональная составляющие. Однако каждый учитель многократно наблюдал, что самая яркая, доходчивая беседа о той или иной нравственной норме по-разному воздействует на сознание обучающихся, обуславливая тем самым и разную динамику в их духовно-нравственном развитии. Причина этого явления находится в сложившемся к моменту поступления детей в школу личном жизненном опыте. Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например, «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы школьник умел учитывать состояние окружающих людей, и чтобы его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Согласно этому, одной из задач педагога является формирование опыта нравственного поведения. Его сущность заключается в продуманной, целенаправленной профессиональной организации учителем учебной и коммуникативной деятельности младшего школьника, его взаимоотношений в коллективе, как процесса приобщения к нравственной культуре, духовным ценностям.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются младшими школьниками, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений обучающихся.

Следует отметить, что нравственность как личностное образование может выполнять свою регулятивную функцию только при условии ее эмоционально-чувственного освоения. Поэтому очень важно построить в сознании младшего школьника разумные, гуманные отношения к морали и нравственности. Это и будет результатом сформированности духовно-нравственной культуры личности.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения обучающихся, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Ж. Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления обучающегося о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Ж. Пиаже – это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у младших школьников приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В период нравственного реализма обучающиеся судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Важную роль в духовно-нравственном развитии младшего школьника играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить младшего школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные переживания. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте школьник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации.

Если ребенок нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.

Поступки обучающихся часто носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

В формировании духовно-нравственной культуры младших школьников следует учитывать, что они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает обучающимся в выборе правильной нравственной оценки.

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она – важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, строится так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием сформированности духовно-нравственной культуры могут быть только реальные поступки младших школьников, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только, упражняясь в нравственных поступках.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его младшим школьникам.

Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности школьника. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.

Формирование духовно-нравственной культуры является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу обучающегося в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Таким образом, в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит приобщение к нравственным нормам и правилам. Возникают психологические новообразования, которые лежат в основе формирования у обучающихся отношения к духовно-нравственным ценностям. Это повышенная восприимчивость к внешним влияниям, становление воли, осознанность своих действий, способность оперировать понятиями, способность к внутреннему планированию, руководствуясь нравственными требованиями и чувствами. У младших школьников наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно оценить действия товарища, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил. Поэтому особенностями формирования нравственного отношения у младших школьников к природе являются такие как понимание природы как ценности в жизни человека, знание, что из себя представляет природа как окружающая действительность человека, представление о том, какую роль природа играет в жизни человека и почему ее надо беречь; нравственное отношение к природе у младших школьников необходимо формировать через включение их в разные виды деятельности – познавательную, природоохранную и др.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.