Проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 3 классе»

2
0
Материал опубликован 12 January

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанский лицей»

 


 


 

Проект на тему:

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках английского языка в 3 классе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

Трофимова Оксана Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черемшан, 2023

СОДЕРЖАНИЕ


 

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных) на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК «Английский в фокусе – 3»____________________________________6

Глава II. Типы упражнений и заданий на формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК «Английский в фокусе – 3»____________________________________________________10

Заключение______________________________________________________20

Список источников________________________________________________22


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым со­циальным запросам, отражающим переход России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечива­ющее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых об­разовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной зада­чей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисцип­лин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигает­ся путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Караба-новой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизи­ровать требования к результатам начального общего образова­ния и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Актуальность концепции развития универсальных учеб­ных действий для начального общего образования обусловле­на следующими факторами:

необходимостью ускоренного совершенствования обра­зовательного пространства, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

задачами формирования общекультурной и граждан­ской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и рели­гиозного разнообразия российского общества.

необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясня­ются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной пси­хологической готовностью детей к школьному обучению, не­удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. B связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправлен­ного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

возрастанием требований к коммуникационному взаи­модействию и толерантности членов поликультурного обще­ства, степени ответственности и свободе личностного выбо­ра, самоактуализации.

Целью моей работы является показать преимущества методики проектной деятельности в формировании УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

познакомиться с теоретическими основами новых образовательных стандартов

определить этапы работы над проектом

классифицировать проекты, используемые на уроках английского языка в начальной школе

определить УУД при работе над проектами

Актуальность данного проекта заключается в недостаточности практического материала по введению обновленных ФГОСов в преподавании английского языка.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глава I.Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК «Английский в фокусе – 3»

Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Личностные УУД

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать трудности и стремиться их преодолеть, участвовать в творческом и созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные УДД, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные учебные действия формируют умение добывать, преобразовывать и представлять информацию:

самостоятельное формирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия;

смысловое чтение;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Типы упражнений и заданий на формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК «Английский в фокусе – 3»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

Развитие личности учащихся.

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Я работаю по УМК Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н. И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый материал.


 

Вид универсальных учебных действий

Универсальные

учебные действия

Виды

речевой деятельности

Аспекты языка

Задания на формирование универсальных учебных действий

Познавательные

Общеучебные

Письмо

Фонетика

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Стр. 45 упр. 5

t1705082197aa.gif

Логические

Чтение

Лексика

Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение

Стр. 127 упр. 5

t1705082197ab.gif

 

Постановка и решение проблемы

Чтение

Письмо

Лексика

Грамматика

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Стр.111 упр. 4

t1705082197ac.gif

 

Коммуникативные

общеучебные

Говорение

Лексика

Составить диалогическое высказывание стр 42 упр 2 t1705082197ad.gif

 

Логические

Чтение

Лексика

РТ Стр 66 упр 1

t1705082197ae.jpg

Постановка и решение проблемы

Говорение

Лексика Грамматика

Познакомьтесь с новым учеником в вашем классе стр 4 упр 2

t1705082197af.jpg

 

Регулятивные

Логическое

Письмо

Лексика

1. Вычеркни лишнее слово.

1.mum, dad, friend, grandma

2. father, grandfather, sister, brother

3.Sam, Ted, Dolly, Jack

4.bag, cake, dad, lamp

Общеучебные

Письмо

Грамматика

 

4. Напиши предложения во множественном числе.

1. It is a horse. -

2. The puppet is funny. -

3. It is a toy soldier. –

4. I am happy.

Постановка и решение проблемы

Говорение

Грамматика Лексика

Какое у меня животное? Угадай!

I am an animal at the zoo.

Listen now, this is true.

I’m yellow and brown. My tongue is red.

I’ve got two little ears on top of my head.

My neck is long and I am tall.

I haven’t got any hands at all.

I can see the top of trees.

My food is there. I like green leaves.

So what am I? Do you know? (a giraffe)

 

Личностные

Общеучебные

Монолог

Лексика Грамматика

Напиши и расскажи о своей семье на основе прочитанного текста упр 4 стр 31. Стр 31 упр 5

t1705082197ag.jpg

Логическое

Письмо

Лексика грамматика

1.Закончи предложения. РТ упр 2 стр 8

My favourite school subject is…

I like…

 

Постановка и решение проблемы

Письмо

Лексика

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера стр 129 упр 3

t1705082197ah.jpg


 


 

Заключение

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация обновленных ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных и личностных универсальных учебных действий. Такая организация обучения характеризуется следующими особенностями:

Учебный материал, с которым работает ученик, должен входить в содержание цели его действия. Благодаря этому ученик сознательно ориентируется в предмете своей деятельности, постоянно регулирует её походу решения задач. Так ученик шаг за шагом в процессе индивидуального познания успешно овладевает и содержательно-предметной и процессуальной стороной деятельности. Главное условие такой ситуации обучения – осознание учеником обобщающей цели деятельности, которая выступает в качестве мотива и своеобразного «цементирующего» начала системы предпринимаемых действий.

Далее ученику необходимо наметить ход выполнения действий, для чего значимым является умение планировать свою работу.

Затем ученик выполняет самостоятельные действия, которые формируются путем превращения сознательных учебных действий в актуально сознаваемые действия, то есть способ их выполнения отвечает не столько мотиву и цели действия, сколько условиям, в которых дана эта цель. При этом необходим постоянный самоконтроль, как по ходу выполнения самих действий, так и по достижении определенного результата, оценка и самооценка своей работы. А, следовательно, основная функция регулятивных УУД состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, отвечающую определенным требованиям:

Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям и задачам.

Должен формироваться у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений для решения определенного класса учебно-познавательных задач и, соответственно, продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.

Должна вырабатываться у учащихся установка на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.

Тип работы должен соответствовать уровню сформированности у учащихся умений организовывать свою деятельность, при этом постепенно усложняясь.

Таким образом, эта работа, рассматриваема как искусственная педагогическая конструкция, выступает в обучении, как специфическое педагогическое средство организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, формирование которой должно быть предметом целенаправленной работы учителя.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.


 


 

Список источников

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2010.

2.  Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. – М.: Просвещение, 2009.

3. Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.

4. Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

5.Глоссарий, сайт ФГОС, standart.edu.ru

6.Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

7. Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык.- М. Просвещение 2016 (серия стандарты второго поколения).

8. Быкова Н.И., М.Д.Поспелова М.Д. Книга для учителя к учебнику «Spotlight-3» для 3 класса общеобразовательных школ-М. Просвещение, 2015.

9. Быкова Н.И., М.Д.Поспелова М.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Spotlight-3» для 3 класса общеобразовательных школ-М. Просвещение, 2015.

10. Быкова Н.И., М.Д.Поспелова М.Д. Сборник контрольных заданий к учебнику «Spotlight-3» для 3 класса общеобразовательных школ-М. Просвещение, 2015.

11. Быкова Н.И., М.Д.Поспелова М.Д. Учебник «Spotlight-3» для 3 класса общеобразовательных школ-М. Просвещение, 2015.

 

 

 

 

 


 


 

9

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации