Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(естественно-научная грамотность)
для 3 класса
на 2023 – 2024 учебный год
Ромбаева Амина Хайруловна
учитель начальных классов
Тюмень 2023
Результаты освоения программы кружка Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
Формирование представления о природе как развивающейся системе:
рассматривать биологические процессы в развитии;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
использовать биологические знания в быту;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
объяснять мир с точки зрения экологии;
перечислять отличительные свойства живого;
различать основные группы живых организмов;
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
понимать смысл экологических терминов;
характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Введение 1ч Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 4ч.Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 6ч.Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе 5ч.Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей 3ч.Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений 3ч.Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых 4ч.Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Что такое НЛО? 1ч.Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
Изучение природы 3ч.Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем 6ч.Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами 15ч.Многообразие цветущих и не цветущих растений в Тюменской области Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Тюменской области. Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Тюменской области. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка.
Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Тюменской области. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения юга. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Тюменской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа 10ч.Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения юга. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Тюменской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Обобщение пройденногоОбобщение знаний.
Дидактической цели преподавания кружка соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.
Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.
Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.
Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории , о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.
Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Краснодарского края..
Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.
Цель кружка: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи кружка:освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условий антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Кружок в начальной школе должен рассматриваться как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» и поэтому включает минимальный базовый уровень. Затем изучение «Региональной экологии» будет представлено следующим информационным блоком с базовым и углубленным уровнем изучения в курсе «Экология края».
Кружок предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Формы организации учебной деятельности учащихсяПрограмма максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:
на природоохранные объекты;
на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
на природные комплексы;
на объекты системы мониторинга;
на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических ситуаций нравственного выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей кружка.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час | Э(ЦОР) |
1 | Изучение природы | 3 | |
1. | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | |
2. | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | 1 | https://ya.ru/video/preview/942104958368359896 |
3. | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | 1 | |
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | |
4 | Солнце - источник тепла | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=pqWN-aKILvE |
| и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | | |
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | 1 | |
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=gJ7_mSkbTCw |
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 1 | |
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=Ia1qwZyQU3M |
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3826/start/224252/ |
3 | Кто и как живет рядом с нами | 15 | |
| Мир растений и человек | 5 | |
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений Свет, тепло, влага в | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/ |
| жизни растений. | | |
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо- коннике - что мы о них знаем. | 1 | |
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги | 1 | |
13 | Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4456/start/155595/ |
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4456/start/155595/ |
| Мир животных и человек | 10 | |
15 | Многообразие животных родного края | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/start/289965/ |
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | 1 | http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
|
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | 1 | http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru |
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | 1 | |
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | 1 | https://dzen.ru/a/YXBFt1IfbjievhyJ?utm_referer=yandex.ru |
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | 1 | https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2018/10/15/dobroe-delo-ili-kak-pomoch-ptitsam-zimoy |
21 | Домашние птицы. Корм- ление и уход за ними. | 1 | |
22 | Млекопитающие родного края. Редкие животные | 1 | |
| | | |
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | 1 | |
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/start/155238/ |
4 | Человек и природа | 10 | |
25 | Зависимость человека от природы. | 1 | |
26 | Пищевые, лекарст- венные, ядовитые растения. Культурные растения. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/ |
27 | Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. | 1 | https://ya.ru/video/preview/14959924078433091342 |
28 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3816/start/155937/ |
29 | Отрицательное воздействие человека на природу. | 1 | https://yandex.ru/video/preview/2929736639289371016 |
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | 1 | https://ya.ru/video/preview/12051143075583471434 |
31 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | 1 | https://ya.ru/video/preview/6094959840492844148 |
32 | Что охраняют в заповедниках и заказниках Тюменской области | 1 | |
33 | Охранять природу - значит охранять жизнь | 1 | |
34 | Обобщение знаний. | 1 | |
| Итого | 34 | |
Приложение 1. Поурочное планирование учебного курса по естественно-научной грамотности для 3 класса, 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час | Основное содержание | Э(ЦОР) | Дата по плану |
1 | Изучение природы | 3 | | ||
1. | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | Обмен впечатлениями, чтение рассказов М. Пришвина о природе. | | 05.09.23 |
2. | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | 1 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | https://ya.ru/video/preview/942104958368359896 | 12.09.23 |
3. | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | 1 | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. | | 19.09.23 |
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | | ||
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | 1 | Презентация. Мини проекты | https://www.youtube.com/watch?v=pqWN-aKILvE | 26.09.23 |
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | 1 | Просмотр учебного фильма | | 03.10.23 |
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | Беседа, разгадывание загадок, ребусов | https://www.youtube.com/watch?v=gJ7_mSkbTCw | 10.10.23 |
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 1 | Групповая проектная деятельность | 17.10.23 |
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | 1 | Круглый стол | https://www.youtube.com/watch?v=Ia1qwZyQU3M | 24.10.23 |
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | 1 | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3826/start/224252/ | 07.11.23 |
3 | Кто и как живет рядом с нами | 15 | | ||
| Мир растений и человек | 5 | | ||
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений Свет, тепло, влага в жизни растений. | 1 | Экскурсия в парк | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/ | 14.10.23 |
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо- коннике - что мы о них знаем. | 1 | Круглый стол | | 21.11.23 |
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги | 1 | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения | | 28.11.23 |
13 | Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются | 1 | Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». | 05.12.23 |
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | Игра: «Что растет в родном краю». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4456/start/155595/ | 12.12.23 | ||
| Мир животных и человек | 10 | | | | ||
15 | Многообразие животных родного края | 1 | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Промысловая охота». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/start/289965/ | 19.12.23 | ||
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | 1 | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru | 26.12.23 | ||
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | 1 | Презентация | http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru | 09.01.24 | ||
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | 1 | Учебный фильм | | 16.01.24 | ||
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | 1 | Прогулка – наблюдение в парк Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки» | https://dzen.ru/a/YXBFt1IfbjievhyJ?utm_referer=yandex.ru | 23.01.24 |
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | 1 | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2018/10/15/dobroe-delo-ili-kak-pomoch-ptitsam-zimoy | 30.01.24 | | ||||
21 | Домашние птицы. Корм- ление и уход за ними. | 1 | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | | 06.02.24 | | ||||
22 | Млекопитающие родного края. Редкие животные | 1 | Доклады детей | | 13.02.24 | | ||||
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними | 1 | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т. д.) | | 20.02.24 | | ||||
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | 1 | Презентация | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/start/155238/ | 27.02.24 | | ||||
4 | Человек и природа | 10 | | |||||||
25 | Зависимость человека от природы. | 1 | Просмотр учебного фильма. | | 05.03.24 | |||||
26 | Пищевые, лекарст- венные, ядовитые растения. Культурные растения. | 1 | Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/ | 12.03.24 |
27 | Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. | 1 | Виртуальная экскурсия к егерю, рыбакам | https://ya.ru/video/preview/14959924078433091342 | 19.03.24 | |
28 | Природа – источник сил, вдохновения и оздоровления. | 1 | Заседание круглого стола. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3816/start/155937/ | 02.04.24 | |
29 | Отрицательное воздействие человека на природу. | 1 | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | https://yandex.ru/video/preview/2929736639289371016 | 09.04.24 | |
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | 1 | Творческая деятельность: рисунки «Я- человек – часть природы» Составление загадок по теме. | https://ya.ru/video/preview/12051143075583471434 | 16.04.24 | |
31 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | 1 | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | https://ya.ru/video/preview/6094959840492844148 | 23.04.24 | |
32 | Что охраняют в заповедниках и заказниках Тюменской области | 1 | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью. | | 30.04.24 | |
33 | Охранять природу - значит охранять жизнь. | 1 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | | 07.05.24 |
34 | Обобщение знаний. | 1 | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Тюменской области. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | 14.05.24 | |
| Итого | 34 | | | |