СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Гранина Инна Сергеевна101

            Сжатое изложение

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

 

Микротема – тема каждой смысловой части текста. Одна микротема  соответствует одному абзацу.

Тема текста – это то, о чём  говорится в тексте.

Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые (опорные) слова – особенно важные для понимания данного текста.

 

Приёмы  сжатия (компрессии) текста

     I.            Исключение

·         вводных слов;

·          однородных членов предложения;

·          повторов;

·          однотипных примеров;

·          риторических вопросов и восклицаний;

·          цитат;

·          деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

·          пояснений;

·          рассуждений;

·          описаний;

·         слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

1)      Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

2)      Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Например:

 Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

     Здесь избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, оставим обобщающие слова  везде, во всём. Смысл предложения не изменится.

 Сказка живет везде,  во  всем (5 слов)

    II.            Обобщение или объединение

·         парцеллированных предложений;

·          ряда предложений, связанных одной мыслью;

·          частей предложений ;

·         конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо:

1)       Найти в тексте мелкие, единичные факты.

2)      Найти в них общее.

3)      Объединить эти факты на основе общего.

4)       Сформулировать получившееся предложение. 

Например:

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

    III.            Замена

·         однородных членов обобщающим словом;

·          сложного предложения – простым;

·          части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

·          прямой речи – косвенной;

·          части текста одним предложением;

·          части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо:

1)   Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2)  Сформулировать получившееся предложение.

Например:

     Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

 

Работ  с текстом:

1)      Текст разделить на абзацы

2)      Выделить  существенную информацию

3)      Используя способы сжатия текста, убрать второстепенную информацию

4)      объединить получившийся текст

5)      отредактировать его, если в этом есть необходимость.

 

Что нельзя удалять из текста?

1)       Авторский тезис

2)      Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли

3)      Вывод автора.

 

 

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

 

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

 

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

 

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова) 
 
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

 

Сочетание замены, исключения и объединения

 
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)

 

 
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

 

 

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

 

При первом чтении: 
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. 
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). 
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. 
- Запомните последовательность событий, рассуждений. 
- Определите количество абзацев, ключевые слова. 
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

 

Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 
 
После второго чтения
- Разделите текст на смысловые части. 
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. 
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. 
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 22.11.19 в 21:36 0 Ответить Пожаловаться
Важная работа! Хорошо продуманы карточки,Инна Сергеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.