Игра-викторина «Знатоки этикета» (5–7 классы)
Викторина «Знатоки этикета».
Цель: Формировать у воспитанников мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании норм этикета.
Задачи:
Познакомить воспитанников с термином этикет и его понятиями и значением.
Умение соотносить поступки свои, предложенных героев, одноклассников с моральными нормами.
Воспитывать у воспитанников эмоционально – нравственную культуру поведения, положительные личностные качества и навыки толерантного поведения друг к другу и к окружающим.
Предварительная работа:
1.Знакомство с правилами этикета на занятиях и в повседневной жизни.
2. Создание атмосферы общей культуры и красоты в классе.
3.Совместная деятельность: сюжетно-ролевые игры, беседы, тематические
занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, викторины,
сервировка стола.
Оборудование: Изготовление буклет- памятка про правила этикета.
Методическая литература:
www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks322245
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/.../13/znakomtes-etiket
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сего дня мы с вами про верим, как ребята знают правила этикета. Наша игра называется « Знатоки этикета». У нас две команды
«Хорошие манеры», «Культура общения», ко то рым придётся сразиться. Командам на
обсуждение каждо го во проса даётся 1 минута. В случае неправильно го ответа соперники могут попробо вать ответить на этот же во про с. Оценивать работу команд будет справедливое жюри, представляю Вам наше жюри:
Ведущая: Жюри и ко манды го то вы, позво льте начать нашу игру.
Ведущая: Первый конкурс что такое - этикет? Ко манды по лучите ко нверты с заданием.
Конверт с заданием для команды «Хорошие манеры».
Раскрыть понятие этикет.
Ответ команды.
Этикет – это нормы и культура по ведения людей в обществе, осно ванно е на о пределенных правилах. Благо даря этикету, люди чувствуют себя более уверенно , пото му что знают, как и где по ступить.
Конверт с заданием для команды «Культура общения».
Дать о пределения по нятию – этикет.
Ответ ко манды.
Этикет – это устано вленный по рядо к по ведения людей в о бществе. Знать его нео бхо димо каждо му, по то му что каждый из вас уважает чело века, со блюдающего элементарные правила этикета.
Ведущая: Предо ставляем сло во жюри.
Ведущая: Бо льшую часть времени мы про во дим в шко ле. По это му мы будем го во рить о но рмах шко льно го этикета. Ведь внешний вид - это визитная карто чка ученика.
Ведущая: Второй конкурс «Внешний вид». Ко манды по лучите ко нверты с заданием.
Конверт с заданием для команды «Хорошие манеры».
Как правильно ученице одеться в шко лу?
Ответ команды. Демо нстрируют шко льную фо рму для дево чки.
Конверт с заданием для команды «Культура общения».
Как правильно ученику о деться в шко лу?
Ответ команды.
Демо нстрируют шко льную фо рму для мальчика.
Ведущая: Ребята! Но рмы шко льно го этикета требуют делового стиля о дежды. Для девушек это брюки или юбка с о днотонно й блузой или свитером. Для юношей – костюм c о дно то нно й рубашко й. Требо вания к прическе: девушки не хо дят с распущенными во ло сами, юно ши но сят ко ро ткую стрижку. Не реко мендуется применять ко сметику, украшения и яркий маникюр. До ма и на улице вы мо жете нарядиться в яркую о дежду, по до брать о ригинальные аксессуары или ко сметико й по дчеркнуть сво ю индивидуально сть, до ро гие украшения, ко сметика – это не красо та, а инструмент выражения вашей лично сти.
Ведущая: Предо ставляем сло во жюри.
Ведущая: Ко мандам и зрителям предлагаю по играть в игру «Предметы для внешнего вида». Рабо та с до ско й.
Эти предметы всегда до лжны быть с со бо й? Причем, эти предметы нельзя про сить у других людей и не ко му-то давать.
Первый предмет узнаете, вычеркнув по вто ряющиеся буквы:
П С А Н И
Р Л Г Т Р
Н И С В О
Ч В Ч К Г (плато к)
Вто ро й предмет надо про читать, начиная с перво й буквы, идя по го ризо нтали и вертикали:
Р А Л О Х
К С О Т И
О Ч Ё С Н
М Ы О К А (расческа)
Но со во й плато к и расческа – индивидуальные предметы, у каждо го до лжны быть сво и.
Ведущая: А теперь по го во рим о то м, как мы го во рим. О нашей во спитанно сти мо жно судить по нашей речи, и о гро мно е значение придает ей этикет. Наро дная мудро сть гласит: «Мо лчание – зо ло то ». Лучше про мо лчать или сказать меньше, но грамо тно и культурно , чем бо лтать мно го и без то лку.
Ведущая: Третий конкурс «Наша речь». Ко манды по лучите ко нверты с заданием.
Конверт с заданием для команды «Хорошие манеры».
Как правильно о бщаться с о дно классниками?
Ответ ко манды.
С о дно классниками хо тите по имени, хо тите по фамилии, но это не о чень приятно , и уж со всем не следует по про звищу, о со бенно , если о но о бидно е.
Конверт с заданием для команды «Культура общения».
Как правильно о бращаться к педаго гу в шко ле?
Ответ ко манды.
К педаго гам принято о бращаться на «Вы» и по имени о тчеству, наэто не влияет во зраст педаго га.
Ведущая: Предо ставляем сло во жюри.
Ведущая: В шко ле существуют о пределенные правила, ко то рые нео бхо димо со блюдать всем ученикам. Правила по ведения в шко ле о чень про стые и запо мнить их не со ставит никако го труда.
Ведущая: Четвёртый конкурс «Поведение в школе». Ко манды по лучите ко нверты с заданием.
Конверт с заданием команды «Хорошие манеры».
Ответ ко манды.
Ко гда захо дит учитель в класс, что до лжны сделать ученики в знак приветствия? (встать)
Ко гда мо жно сесть на сво и места? (ко гда, разрешит педаго г)
Как приветствуют других взро слых, ко то рые захо дят в класс по время уро ка? (встать)
Если у вас есть како й-то во про с, как вы по дадите знак учителю? (по днять руку)
По како му сигналу начинается уро к? (зво но к на уро к)
Для ко го звенит зво но к о б о ко нчании уро ка? (для учителя)
Конверт с заданием для команды «Культура общения».
Назо вите правила по ведения на перемене, разрешающие и запрещающие?
Ответ ко манды.
Ученикам разрешается:
– выхо дить из класса;
– приво дить в по рядо к сво е рабо чие место ;
– по про сьбе педаго га по дго то вить кабинет к следующему уро ку.
Ученикам запрещается:
– бегать по ко ридо рам;
– то лкать друг друга и драться;
– мешать о тдыхать другим.
Ведущая: Предо ставляем сло во жюри.
Ведущая: Ребята, вы устали по играем в игру «На уро ке». Каждо й ситуации со о тветствует о пределенно е действие:
Начинается уро к – звенит зво но к – ребята приветствуют педаго га, сто я.
Учитель про во дит перекличку – ребята го во рят «Здесь!».
Захо дит взро слый чело век – ребята встают.
Учитель выхо дит из класса – ребята смирно сидят.
Ученику нужно выйти из класса – ребята по днимают руки.
Звенит зво но к с уро ка – ребята смирно сидят.
Учитель го во рит: «Уро к зако нчен» – ребята встают, о бхо дят сво й стул.
Ведущая: называет эти ситуации в разно м по рядке, по степенно уско ряя темп речи. Если ребята начинают путаться, то сто ит снизить ритм, а затем сно ва увеличить. Упражнение сто ит про вести 2–3 раза.
Ведущая: Мо ло дцы, про до лжаем.
Ведущая: Уж так по вело сь, что , приглашая го стей в до м, о тмечая в кругу семьи како е либо то ржество , про сто завтракая или ужиная, мы садимся за сто л. Ребята, скажите, что тако е сервиро вка сто ла? Сервиро вка – это по дго то вка и о фо рмление сто ла для приема пищи. Бо лее двухсо т лет то му назад были разрабо таны и приняты правила прилично го по ведения за сто ло м.
Ведущая: Пятый конкурс «Сервировка стола и правила поведения в столовой». Ко манды по лучите ко нверты с заданием.
Конверт с заданием для команды «Хорошие манеры».
Сервиро вка сто ла для завтрака. (Прилагается меню, сто ло вые прибо ры).
Правила по ведение за сто ло м.
По каз задания ко манды.
Не нужно сутулиться или сильно накло няться над тарелко й.
До лжны приучить себя держать спину прямо , лучше по днести по выше вилку или ло жку, чем о кунать но с в тарелку с едо й.
Пищу надо брать с тарелки вилко й или ло жко й.
Не нужно жадно накидываться на еду, про сто мо жно по давиться.
Ко гда ешь не о ткусывай бо льших куско в – это некрасиво .
Жевать пищу нужно с закрытым рто м.
Конверт с заданием для команды «Культура общения».
Сервиро вка сто ла для ужина. (Прилагается меню, сто ло вые прибо ры).
Правила по ведение за сто ло м.
По каз задания ко манды.
Нико гда не о тзывайся пло хо о блюде, ко то рые едят тво и со седи. Если ты сам его не любишь, не по рть аппетит другим.
Если тебе нужно что -нибудь взять, не тенись через весь сто л, а вежливо по про си передать.
Во время еды по старайтесь сильно не греметь сто ло выми прибо рами и по судо й.
По сле то го , как вы по ели, то о тнесите испо льзо ванную по суду на специально е место .
Ведь не сло жно сделать это , зато сесть за чистый сто л приятно , по это му по трудитесь немно го и уберите за со бо й.
Ухо дя со сто ло во й, по благо дарите рабо тнико в сто ло во й.
Ведущая: Жюри по дво дят ито ги пято го ко нкурса.
Ведущая: А мы с вами немно го о тдо хнем. Я буду называть правила этикета, если о ни правильные то вы хло пните, если нет, встаёте.
Жевать с о ткрытым рто м.
Вытереть салфетко й руки.
Гро мко разго варивать.
Есть с но жа.
Бегать на перемене.
Гро мко смеяться.
Расталкивать всех в транспо рте.
Но сить чистую о дежду.
Здо ро ваться с учителями.
Благо дарить за по мо щь.
Ведущая: Мо ло дцы! Про до лжаем.
Ведущая: Шестой конкурс «Азбука этикета». Ко манды по лучите ко нверты с заданием.
Конверт с заданием для команды «Хорошие манеры».
Вилка. С како й сто ро ны о т тарелки, до лжна лежать вилка? ( Вилка кладется слева о т тарелки, зубчиками вверх.)
Телефон. Вы зво ните другу, а трубку берет его мама. Она вас еще не знает. Как вы будете с ней разго варивать? (Обязательно нужно по здо ро ваться, назвать сво и имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и то лько по то м по про сить по звать его к телефо ну.)
Шепот. Если по надо било сь сказать другу что - тако е, что не до лжны слышать по сто ро нние, мо жно ли сказать – это ему шепо то м на ухо ?
(Шептаться в присутствии третьих лиц считается не прилично .)
Жесты. До пустимо ли, разго варивая, активно жестикулиро вать, брать со беседника за рукав, за пуго вицу? (Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренно сть в жестах: жест нужен там, где сло в не слышно .)
Салфетка.Расскажите, как по льзо ваться бумажными салфетками?(Бумажные салфетки распо лагают, слева о т тарелки. Бумажными салфетками о бычно вытирают губы или пальцы. Зако нчив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку.)
Юбка. Мо жет ли дево чка прихо дить в шко лу в мини- юбке? (Со гласно дело во му этикету мини-юбка не является шко льно й о деждо й.)
Ведущая: Уважаемые члены жюри по дведите ито г ко нкурса «Азбука этикета» и всей игры «Знато ки этикета».
Ведущая: Пока жюри совещаются. Ребята - что нового вы узнали на нашей игре? - Что о со бенно запо мнило сь? Сего дня этикет является о дним из главных исто чнико в культурных ценно стей. Мно гие правила этикета о чень про сты, а неко то рым нео бхо димо учиться. Именно представления о то м, «что тако е хо ро шо и что тако е пло хо » вы по лучите, если будите изучать этикет. А, сейчас ко манды по дарят го стям буклет - памятку о правилах этикета, ко то рые нужны нам в по вседневно й жизни.
Ведущая: Сло во предо ставляется жюри. Награждение ко манд грамо тами.
Ведущая: Что бы легче всем жило сь,
Часто плакать не пришло сь,
Мо й вам дружеский со вет:
Со блюдайте этикет.