Методическая разработка «Игровой танец и его использование на уроках джаз танца с детьми младшего школьного возраста»

2
0
Материал опубликован 9 January

Методическая рекомендация.

 

Игровой танец и его использование на уроках джаз танца с детьми младшего школьного возраста.

 

Организация игрового танца на уроках джаза, результативность которого заложена в самом его процессе, включает предварительную подготовку занятия и планирования ряда его стадий. Подготовка к занятию игровым танцам предполагает определённость возраста детей, знание их психофизического состояния и развития. Драматургия танца разрабатывается в зависимости от целей, поставленных педагогом-хореографом (это может быть развитее как физических, так и духовных качеств). К физическим относятся: координация, сила, шаг, выносливость, а к духовным: межличностные отношения в коллективе, развитие кругозора и образности. При необходимости готовятся костюмы и реквизит, подбирается музыка.

Оценка деятельности участника игрового танца основана на тех качественных изменениях, которые происходят с ними в процессе самого занятия. Участники игрового танца индивидуальны и отражают прирост его смысловой и значимой деятельности. В данном виде джаз-танца происходит чувствование образа и полная его передача зрителю. Игровой танец формирует систему представлений о себе, которая творчески формируется в танцевальном процессе деятельности и общения. Осваивая джаз-танец через игру, дети чувствуют себя увереннее в коллективе, получают удовольствие от творческого процесса.

Дети очень любят выдумывать. Для того чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей. Задача такого игрового занятия – только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные. Ваш опыт будет для детей мертвым. Поэтому – поощряйте их фантазию и выделяйте «самостоятельное время» для воплощения их идей. Будет гораздо лучше, если вы будете подсказывать детям танцевальные приемы и движения на «их территории», при создании интересных для них танцев.

Вот несколько игр, которые можно использовать на уроках:

Достраивание фигур. Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую, по его мнению, позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство. Затем к ним «подстраивается» третий человек, четвертый и так далее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура. Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга, с позиции зрителей.

Сад. Каждому ребенку предлагается свое собственное задание – станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько человек. Образы вы можете придумать сами, но вот несколько примеров, которые использую я: пчела, ромашка, яблоня, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, куст сирени, воробей, ласточка, тучка и т.д. После этого танца предложить детям усложнить задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы и так – до последнего участника.

Танец природы. Все детки разбиваются на пары и тройки (при желании – группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру – восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, водопад, капель). Хорошо, чтобы педагог посмотрел не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и чтобы детки устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все сядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец. А педагог отгадает, что или кого танцевали дети. Все это, включая процесс разгадывания применимо и для предыдущих сюжетов. Например, угадайте, что был за цветок, что за насекомое. Если танец после проигрывания в детской показывается взрослым, то логично предложить взрослым угадывание. В таком случае взрослые в большей степени будут вовлечены в представление. Особенно это актуально, если взрослые серьезны, еще не настроились веселиться, то есть составляют «сухую аудиторию». В процессе разгадывания зрителями (взрослыми) есть и отрицательная сторона – некоторая дезорганизация всего процесса. Поэтому, если дети сильно шалят и вообще дети перевозбуждены, возможно, не стоит применять разгадывание. Впрочем, можно одну игру показать без разгадывания, а другую – через некоторое время – уже с разгадыванием. Разгадывание потребует у вас больших навыков и усилий в процессе управления игрой, а также большего авторитета у детей.

Мячик – невидимка. Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течение минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика. Затем можно использовать и сам предмет, это поможет в дальнейшем правильной работе с предметов во время постановочных номеров.

Танец без музыки. Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д. Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

Танцующая кисточка. Деткам выдаются краски, бумага и кисти, ставится музыка. Затем педагог предлагает всем нарисовать рисунок так, словно кисточка танцует на бумаге свой собственный танец теми цветами, которые диктует музыка. Когда рисунки будут готовы, детям предлагается посмотреть их всем вместе, а затем по очереди выйти и станцевать тот танец, который они нарисовали. Можно разыграть конкретную ситуацию, но она должна быть понятна и близка детям. Например: В игрушечном магазине. Каждая «игрушка» выбирает себе наименование и образ. В магазин входит девочка или мальчик. По очереди он «включает» каждую игрушку, в результате чего «игрушка» показывает свой мини-танец – пантомиму, изображающий конкретную игрушку (куклу, робота, лошадку и т.п.). На этом этапе можно подключить также и других детей к разгадыванию, какую же игрушку изображает ребенок. Или же «роли» делятся в кругу детей, чтобы не было совпадений, тогда разгадывание становится невозможным. Настаивать на отсутствие совпадений имеет смысл только в случае подготовки публичного показа игры в виде танцевального номера. Если же таковое не предстоит, не стоит ограничивать детей, пускай уж лучше будет три лошадки и пять роботов, но каждый сможет изобразить, что хочет. Затем «ребенок – покупатель» «выключает «игрушку» и последняя замирает.

Подобным образом можно обыгрывать и другие образы, основываясь на взаимодействие одного центрального персонажа и нескольких подобных друг другу, которые, однако, не будут идентичными, позволяя детям «искать себя», как например, в многообразии насекомых, цветов и т.д. Подобная форма – «1 плюс остальные» соответствует большинству детских играм. То есть играм, где есть ведущий, которого периодически меняют как по результатам игры, так и просто по очереди. Так и в игровых формах танца надо следить, чтобы все дети смогли побыть в роли центральной фигуры, даже если у нее «танцевальная партия» не больше остальных. Для экономии времени можно половине детей побыть в центральной роли одной игры, а другой половине – в центральной роли в другой. Иначе вместо всеобщей радости можно получить массу обид, а наиболее стеснительные почувствуют себя забытыми и забитыми. О последних надо помнить особо и выбирать их на эти роли, даже если они не напрашиваются, так как они хотят этого не меньше, но им нередко трудно попросить или перекричать остальных. Если бы центральных персонажей было больше, контроль над игрой был бы практически невозможен. Самим детям в таких условиях взаимодействовать гораздо труднее. Исключением могут быть сюжеты, где есть два центральных персонажа, но они появляются «на сцене» в разное время. Например, коза-мама, козлята и волк.

Сюжеты с центральным персонажем и его окружением многообразны. Вот примеры:

«Снежинки (или снежки) и снеговик (или Дед Мороз)», «Учительница и озорные ученики», «Родитель(и) и дети, которые не хотят спать и притворяются, что спят, когда мама или папа входят в комнату, «Туча и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномики» «Солнышко и тучки» «Солнце и звезды». По аналогии можно придумать много таких сюжетов. Выбираем сюжет, ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей. Например, мальчикам в цветочки вряд ли будет интересно играть.

Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и бабочкой, и жуком. И тюльпаном, и розой. В любых вышеописанных сюжетах – «1 плюс остальные» логично, чтобы после поочередных взаимодействий центрального персонажа с остальными, следовал финал. В финале участвуют все, вновь воплощая каждый свой образ. Например, ребенок в магазине широко распахивает руки всем игрушкам, показывая, что они все ему приглянулись, и тогда они все «оживают» и танцуют вокруг него, каждый по-своему. Цветы танцуют вокруг солнца или пришедшего «на лужайку» за букетом ребенка. И так далее. Такой финал позволяет разграничить «раунды» игры, создать позитивное настроение и позволить детям выплеснуть накопившуюся во время поочередных взаимодействий энергию.

Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, как на занятии, так и вне уроков, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальной группе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой.

Обучение детей танцевальным элементам и далее танцу с помощью игрового приёма, способствует не только укреплению мышц, ног и корпуса и правильному исполнению движений, но и выразительности и образности самого ребенка-исполнителя. С помощью этой методики развивается кругозор и чувство прекрасного, появляется интерес к занятиям джаз-танца.

​​​​​​​Исходя из своего опыта, могу сказать, что на ранних стадиях внедрения методики некоторые дети хорошо чувствовали характер музыки, но для них было очень затруднительно передать его в движении. Во многих случаях мне самой приходилось включаться в движение, использовать словесное описание движения и др., чтобы научить детей точно передавать характер музыки. Участие учителя в танце всегда активизирует деятельность детей, вовлекаясь в общий ритм движений, дети преодолевают барьер стеснения, неловкость и быстрее вовлекаются в танец. Кроме того, все дети любят танцевать, нужно только помочь некоторым из них преодолеть скованность движений. Энергия внутренних сил ребенка в этом возрасте требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Задача педагога объединить последовательность этих движений в несложную по построению композицию, придать им изящество и выразительность.

Джаз, объединивший в себе особенности совершенно разных направлений, предоставляет широкие возможности для создания своего неповторимого стиля, в котором будут подчёркнуты те или иные стороны этого многогранного танца.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации