Обобщающий урок по русскому языку «Имя существительное» в 8 классе
Обобщающий урок по русскому языку. Урок-сказка в
8-м классе по теме: "Имя существительное"
Разделы: Русский язык
Цели:
повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;
развитие речи учащихся, памяти, сообразительности; внимания.
воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оформление урока:
иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;
на доске записаны имена собственные:
Иван-царевич,
Баба-Яга,
Василиса Премудрая,
Кощей Бессмертный;
ребусы - имена существительные.
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.
К какому типу сказок она относится? Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.
А что вы знаете об имени существительном?
(существ- часть речи обозначает предметы, явления, события, и отв. на вопросы КТО? ЧТО?
ІІ. Путешествие по сказочному лесу
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные и разобрать как члены предложения.
Слезами горю не поможешь.
Риск – благородное дело.
Волков бояться – в лес не ходить.
-ПРОВЕРКА
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. И у существительных какого склонения после шипящих пишетсяЬ, а у аких не пишется?
-Какие существительные относятся к 1 склонению
ко 2 склонению
к з склонению?
Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.
( Иван,царевич, лук, стрела, тень, медведь солнце) ПРОВЕРКА
- Заишем слова под диктовку:
Дочь, плач, камыш, тишь, рожь, сторож, ПРОВЕРКА
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.
Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, 1)какие существительные называются собственными ?
2)Какие особенности есть в написании имен собственных?
Имена собственные обозначают Фамилия, имена , отчество людей, клички животных, названия сел, городов, деревень, газет, журналов ит. Д и пишутся с большой буквы.
- А названия газет, книг, журналов берутся в кавычки.
Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.
Машенька, Дюймовочка, Василиса Прекрасная Баба-яга
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное? Как вы думаете? Верно.
– На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевленные?
Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.
Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.
Задание.
І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.
ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:
Параш…т
…течество
…браз…вание
П..льто
М..тро
- Какие существительные называются несклоняемыми? Молодцы!
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.
Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назвать их с вопросами.
Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:
-В этом сундуке Кощей прячет свою смерть. (Разобрать предложение по членам предложения)
Задание. Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.
(Работаем у доски)
8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного?
Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.
Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель.
(Победитель)
ІІІ. Подведение итогов урока
Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы в тетради.