Обобщающий урок по русскому языку «Имя существительное» в 8 классе

2
0
Материал опубликован 11 December 2023

Обобщающий урок по русскому языку. Урок-сказка в

8-м классе по теме: "Имя существительное"

Разделы: Русский язык

Цели:

повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;

развитие речи учащихся, памяти, сообразительности; внимания.

воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оформление урока:

иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;

на доске записаны имена собственные:

Иван-царевич,

Баба-Яга,

Василиса Премудрая,

Кощей Бессмертный;

ребусы - имена существительные.

Ход урока

І. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.

К какому типу сказок она относится? Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

А что вы знаете об имени существительном?

(существ- часть речи обозначает предметы, явления, события, и отв. на вопросы КТО? ЧТО?

ІІ. Путешествие по сказочному лесу

t1702275459aa.jpg

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные и разобрать как члены предложения.

Слезами горю не поможешь.

Риск – благородное дело.

Волков бояться – в лес не ходить.

-ПРОВЕРКА

2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

t1702275459ab.jpg

Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. И у существительных какого склонения после шипящих пишетсяЬ, а у аких не пишется?

-Какие существительные относятся к 1 склонению

ко 2 склонению

к з склонению?



Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.

( Иван,царевич, лук, стрела, тень, медведь солнце) ПРОВЕРКА

- Заишем слова под диктовку:

Дочь, плач, камыш, тишь, рожь, сторож, ПРОВЕРКА

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

t1702275459ac.jpg

Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, 1)какие существительные называются собственными ?

2)Какие особенности есть в написании имен собственных?

Имена собственные обозначают Фамилия, имена , отчество людей, клички животных, названия сел, городов, деревень, газет, журналов ит. Д и пишутся с большой буквы.

- А названия газет, книг, журналов берутся в кавычки.

Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.

Машенька, Дюймовочка, Василиса Прекрасная Баба-яга

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:

t1702275459ad.jpg

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное? Как вы думаете? Верно.

На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевленные?

Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.

Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.

t1702275459ae.jpg

Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Задание.

І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.

t1702275459af.gif

ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:

Параш…т

течество

браз…вание

П..льто

М..тро

- Какие существительные называются несклоняемыми? Молодцы!

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.

t1702275459ag.jpg

Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назвать их с вопросами.

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.

t1702275459ah.jpg

Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:

-В этом сундуке Кощей прячет свою смерть. (Разобрать предложение по членам предложения)

Задание. Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.

(Работаем у доски)

8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного?

Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.

Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель.

(Победитель)

ІІІ. Подведение итогов урока

Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы в тетради.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации