Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

2
0
Материал опубликован 7 December 2023

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ОВЗ

на 2023-2024 учебный год



Ф.И. ребенка:

Дата рождения:

Класс: 5



Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения

Место жительства:

Контактные телефоны

Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение

Фамилия, имя, отчество матери –

Фамилия, имя, отчество отца -

Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 8.1 на весь период обучения

Рекомендованная образовательная программа - АООП ОО для обучающихся с расстройством аутентического спектра вариант 8.1

Фактически реализуемая образовательная программа - АООП ОО для обучающихся с расстройством аутентического спектра вариант 8.1

Форма обучения - очная



Пояснительная записка


Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

А также в соответствии с п. 6 част.1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012.

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В ИОМ учитываются индивидуальные потребности ребенка с РАС, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.

Цель:

Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.

Задачи программы:

Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения

Развивать потребность в непрерывном образовании

Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.

Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.

Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,

Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.


Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало или не говорят вовсе.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект.

Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно. Аутичных детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.


В сентябре 2023 года ребенок поступил в школу . По заявлению родителей, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения обучающегося, специалистами ТПМПК было проведено обследование.

В связи с тем, что в населенном пункте нет специализированных школ и групп компенсирующего вида, ребенок посещает 5 класс общеобразовательной школы.


Результаты обследования:

Ребенок приступил к учебным занятиям с 1 сентября 2023 г., в возрасте 12 лет. Девочка является ребенком с ограниченными возможностями (заболевание: расстройство аутистического спектра). Исходя из заключения ПМПК, ученице была составлена адаптированная основная образовательная программа (8.1), по которой будет происходить осваивание программного материала. С 1 по 4 класс девочка находилась на домашнем обучении. Умеет читать, писать, считать на уровне начальной школы. Девочка из неполной семьи. Мама очень внимательна к дочери, заинтересована в её развитии. Она обеспечивает условия для систематического проведения занятий, строго соблюдают расписание и режим занятий.

Ребенок в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Она не проявляет признаки агрессии и аутоагрессии. Ребенку не характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Имеются трудности в усвоении социальных навыков, нарушения познавательной деятельности.

Посещение школы вызывает положительные эмоции у девочки. Девочка временные рамки урока выдерживает. За время обучения видна положительная динамика, она стала намного усидчивей, спокойнее, сдержанней, знает своё учебное место и способна продолжительное время занятий находиться в учебной позе.

Активность речевого общения нормальная. На уроках в классе выполняет инструкции педагогов, отвечает на вопросы. Практические задания, чаще всего выполняет самостоятельно, редко обращаясь учителю. Если возникают проблемы, может попросить помощи у тьютора. Внимание на занятиях сосредоточенное, но не всегда устойчивое. У ребенка на среднем уровне развито образное мышление и воображение, девочка охотно выполняет задания практического характера на уроках изобразительного искусства, технологии, чаще всего пользуясь наглядным материалом, образцом.

С трудом отвечает на вопросы учителя по прочитанному произведению, чаще всего ребенок механически повторяет услышанные когда-то фразы без отношения к данной ситуации.

По характеру девочка добрая, проявляет радость при встрече. Внешний вид опрятный. Активно общается со сверстниками. Эмоционального давления в классе не испытывает.

На переменах ведет себя очень активно. Коммуникативные нормы сформированы. В незнакомом месте или обстановке испытывает дискомфорт. Нуждается в поддержке взрослого. 

Изучив соответствующую литературу, педагоги школы составили индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра).

Рекомендовано обучение по АООП ОО для обучающихся с расстройством аутентического спектра вариант 8.1, с ежедневных посещением общеобразовательной школы.

Основная форма занятий – групповая. Продолжительность каждого урока 45 минут. В зависимости от состояния ребенка, девочка может посещать сенсорную комнату.

В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.


Также, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение и работа с тьютором.


Компоненты сопровождения

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная адаптация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения.

Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования.

заместитель директора по УР

Психолого-педагогическая сопровождение

Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка;

Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

учителя-предметники

педагог-психолог

Формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм

Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени.

классный руководитель

родители



Предполагаемый результат:

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.


Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:

- уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;

- здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;

- социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка




План индивидуальной работы тьютора с учащимся с ОВЗ



Содержание работы

Ответственные

Сроки

1

Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР

тьютор, медработник, педагог психолог

сентябрь

2

Изучение личности учащегося с ОВЗ

тьютор, педагог психолог

сентябрь - октябрь

3

Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ

тьютор

сентябрь

4

Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ

тьютор, педагог психолог

сентябрь - октябрь

5

Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность

тьютор, классный руководитель

в течение года

6

Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся

Классный руководитель, педагог психолог

сентябрь - октябрь

7

Контроль за успеваемостью

Классный руководитель, учителя предметники

в течение года

8

Оказание своевременной помощи в обучении

Классный руководитель, тьютор, учителя предметники

в течение года



Индивидуальный план воспитательной работы с обучающимся с ОВЗ

Направления социализации


Направление работы

Мероприятия

Методы и формы (индивидуальные, групповые)

Оценка результата

Художественное (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов)


Обеспечение присутствия учащихся ребенка с ОВЗ на праздничных школьных мероприятиях посвящённых календарным праздникам.

индивидуальные, групповые

положительный

Участие в мероприятии

«День учителя»; «Азбука дорожных наук»; «Музыкальный коледоскоп»

индивидуальная работа, групповые – участие в представлении класса

положительный, принимала активное участие в мероприятии

Интеллектуальное (организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов)

Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года.

Элективный курс «Наша биологическая лаборатория»

индивидуальные

групповые

Социальное (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)


Посещение ребенка на дому (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).

индивидуальная

условия проживания и готовность к учебному году хорошие

Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ

индивидуальные, групповые

толерантное отношение одноклассников к обучающимся с ОВЗ

Выполнение поручений в классе ( ответственный за порядок в столовой)

индивидуальные

поручения выполняются вовремя и с ответственностью

Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков)

Прогулка по селу.

групповые

положительный

Посещение мероприятий в сельской библиотеке.

индивидуальные, групповые

положительный

Культпоход в кино.

групповые

положительный

Спортивное (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций).

Секция «Стритбол» в школе



Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей

Направления:



создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития ребёнка с ОВЗ;



систематическая социально-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;



организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в группе с учетом его психических и физических возможностей.



систематическую социально-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;

Ц

Взаимодействие с родителями

ель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ



t1701975400aa.gift1701975400aa.gift1701975400aa.gif

Организация индивидуальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ



Включение родителей во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса

Изучение семей учащихся



t1701975400aa.gif



t1701975400aa.gift1701975400aa.gift1701975400ab.gif

Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские

Формы: индивидуальные беседы, консультации

Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские собрания, анкетирование, изучение документов









t1701975400ac.gif

Результатом работы социально-педагогической поддержки с родителями должны стать:

Комфортное положение ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников;

Увеличение числа обращений родителей по вопросам социально-педагогической поддержки семьи;

Положительные отзывы родителей о системе социально-педагогической поддержки семь, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.













План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Месяц

Мероприятие (тема, форма)

Направление

Планируемый результат

Сентябрь

1.Индивидуальные беседы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Возможности и способности ребенка».

создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях

2.Анкетирование родителей «Наклонности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях

Октябрь

3.Индивидуальное консультирование - «Как организовать взаимодействия с детьми с ОВЗ»


систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи

1.Беседа «Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни

Систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями

2.Консультационные беседы «Встреча с родителями»

Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.

Родители получили знания и умения, необходимые им для конструктивного взаимодействия с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи в целом, умеют применять их на практике

Ноябрь

1.Индивидуальные беседы «Усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ»

Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.;

Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи

2.Детско-родительский тренинг.

Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

Декабрь

1.Консультационные беседы «Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ»

Систематическая и психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.;

взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи

2.Индивидуальные консультации

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

Январь

1.Консультационные беседы «Самооценка ребёнка»

Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам «Оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии»

Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

Февраль

1. Консультационные беседы «Родительские встречи»

Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Основные темы занятий группы определены в зависимости от потребностей родителей


2.Консультационная беседа с родителями «Выявление отставания в прохождении учебных программ»

Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;

Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ например, выставки художественного творчества;

Март

1.Консультационные беседы «Предварительная заявка на организацию летнего - оздоровительного отдыха»

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

2.Патронаж. Заполнение с получателями услуги анкеты - опросника, обобщение результатов анкетирования

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях

Апрель

1.Беседа с родителями «Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ»

Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей

2.Индивидуальная работа «Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории»

Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;

Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи

Май

1.Мониторинг уровня «здоровье»

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений;

Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы

2.Проведение итогового занятия

Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений;

Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей













Карта формирования УУД у учащегося

Тьютор: __________


Показатели




Сроки мониторинга

Стартовый



Промежуточный

Итоговый

итог

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1

умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.





2

умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.





3

умение оценивать результаты своей работы.






ОБЩИЙ ИТОГ





Познавательные УУД

1

умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.





2

умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.





3

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.






ОБЩИЙ ИТОГ





Коммуникативные УУД

1

умение отвечать на вопросы учителя.





2

умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.





3

умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.






ОБЩИЙ ИТОГ





3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за учащимся с ОВЗ на уроках _____________

Учитель _______________________ Класс___________ Ученик _________________________

Наблюдения

Сформированность предметных навыков

Способность понять и принять инструкцию

Способность работать по образцу

Способность планировать свою деятельность

Умение делать выводы и анализировать

Умение работать в группе

Владение устной речью

Входной мониторинг








Направление коррекции








Промежуточный мониторинг








Направления коррекции








Итоговый мониторинг








Анализ








Рекомендации на 2024 – 2025 г.г.








3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации