Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка с ОВЗ
на 2023-2024 учебный год
Ф.И. ребенка:
Дата рождения:
Класс: 5
Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения
Место жительства:
Контактные телефоны
Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение
Фамилия, имя, отчество матери –
Фамилия, имя, отчество отца -
Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 8.1 на весь период обучения
Рекомендованная образовательная программа - АООП ОО для обучающихся с расстройством аутентического спектра вариант 8.1
Фактически реализуемая образовательная программа - АООП ОО для обучающихся с расстройством аутентического спектра вариант 8.1
Форма обучения - очная
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
А также в соответствии с п. 6 част.1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012.
Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В ИОМ учитываются индивидуальные потребности ребенка с РАС, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.
Цель:
Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.
Задачи программы:
Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения
Развивать потребность в непрерывном образовании
Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.
Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,
Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало или не говорят вовсе.
При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект.
Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно. Аутичных детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.
В сентябре 2023 года ребенок поступил в школу . По заявлению родителей, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения обучающегося, специалистами ТПМПК было проведено обследование.
В связи с тем, что в населенном пункте нет специализированных школ и групп компенсирующего вида, ребенок посещает 5 класс общеобразовательной школы.
Результаты обследования:
Ребенок приступил к учебным занятиям с 1 сентября 2023 г., в возрасте 12 лет. Девочка является ребенком с ограниченными возможностями (заболевание: расстройство аутистического спектра). Исходя из заключения ПМПК, ученице была составлена адаптированная основная образовательная программа (8.1), по которой будет происходить осваивание программного материала. С 1 по 4 класс девочка находилась на домашнем обучении. Умеет читать, писать, считать на уровне начальной школы. Девочка из неполной семьи. Мама очень внимательна к дочери, заинтересована в её развитии. Она обеспечивает условия для систематического проведения занятий, строго соблюдают расписание и режим занятий.
Ребенок в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Она не проявляет признаки агрессии и аутоагрессии. Ребенку не характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Имеются трудности в усвоении социальных навыков, нарушения познавательной деятельности.
Посещение школы вызывает положительные эмоции у девочки. Девочка временные рамки урока выдерживает. За время обучения видна положительная динамика, она стала намного усидчивей, спокойнее, сдержанней, знает своё учебное место и способна продолжительное время занятий находиться в учебной позе.
Активность речевого общения нормальная. На уроках в классе выполняет инструкции педагогов, отвечает на вопросы. Практические задания, чаще всего выполняет самостоятельно, редко обращаясь учителю. Если возникают проблемы, может попросить помощи у тьютора. Внимание на занятиях сосредоточенное, но не всегда устойчивое. У ребенка на среднем уровне развито образное мышление и воображение, девочка охотно выполняет задания практического характера на уроках изобразительного искусства, технологии, чаще всего пользуясь наглядным материалом, образцом.
С трудом отвечает на вопросы учителя по прочитанному произведению, чаще всего ребенок механически повторяет услышанные когда-то фразы без отношения к данной ситуации.
По характеру девочка добрая, проявляет радость при встрече. Внешний вид опрятный. Активно общается со сверстниками. Эмоционального давления в классе не испытывает.
На переменах ведет себя очень активно. Коммуникативные нормы сформированы. В незнакомом месте или обстановке испытывает дискомфорт. Нуждается в поддержке взрослого.
Изучив соответствующую литературу, педагоги школы составили индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра).
Рекомендовано обучение по АООП ОО для обучающихся с расстройством аутентического спектра вариант 8.1, с ежедневных посещением общеобразовательной школы.
Основная форма занятий – групповая. Продолжительность каждого урока 45 минут. В зависимости от состояния ребенка, девочка может посещать сенсорную комнату.
В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
Также, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение и работа с тьютором.
Компоненты сопровождения | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная адаптация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения. | Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования. | заместитель директора по УР |
Психолого-педагогическая сопровождение | Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка; Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям. | Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | учителя-предметники педагог-психолог |
Формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм | Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени. | классный руководитель родители |
Предполагаемый результат:
В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:
- уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;
- здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;
- социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).
Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка
План индивидуальной работы тьютора с учащимся с ОВЗ
№ | Содержание работы | Ответственные | Сроки |
1 | Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР | тьютор, медработник, педагог психолог | сентябрь |
2 | Изучение личности учащегося с ОВЗ | тьютор, педагог психолог | сентябрь - октябрь |
3 | Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ | тьютор | сентябрь |
4 | Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ | тьютор, педагог психолог | сентябрь - октябрь |
5 | Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность | тьютор, классный руководитель | в течение года |
6 | Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся | Классный руководитель, педагог психолог | сентябрь - октябрь |
7 | Контроль за успеваемостью | Классный руководитель, учителя предметники | в течение года |
8 | Оказание своевременной помощи в обучении | Классный руководитель, тьютор, учителя предметники | в течение года |
Индивидуальный план воспитательной работы с обучающимся с ОВЗ
Направления социализации
Направление работы | Мероприятия | Методы и формы (индивидуальные, групповые) | Оценка результата |
Художественное (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов) | Обеспечение присутствия учащихся ребенка с ОВЗ на праздничных школьных мероприятиях посвящённых календарным праздникам. | индивидуальные, групповые | положительный |
Участие в мероприятии «День учителя»; «Азбука дорожных наук»; «Музыкальный коледоскоп» | индивидуальная работа, групповые – участие в представлении класса | положительный, принимала активное участие в мероприятии | |
Интеллектуальное (организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов) | Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года. Элективный курс «Наша биологическая лаборатория» | индивидуальные групповые |
|
Социальное (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.) | Посещение ребенка на дому (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.). | индивидуальная | условия проживания и готовность к учебному году хорошие |
Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ | индивидуальные, групповые | толерантное отношение одноклассников к обучающимся с ОВЗ | |
Выполнение поручений в классе ( ответственный за порядок в столовой) | индивидуальные | поручения выполняются вовремя и с ответственностью | |
Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков) | Прогулка по селу. | групповые | положительный |
Посещение мероприятий в сельской библиотеке. | индивидуальные, групповые | положительный | |
Культпоход в кино. | групповые | положительный | |
Спортивное (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций). | Секция «Стритбол» в школе | | |
Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей
Направления:
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития ребёнка с ОВЗ;
систематическая социально-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в группе с учетом его психических и физических возможностей.
систематическую социально-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;
ЦВзаимодействие с родителями
ель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Организация индивидуальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Включение родителей во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса
Изучение семей учащихся
Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские
Формы: индивидуальные беседы, консультации
Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские собрания, анкетирование, изучение документов
Результатом работы социально-педагогической поддержки с родителями должны стать:
Комфортное положение ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников;
Увеличение числа обращений родителей по вопросам социально-педагогической поддержки семьи;
Положительные отзывы родителей о системе социально-педагогической поддержки семь, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Месяц | Мероприятие (тема, форма) | Направление | Планируемый результат |
Сентябрь | 1.Индивидуальные беседы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Возможности и способности ребенка». | создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях |
2.Анкетирование родителей «Наклонности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях | |
Октябрь | 3.Индивидуальное консультирование - «Как организовать взаимодействия с детьми с ОВЗ» | систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи |
1.Беседа «Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни | Систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями | |
2.Консультационные беседы «Встреча с родителями» | Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей. | Родители получили знания и умения, необходимые им для конструктивного взаимодействия с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи в целом, умеют применять их на практике | |
Ноябрь | 1.Индивидуальные беседы «Усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ» | Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.; | Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи |
2.Детско-родительский тренинг. | Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; | Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы | |
Декабрь | 1.Консультационные беседы «Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ» | Систематическая и психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.; | взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи |
2.Индивидуальные консультации | Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы | |
Январь | 1.Консультационные беседы «Самооценка ребёнка» | Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам «Оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии» | Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы | |
Февраль | 1. Консультационные беседы «Родительские встречи» | Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | Основные темы занятий группы определены в зависимости от потребностей родителей |
2.Консультационная беседа с родителями «Выявление отставания в прохождении учебных программ» | Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; | Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ например, выставки художественного творчества; | |
Март | 1.Консультационные беседы «Предварительная заявка на организацию летнего - оздоровительного отдыха» | Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
2.Патронаж. Заполнение с получателями услуги анкеты - опросника, обобщение результатов анкетирования | Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях | |
Апрель | 1.Беседа с родителями «Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ» | Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
2.Индивидуальная работа «Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории» | Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; | Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи | |
Май | 1.Мониторинг уровня «здоровье» | Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений; | Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы |
2.Проведение итогового занятия | Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений; | Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
Карта формирования УУД у учащегося
Тьютор: __________
№ | Показатели | Сроки мониторинга | |||
Стартовый | Промежуточный | Итоговый | итог | ||
2. Метапредметные результаты | |||||
Регулятивные УУД | |||||
1 | умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | | | | |
2 | умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | | | | |
3 | умение оценивать результаты своей работы. | | | | |
| ОБЩИЙ ИТОГ | | | | |
Познавательные УУД | |||||
1 | умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | | | | |
2 | умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | | | | |
3 | группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | | | | |
| ОБЩИЙ ИТОГ | | | | |
Коммуникативные УУД | |||||
1 | умение отвечать на вопросы учителя. | | | | |
2 | умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | | | | |
3 | умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | | | | |
| ОБЩИЙ ИТОГ | | | | |
3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за учащимся с ОВЗ на уроках _____________
Учитель _______________________ Класс___________ Ученик _________________________
Наблюдения | Сформированность предметных навыков | Способность понять и принять инструкцию | Способность работать по образцу | Способность планировать свою деятельность | Умение делать выводы и анализировать | Умение работать в группе | Владение устной речью |
Входной мониторинг | | | | | | | |
Направление коррекции | | | | | | | |
Промежуточный мониторинг | | | | | | | |
Направления коррекции | | | | | | | |
Итоговый мониторинг | | | | | | | |
Анализ | | | | | | | |
Рекомендации на 2024 – 2025 г.г. | | | | | | | |
3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое