Индивидуальный образовательный маршрут «Одарённый ребёнок»
Индивидуальный образовательный маршрут
«Одарённый ребёнок»
Автор:
педагог дополнительного образования
МУДО «ЦДОД «Олимп»
Каширина А.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.
Музыкальная деятельность в МУДО «ЦДОД «Олимп» – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие музыкально одарённого ребёнка требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям младшего школьного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.
Данный маршрут направлен на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
ЦЕЛЬ МАРШРУТА: Развитие одарённого ребёнка и его певческих способностей.
ЗАДАЧИ МАРШРУТА:
Воспитывать интерес к вокальному искусству.
Научить ребёнка правильно и выразительно петь.
Учить петь естественным голосом, без напряжения.
Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
Развивать умение различать звуки по высоте.
Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Эмоционально откликается на музыкальные произведения, понимает их, сформирован положительный настой к пению.
Основаны этические нормы на основе праздников и выступлений на конкурсах.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МАРШРУТА:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип последовательности;
Принцип системности;
Принцип интеграции;
Принцип развивающего обучения;
Принцип гуманизации;
Принцип сотрудничества;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ОДАРЁННЫМ РЕБЁНКОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на проведение работы с ребёнком в возрасте 7– 8 лет на 1 год обучения. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
Работа по обучению одарённого ребёнка пению проводится в форме:
Занятия – игра.
Результаты усвоения программы маршрута проверяем во время проведения:
Участия в конкурсах;
праздников и развлечений;
в самостоятельной деятельности;
Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:
консультации, беседы.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками ребёнка необходимо предварительно «распевать» в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у ребёнка усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3.Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 7 - 8 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 7-8 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Прежде чем приступить к работе с одарённым ребёнком, необходимо выявить особенности певческого звучания ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую группу.
Для того чтобы научить ребёнка правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность ребёнка,
доступный и интересный песенный репертуар, который ребёнок будет с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
атрибуты для занятий (музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, флешки и СD-диски – с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса одарённого ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Индивидуальный маршрут включает певческие навыки:
артикуляция,
слуховые навыки;
навыки эмоционально-выразительного исполнения;
певческое дыхание;
звукообразование;
навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
индивидуального образовательного маршрута по вокалу
«Одарённый ребёнок»
Перспективный план работы с детьми 7–8 лет
№ п/п | ТЕМА | Количество занятий | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | ||
1.
2. 3. 4.
5.
7.
8. | Ознакомление с различными видами вокального исполнения (хор, ансамбль, солисты) Понятие о высоких и низких звуках. Знакомство с нотным станом.
Песенно-игровое творчество.
Разучивание песен. Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения.
Контрольные занятия. | 2 2 2 2 7 2 1 | 2 - 2 2 10 2 - | 4 2 4 4 17 4 1 |
| Итого: | 18 | 18 | 36 |
1.Ознакомление с различными видами вокального исполнения (хор, ансамбль, солисты). Дать детям понятие, что такое хор, типы, виды хоров, что такое ансамбль, солист. Отличительные особенности хора, ансамбля, солиста. Используется беседа, просмотрвидео презентаций хоровых коллективов, ансамблей, солистов.
2.Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
3. .Знакомство с нотным станом. Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.Тональность: мажорная и минорная.Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер .
4.Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры:
«Сочиняем и поем» - педагог приветствуете ребенка в песенной форме, и он отвечает тем же
«Угадай мелодию по ритмическому рисунку»
«Звучащие жесты» - Звучит полька «Добрый жук». Дети на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты»
«Поем молча» -Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
5.Разучивание песен. Поэтапное разучивание: 1-й этап – восприятие, разучивание; 2-й этап – осваивание навыков звукообразования; 3-й этап – повторение песни.