Презентация на тему «Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся 1 класса»
Инструменты повышения функциональной грамотности обучающихся в 1 классе Учитель: Парфенова С.Ю.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Основным инструментом развития функциональной грамотности обучающихся является курс внеурочной деятельности: У каждого есть такой тренажёр.
Разнообразные, интересные и развивающие задания:
Развитие читательской грамотности на уроках обучения грамоте, литературного чтения и читательской грамотности В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание.
Приёмы развития читательской грамотности: Тексты с картинками
«Несплошные» тексты и вопросы к текстам: - Куда приглашает афиша? - Из какого города приезжает театр? - Подумайте, где возможно купить билет на спектакль? - Будет ли у тебя возможность пойти после спектакля в секцию к 15.00? и т.д.
Чтение текстов с половинками слов (можно закрывать линейкой половинки слов сверху или снизу):
Чтение задом наперёд:
Чтение вверх тормашками:
Чтение с помехами:
Чтение с решёткой:
Выборочное чтение:
Читай только чёрные буквы:
Тексты с «дырками»
«Тонкие» вопросы
«Тонкие» и «толстые» вопросы:
«Тонкие» и «толстые» вопросы:
«Тонкие» и «толстые» вопросы:
Развитие математической грамотности на уроках математики: Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.):
Игра «Магазин» - любимая игра первоклашек
Взвешивание
Логические задания:
Игра «Верно ли, что …?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний: Десять больше трёх на девять; с восьми часов утра до двенадцати часов того же дня прошло шесть часов; сумма семи и восьми равна шестнадцати; шестнадцать меньше семи и т.д. Игры на установление истины высказываний
Составление возможных вопросов к задаче и решение задач (подобных задач с пропущенными или незаконченными вопросами достаточно в учебнике) Задача. Папа нашёл в лесу 6 маслят, а подосиновиков 8. Придумай вопросы к данной задаче. Вопросы, которые предлагают ученики, записываются на доске, с целью последующего возвращения к ним и перечитывания. Если условие задачи позволяет поставить несколько вопросов, то обязательно проводится сравнение способов решения задачи. Пример: Сколько всего грибов нашел папа? На сколько меньше нашел папа маслят, чем подосиновиков? На сколько больше подосиновиков нашел папа, чем маслят?
Работа над решённой задачей: Работа над решенной задачей. Данный вид работы над задачей направлен на развитие компонента математической грамотности: умение анализировать данный способ решения математической проблемы (задачи). Представление ситуации, описанной в задаче, в реальной жизни. (покупка в магазине или подсчет времени, затраченного на дорогу до дома )
Естественно-научная грамотность Приём «Хорошо - плохо» Формируются: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. - Найдите плюсы или минусы данного явления. Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Аналогичная работа может проводиться и на уроках чтения (положительные и отрицательные качества героев, положительные и отрицательные герои, поступки).
Практические задания Проращивание лука и гороха(фасоли) Экскурсии
Комплексные работы для первого класса (фрагмент)
Ирина Владимировна Казарцева