Интегрированный открытый урок окружающий мир и математика «Решение задач на движение. Во времена древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет | интегрированный: математика + окружающий мир |
Класс | 4А |
УМК | «Школа России» |
Тема урока | Решение задач на движение. Во времена древней Руси |
Тип урока | Урок рефлексии (комбинированный урок) |
Цели урока | - совершенствовать умение решать задачи на движение - совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; -способствовать формированию представлений о Древней Руси, русских князьях; -первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»; - развивать интерес к учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность; - воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд. |
Планируемые результаты | Предметные: обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; совершенствовать навыки решить задачи с величинами скорость, время, расстояние; учащиеся получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Регулятивные: контролировать свою деятельность - проверять правильность решения задачи, сравнивая с эталоном; прогнозировать результаты вычислений. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и учащимися класса – работа в паре. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной; высказывать собственное суждение и давать ему обоснование; преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. |
Вид формируемой функциональной грамотности | читательская математическая |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Беседа | -Прозвенел звонок. -Сегодня у нас гости, а мы всегда рады гостям. Покажем им какие мы умные и воспитанные, а для этого прочь отбросьте лень и будьте очень активны и внимательны. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям и пусть такое чудесное настроение сопровождает вас весь урок. -Внимание! Проверьте, ребята, готовы ли вы к уроку, все ль на месте? Учебник, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь. | Улыбаются Проверяют готовность к уроку Садятся | Личностные: уметь осуществлять самоопределение, формирование стартовой мотивации к изучению нового. | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Блиц-опрос Работа в парах Индивидуальная работа за доской | -Ребята предлагаю вам попутешествовать во времени. Любое путешествие - это движение. Если мы говорим про движение, то без знаний чего нам не обойтись? У вас на парте конверт, предлагаю вам собрать формулы движения. -Что за проблема? -Почему не получается? -Переверните неправильную формулу и запишите на карточке, ту формулу, которая должна быть. -Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и запишите формулы в тетрадь. -А вот куда мы отправимся мы узнаем решив выражения. Перед вами лист, задание №1, вы видите выражения, решив их и расставив значения выражения в порядке УБЫВАНИЯ, вы получите словосочетание. 210-70 (Н) 66:22(С) 100:50(Ь) 16*3(Р) 800:200(У) 70*4(Е) 300-90(В) 240:3(Я) 35*2(Я) 1000*4(Д) 150+350(Р) -Какое словосочетание у вас получилось? -Сверим ответы, у кого по-другому? | Без формул нам не обойтись. S=V*t t=S:V V=S:t Работают в парах, один ученик за магнитной доской
Дописывают формулу (у доски тоже маркером) Открывают тетради, записывают 7.02.2020г Классная работа S=V*t t=S:V V=S:t Дети решают выражения и собирают словосочетание «Древняя Русь». Индивидуальная работа за доской. Решение примеров Оценивание | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||||||||
Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока Усвоение нового материала | Беседа Построение плана по разрешению проблемной ситуации | -Как вы думаете, как можно объединить задачи на движение и словосочетание которое вы собрали? - Попробуйте сформулировать тему урока -Какие именно задачи будем решать, т.е. какова цель сегодняшнего урока? -Посмотрите, на расшифрованную запись. -Чем еще будем заниматься на уроке? -Какие умения нам понадобятся сегодня на уроке? Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны и путь наш лежит во времена Древней Руси. -Перед вами текст, читаем по абзацам. В те далекие времена правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Вот решили они на вече себе князя выбрать не из своих, а из чужих, чтоб своим не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. В 879 году Рюрик умер. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей. -Итак, какие города объединил Олег? (Киев и Новгород) -Предлагаю вам решить задачу по таблице.
- Что известно из таблицы? -Составьте задачу по таблице, опираясь на текст, с которым познакомились. Изобразите краткую запись в виде чертежа.
? К . t=80 ч Н. 1200км -Что требуется найти? - Что для этого нужно знать? -Все ли нам известно? -Как найти скорость, зная расстояние и время? -Запишите формулу в тетрадь -Запишите решение и ответ. - С какой скоростью двигался Олег? Сделайте вывод: Как найти скорость? | Продолжить решать задач на движение и узнать о возникновении древнерусского государства под названием Русь -Умение делать выводы, сравнивать, работать с текстом, с информацией; обнаруживать проблему и решать ее. Ученики читаю по абзацам, остальные следят. Дети читаю задачу Скорость Расстояние и время Чтобы найти скорость, нужно Расстояние разделить на время. V=S:t 1200:80=15(км/ч) Ответ: Олег двигался со скоростью 15 км/ч | Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста, использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать предположение. | ||||||||||||||||||
Физ-минутка | Сюжетно-ролевая игра | -Давайте сделаем небольшой перерыв «Богатыри» Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу) Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево) И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё, через левое плечо. Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки) Мы теперь богатыри! | Выполняют действия по ходу физкультурной минутки | Коммуникативные: уметь слушать других | ||||||||||||||||||
Применение знаний и умений в новой ситуации V. Итог урока. | | -А что же было дальше, после возникновения Древнерусского государства, мы узнаем изучив карту и прочитав текст под картой. -Сопоставьте текст с картой, если вы с чем-то не согласны внесите изменения в тексте. «ЛОВИ ОШИБКУ» ТЕКСТ: Стал княжить Олег в Пскове. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок стране. Вот решил князь Олег с войском двинуться по суше на могущественную соседку Хазарский Каганат и осесть в Итиле. - Какие ошибки нашли в тексте? -Давайте проверим себя по учебнику, стр. 42 со 2 абзаца. -Куда двинулся князь Олег? -Как назывался главный город Византии? _ Может кто знает как Царьград стал называться позже? -Позже он стал называться Константинополь, а сейчас это Стамбул. -Предлагаю узнать, сколько времени затратил Олег с флотом на поход на Византию. -Из какого города двинулся Олег? -Найдите на карте. -Куда шел? -По какой реке пролегал путь, посмотрите внимательно на карту. - Какие условные обозначения помогут нам рассчитать расстояние? -Прочтите масштаб -Что это значит? -Как узнать расстояние от Киева до Константинополя, зная масштаб? -Что должны сделать сначала? -Измерьте расстояние по пунктирной линии, сколько всего? - Как узнать расстояние, зная масштаб? -Запишите, что узнали? -Что еще нужно знать, чтобы узнать время? -Представим, что флот двигался со скоростью 30 км/ч, как узнать время зная скорость и расстояние? -Запишите формулу -Узнайте, время, которое затратили Олег с флотом на дорогу от Киева до Константинополя? -Кто думает по-другому. -Переведите в сутки -Запишите ответ -Сделайте вывод: как узнать время? | Чтение про себя На Византию Царьград Киев Царьград или Константинополь По Днепру Масштаб В 1см – 105 км Измерить сколько см 10см Нужно 105 умножить на 10 -Один у доски 105*10= 1050 км -Расстояние от Киева до Константинополя Скорость движения флота Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость t=S:V -Кто решил, запись на доске. 1050:30=35 (часов) 35 ч =1 сут.11 часов Ответ: Были в пути 1 сутк 11 часов. -Чтобы узнать время, нужно расстояние разделить на скорость. | Познавательные:определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: уметь работать по инструкции Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; выделять общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты. Коммуникативные: обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. | ||||||||||||||||||
| «Математический квадрат» - Ребята, наше путешествие по Древней Руси подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание. - Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это ответы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом. 1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30) 2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6) 3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180) 4. Аэроплан пролетел 70 км со скоростью 35 км/ч. Сколько времени аэроплан был в полете? (2) 5. Каково расстояние от дома до дерева , если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120) 6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60) 7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7) 8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)
- Что у вас получилось? (цифра 5) -Если у вас получилась цифра 5, значит вы хорошо усвоили тему, если есть небольшие отклонения, нужно еще повторить формулы. -Давайте еще раз их вспомним. -Как найти скорость, время, расстояние? -Мы с вами закончили путешествие, а кто был следующим князем в Древней Руси, мы узнаем на следующих уроках окружающего мира. | По ходу решения задач-закрашивают квадрат с правильным ответом Формулы на движения | ||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | Самооценка | VI. Рефлексия. Три лица Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению и в соответствии с выбранным лицом Продолжите высказывания: Сегодня я узнал на уроке На этом уроке я похвалил бы себя за … Сегодня я сумел…. Сегодня у меня не получилось…. Самым трудным мне показалось Сегодня на уроке я увидела активную работу……………………………., они за урок получают 5, остальным нужно работать активнее. | | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия. | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Дифференцированная работа | Вы сегодня хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома устно составить задачу на движение на тему сегодняшнего урока, которую мы решим в понедельник. Откройте дневники и запишите. -Урок окончен, спасибо за урок. | Записывают домашнее задание |