12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Егорова Ирина Александровна199
МБОУ "Школа №152" г.Нижний Новгород Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас.
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Литературное соревнование «Своя игра» (для учеников 9кл)

Цель мероприятия: расширить и углубить знания по литературе, пробудить интерес к чтению.

Задачи обучающие:

- углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;

- проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:

- развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

- углубление интереса к предмету;

- развитие творческих способностей учащихся, активизация желания работать самостоятельно;

воспитательные:

- воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения принимать решение;

- воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Место проведения: школьный кабинет.

Кем проводится: организует мероприятие учитель литературы, помогают

в проведении классные руководители старших классов.

Для кого проводится: для учащихся 9 классов школы, присутствуют 10-11 классы.

Подготовительный этап:обучающиеся заранее получают задание повторить материал по литературе за курс 9 класса.

Оформление: на доске - эпиграф к мероприятию «Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь». И. В. Гете


Табло, на котором по горизонтали располагаются темы вопросов, а по вертикали – условные знаки, обозначающие сложность вопросов (от 100 до 500); три трибуны для участников; стенд «Советы библиотеки» - выставка книг; проектор; ноутбук. Ордена для зрителей «Кот ученый», мантии для участников игры, призы победителю и участникам.

Жюри: учителя-словесники, библиотекарь, обучающиеся 10-11 классов.


Форма организации мероприятия: в формате телевизионной игры «Своя игра». Игра проводится для девятиклассников. Количество участников игры – 3 человека, остальные - зрители.


Ход игры


Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном соревновании «Своя игра». Один умный человек сказал “Дорогу осилит идущий”. Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.

Представляю вам членов жюри.

Каждая игра имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, как мы будем играть сегодня (объяснения условий игры):


1) В начале игры всем обучающимся 9 класса будут заданы 3 вопроса для розыгрыша, которые определят участников игры. 2) Участникам игры будет предложено выбрать тему вопроса и номер по сложности (табло). За каждый правильный ответ они получают указанное количество баллов (подсчет ведет жюри). 3) Вопросы, на которые игроки не дают ответа, адресуются зрителям. За каждый верный ответ они получают орден «Кот ученый».


Итак, все готовы – наша игра начинается.


Вопросы для розыгрыша:

1) Среди произведений Тынянова, писателя 20 века, есть роман «Смерть Вазир- Мухтара» и «Кюхля». О ком они? Ответ:О Грибоедове и Кюхельбекере 2) Английский романист Ричардсон пишет роман «Кларисса Гарло» (1748 г.), в котором рассказывает о любви молодой девушки из буржуазного семейства к обаятельному волоките аристократу Ловласу. Любовь заканчивается трагически. Определите, к какому литературному направлению принадлежит роман? Ответ: Сентиментализм 3) Его называют прототипом Чацкого, ему в 1818 году Пушкин пишет послание. С ним же спорит по поводу «Философских писем». Назовите этого человека. Ответ:Чаадаев П.Я


Участники игры выбраны, они облачаются в мантии и занимают места за трибунами.


Ведущий: Мы приветствуем участников нашей игры! Игра начинается. Напоминаю, что игра состоит из 3 туров: 2 основных тура, в которых участники набирают баллы, выбрав вопросы, расположенные на табло по степени сложности и правильно ответив на них. 3 тур завершающий. В нем мы окончательно выберем победителя игры, задав вопрос для «своей игры».

Начинаем 1тур:


Флора и фауна 100 200 300 400 500

Города и страны 100 200 300 400 500

Цитаты 100 200 300 400 500

В переводе… 100 200 300 400 500

Поэты 100 200 300 400 500

Цепочка 100 200 300 400 500


Вопросы 1 тура


Флора и фауна

100. Какую птицу держал в клетке Собакевич?

Ответ: Дрозд

200. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Н.М.Карамзина?

Ответ: Ландыши 300. На чем переправляли свой багаж через Коймаурскую гору Максим Максимыч и офицер, рассказчик в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

Ответ: На быках

400. Что увидела в выдуманном сне Софья Фамусова? Это нечто, согласно «Соннику» 1818 года, символ болезни, увядания.

Ответ: Траву

500. Назовите кличку лошади Печорина.

Ответ: Черкез

Города и страны

100. В какой стране происходит действие трагедии Шекспира «Гамлет»?

Ответ: В Дании

200. В каком южном городе Печорин познакомился с княжной Мери?

Ответ: Пятигорск

300. В каком городе княжил Игорь Святославович, герой «Слова о полку Игореве»?

Ответ: В Новгороде-Северском

400. В «Отрывках из путешествия Онегина» упомянуто несколько городов, в том числе тот, о котором автор говорит: «Итак, я жил тогда…». Назовите этот город.

Ответ:Одесса

500. Назовите город, в котором погиб А.С.Грибоедов.

Ответ: Тегеран

Цитаты

100. О ком А.Белый скажет: «Его женой была шкатулка»?

Ответ: Чичиков

200. Д.Мережковский назовет его «ночным светилом русской поэзии».

Ответ: Лермонтов

300. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Какому литературному герою принадлежат эти слова?

Ответ: Башмачкин

400. «Жизнь прожить - не поле перейти». В стихотворении какого поэта мы встречаем эту фразу?

Ответ: Б.Пастернак

500. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». Кто сделал эту надпись на пьедестале памятника А.С.Грибоедову?

Ответ: Жена Нина Чавчавадзе

В переводе….

100. Траурная месса, которую герой трагедии Пушкина сочинял для черного человека. В переводе с латинского означает «покой».

Ответ: Реквием

200. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову «образцовый».

Ответ: Классицизм

300. Название этого сборника новелл итальянского писателя эпохи Возрождения переводится на русский язык как «десятидневник».

Ответ:«Декамерон»

400. В буквальном переводе с греческого это слово означает «песнь козлов». Что это?

Ответ: Трагедия

500. Фамилия этого героя А.С. Грибоедова образовано от слова «молва».

Ответ:Фамусов

Поэты

100. Назовите музу любовной поэзии у древних греков.

Ответ: Эрато

200. Этот итальянский поэт называл свою возлюбленную Беатриче Портинари «Учтивейшей» и «Благороднейшей».

Ответ: Данте

300. Лицейский друг Пушкина, автор нескольких романсов.

Ответ: Дельвиг

400. Он был не только поэтом, но и педагогом, обучал русскому языку жену императора Николая I, а затем был воспитателем Александра II.

Ответ:В.А. Жуковский

500. Эта поэтесса, умершая в 1966 году говорила, что стихи для нее начались не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина.

Ответ: А.Ахматова

Цепочка

100. «Бэла», «Княжна Мери», «Максим Максимыч», «Тамань», «Фаталист». Утверждается, что порядок повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такой.

Ответ: Нет, «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

200. Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин. Утверждается, что в такой последовательности Чичиков посещал помещиков.

Ответ: Нет, Манилов, Коробочка , Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

300. Тредиаковский, Державин, Ломоносов, Сумароков. Утверждается, что все они жили и писали в 18 веке.

Ответ:Нет, Державин «захватил» и 19 век

400. Шекспир, Боккаччо, Рабле, О Генри, Сервантес. Утверждается, что все они писатели- гуманисты эпохи Возрождения.

Ответ:Нет, лишний О Генри

500. Гомер, Ричардсон, Адам Смит, Феокрит. Утверждается, что книги этих авторов читал Евгений Онегин.

Ответ: Нет, Ричардсона читала Татьяна Ларина



2 тур

Друзья 100 200 300 400 500

Даты 100 200 300 400 500

Дары 100 200 300 400 500

он… 100 200 300 400 500

Числа 100 200 300 400 500

Вам, гурманы 100 200 300 400 500

Кто это? 100 200 300 400 500


Вопросы 2 тура


Друзья

100. Чаша дружбы сделала одного из них убийцей, другого – жертвой. Назовите обоих.

Ответ: Моцарт и Сальери

200. Он был «довольно счастлив в товарищах своих».

Ответ:Скалозуб

300. В списке действующих лиц трагедии рядом с его именем написано: «Друг Гамлета».

Ответ: Горацио

400. С Пушкиным на дружеской ноге был…

Ответ: Хлестаков

500. Ахилл и Сверчок были друзьями по «Арзамасу». Назовите их.

Ответ: Батюшков и Пушкин

Даты

100. Мистическими можно назвать годы жизни М.Ю.Лермонтова. Назовите даты рождения и смерти поэта.

Ответ: 1814 – 1841

200. В этом году умерли Гоголь и Жуковский.

Ответ: 1852

300. В этом году Россия потеряла Пушкина, погибшего на дуэли, и получила другого поэта, оплакавшего его смерть.

Ответ: 1837

400. В этом году при участии Ломоносова в Москве был открыт первый университет.

Ответ: 1755

500. В этот день Карамзин понял, что «заблуждения и преступления молодых людей есть заблуждения и преступления века». Что это был за день?

Ответ: 14 декабря 1825 г.

Дары

100. Что подарил Загорецкий старухе Хлестовой?

Ответ: Арапку девку

200. Какой дар преподнесло иранское правительство Николаю 1, чтобы искупить свою вину за смерть А.С.Грибоедова?

Ответ: Алмаз «Шах»

300. Что подарил Чичиков Коробочке, чтобы расположить ее к себе?

Ответ: Гербовой лист ценой в рубль

400. Что подарил Дорант маркизе Доримене за счет господина Журдена?

Ответ: Бриллиант

500. Что писал Ленский в альбом Ольги на память?

Ответ: Мадригалы

он…

100. Портрет этого русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года, висел в кабинете Собакевича.

Ответ: Багратион

200. Хотя фамилия этого русского сатирика немецкого происхождения, но А.С.Пушкин сказал о нем: «Он из прерусских русский».

Ответ: 0 Фонвизине

300. Фамилия этого английского поэта упоминается на страницах романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Ответ: Байрон

400. Учитель и писатель, он ввел в русское стихосложение два трехсложных размера: дактиль и анапест.

Ответ: Ломоносов

500. Татьяна Ларина, «сестры не замечая, в постели с книжкою лежит…То был. Друзья, Мартын Задека». Какую книгу читала Татьяна?

Ответ: «Сонник»

Числа

100. Определите стихотворный размер:

Гул затих. Я вышел на подмостки…

Ответ: Пятистопный хорей

200. Сколько муз – покровительниц искусств существовало в греческой мифологии?

Ответ: 9

300. Какую денежную сумму имел при себе капитан Копейкин, когда отправлялся в столицу?

Ответ:50 рублей

400. Как долго Сальери носил с собою - «дар Изоры» - перед тем, как им воспользоваться?

Ответ: 18 лет

500. Как долго семья Лариных добиралась из своей деревеньки до Москвы?

Ответ:7 дней

Вам, гурманы

100.Этот литературный герой, по утверждению многих, тянул шампанское «бочками сороковыми».

Ответ:Чацкий

200. Этот литературный герой имел « глубокие сведения в поваренном искусстве» и удивительно хорошо жарил фазана.

Ответ: Максим Максимыч

300. Какой изъян имел «жирный пирог», который подавали к столу на именинах Татьяны Лариной?

Ответ: Он был пересолен

400. Этот русский поэт первым осознал, что искусство слова – это искусство детали, и начал изображать «багряну ветчину, зелены щи с желтком, румяно-желт пирог…»

Ответ: Державин

500. Первый день пребывания Чацкого в гостинице губернского города был завершен «порцией телятины, бутылкой кислых щей и хорошим сном». Что такое «кислые щи»?

Ответ: Квас

Кто это?

100. Кто делал эти наброски на полях своей рукописи?

Ответ: А.С.Пушкин

200. Поэт и прозаик XX века.

Ответ: И.Бунин

356

300. Кто автор этой немой сцены?

Ответ: Н.В.Гоголь «Ревизор»

400. Как назвал этого героя А.П.Чехов?

Ответ: «Человек в футляре»

500. Кто эти герои, которых вы видите на иллюстрации?

Ответ: Дуэль Печорина с Грушницким


Ведущий: Уважаемые участники игры! Закончены 2 тура, перед заключительным 3 туром жюри объявит количество баллов, заработанных вами. (Слово жюри). Начинаем заключительный 3 тур нашей игры.


Уважаемые игроки! Сейчас каждый из вас сделает свою ставку в этом решающем туре, и мы разыграем последний вопрос. Ваши ставки – это то количество баллов, которое вы можете заработать или, наоборот, потерять, отвечая на заключительный вопрос. Ставки вы делаете, исходя из общего количества набранных вами баллов. Итак, ставки и ответ на вопрос каждый участник сначала записывает, а затем называет. Слушаем вопрос для «своей игры» 3 тура:


Этот писатель был очень дружен с художником Ивановым. Более того, именно он изображен на картине «Явление Христа народу», написанной в Риме, ближайшим к Христу. Назовите этого человека.

Ответ:Н.В.Гоголь


Ведущий: Уважаемые участники игры! Называем свою ставку и ответ на последний вопрос. (Ответы участников).


Жюри подводит итоги игры: победителем считается участник, набравший самое большое количество баллов.

Слово жюри: Награждение победителя среди участников.

Среди болельщиков победитель тот, кто набрал больше всех орденов «Кот ученый».


Ведущий: Дорогие участники игры, зрители и болельщики! Мы поздравляем победителя среди участников и среди зрителей. Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей игры, проверили свои знания, учли на будущее свои ошибки. Успехов вам в учебе!


Дерзайте и пусть девиз нашего праздника “Дорогу осилит идущий!” будет девизом вашей жизни!



Литература

1. Л.И.Косивцова. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград. «Учитель», 2008

2. Н.И.Ломилина, В.К.Сигов. Русская литература XIX – XX веков. Тесты и контрольные вопросы. Москва. «Интеллект – Центр». 2006

3. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. Москва. «Астрель», 2010

4.Учебник-хрестоматия. Литература. 9 класс. В двух частях. Т.Ф.Курдюмова.- Москва. «Дрофа», 2011

5. http://teachmen.ru/news/Gramotnost-rossiyskih.html

6. http://www.eurekanet.ru/ewww/promo_print/4450.html

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 24.03.24 в 13:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, хорошая работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.