Дидактический материал по русскому языку «Поисковые таблицы слов» (1–4 класс)
Поисковые таблицы слов.
Дидактическое тренирующее средство «Поисковые таблицы слов» служит для развития умения быстро находить заданные слова в словарном массиве. Таблицы предназначены для индивидуальной работы, в парах на уроках русского языка.(1- 4 класс)
Цель:
-вырабатывать умение быстрого считывания слов за счёт улучшения антиципации;
- формирование и развитие внимания и орфографической зоркости;
- формирование и развитие умения работать индивидуально;
- обогатить словарный запас учащихся;
- выполнять задания творческого характера: конструировать и составлять предложение, используя слова с карточки.
Задачи:
Образовательные: создать каждому ученику условия для проявления своих способностей;
Развивающие: развитию внимания и активности, познавательного интереса;
Воспитательные: воспитывать интерес к предметам, стремление получать новые знания.
Место в системе уроков: эта форма работы может использоваться на уроках повторения и обобщения изученного, на уроках повторения изученного в конце учебного года. Учит внимательному отношению к слову.
Продолжительность работы - 5- 7 мин.
Размер каждой таблицы 25 на 15 см.
Слова подбираются по темам орфограмм, например, «Парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением» и. т.д.
Таблица №1 (словарные слова УМК « Школа России», 2 класс)
алфавит апрель берёза быстро вдруг весело ветер |
воробей ворона город девочка дежурный декабрь дорога |
до свидания жёлтый завод заяц здравствуй(те) земляника извините |
иней капуста карандаш картина класс коньки корова |
|
лисица лопата лягушка магазин машина мебель медведь |
месяц метель метро молоко морковь мороз Москва |
народ ноябрь обед обезьяна облако одежда осина |
отец пальто пенал посуда прощай работа рабочий |
|
ребята рисунок родина Россия русский сапоги сахар |
сентябрь скоро снегири собака сорока спасибо стакан |
суббота тарелка товарищ топор улица урожай ученик |
ученица учитель учительница фамилия февраль хорошо шёл |
|
щавель яблоко ягода язык январь месяц азбука |
ураган жёлтый чёрный отец преподаватель весело морозец |
рябина ворота магазин облако стакан шофёр портфель |
вдруг инженер столяр творог молоко посуда иней |
Работа с «Поисковыми таблицами слов»
Упражнение 1.
Поиск заданного слова по вертикально – горизонтальному ориентиру
Обучающий называет слово из таблицы, пишет его большими печатными буквами на откидной доске и указывает координаты( вертикальный и горизонтальный ориентиры) для его нахождения, например, «медведь»- розовый ряд, колонка под синим треугольником») Дети, найдя слово, прочитывают его молча, запоминают орфограмму. 5-7 слов нашли, запомнили, учитель просит отложить таблицы и по памяти записать слова, выделить орфограмму.
Упражнение №2
Поиск заданного слова по одному ( вертикальному или горизонтальному) ориентиру
Обучающий называет слово, например, «сорока», и указывает один из его ориентиров (цвет ряда или фигуру колонки), например , «ромб». Дети должны найти названное слово и назвать его второй ориентир, например «сорока»- зелёный.
При выполнении упражнений с «Поисковыми таблицами» следует обязательно учитывать заложенный в них игровой и соревновательный характер и установку на молчаливый поиск и вычитание слов массива.
Упражнение №3
Поиск заданного слова по вертикальному и горизонтальному ориентиру(синий треугольник, оранжевый ряд) Обучающий, называет слово - «ветер». Найдите в таблице слово синоним, укажите его ориентиры (ураган) и т.д.
Источник:
М.И.Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский «Преодоление трудностей»
Из опыта обучения чтению.
Москва «Просвещение», 1990год
Голдина Лилия Вильевна