Интерактивная беседа с кейсами: «Digital-детокс: твой цифровой след»
Интерактивная беседа с кейсами: «Digital-детокс: твой цифровой след»
Возраст: 8-11 класс (14-17 лет)
Форма: Интерактивный семинар с обсуждением кейсов.
Продолжительность: 45-60 минут.
Цель: Повышение цифровой грамотности и осознанности подростков в интернет-пространстве.
Задачи:
* Объяснить понятия «цифровой след», «кибербуллинг», «информационная гигиена».
* Сформировать критическое отношение к размещаемой в сети информации.
* Дать практические инструменты для защиты приватности.
Оборудование: Презентация, видеоролики о цифровой гигиене (например, от Роскомнадзора), бланки для работы в группах, флипчарт.
Ход занятия:
1. Мозговой штурм (5 мин): «Что вы ищете в интернете, когда знакомитесь с новым человеком?» Ответы записываются. Подвод к понятию «цифровой след».
2. Теоретический блок (10 мин): Объяснение на примерах, что такое цифровой след, как его формируют соцсети, поисковики, как его могут использовать (при приеме на работу, мошенники).
3. Работа с кейсами в группах (20 мин): Каждая группа получает ситуацию:
* *Кейс 1: «Ты сходил(-а) на день рождения друзей. Как грамотно опубликовать фото и видео с мероприятия?»
* *Кейс 2: «В твоем аккаунте появился оскорбительный комментарий от анонима. Твои действия?»
* *Кейс 3: «Тебе пришло сообщение с просьбой перейти по ссылке и выиграть приз. Что ты делаешь?»
Группы обсуждают и предлагают алгоритм действий.
4. Презентация решений и обсуждение (15 мин): Представители групп рассказывают о своем решении. Педагог комментирует, дополняет, дает правильные алгоритмы (настройки приватности, скриншот и жалоба, не переходить по подозрительным ссылкам).
5. Итог (5 мин): Раздача памяток «Правила цифровой гигиены».
Список литературы:
1. Моисеев В.В. «Цифровая культура или духовная клинингомания?» (для педагога).
2. Безопасный интернет: ресурсы «Лиги безопасного интернета» (ligainternet.ru).
3. Галицкий А., Рыбалка В. «Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас забыть о смысле».
4. Материалы Роскомнадзора по защите персональных данных.