Беседа «Твои права и обязанности»
Беседа «Твои права и обязанности»
Цели:
- Продолжать знакомить детей с международными документами о правах человека и закреплёнными в них правами детей.
- Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей.
- Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.
1. Орг.момент.
2. Беседа. Подводящий к теме диалог.
- Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними пришли и главные вопросы.
Что люди могут делать и что не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
- А что такое право? Найдите, пожалуйста, толкование этого слова в словаре Ожегова.
Класс разделён на две группы и каждая работает со словарём. Отвечает группа, которая первая найдёт толкование слова " право".
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
- Где записаны права человека? (Во " Всеобщей декларации прав человека".)
- А конкретно права детей? (В "Конвенции о правах детей".)
Сегодня на классном часе мы будем работать с резюме "Всеобщей декларации прав человека" и "Конвенцией о правах детей".
- Напомните, пожалуйста, что такое резюме? (Это краткий вывод из сказанного, написанного.)
Ребята, я уважаю, ваше право на своё мнение и буду рада выслушать всех по теме нашего классного часа
"Я уважаю твоё право".
- Скажите, пожалуйста, какие права одноклассников, друзей, а значит и свои, вы уважаете и стараетесь не нарушать.
3. Психотренинг. (Дети и учитель встают в круг, берутся за руки и поворачиваясь к соседу говорят:)
- Я, уважаю, твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроках.
- Я, уважаю, твоё право на владение личным имуществом и не буду без разрешения брать линейку:т.д.
- Очень хорошо, что вы знаете и стараетесь уважать права одноклассников.
- Скажите, пожалуйста, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?
(Когда все выполняют свои обязанности и не нарушают права.)
- Сейчас вы увидите, в какое общество попал герой очень известной сказки, и какие у него были нарушены права.
4. Показ отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утёнок". Анализ сюжета.
- Как называется сказка и кто её автор?
- Почему обитатели птичьего двора обижали маленького птенца?
- Скажите, а в жизни бывают подобные ситуации?
- О нарушении, каких прав можно говорить в данном случае?
5. Анализ рисунков.
Продолжая нашу беседу, хочется обратить внимание на выставку. Каждая группа ребят рисовала рисунки по сказкам, где на их взгляд нарушаются права героев. Внимательно рассмотрите их.
- А сейчас задания для каждой группы.
1. Каждой группе даётся право выбрать 2 любых рисунка "соседей".
2. Обсудить сюжет, проиллюстрированный в нём, назвать сказку и автора.
3. Зачитать из резюме права героев, нарушенные в сказке.
Выслушиваются все мнения желающих высказаться.
- К сожалению, в жизни бывают подобные ситуации. Человек, нарушая права другого, забывая свои обязанности, совершает насилие над животными, над человеком.
Я призываю вас быть очень внимательными и осторожными.
- Как вы думаете, почему нельзя отправляться в поездку, на прогулку с незнакомым человеком?
- Почему нельзя играть на чердаках и подвалах?
Дети высказываются, делают выводы.
6. Обязанности.
Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания, ограничено обязанностью, не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека.
Это ваша обязанность. А что такое обязанность? (Дети ищут толкование слова в словаре Ожегова.)
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.
- Какие обязанности школьника вы знаете?
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других.
- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)
7. Итог.
- Какое право детей, вы считаете самым важным? (право на жизнь) Почему? (выслушиваются все мнения детей)
- А как вы понимаете фразу "я уважаю, твоё право на личную неприкосновенность? (значит не бить, не толкать другого человека, не обижать словом, т. е. беречь его жизнь, как свою)
- Ребята, что нового для себя вы узнали из нашей беседы? ------Какой вид деятельности вам больше всего понравился?
- Назовите, пожалуйста, тему нашей бесед. ("Я уважаю твоё право).
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы знали права и обязанности, уважали их, а значит, соблюдали.