Интерактивное занятие «В мою жизнь ворвался буллинг» (6–10 классы)
Аннотация
Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Интерактивное занятие представляет собой воспитательное мероприятие по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития, способствующее формированию традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.
Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.
Цель интерактивного занятия: способствовать осознанию учащимися, что буллинг – это негативное социальное явление в любом его проявлении.
Задачи:
- познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;
- расширить представления учащихся о проблеме буллинга;
- разобрать причины возникновения этой проблемы и позиции каждого участника такой ситуации;
- развивать умение учащихся анализировать художественное произведение, находить тему и идею фильма;
- формировать умения формулировать свою нравственную позицию по данной теме;
- воспитывать у школьников толерантное отношение к чужому мнению.
Учебно-методическое обеспечение: короткометражный фильм «Не ПРОСТО пустяк», созданный учащимися в рамках проекта «Простые истины».
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход занятия
Все слова далее принадлежат педагогу.
Мы с вами сейчас увидим фильм, снятый вашими ровесниками – участниками проекта «Простые истины». В этом фильме они рассматривают очень важную проблему, с которой сталкиваются не только дети и подростки, но и взрослые. В этом фильме небольшая история девушки, оказавшейся в непростой ситуации. Внимание на экран.
Просмотр фильма «не ПРОСТО пустяк»
- Хронометраж: 7 мин 26 с.
- Сценарий – Карина Тимакова, Елизавета Стрелкова, Надежда Павлюк, Кристина Горбунова.
- Режиссер – Карина Тимакова
- Производство: Студия театральных и киноминиатюр «Колибри», Центр «Солнечный», г. Рыбинск, 2022 год.
После просмотра фильма педагог проводит обсуждение фильма.
В вашей школьной жизни были ли такие ситуации, какие происходят с героиней фильма? (ответы участников)
Как вам кажется такое часто случается? (ответы участников)
Давайте рассмотрим, с чем столкнулась героиня фильма «не ПРОСТО пустяк». Как это можно назвать? (ответы участников)
Буллинг – это систематические агрессивные действия, направленные против одного человека или нескольких человек. Другими словами, это систематическое насилие, унижение, оскорбление, запугивание одних школьников другими.
Формы могут быть различными: насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и другие.
Есть несколько видов буллинга:
- физический – это физические действия против человека (толчки, пинки, побои и прочее);
- вербальный – это словесные оскорбления, угрозы, насмешки, уничижительные высказывания, сексуальные и расистские комментарии, клички и прочее;
- социально-психологический – это психологическое давление и социальная изоляцию (с помощью сплетен, слухов, игнорирования, бойкота, манипуляций);
- экономический – это отбор денег, вещей, порча одежды и имущества, вымогательство;
- кибербуллинг – это почти все вышеперечисленное через социальные сети и электронную почту.
С каким или с какими видами буллинга столкнулась героиня фильма? (ответы участников)
Да с несколькими: вербальный (группа девушек), физический (группа юношей) и социально-психологический – она явно изгой в своем классе.
Об этом явлении вы не раз слышали. Но сможете ли вы его распознать или понять, если это будет происходить у вас на глазах или с вами? Предлагаю небольшое упражнение «Верите ли вы?».
Педагог зачитывает или раздает листы с утверждениями, а учащиеся выбирают «верные или не верные утверждения», обосновывая свой выбор. Педагог комментирует и поясняет факты.
Примерный список утверждений:
- Буллинг осуществляется преднамеренно (верно, агрессор всегда отдает отчет о своих действиях и действует обдуманно)
- Буллинг появился только в недавнее время (не верно. Это явление описывается еще в начале 19 века)
- Жертвами буллинга становятся тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе, пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые люди (верно. Интроверты тревожные или послушные дети с большей вероятностью станут жертвами. Дети, у которых снижено чувство собственного достоинства, могут привлекать детей, склонных к агрессии. Дети, страдающие депрессией или состояниями, связанными со стрессом, также могут чаще подвергаться травле, что часто усугубляет их состояние. Также жертвами могут стать успешные дети, которым завидует агрессор, и дети, чья внешность отличается от общепринятых норм)
- Буллерами становятся несчастные, неуверенные в себе, но скрывающее это под маской агрессии люди (не верно. Как правило самооценка у них достаточно высокая)
- Достаточно припугнуть агрессора, и он отстанет от своей жертвы (не верное. Буллинг перейдет в другие формы, но ситуация не изменится)
- Родители агрессора часто считают, что их ребенок ведет себя правильно, не реагируя на его поведение (верно. Иногда родители не считают нужным замечать, что их ребенок – агрессор. Как правило это возникает тогда, когда некоторые формы насилия допускаются внутри семьи, когда насилие в семье – норма)
- Для буллинга характерно неравенство сил агрессора и жертвы (верно. Агрессор всегда сильнее, изобретательнее и на его стороне всегда есть сторонники (преследователи) или наблюдатели)
- Буллинг почти всегда публичен, у него есть наблюдатели – те, кто видит, но не вмешивается (верно. Наблюдателями могут двигать мотивы: страх оказаться на место жертвы или испортить свои отношения с буллером, нет эмпатии по отношении к жертве, ложно понимание, что нельзя выдавать взрослым секреты школьной группы, или понимание, что взрослые не помогут)
Продолжаем говорить о фильме. Давайте вспомним, сколько участников буллинга мы видим в фильме (участники отвечают)
Это Вера, героиня фильма, ее мама, школьный психолог, одноклассники Веры – показано, что их семь человек, директор школы и в детстве Веры – учительница рисования и мальчишки во дворе.
Давайте рассмотрим и опишем, почему основные персонажи фильма поступают именно так в данной ситуации. Предлагаю разделиться на подгруппы и «примерить» на себя роль участников. Выбирайте карточки.
Как видите, на них указан персонаж фильма и что вы должны описать:
- «Вера» – описать причины, которые сделали ее жертвой буллинга.
- «Мама» – описать принципы, которыми она руководствовалась и руководствуется в воспитании Веры.
- «Одноклассники» – описать причины, которые побуждают их себя так вести по отношении к Вере. (при большом количестве участников можно сделать две карточки – «Одноклассницы Веры» и «Юноши – одноклассники»)
- «Школьный психолог» – описать причины, почему она не помогла Вере, когда та ей пожаловалась.
Педагог предлагает на выбор карточки, на которых обозначаются персонажи фильма «Вера», «Одноклассники», «Мама Веры», «Школьный психолог», и указано, что именно участники должны описать.
Участники в подгруппах выполняют задание. Затем проходит обсуждение. Участники одной подгруппы зачитывают описание, участники других подгрупп соглашаются или нет с ними, и привносят свои дополнения.
Как видим, в ситуации буллинга у каждого есть свои мотивы, причины, своя степень заинтересованности или равнодушия. Как же можно и нужно поступать, если возникла такая ситуация? Давайте порассуждаем об этом с помощью упражнения «Дерево предсказаний».
Небольшая схема – своеобразное дерево предсказаний, где вопросы - это ствол, варианты развития событий – ветви, а листья – аргументы в пользу предположений или мнений. Продолжаем работать в подгруппах.
Проводится упражнение «Дерево предсказаний». Участники в подгруппах рассматривают по предложенной схеме ситуации с точки зрения того персонажа, который они выбрали ранее, предполагают варианты развития событий, и обосновывают их аргументами.
Это упражнение помогает участникам посмотреть на ситуацию и возможно поведение в определенной роли участников буллинга, а также выстроить предположения по поводу развития сюжетной линии жизненной ситуации, показанной в фильме.
Количество «ветвей» может быть не ограничено или, наоборот, сведено к 2-3. Количество аргументов так же не ограничено.
Тема нашего занятия звучит так: «В мою жизнь ворвался буллинг». Как видим, в ситуацию буллинга втянуты очень много участников, и каждый из них может вот так сказать. И что делать в этом случае и как поступать, каждый делает свой выбор. Об этом мы сегодня с вами много говорили.
Великий физик Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Если вы хотите изменить что-то малое в своей жизни – измените отношение, но если вам нужны большие перемены. – меняйте мышление».
И в завершении давайте подойдем к теме буллинга с точки зрения ассоциаций. Постараемся образно представить это негативное явление. А делать мы это будем с помощью синквейна.
Синквейн - это не рифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам:
- существительное, обозначающее предмет или явление
- два прилагательных, его описывающих,
- три глагола, передающих его действие,
- законченная фраза из четырех слов, которая передает отношение к этому слову,
- заключительное слово-ассоциация или словосочетание, обобщающее сказанное.
Как правило в синквейне автор выражает свое отношение в предмету или явлению.
Итак, первое слово сиквейнв – «буллинг».
Участники составляют синквейны и зачитывают полученные, педагог комментирует и проводит небольшое обсуждение.
Вариант синквейна:
Буллинг
Отвратительный, бесчеловечный
Отравляет, заражает, убивает
Это зло надо искоренять
Проблема
Ссылка на фильм: https://rutube.ru/video/ddb64ea8102bc0f540fbfb6426b6afc4/
Легоцкая Вера Сергеевна
Бобровницкая Виктория
Надежда Алексеевна Паршукова
Бобровницкая Виктория
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Бобровницкая Виктория
Кияйкина Наталья Федоровна
Бобровницкая Виктория