Интервью о профессии: учитель начальных классов
– Расскажите о себе и своей профессии. Кем Вы работаете и как долго в этой профессии?
– Я работаю учителем начальных классов уже 32 года. Учителем я хотела стать с детства, мечтала посвятить себя этой профессии, но в педагогический институт после школы не поступила и собиралась идти на бухгалтера. Моя классная руководительница помогла мне устроиться в школу.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– Я всегда любила маленьких детей. Родители тоже сыграли определенную роль. Мама всегда прививала уважение к учителям, даже когда мне покупали новое платье, она говорила, что я красивая как учительница, и мне с детства казалось, что учитель – это хороший, прекрасный человек.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
– Мне нравится работать не со взрослыми, а с детьми. Дети могут многому научить. Если я поступлю неправильно или оценку поставлю несправедливую, они всегда скажут. Они учат справедливости и терпению. Дети все замечают, все видят, с ними интересно общаться.
– Что является самым сложным в Вашей работе?
– Я начала работать в школе сразу после 10 класса. Сначала было тяжело. Что-то не получалось, чего-то не знала. Старшие наставники научили меня писать планы, правильно объяснять материал. Потом в педучилище похвалили, сказали, что опыт видно.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
– Я с детства хотела быть учителем. И ни разу не пожала, что пришла работать в школу. Я считаю, что если любишь свою работу, то все получится, и работать будет интересно. Мне нравится общаться с детьми и нравится моя профессия.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
– Я считаю, что если не любишь детей, то в школе делать нечего. Это главное. Нужно терпение – иногда нужно и потерпеть. Важно быть строгим, честным, порядочным, без вредных привычек. Ведь дети как губка впитают поведение старших.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
– Если не любишь детей – не стоит идти в педагогический. Однажды на практике у нас была студентка. На перемене дети шли ко мне, а к ней не подходили. Позже она призналась, что детей не любит, а в учителя пошла, потому что мама так сказала. В школе она сейчас не работает.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
– Сначала я получила образование в педучилище, потом в институте. Учитель должен знать все: постоянно учиться, читать, проходить курсы. Но теории не достаточно. Я считаю, что все приходит с опытом. Ты начинаешь себя проявлять только на практике.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Нужно быть добрым, энтузиастом, исполнительным и дисциплинированным человеком, потому что дети берут пример с учителей. Важно, конечно, быть общительным, потому что общаться приходиться очень много, и с детьми, и с родителями, к каждому нужно найти подход.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
– Сейчас зарплата у учителей не плохая. Когда начинала работать, получала 60, потом 80 рублей. Дополнительный доход приносит квалификация, категория, пенсия. Но и расходы бывают: на свои деньги приходиться покупать тетради, ручки, бумагу.
– Были ли у Вас примеры для подражания? На кого Вы стремились быть похожей?
– У меня всегда в памяти моя первая учительница. Я часто вспоминала, как она вела себя с нами, как находила с нами общий язык, как водила нас на экскурсии. Я всегда мечтала быть учителем и каждый день ждала ее, чтобы проводить до дома.
– Что Вы считаете своим преподавательским триумфом?
– В моем классе учился агрессивный мальчик. Я разговаривала с ним после уроков, терпела его выходки, но не жаловалась его маме, чтобы не накручивать ее. По окончанию школы мама поблагодарила меня, сказала, что сын изменился. Теперь он взрослый, окончил институт, у него своя семья.
– Знаете ли Вы, как сложились судьбы Ваших учеников? Не забывают Вас они?
– Мне интересно, как сложилась их судьба. Бывшие ученики приходят в гости, не забывают. При возможности передаем друг другу приветы. В этом году я заболела, не пришла на вечер встреч, а выпускники приехали ко мне домой с букетом цветов.
– Есть ли у Вас любимчики?
– У меня нет любимчиков. Я ко всем отношусь одинаково. Нет плохих ребятишек, все дети хорошие, каждому свое. Есть слабые в учебе, есть сильные, есть ленивые, а плохих нет. У каждого свои особенности, и я стараюсь их раскрыть.
– Какие качества важно воспитывать в детях?
– Я стараюсь воспитывать в детях доброту. Главное – быть хорошим человеком, неважно как ты учишься и какие у тебя таланты, из какой ты семьи. Я всегда говорю детям, что они все равны. Прежде всего нужно оставаться порядочными людьми.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2015»