Реферат на тему «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи старшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 30 January


 

Содержание


 

1.Введение……………………………………………………………………………2

2.Цели и задачи………………………………………………………………………4

3.Актуальность……………………………………………………………………….5

4. Виды мнемотаблиц………………………………………………………………..6

5. Последовательность работы с мнемотаблицами………………………………..7

6. Диагностика на начало работы с мнемотехникой………………………………9

7. Дидактические игры с использованием мнемотаблиц…………………………10

8. Вывод………………………………………………………………………………12

9. Используемая литература………………………………………………………….13

10. Приложение……………………………………………………………………….14


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

Исследователи из Университетского колледжа Лондона изучили с помощью томографии головной мозг 8 человек, считавшихся чемпионами мира по способности к запоминанию информации. Оказалось, никаких особых секретов у этих людей нет, их головной мозг ничем не отличается от мозга человека с «нормальной забывчивостью», а феноменальная память – следствие умелого применения мнемотехники.

Мнемотехника (она же мнемоника – искусство запоминания), совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций и связей. Великий оратор Марк Туллий Цицерон обладал удивительной способностью – произносить по памяти длинные речи. Тексты его выступлений изобиловали множеством фактов, цифр, цитат, но Цицерон выступал, не пользуясь никакими записями. Цицерон мог воспроизвести по памяти огромное количество информации, благодаря изобретенному им методу «Цицерона». Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек.

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цели и задачи


 

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Актуальность

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Виды мнемотаблиц

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляет воспитатель, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Последовательность работы с мнемотаблицами

Для работы с мнемотаблицами нужно придерживаться определенного плана.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Где можно использовать мнемосхемы?

Обогащение словарного запаса.

Обучение пересказу.

Составление рассказов.

Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

Отгадывание загадок.

Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов .При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже можно использовать мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Диагностика на начало работы

В начале своей работы на средней группе с детьми 4-5 лет я провела диагностику в образовательной области –речевое развитие(приложение №1)

Исходя из результатов диагностики, среднее значение итогового показателя по каждому ребенку на начало учебного года -2,4.

Следующим этапом работы было составление перспективного планирования занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники (приложение №2).

Свою работу я начала с поэтапного использования мнемотехники. В процессе работы я использовала не только мнемотаблицы для заучивания стихотворений, мнемотаблицы для составления рассказов, алгоритмы для описательных рассказов,а так же скороговорки и загадки в мнематаблицах.

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дидактические игры с использованием мнемотаблиц

Мнемотехника многофункциональна. На основе использования её приёмов можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

В процессе своей работы я подобрала серию дидактических игр и упражнений, направленных на увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на умение составлять описательные рассказы, передавать связно и выразительно художественный текст, на составление сказок, творческих рассказов.

Примеры дидактических игр

1.Дидактическая игра «Лото – «Живой мир».

Задачи игры:

закрепить знания о диких и домашних животных;

учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам;

обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных;

подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных;

развивать умение употреблять предложения сложных конструкций;

воспитывать культуру речи;

развивать координацию движений и умение владеть своим телом при показе пантомимы.

Мотивация: Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.

Правила игры: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.


 


 

2.Игра «Какая сказка спряталась?»

Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.

Вариант№2.

Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.

3. Игра «Угадай, кто я?»

Развивает словарный запас, расширяет представления детей о характерных признаках и повадках животных.

Цель: составить описательный рассказ о животном.

Ход игры.

Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ.

Вариант №2 Детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ.

Вариант №3 Ребёнок сам создаёт мемотаблицу о каком – либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.

4. Игра «Фантазёры».

Цель: развивать умение составлять творческие рассказы; закрепить понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец), учить использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Для игры необходимо изготовить общую карту – схему и две карты схемы – помощницы для составления рассказов. Можно использовать общую карту - схему для составления рассказов, можно привлекать карточки из других схем. У каждого рассказа, составленным ребёнком должно быть: название, интересное содержание и конец.

Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно передать сюжет, не сбиваясь от начала до конца.


 


 


 

 

Вывод

После года работы с детьми, используя в своей деятельности мнемотехнику, я провела еще раз диагностику детей по речевому развитию. Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) стал 3,9. Результаты детей выросли.

Итак, используя мнемотехнику в процессе образовательной деятельности, я предполагаю, что у детей:

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

Таким образом, мнемотехника может успешно использоваться педагогами и родителями для развития связной речи ребенка, а также для совершенствования его психических процессов – памяти, мышления, воображения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература:

-Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.

-Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.

-Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.

-Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.

-Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.

-Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.


Приложение №1

Перспективное планирование занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники

Сентябрь

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Цель: Выявить у детей уровни развития речи.

Октябрь

1 неделя

Знакомство с мнемокарточками.

Цель: Упражнять в подборе слова к заданной картинке.

Октябрь

2 неделя

Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка», «Бычок». Цель: Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки.

Октябрь

3 неделя

Составление предложений об осени.

Цель: Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку.

Октябрь

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».

Цель: Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы, с помощью воспитателя.

Ноябрь

1 неделя

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад».

Цель:Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку.


 

Ноябрь

2 неделя

Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу.

Ноябрь

3 неделя

Составление рассказа «Встречаем гостей».

Цель: Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Ноябрь

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Репка».

Цель: Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы, соотносить символы со знакомыми образами.

Ноябрь

5 неделя

Составление рассказа о домашнем животном.

Цель: Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Декабрь

1 неделя

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог».

Цель: Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку.

Декабрь

2 неделя

Составление рассказа о зиме.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь детей.


 

Декабрь

3 неделя

Пересказ русской народной сказки «Колобок».

Цель: Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. Развивать речь и память детей.

Декабрь

4 неделя

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка».

Цель: Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

Январь

1 неделя

Составление предложений о профессии повар.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Январь

2 неделя

Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири».

Цель: Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.

Январь

3 неделя

Пересказ русской народной сказки Сказка «Теремок».

Цель: Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу, соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь.

Февраль

1 неделя

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик».

Цель: Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, память, внимание детей.

Февраль

2 неделя

Составление рассказа о диком животном.

Цель: Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Февраль

3 неделя

Составление рассказа о папе.

Цель: Формировать умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы. Активизировать словарь по лексической теме.

Февраль

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Три медведя».

Цель: Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу, совершенствовать диалогическую речь.

Март

1 неделя

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме».

Цель: Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы. Развивать речь и память детей.

Март

2 неделя

Составление рассказа о маме.

Цель: Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы. Активизировать словарь по лексической теме.

Март

3 неделя

Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке».

Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Март

4 неделя

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу.

Совершенствовать диалогическую речь.

Март

5 неделя

Составление рассказа о весне.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь детей.

Апрель

1 неделя

Составление рассказа о птицах.

Цель: Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу. Активизировать словарь по лексической теме.

Апрель

2 неделя

Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят».

Цель: Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь, память, внимание детей.

Апрель

3 неделя

Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей».

Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Апрель

4 неделя

Отгадывание загадок.

Цель: Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей.

Май

1 неделя

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик».

Цель: Закреплять способность с помощью мнемотаблицы, выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Май

2 неделя

Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь».

Цель: Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Развивать диалогическую речь детей.

Май

3 неделя

Отгадывание загадок.

Цель: Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей.

Май

4 неделя

Составление рассказа о лете.

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь детей.


 


 


 


 


 


 


 


 

22

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации