Исследовательский проект. «Кока-кола – что мы о ней знаем? Правда или ложь!»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40 города Тюмени
Исследовательский проект.
«Кока-кола – что мы о ней знаем?
Правда или ложь»
Выполнила: Мишкова Валерия,
ученица 3 «В» класса
Научный руководитель:
Дмитриева Алёна Александровна,
учитель начальных классов,
высшей категории.
2020 г.
Аннотация
Современный человек живёт совершенно не так, как раньше. Ритм жизни ускоряется. Наши родители постоянно заняты. Не хватает времени, чтобы приготовить здоровую домашнюю пищу. В это время возросла популярность газированных напитков. У напитка Кока-Кола всемирная слава и известность! Реклама соблазняет нас на каждом шагу!
Вот на экране телевизора с шипением отлетает крышечка, появляется лёгкое облачко брызг, красивая соломенно-кофейная жидкость с шипением выливается в стакан! Как хочется глоточек этого чудесного напитка!
Из разных источников мы узнаём, что Кока-Кола…удаляет ржавчину с металлических предметов; заменяет бытовую химию, что ею можно чистить посуду от накипи, что она отпугивает насекомых на приусадебных участках; растворяет мясо и капроновые колготки; портит зубы, вредно влияет на организм человека.
И я решила узнать, как взаимодействует напиток с различными веществами, влияет ли он на наш организм, действительно ли напиток Кока-Кола разрушает зубы?
Цель работы : выявить влияние напитка Кока-колы на организм школьника
Задачи:
Получить больше информации о Кока-Коле, узнать состав напитка.
Провести опрос среди учеников моего класса, который поможет определить, насколько популярен данный напиток у школьников.
Провести эксперименты, которые помогут определить и понять процесс взаимодействия напитка с различными веществами.
Необходимо выяснить наносит ли вред организму Кока-Кола.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы узнать как взаимодействует этот напиток с различными веществами, влияет на растущий организм школьника, действительно ли «Кока-Кола» разрушает зубы?
Гипотеза: Кока-кола вкусный и полезный напиток.
Объект исследования: свойства кока-колы.
Предмет исследования: влияние кока-колы на организм ребёнка.
Новизна работы заключается в том, что впервые обобщены материалы и эксперименты о вреде и пользе Кока-колы.
Методы исследования:
1. Работа с информационными источниками.
2. Эксперимент.
3. Социальный опрос
4. Изучение и обобщение информации.
Материалы для проведения экспериментов: «Кока-Кола», вода, посуда, молоко, монеты, яичная скорлупа, кухонное полотенце.
Практическая значимость работы: рекомендовать результаты исследования для самопознания и правильного выбора напитков
Результаты и выводы. Кока – кола – атрибут молодежи. Именно на подростков делают ставку производители и рекламодатели кока – колы. А подростки, как правило, не любят выделяться из своей среды. Им комфортнее быть как все. О последствиях в таком возрасте, к сожалению не задумываются…
Выполнив данную работу мы убедились, что кока кола не таки уж и безобидные продукты, как нам рекламируют с экрана и из средств массовой информации. Изучив материал, выяснили, что в продаже имеются продукты, содержащие опасные и безопасные пищевые добавки.
Теперь я могу сказать смело, что Кока-Кола отрицательно влияет на организм человека: она вызывает расстройство желудка, ведёт к разрушению эмали зубов, вызывает аллергию.
Изучая этот напиток, я узнала ответы на все вопросы, которые возникли у меня. Это исследование ещё раз убедило меня в том, что для получения ответов на вопросы не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто самим устроить лабораторию! Спасибо за внимание!
Результат исследования: презентация "Польза или вред кока-колы", создание буклетов.
Оглавление
стр.
Введение…………………………………………………………………………….................. 1
1.Теоретический обзор проблемы ……………………………………………….................…2
1.1. Из истории создания напитка «Кока-кола»…………………………………....................2
1.2. Состав и свойства напитка «Кока-кола» …………………….………………...................2
2.Практическая часть изучения проблемы…………………….……….…………...................3
2.1. «Кока-кола» сточки зрения врачей …………………………………………..................…3
2.2. Популярность напитка «Кока-кола» ……………………………………….................…..5
2.3. Определение влияния напитка «Кока-кола» на живые организмы ……….................…8
2.4.Рекомендации о здоровой замене напитка «Кока-кола»……...…………….................…9
Заключение ………………………………………………….……………………................…10
Список источников информации…………………………………...………….................…...11
Приложение 1. Примерная анкета для школьников………………..………................……..12
Приложение 2. Грозит ли Кока-Кола зубам.............………………..……….................……..13
Приложение 3. Разрушительная сила ортофосфорной кислоты………......................……..14
Приложение 4. Сильногазированный напиток приводит к повышенной кислотности.......14
Приложение 5. "Молоко!"............................................………………..……..............………..15
Приложение 6. Рецепт «домашней кока-колы»………………………………..................…..16
Приложение 7. Памятка для одноклассников ……………………………………..................17
Введение
«Кока-кола» - всемирно известная торговая марка. Многие дети и взрослые любят этот темно-коричневый ароматный напиток. Как только по телевизору звучит музыка, едет новогодний фургон, а с экрана подмигивает веселый белый мишка, мы вспоминаем про Новый год, и хочется купить бутылочку «Кока-колы». Однако мама говорит, что этот напиток не очень полезен, и его пить нельзя. Очень захотелось узнать, так ли это?
Цель работы : выявить влияние напитка Кока-колы на организм школьника
Задачи:
Получить больше информации о Кока-Коле, узнать состав напитка.
Провести опрос среди учеников моего класса, который поможет определить, насколько популярен данный напиток у школьников.
Провести эксперименты, которые помогут определить и понять процесс взаимодействия напитка с различными веществами.
Необходимо выяснить наносит ли вред организму Кока-Кола.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы узнать как взаимодействует этот напиток с различными веществами, влияет на растущий организм школьника, действительно ли «Кока-Кола» разрушает зубы?
Гипотеза: Кока-кола вкусный и полезный напиток.
Объект исследования: свойства кока-колы.
Предмет исследования: влияние кока-колы на организм ребёнка.
Новизна работы заключается в том, что впервые обобщены материалы и эксперименты о вреде и пользе Кока-колы.
Методы исследования:
1. Работа с информационными источниками.
2. Эксперимент.
3. Социальный опрос
4. Изучение и обобщение информации.
Материалы для проведения экспериментов: «Кока-Кола», вода, посуда, молоко, монеты, яичная скорлупа, кухонное полотенце.
1.Теоретический обзор проблемы
1.1. Из истории создания напитка «Кока-кола»
В 1886 году фармацевт Джон Пембертон работал над созданием тонизирующей микстуры от усталости, стресса и зубной боли. Он применил вытяжку из листьев южноамериканского растения коки и африканских орехов кола. Впервые этот напиток начали продавать в аптеках. Кока-кола была изобретена как лекарство.
Название же напитка впервые записал через дефис бухгалтер Фрэнк Робинсон, который первым попробовал «микстуру от нервов».
Изначально сироп кока-колы был негазированным и состоял всего из двух компонентов. Это была густая сладкая жидкость бурого цвета. Продавали ее в простых стеклянных бутылках. Очень часто ее покупали для борьбы с головной болью, разводили обычной водой и пили. Однажды аптекарь поленился идти к крану за водой и развел микстуру для покупателя газированной содовой. Посетителю было все равно, его мучила головная боль. Он залпом выпил шипучую «Кока-Колу» и воскликнул: «Здорово! Это куда лучше, чем с водопроводной водой!». Вскоре все в Атланте стали пить кока-колу с газированной содовой.
Таким образом, кока-кола из сиропа превратилась в газированный напиток.
В России этот напиток появился в 1989 году.
1.2. Состав и свойства напитка «Кока-кола»
Современная «Кока-кола» очень отличается по составу от своего предшественника. На упаковке мы узнали состав кока-колы: вода; сахар; диоксид углерода; натуральный краситель; ортофосфорная кислота; кофеин; ароматизаторы.
Изучая отзывы о кока-коле и свойствах данного напитка в интернете, мы сделали вывод, что о нем существует много интересных, а порою пугающих слухов. Перечислим некоторые из них.
1. «Кока-кола» растворяет различные продукты питания, при растворении образует пену.
2. Данным напитком можно отмыть ржавчину и другие пятна.
3. Напиток используют для борьбы с вредителями на полях Азии.
4. За ночь "Кока-кола" может растворить зуб.
5. «Кока-Кола» - хороший кондиционер для волос.
6. Напиток окрашен канцерогенным красителем, вызывающим рак.
Данные факты вызвали у меня интерес. Однако некоторые из них требуют проверки. Возможно, они приближают нас к определению достоверности гипотезы.
Практическая часть изучения проблемы
Информация, которую мы получили в ходе изучения теоретических источников, привела нас к пониманию необходимости практического изучения вреда всеми любимого напитка.
Для достижения цели исследования мы использовали интервью, наблюдение, эксперименты, анкетирование.
«Кока-кола» сточки зрения врачей
Мы провели интервью с детскими врачами городской поликлиники № 8 - заведующей "Центром здоровья" - Смирнова Татьяна Михайловна, врач - педиатр - Савина Мария Михайловна и гигиениста - стоматолога - Бронникова Инна Владиславовна. Это помогло нам ответить на вопросы о составе изучаемого напитка, свойствах его компонентов и возможном влиянии на человека. Данные, полученные в ходе беседы, мы отразили в таблице 1.
Таблица1.
Состав напитка «Кока-кола», его свойства и влияние на человека
Компонент напитка | Свойства | Влияние на человека |
Вода | Жидкая | Необходима для жизни |
Сахар | Водорастворимый углевод | Безвреден при умеренном потреблении |
Ортофосфорная кислота | Бесцветная Водорастворимые кристаллы Без запаха Средней силы Пищевая добавка | Вызывает повышение кислотности организма. Кислая среда вызывает рост бактерий в организме, благоприятна для процесса гниения. Для борьбы с кислотой организм использует кальций, который заимствует из костей и зубов. Все это приводит к развитию кариеса, повышается риск переломов костей. В избытке вредна для желудка. |
Диоксид углерода | Не имеет запаха Без цвета Растворяется в воде Образует слабую кислоту | Не токсичен и не опасен для здоровья человека. Угольная кислота проявляет антимикробные и обеззараживающие свойства, поэтому нужна для хранения напитков. |
Краситель карамель | Темно-коричневая жидкость Горький | Является слабым канцерогеном, и может послужить причиной раковых заболеваний и проблем с желудочно-кишечным трактом. |
Кофеин | Бесцветный Горький | Небольшие дозы помогают бороться с сонливостью, снимают усталость, бодрят, повышают активность. Высокие дозы могут привести к истощению нервных клеток. Способен вызывать кратковременное учащение пульса и повышение артериального давления. |
Кошениль | | Но исследователи установили, что эта загадочная секретная добавка не что иное, как натуральный краситель «кармин» или пищевая добавка «кошениль», добываемая из кошенильных червяков. В пищевой промышленности этот экстракт также известен как карминовая кислота. Кошениль же – это общее название нескольких видов насекомых из разных семейств подотряда кокцид, самки которых используются для получения красной краски кармина. |
Мы понимаем, что «Кока-кола» имеет и положительные эффекты. Например, утоление жажды, повышение активности, бодрости. Некоторые компоненты проявляют себя, как враги микробов. Однако о вреде добавок, входящих в состав напитка, свидетельствует большее количество фактов. Кислота, краситель и кофеин это те вещества, которые вызывают сбой в человеческом здоровье. Возможны такие заболевания, как язва желудка, рак, гипертония. Таким образом, наша гипотеза нашла частичное подтверждение.
Популярность напитка «Кока-кола»
В начале изучения темы, мы предположили, что «Кока-кола» очень популярна, нравится многим людям. Но так ли это на самом деле?
Энциклопедия «Википедия» объясняет популярность напитка «Кока-Кола»: «Безалкогольный газированный напиток, самый дорогой бренд в мире».
«Кока-Кола» вездесуща! Реклама соблазняет нас на каждом шагу! Вот на экране телевизора красиво с шипением отлетает крышечка, появляется лёгкое облачко мельчайших брызг, соломенно-кофейная жидкость с красивым, разжигающим жажду звуком врывается в стакан! Как же хочется глоточек этого чудесного напитка! «Кока-Кола» – хозяйка сайтов в Интернете.
Слова «Рождество», «Кока-Колa», «Санта-Клаус» очень тесно связаны с «засевшим» в нашу память мотивом «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит…». В том, что мы теперь представляем Санта-Клауса в виде почтенного, упитанного старичка, одетого в красное, виноваты американский художник Хеддон Сандблом и компания «Coca-Cola».
Шел 1931 год, когда упомянутая компания по производству прохладительных напитков решила превратить святого-эльфа-гнома в зеленых чулочках в любезного старичка - рекламный символ торговой марки «Coca-Cola». Санта-Клаус с бутылкой кока-колы в руках, путешествующий на оленьей упряжке и пробирающийся через каминные трубы в дома к детям, чтобы принести им подарки, этот толстячок в красном колпаке с белой опушкой, и такого же цвета шароварчиках и курточке, стал фотомоделью.
И теперь в преддверии Нового года на экранах наших телевизоров мелькают поезда и грузовики, гружёные «сказочным» напитком.
Далее мы решили, провести анкетирование среди учеников 3 класса, чтобы выяснить предпочтения школьников в напитках. В опросе принимало участие 33 ученика. В анкете ребятам предлагалось ответить на вопрос: «Какой напиток нравится вам больше всего?». Был представлен выбор напитков: фруктовый сок, кока-кола, минеральная вода. Анкетирование выявило результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Популярность напитка «Кока-кола» среди детей нашего класса
Название напитка | Количество выборов |
Фруктовый сок | 21 чел. |
Кока-кола | 3 чел. |
Другие газированные напитки | 2 чел. |
Свой вариант | 7чел. |
| |
|
Делаем вывод, проблемы регулярного употребления Кока-Колы не обнаружена среди учеников начальной школы, ребята не злоупотребляют напитком. Мы задали взрослым (учителям, родителям) вопрос: «Получается, что ребята в начальных классах более благоразумны, чем старшеклассники? Они пьют «правильные» напитки, а ученики старших классов напротив, предпочитают раскрученный бренд «Кока-Кола». И ни какие «книжные» утверждения о вреде здоровью в этом случае не действуют. Может быть они правы?». На что родители высказали некоторые предположения: «Детей – учеников начальных классов контролируют родители, они отвечают за жизнь и здоровье ребёнка, стараются уберечь от употребления нездоровой пищи. Ученики старших классов более самостоятельны в выборе, родители не всегда могут повлиять на их решение, потому и растёт количество подростков, часто употребляющих Кока-Колу. Мы думаем, что причинами популярности напитка является и то, что Кола имеет сладкий, густой, насыщенный вкус, и то, что разлит напиток в разнообразную удобную, яркую упаковку, он очень популярен за границей, потому модный».
Опрос показал, что ребята подозревают, что напиток не очень полезен для здоровья, они всё равно покупают его!
Определение влияния напитка «Кока-кола» на живые организмы
Существует мнение учёных, что животные на уровне инстинктов выбирают более полезную пищу.
Первый эксперимент: мы провели на курином яйце. Поместили сырое яйцо в стакан с напитком, наблюдали за ним яйцом одну неделю. Через четыре дня скорлупа стала коричневого цвета, как кока-кола. Сама же газировка посветлела. Скорее всего, это можно объяснить тем, что скорлупа впитала в себя краситель. На скорлупе появились незначительные трещины.
Делаем вывод, зубы человека могут пострадать из-за частого употребления «Кока-колы».
Второй эксперимент: «Разрушительная сила ортофосфорной кислоты». Мы погрузили в Кока-Колу тусклую монету на несколько дней. После купания в ванне с Кока-Колой монетка блестит.
Делаем вывод в силе ортофосфорной кислоты, которая вступает в реакцию и удаляет ржавчину, очищает тусклые металлические предметы.
Третий эксперимент : "Очищение накипи в чайнике с помощью «Кока-колы»". Для опыта взяли чайник с накипью, налила в него «Кока-колу» и вскипятила. Затем вылила из чайника «Кока- Колу» и ополоснула чайник водой. Накипь исчезла.
Делаем вывод, что в «Кока–коле» есть такие вещества, которые удаляют налет от чая и даже накипь.
Четвертый эксперимент: «Сильногазированный напиток приводит к повышению кислотности». Нам нужно было убедиться, что в данный напиток очень газирован и способен превращаться в «шипучее» вещество если взаимодействует с ментоловыми леденцами. Для этого мы опустили в стакан с Кока-Кола леденец «Ментос». Данный напиток стал сильно шипеть и пениться, появилась белая пленка на поверхности.
Делаем вывод, что Кока-кола очень газирована и образуется повышенная кислотность. Значит если ребенок будет есть сладкую ментоловую конфету и запивать данным напитком оно способно вызвать у него рвоту, так как в желудке образуется кислота способная вызывать шипение.
Пятый эксперимент: «Кока – кола и молоко!».
Мы взяли бутылочку кока-колы и налили в нее 1\3 стакана молока. Через 40 минут часть кока-колы обесцветилась, сверху появился коричневый творог и снизу темно-коричневый осадок, выглядело это очень неприятно. Через два часа – это была уже кашеобразная масса темно-коричневого цвета с бесцветной жидкостью в центре бутылки.
Делаем вывод, что Кока-Кола при взаимодействии с молочными продуктами вызывает закваску и брожение., то же самое будет происходить в желудке ребенка, если он решить выпить этот напиток, то есть кока-колу и молочный продукт.
Результаты исследований подтверждают, что напиток «Кока-кола» вредный, если его пить в больших количествах. А это согласуется с гипотезой, выдвинутой в начале работы над темой.
Рекомендации о здоровой замене напитка «Кока-кола»
Вся информация и практические выводы привели нас к пониманию необходимости найти полезную замену напитку «Кока-кола». С этой проблемой мы обратились к медицинскому работнику нашей школы. Пожидаева Л.И. предложила употреблять для утоления жажды минеральную воду, ягодные морсы. Компоты так же можно употреблять, но в меньшем количестве, потому что они готовятся с применением сахара.
Что делать, если очень хочется именно тёмного и ароматного напитка, каким является «Кока-кола»?
Мы нашли интересный рецепт домашней «Кока-колы» и приготовили его дома с родителями. Напиток получился коричневый, но не такой тёмный. Ароматный и вкусный, отдалённо он напомнил рекламный напиток, изучаемый нами. Попробовав его, мы пришли к выводу, что наша «домашняя копия кока-колы» может быть оригинальным утолителем жажды для детской компании.
Нам захотелось поделиться своими выводами с одноклассниками, и мы разработали памятку для детей «Кока-кола: пить или не пить. Полезная копия». В ней мы отразили рекомендации по правильному выбору напитков, рецепт домашней колы. Планируем представить свой опыт первоклассникам, чтобы они как можно раньше узнали о вреде данного напитка.
Заключение
Начиная исследование, мы выдвинули гипотезу: «Кока-кола» - вредный или полезный для детей продукт. В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Газированный напиток отрицательно влияет на человеческий организм:
кофеин приводит к перевозбуждению нервной системы;
сахар и краситель окрашивает, а так же разрушает эмаль зубов;
ортофосфорная кислота вымывает кальций из организма;
напиток, соединяясь с другими продуктами в желудке, приводит к пенообразованию, выделению углекислого газа, что может вызвать рвотную реакцию.
Своим близким и одноклассникам посоветуем пересмотреть свое отношение к «Кока-коле», обратить внимание на ее отрицательное влияние на организм. Планируем продолжить работу над исследованием, организовать выступление на классном часе для первоклассников, посвященном здоровому питанию.
Список источников информации
Майкл Блендинг «Кока-кола – грязная правда» - Издательство «Альпина Бизнес бук»-2010 год.
«Основы безопасности жизнедеятельности»,серия «Школа России» // Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский.-М.:Просвещение, 2010г.
Кока-кола является причиной переломов//Независимая газета, 21.11.2003г.
http://allforchildren.ru/why/misc30.php
Приложение №6.
Р
Рецепт домашней колы:
1)Натереть на мелкой тёрке цедру лимона и апельсина.
2)Сахар на сковороде разогреть до образования карамели коричневого цвета.
3) Добавить кофе, кориандр, корицу, мускатный орех, ваниль.
4)Все перемешать.
5)Залить газ водой.
6)Еще раз перемешать.
Напиток готов!
Приложение № 7.
Б уклет для одноклассников
1 лист
______________________________________________________________
2 лист