К. В. Воронов- выдающийся земляк нашего края, учитель, воин – защитник, видный организатор музейного дела

3
0
Материал опубликован 27 October

Методическая разработка «К. В. Воронов- выдающийся земляк нашего края, учитель, воин – защитник, видный организатор музейного дела»

Пояснительная записка

Каждому ребёнку необходимо знать историю своего края, места, где родился и вырос, и известных людей своего края.

 Актуальность разработки заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков. Есть люди, которые, посвятив всю свою жизнь любимому делу, внеся огромный вклад в развитие своего села, района, остаются малоизвестными.

Цель:   расширить   и   углубить   знания   учащихся   о     выдающихся   людях  родного края.

Задачи:1)познакомить учащихся с биографическими данными и творчеством выдающихся людей Чувашии. 2) патриотическое и эстетическое воспитание. 3)развитие   речи,   расширение   круга   социальных понятий. 

Журналист. Добрый день, ребята! Перед вами журналист газеты «Советская Чувашия». Наша газета проводит опрос в школах Чувашии о том, каким годом объявлен 2025 год в нашей стране? Знаете ли вы об этом?

Ведущий 1. Добрый день. Мы рады вас приветствовать в нашей школе, в чувашско-сорминском крае. Все мы знаем, что 2025 год объявлен Годом защитника Отечества, с которых мы должны брать пример.

Журналист. Ребята, а есть в вашем крае такие люди, о которых бы вам захотелось рассказать нам, и чтобы о таких людях знали не только вы, но и по всей стране?

Ведущий 2 У каждого края есть свои проповедники национальной культуры, зовущие народ к возрождению. Одним из таких людей, преданных родному краю был Кирилл Васильевич Воронов.   Пройдясь по старинному селу Чувашская Сорма, вы обязательно увидите большое здание с заветной надписью «В Чувашско-Сорминском народном краеведческом музее 1979-2000 годах работал его основатель- заслуженный работник культуры Российской Федерации и Чувашской Республики Воронов Кирилл Васильевич». По другую сторону двери здания скрываются не просто кабинеты, за ней –история родного края. Даже слегка приоткрыв музейную дверь, уже попадаешь в невероятный сказочный мир тайн и загадок. Царящий здесь дух невозможно спутать ни с чем, переступая порог, ты попадаешь в другое измерение, где остановилось время.


t1761561077aa.gif


Мемориальная доска на здании Чувашско-Сорминского СДК


Учитель: Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры… Хранить память об этом учителе, краеведе, организаторе народного музея– это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками…

Журналист: Ребята, а что вы знаете о создателе своего музея?

t1761561077ab.jpg

Ведущий 3:Воронов Кирилл Васильевич родился 1 мая 1914 года в деревне Верхние Хоразаны Ядринского уезда Казанской губернии(ныне Аликовский район Чувашской Республики) в крестьянской семье. Вырос Кирилл в  дружной многодетной семье- с сестрами Каролиной, Елизаветой, Татьяной, Кристиной и братом Виктором.  Оставшись в восьмилетнем возрасте без отца, он с детства познал тяжелый крестьянский труд.

Ведущий 4. В 1922 году пошел в 1 класс Чувашско-Сорминской начальной школы, а затем во вновь открытую школу-шестилетку. После окончания Тиушской ШКМ в 1929 году поступил учиться в Чебоксарский педагогический техникум. С 1932 по 1934 годы работает учителем начальных классов Чувашско-Сорминской, в 1934-1935 годах – учителем биологии Русско-Сорминской семилетней школы. А в 1936- 1938 годы К. В. воронов обучался в Чувашском государственном учительском институте по специальности «естествознание».

Ведущий 1. Накануне войны в 1939 году Воронов призван в ряды Красной армии. С начала Великой Отечественной войны воевал под Перемышлем. В составе воинской части попал под окружение врага. В начале января 1942 года, после выхода из окружения, оказался в партизанском отряде, организованном в селе Милечь Почепского района Брянской области, был назначен начальником санитарной службы отряда. В сентябре 1943 года после соединения партизанов Брянщины с наступающими частями Красной армии Воронов был отправлен на родину. А в 1944 году снова определен в учебный полк, где проходил службу до окончания войны. К. В. Воронов награжден медалями «Партизану Отечественной войны», «За боевые заслуги», «За оборону Киева» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»

Ведущий 2. 1 марта 1946 года К. В. Воронов был назначен инспектором школ Аликовского РОНО. К этому времени он имел общий стаж педагогической работы 14 лет. До 1981 года, получив квалификацию учителя биологии в Чувашском государственном педагогическом институте имени И. Я. Яковлева в 1962-1965 годы, он работал учителем биологии, директором школы в школах Аликовского района.

Ведущий 3. Дальнейшая его жизнь связана с организацией и развитием Чувашско-Сорминского музея, и до конца своих дней Кирилл Васильевич преданно служил музейному делу в должности директора. Являясь действительным членом Географического общества СССР, в 1994 году ему присвоено звание «Народный академик Чувашии», а затем за заслуги в области культуры он получил звание Заслуженный работник культуры Чувашской АССР и Российской Федерации». За плодотворную работу К. В. Воронов награжден почетными грамотами Министерства просвещения Чувашской АССР, Министерства культуры РСФСР и Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры и многими другими грамотами.

Ведущий 4. Скончался Кирилл Васильевич Воронов 12 февраля 2001 года на 87-ом году жизни. Решением Собрания депутатов Аликовского района от 14 апреля 2001 года Чувашско-Сорминскому народному музею присвоено имя его создателя К. В. Воронова. Дело его жизни продолжили Э. В. Николаев, Е.Л. Ефимов, С.П. Николаева, Н.П. Ильин, А. Ю. Николаева, Ю. П. Степанова, пополняя и расширяя фонды отделов, экспозиций музея.

Ведущий 1. Хорошо, что есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.​​​​​​​

Учитель Сейчас мы предлагаем совершить экскурсию по отделам и фондам музея. Музей состоит из таких отделов и залов: отдел этнографии, отдел литературы, отдел Боевой Славы, отдел народного образования, отдел природы.

Ведущий 2. Перед нами отдел этнографии. Оказавшись в окружении предметов старины, которые теперь ушли из нашего быта, пытаешься определить, какой цели служил тот или иной предмет. Для нас, молодежи, прежние орудия труда, всевозможная посуда из дерева, глины, стекла, изготовленная нашими предками, старинная национальная одежда верховых и низовых чувашей, самодельные ткани- как бы в диковинку, а в народном музее сковывают наше внимание, вызывая каждый из них к себе повышенный интерес. Все эти предметы, которыми пользовались когда-то люди, имелись в каждой чувашской семье. Теперь посетив музей, мы можем вновь прикоснуться к ним.

Учитель. У передней стены мы видим разные сурбаны, которые имели различную длину, ширину, орнаментацию. Привлекают внимание женская и мужская одежда, сшитые из домотканых тканей. Осматривая старинную одежду и украшения к ней, мы обращаем наш взор на всевозможные орудия труда, необходимые для изготовления ниток и холста из конопли.


t1761561077ad.jpg t1761561077ae.jpg


В каждом хозяйстве чуваш были такие орудия труда, как мялка, трепало

мотовило, ткацкий станок. Здесь же станок для витья веревок, крюк для вытягивания кожи.

Ведущий 3. Особенно богата коллекция инвентаря для приготовления и приема пищи, хлебов, начиная с орудий для подготовки почвы, сева, прополки и уборки: мотыга, лукошко, серпы, ступа, старинная ручная мельница. Невозможно себе представить быт чувашской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомойники. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения. В отделе музея выставлены все эти предметы крестьянского быта. Здесь же мы увидим и деревянные поварешки различных назначений.

t1761561077af.jpg

Ведущий 4.О лаптях много наслышан и стар, и млад. Мы здесь увидим лапти разных размеров. Экспонируются и другие изделия из лыка. Вот рядом с лаптями лукошко из бересты. Представляют большой интерес для посетителей отдела музея изготовленные из древесины налоговые бирки, счетные палочки, на которых сельский староста отмечал денежные налоги крестьян. Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, чуваши создали множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

t1761561077ag.jpg


Учитель: Ознакомившись с отделом этнографии, мы идем в комнату, расположенную напротив. Вступив в мир книг и журналов, изданных в дореволюционное время, в первые годы Советской власти, каждый не прочь полистать их, вникнуть в их содержание. Надо полагать, что население сорминского края следило за изданием литературы на чувашском языке, особенно календарей. В музее хранится огромное количество книг, изданных в губернском центре –Казани, большая часть которых религиозного характера. Музей располагает и книгами, изданными в г. Симбирске.

Ведущий 1: Прикоснись к чужой судьбе  и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Самым огромным отделом стал отдел Боевой Славы. Не обошла война стороной и Чувашско-Сорминское поселение, население которого внесло вклад в общую борьбу наших народов за свободу Родины. С началом Великой Отечественной войны десятки односельчан обратились в райвоенкомат с просьбой отправить на фронт для борьбы с фашизмом. Многие заявления, напечатанные на страницах районной газеты, находятся в витрине музея. Кирилл Васильевич собрал и фотографии солдат-сверхсрочников, которые участвовали в боевых действиях афганской и чеченской войн, в специальной военной операции.

Учитель: В музее часто проводятся уроки мужества. Сотрудник музея устраивает для школьников встречи с воинами –афганцами и с теми, кто побывал в горячих точках во время службы.

Ведущий 2 : За отделом Боевой Славы идет коллекция отдела народного образования, которая отражает состояние народного образования сорминского края в дореволюционный и советский периоды. Освещается деятельность чувашского просветителя И. Я. Яковлева для Аликовского района. Из документов мы узнаем, что более 60 человек были воспитанниками славной школы. В музее хранится скрипка и камертон, подаренные И. Я. Яковлевым на выпускном вечере нашему земляку из. Яныши Ф. Ф. Филиппову. При осмотре экспозиции нельзя не обратить внимание и на документы, выданные училищными советами, земскими училищами в царское время.


t1761561077ah.jpg

Ведущий 3 : Самым интересным отделом стал отдел природы, который собирался и продолжает пополняться. Рядом с картиной лесной чащи в зеленом наряде, занимающий всю переднюю стену, мирно стоит бурый медведь и любуется медвежонком, который расположился возле него. Тут и чучела других обитателей леса нашего края: зайца-беляка и зайца-русака, белки. Лисицы, ондатры, суслика, ласки, бурундука. В настоящее время в музее собраны чучела более 40 птиц.

t1761561077ai.gif

Ведущий 4. В отделе постоянную «прописку» нашла черепаха, которая привлекала посетителей музея. Кирилл Васильевич проявлял особую заботу о своей любимице: кормил сочными листьями трав, купал в ванне. А зимой впадал в спячку. Вниманию посетителей привлекает Красная книга, куда занесены сведения об исчезнувших и редких в наших местах зверях и птицах. На одной из витрин можно увидеть окаменелых морских животных, которые обитали здесь в далекой древности. Особенности экспонатов из коллекции музея является то, что они служат не только предметом осмотра посетителями во время экскурсий, но и используются в качестве экспонатов на уроках биологии, географии.

Ведущий 1.  Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.


t1761561077aj.jpg


Учитель: Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Ребята, мы увидели, какую работу проделал К. В. Воронов с 1968 года, как из школьного музея, благодаря его кропотливому труду, наш музей стал известен не только в нашем районе, но и в республике. Таким образом, мы можем назвать К. В. Воронова настоящим защитником Отечества, учителем, воином – защитником, видным организатором музейного дела. Кирилл Васильевич сам себе поставил памятник - он создал уникальный народный музей, ставший своеобразной школой, помогающей изучению нашего прошлого и настоящего. Сегодня музей по праву носит имя основателя. А музейные реликвии - это живые голоса истории, окно в будущее.





t1761561077ak.jpg

Использованная литература: Л.А. Ефимов «Край чувашский, край Сорминский: история и современность» Чебоксары 2020.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.